Режиссерская экспликация — презентация
logo
Режиссерская экспликация
  • Режиссерская экспликация
  • Режиссерская экспликация
  • Режиссерская экспликация
  • Часть 1. Режиссерский анализ драматического материала Первое впечатление
  • Режиссерская экспликация
  • ИЗУЧЕНИЕ АВТОРА
  • ИЗУЧЕНИЕ ПЬЕСЫ
  • ФАБУЛА ПЬЕСЫ
  • Режиссерская экспликация
  • КОНФЛИКТ ПЬЕС
  • СЮЖЕТ ПЬЕСЫ
  • ТЕМА ПЬЕСЫ
  • ИДЕЯ ПЬЕСЫ
  • СВЕРХЗАДАЧА АВТОРА
  • ЧАСТЬ 2. РЕЖИССЕРСКИЙ ДЕЙСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫ
  • ПЕРЕСКАЗ ПЬЕСЫ
  • РАЗБИВКА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ ПЬЕСЫ НА ЛАГЕРЯ
  • ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ
  • Режиссерская экспликация
  • СОБЫТИЙНЫЙ РЯД ПЬЕСЫ
  • ИСХОДНОЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
  • ВЕДУЩЕЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
  • ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ
  • ОСНОВНОЕ СОБЫТИЕ
  • ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
  • ФИНАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
  • ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ
  • МЕСТО ДЕЙСТВИЯ ПЬЕСЫ
  • ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПЬЕСЫ
  • Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
  • Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
  • Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
  • Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
  • Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
  • Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
  • Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
  • Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
  • Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
  • Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
  • Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
  • Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
  • Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
  • Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
  • Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
  • Режиссерская экспликация
1/45

Первый слайд презентации: Режиссерская экспликация

Составил: Педагог дополнительного образования Фатеева Светлана Юрьевна Иркутск, 2020 год

Изображение слайда

Слайд 2: Режиссерская экспликация

это разработка замысла будущего спектакля. Экспликация пишется в произвольной форме и носит личностный характер. Это размышления по поводу пьесы, ее действенный анализ, наброски мизансцен; характеристики персонажей; определение стиля и жанра, особенностей актерского исполнения; разработка решения спектакля во времени и пространстве.

Изображение слайда

Слайд 3

Режиссерская экспликация является лишь предварительным планом, и в нем должен содержаться ответ на следующие три основные вопроса: Зачем я ставлю? Что я ставлю (анализ драматического материала)? Как я ставлю? (способы решения)

Изображение слайда

Записать свои эмоциональные отклики: что взволновало, что вызвало отрицательное отношение, какие-то неожиданности в построении пьесы и т.д. Все это может пригодиться, при разработке режиссерского постановочного плана. Может стать отправной точкой в поиске атмосферы спектакля, образа, ключевого режиссерского решения, сценографии.

Изображение слайда

Слайд 5

Следует записать и первое понимание темы и идей пьесы. Читая пьесу, а тем более знакомясь с нею впервые, мы еще не смотрим на нее с чисто профессиональных позиций – «как я буду делать». Пока мы находимся в роли нашего будущего зрителя, т.е. испытываем на себе эстетическое воздействие пьесы как литературы, как художественного произведения. Конечно, мы не можем отрешиться от профессионального взгляда на читаемую пьесу. Поэтому, если возникнут какие-то видения той или иной картины, сцены, эпизода, необходимо это записать.

Изображение слайда

Это не просто изложение биографии автора. Необходимо разобраться в мировоззрение автора, особенностях его художественного стиля. Попытаться понять сверхзадачу творчества автора. Для этого необходимо познакомиться с историческими условиями его жизни, с социальными условиями и окружением, с тем как все влияло на формирование эстетических, нравственных, религиозных убеждений автора. Здесь же записать свое видение связи времен – того, когда жил и творил автор, и нашего. Это подход к выяснению актуальности пьесы для нашего времени. Все это, конечно, касается авторов прошлых времен.

Изображение слайда

Слайд 7: ИЗУЧЕНИЕ ПЬЕСЫ

Когда была написана пьеса? Какое место занимает она в творчестве автора? История ее возникновения, если это известно, имеет принципиальное значение. Особенности построения пьесы. Как написана – проза или поэзия? Почему? Особенности композиционного построения пьесы? Почему? Стилистические особенности пьесы («стиль – отбор однородных выразительных средств» (мера условности изображенной автором жизни). Дать определение жанра пьесы. История сценической жизни данной пьесы. Собрать как можно больше исследований по пьесе, рецензии на постановки.

Изображение слайда

Слайд 8: ФАБУЛА ПЬЕСЫ

«Связь последовательность авторского повествования называется фабулой произведения …..Сюжет - это связь к последовательность самих действий и событий, изображаемых в произведении. Фабула -это связь и последовательность повествования о них. Сюжет - это то, о чем повествуется, фабула - это то, как повествуется"

Изображение слайда

Слайд 9

Изложение фабулы пьесы - это пересказ содержания путем изложения действенных фактов - их причинно-следственной связи и временной последовательности. Составив таким образом всю картину "происшествия" мы можем дать версию о сути случившегося, т.е. можем говорить о Конфликте произведения.

Изображение слайда

Слайд 10: КОНФЛИКТ ПЬЕС

Но прежде, чем говорить о главном конфликте пьесы, разберемся в конфликтных взаимоотношениях персонажей, составим своеобразные линии конфликтных взаимосвязей, следуя по линии фабулы пьесы. Проясним симпатии и антипатии персонажей, их позиции по отношению друг к друг по ходу развития действия пьесы. Таким образом, из мелких конфликтных ситуаций, мы сможем составить общую суть конфликта всего "происшествия"' т.е. всей пьесы. Анализ конкретных конфликтных столкновений персонажей поможет нам в определении главного конфликта пьесы на уровне идейных столкновений героев "от частного к общему". Линий конфликтных взаимоотношений персонажей - это предварительная схема для дальнейшей работы режиссера по действенном анализу пьесы, который будет осуществляться во втором разделе режиссерской экспликации спектакля.

Изображение слайда

Слайд 11: СЮЖЕТ ПЬЕСЫ

Поняв взаимоотношения персонажей в ходе развития и завершения конфликта пьесы, имея формулировку главного конфликта пьесы, мы можем дать изложение сюжета пьесы. «Сюжет близок к фабуле, но носит в отличии от нее более общей характер»

Изображение слайда

Слайд 12: ТЕМА ПЬЕСЫ

Определенный круг вопросов, поставленных художником в произведении искусства и раскрытых на определенном жизненном материале. Следовательно, определение темы пьесы - это выявление той жизненной социально значимой проблемы, которую автор ставит для исследования в своем произведении. Но прежде чем дать формулировку темы пьесы, следует проследить весь путь "жизни" каждого персонажа. Как он появляется в пьесе? Что с ним происходит? Чем заканчивается его судьба? Не надо давать еще подробного изложения характера, не надо говорить о его целях и задачах. Имея представления о том, что происходит с каждым персонажем, мы выйдем на понимание общей проблемы, т.е. проблемы, которая объединяет всех героев разбираемого нами "происшествий".

Изображение слайда

Слайд 13: ИДЕЯ ПЬЕСЫ

Дать не просто формулировку идеи пьесы, как главной мысли произведения, не просто определить: как разрешается поставленная в пьесе проблема. Определить идейное содержание пьесы - это разобраться в отношении автора ко всему кругу жизненных проблем, окружавших его и взятых для художественного "исследования"

Изображение слайда

Слайд 14: СВЕРХЗАДАЧА АВТОРА

Для чего автор написал данную пьесу, что он хотел сказать людям свои произведением? Почему именно на этом жизненном материале? Здесь же дать связь с современностью, осмыслить пьесу с позиций сегодняшнего дня, исходя из явлений общественной жизни, волнующих нас сегодня. Это уже подход к "моему" режиссерскому замыслу.

Изображение слайда

Эта часть работы уже подход к режиссерскому замыслу. На данном этапе режиссер не просто разбирается в идейно-смысловой сути выбранного драматургического материала и автора, а на их основе выделяет действенную структуру пьесы. Именно действенную, т.е. из чего возникает действие и как оно развивается? Что приводит к столкновению персонажей? Как они борются друг с другом за свои интересы? Чем завершается их борьба и что это дает зрителю? Что он понял, какие выводы для себя сделал, с какими мыслями ушел из зала?

Изображение слайда

Слайд 16: ПЕРЕСКАЗ ПЬЕСЫ

Это не повторное изложение фабулы или сюжета, не восстановление в памяти сущности пьесы. Наш пересказ - это уяснение того, что происходит в пьесе, уяснение цели событий, как явлений, составляющих разбираемое (проживаемое) нами происшествие. Пересказ надо делать в хронологической последовательности, т.е. не так как написана, а как развиваются события, составляющие сюжет всей разбираемой нами истории.

Изображение слайда

Слайд 17: РАЗБИВКА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ ПЬЕСЫ НА ЛАГЕРЯ

Здесь мы расставляем героев по разные стороны баррикад. Линией раздела является основной конфликт пьесы. Одна группа персонажей (лагерь) своими действиями (поступками ) устремлениями утверждает идею пьесы. Вторая группа стремиться ее разрушить, противостоит ей, мешая ее утверждению. Первая группа - это лагерь сквозного действия пьесы, т.е. действия, которое работает на утверждение идеи пьесы Вторая группа - это лагерь контрсквозного действия пьесы, т.е. действия, которое препятствует утверждению идеи пьесы. В каждом лагере определяем лидера. Надо помнить, что на протяжений развития пьесы персонажи могут перемещаться из лагеря в лагерь. Но в момент разрешения конфликта пьесы обязательно определяется, кто из лагеря контрсквозного действия переходит в лагерь сквозного.

Изображение слайда

Слайд 18: ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

Для того, чтобы дать характеристику персонажа, необходимо внимательно читать пьесу. Смотреть кто что говорит друг о друге. Анализировать поступки персонажа. Кроме определения характера персонажа надо дать представление о характерности

Изображение слайда

Слайд 19

Теперь необходимо дать определение «зерна» образа для каждого персонажа. "Зерно" образа - это образное выражение сути характера. Дать определение сквозного действия каждого персонажа и его сверхзадачи. Внимательно проследить за всеми физическими действиями каждого персонажа. Надо просто выписать все физические действия каждого действующего лица.

Изображение слайда

Слайд 20: СОБЫТИЙНЫЙ РЯД ПЬЕСЫ

Все обстоятельства делятся на три круга: 1. Большой - время, эпоха, среда и т.д. 2. Средний - сама пьеса 3. Малый - то, что касается человеческого действия. Обстоятельства определяют и начало и окончания действия. Итак: - Изложим события (обстоятельства) пьесы в их хронологическом последовательности. - Выделим события (обстоятельства) работающие: - на сквозное действие - на контрсквозное действие. - Выделим из всего событийного ряда события (обстоятельства) определяющие главную действующую структуру пьесы. В нее входят: 1. Исходное предлагаемое обстоятельство. 2. Ведущее предлагаемое обстоятельство. 3. Исходное событие 4. Основное событие 5. Центральное событие 6. Финальное событие 7. Главное событие

Изображение слайда

Слайд 21: ИСХОДНОЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Обстоятельство связанное с «болью» автора. Оно является основой пьесы, почва для развития событий. Оно не меняется в течение всей пьесы, и только в главном событии что-то может произойти и измениться. Пример: «Ромео и Джульетта» - вражда двух семей «Горе от ума» - фальшивая Москва

Изображение слайда

Слайд 22: ВЕДУЩЕЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Обстоятельство, которое определяет главный конфликт, борьбу по сквозному действию. Оно вступает в действие в основном событии. Ведущим обстоятельством испытывается прочность исходного. Значит в основе главного конфликта пьесы лежит столкновение двух обстоятельств – исходного и ведущего. Пример : «Ромео и Джульетта» - встреча Ромео и Джульетты «Горе от ума» - приезд Чацкого

Изображение слайда

Слайд 23: ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ

Событие, с которого начинается процесс в пьесе. Оно начинается за рамками пьесы и оканчивается на сцене Пример: «Ромео и Джульетта» - гулянка молодых людей « Горе от ума» - свидание Софьи и Молчалина

Изображение слайда

Слайд 24: ОСНОВНОЕ СОБЫТИЕ

событие, определяющее дальнейший ход пьесы. Пример: «Ромео и Джульетта» - Встреча Ромео и Джульетты породила их любовь. Встреча обстоятельство, ставшее причиной любви,

Изображение слайда

Слайд 25: ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

Высшая точка борьбы по сквозному действию. Событие, после которого пьесы не может идти иначе. Пример: «Ромео и Джульетта» - убийство Тибальда «Горе от ума» - Объявление Чацкого сумасшедшим

Изображение слайда

Слайд 26: ФИНАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

Здесь ведущее предлагаемое обстоятельство исчерпывает себя. Здесь заканчивается борьба по сквозному действию. «Ромео и Джульетта» - смерть главных героев пьесы « Горе от ума» - отъезд Чацкого

Изображение слайда

Слайд 27: ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ

Начинается и заканчивается на сцене или заканчивается уже после закрытия занавеса. « Ромео и Джульетта» - примирение враждующих семей. (отцы протягивают друг другу руки) После закрытия занавеса предполагается окончание вражды или ее продолжение.

Изображение слайда

Слайд 28: МЕСТО ДЕЙСТВИЯ ПЬЕСЫ

Проследить за ходом смены мест действия необходимо, чтобы быть готовым к работе с художником. Кроме того, мы сможем отчетливо представить себе заложенную автором динамичность действия пьесы. Имея ясную картину перемене мест действия, количество перестановок режиссер может реально подходить к поиску художественно-конструктивного решения. Эта несколько технологическая процедура, а не художественная, необходима режиссеру. Мы должны всегда думая» об оптимально ни, чтобы не терялось много в художественном отношении при показе спектакля на выездных площадках по сравнению со стационаром. Перечислив все места действия и количество перестановок, необходимо дать свои предварительные соображения о возможности конструктивного решения, о значении предложенного автором построения пьесы.

Изображение слайда

Слайд 29: ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПЬЕСЫ

Это уже более конкретный подход к будущему режиссерскому замыслу. Мостик от объективного изучения автора и пьесы к «моему» субъективному восприятию автора и пьесы. Надо объяснить почему взял именно эту пьесу. Чем привлекла? Связь с современностью. Возможно эта совершенно новая работа для театра. Возможность попробовать актеров в новом жанре, новой проблеме, т.е. новый этап в творческом развитии театра.

Изображение слайда

Тема: Торжество искреннего, непосредственного чувства над холодным и бесстрастным разумом. Идея: Триумф дружбы и любви. Сверхзадача: Для истинной дружбы нет преград. « Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи? Да ничего!»

Изображение слайда

Слайд 31: Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Характеристика персонажей : Сказочник - добрый, чистый помыслами и душой, гуманист и альтруист. Иногда может становиться беспомощным, как, к примеру, в сцене боя с Советником Снежной Королевы. Настойчив, целеустремлен, верит в торжество добра. Кай - умный, веселый и добрый. Становится равнодушным и хладнокровным, лишь с помощью колдовства Снежной королевы. Доверчив, поэтому попадает к Снежной королеве. Любит Бабушку и Герду. Герда - умная, добрая, храбрая, нежная, целеустремленная. Герда - настоящий преданный друг, она проходит через массу испытаний, чтобы выручить друга из беды. Она не боится Снежной королевы. Вызывает у всех симпатию, кроме Советника и самой Снежной Королевы. Бабушка - очень любит своих внуков. Переживает за них. Она очень добрая и заботливая, что прослеживается в ее отношении к детям - Герде и Каю. Советник - умный, жестокий, хладнокровный. Ради карьеры готов на все. Он четко выполняет все приказания Снежной королевы. Правая рука Снежной королевы. Снежная королева - красивая, умная, хладнокровная и одинокая светская «ледяная дама». Ее гложет одиночество, ей нужен кто - то из мира людей, чтобы сделать из него свое подобие и ее выбор падает на Кая. Ей нравится смелость и некоторая дерзость Кая. Снежная королева не переносит, когда с ней спорят или перечат, она привыкла к безграничной и холодной власти. Она никого не жалеет и ни о чем не сожалеет. Недаром Северный Олень предупреждает Герду, что Снежная Королева очень жестока и зла. Ворон - мудрый, добрый и преданный своей Кларе. Он с большим желанием помогает Герде. Ворона - в принципе, этот тот же самый типаж, что и ее возлюбленный Ворон Карл плюс некое воронье женское обаяние. Она также с огромным удовольствием помогает Герде. Принц Клаус - умный, но простой мальчик. Он понравился Принцессе и Эльза оставляет жить его во дворце. Он ценит это. Культурен, интеллигентен, а еще он добрый. Он просто разговаривает с Принцессой, ему неважно - королевской она крови или нет. Для него, она просто - девочка, милая, нежная и добрая. С удовольствием помогает Герде. Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Изображение слайда

Слайд 32: Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Характеристика персонажей : Принцесса Эльза - она королевской крови, но вместе с тем юная Эльза немного не похожа на своих соратниц по трону. Она умная и ей совершенно не нравится, что ее не воспринимают, как обыкновенную девочку, поэтому она и объявляет конкурс женихов. О простой и доброй натуре Принцессы Эльзы говорит то, что ее избранник - обычный мальчик, и она с удовольствием помогает Герде. Король - скорее к нему применимо понятие «Королек». Он хоть и государь, но зачастую ведет себя не как взрослый, а как большой ребенок. Немного инфантилен и боязлив. Вместе с тем он хитер и делает не совсем честные поступки. Он путем обмана перетягивает Герду на свою половину. Король - трусоват, он отступает перед Советником, выполняя его указания. Атаманша - властная, грубоватая дама с неким шармом. Она возглавляет разбойников, и статус ее обязывает. Обожает лишь только свою дочь, во всем ей потакает и идет навстречу всем ее желаниям. Она отдает Герду Маленькой разбойнице. Первый разбойник - предан Атаманше, исполняет все ее приказания. Он не просто исполнитель, он еще и главный помощник Атаманши, не зря же он - первый разбойник. Маленькая разбойница - эта девочка напоминает мальчика. Дерзкая, смелая, не боящаяся ничего на свете, ни считается, ни с чьим мнением, она привыкла, чтобы все считались с ней. Знает, что она у матери любимая дочь. Привыкла, что все самое лучшее достается только ей, она просто забирает у Герды все вещи, которые ей подарила Принцесса Эльза. Вместе с тем Маленькая разбойница очень одинока, ведь ее окружают лишь только разбойники, а у них свои разговоры и свои развлечения. А это ли нужно маленькой девочке. Вот поэтому она безумно рада Герде и даже не хочет отпускать ее. Северный олень - умный, добрый и свободолюбивый. Ему трудно находится в плену у Маленькой разбойницы. Он гордый и честный. Олень провожает Герду вплоть до самых владений Снежной королевы и предупреждает Герду о том. Что ожидает ее дальше. Стражники - преданные слуги Его Величества Короля. Лакеи короля - преданные слуги Его Величества Короля. Разбойники - верны разбойничьему делу, живут по приказу Атаманши ограблениями, любят после «дела» повеселится. Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Изображение слайда

Слайд 33: Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Выбор актеров Желательно, чтобы детей, а их в данной пьесе немало (Герда, Кай, Принцесса Эльза, Принц Клаус, Маленькая разбойница) исполняли дети в возрасте от 12 до 14 лет. Данный отроческий возраст наполнен еще пока что детской наивностью, верой в чудеса и добрые сказки, исполнен большой жизненной энергией. На роль Снежной королевы и Советника желательно, чтобы выбор пал на актеров невозмутимых и аристократичных в обыденной жизни. С высокой культурой, повышенным интеллектом и некоторой холодностью в человеческих отношениях. На роль Сказочника необходим молодой человек 16 - 20 лет, энергичный, с открытой располагающей к себе внешностью, милый и добрый. Выбор остальных героев постановки лучше всего провести на основе некого кастинга, как сейчас это модно. И исходя из индивидуальных свойств характера. Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Изображение слайда

Слайд 34: Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Определение сверхзадачи персонажей Сказочник - помочь Герде спасти Кая. Кай - стать прежним добрым мальчиком Каем. Герда - спасти Кая. Бабушка - создавать тепло и уют. Советник - подчиняться Снежной королеве, сделать блистательную карьеру при ее дворе. Снежная королева - оставить Кая у себя навечно. Ворон - помочь Герде. Ворона - помочь Герде. Принц Клаус - помочь Герде. Принцесса Эльза - помочь Герде. Король - показать свою власть, слушаться Советника. Атаманша - управлять разбойниками, потакать дочери. Первый разбойник - всячески выказывать свою преданность Атаманше. Маленькая разбойница - оставить Герду у себя, далее помочь Герде. Северный олень - вырваться на волю. Помочь Герде. Стражники - исполнять приказы Короля. Лакеи короля - исполнять приказы Короля. Разбойники - подчиняться Атаманше. Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Изображение слайда

Слайд 35: Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Сквозное действие (главных персонажей ) Сказочник - менять облик, с целью помочь Герде. Кай - «замерзнуть» с целью затем «растаять ». Герда - оценивать встречающихся на ее пути героев. Бабушка - заботиться и создавать уют. Советник - преследовать свои цели. Снежная королева - похитив Кая пытаться изменить мир под себя. Ворон - держаться на пару с Кларой. Ворона - держаться на пару с Карлом. Принц Клаус - во всем содействовать Эльзе. Принцесса Эльза - противостоять своему отцу, Королю. Король - обманом и хитростью добиваться своих целей. Атаманша - держать «в кулаке» своих разбойников. Первый разбойник - побаиваться Маленькую разбойницу. Маленькая разбойница - сочувствовать Герде, но бороться с собой. Северный олень - сносить тяготы неволи, чтобы вновь очутиться на желанной свободе. Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Изображение слайда

Слайд 36: Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Решение спектакля во времени, ритмах и темпах Темпо - ритм данной постановки обязан быть приподнятым и захватывающим. Все мизансцены яркими, лаконичными, подчеркивающими «пульс» происходящего действия. Все действие происходит циклически по кругу, т. е. он выходит из - за кулис, из зала и пр и также исчезает за кулисами. И за кулисами продолжается жизнь. У зрителей должно складываться впечатление абсолютного единства. Все действия не затянуты по времени, лаконичны и закончены. Общая продолжительность постановки не более - 1 часа 30 минут. Т. е каждое действие, а их в пьесе - 4, идет - 30 минут. Пролог и финал занимают по 5 минут. Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Изображение слайда

Слайд 37: Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Жанр постановки, манера актерской игры Музыкальная фантазия на тему старой доброй сказки Г. Х. Андерсена и пьесы замечательного драматурга Е. Шварца. Актеры в данной постановке должны воплотить две манеры актерской игры, это: классическая, традиционная и естественно, учитывая дух и динамику XXI века использовать веяния, так называемые «ноу - хау». Зритель должен ощущать некую дистанцию и вместе с тем, все происходит, как в знаменитой технологии 3D, т. е. не только сценографии и прочие аспекты театрального творчества, а сами актеры максимально близки и вместе с тем не досягаемы зрителю Приподнятая динамика действий персонажей, яркие выразительные эмоции, четко, ясно звучащий текст, хочу отметить, как будто идущий из самой глубины человеческой души. Все проникновенно, задача достучаться до человеческих сердец, но, ни в коем случае не наигранно и не с пафосом, это лишнее. Ярче, чем в жизни, но без китча. Необходимо тонко чувствовать грани ролей. Преимущество данной постановки в том. Что она охватывает не только лишь сцену, но зрительный зал. Герои появляются из дверей зала, на сцене, перед сценой и прочее. Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Изображение слайда

Слайд 38: Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Решение спектакля в пространстве, характере мизансцены и планировок Что касаемо данной постановки здесь должны быть использованы, как традиционное построение мизансцен, так и новые театральные технологи. И таким образом в данной постановке лучше всего использовать следующие мизансцены для наиболее выигрышного визуального восприятия: 1. Круговая - по часовой стрелке динамика движения. Против часовой - антидинамика движения. 2. Полукруг - возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Объединение, единство. 3. Диагональная - слева направо усиливает движение, начало чего либо. Справа налево - затормаживает движение, конец чего либо, в целом удваивает объем. 4. Фронтальная - необходима для укрупнения плана - подавляющее на первом плане, уравновешенная на втором плане, теневое на третьем плане. 5. Вертикальная - высота площадки работает на увеличение пространства. 6. Точечная - для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста. 7. Спиральная - от авансцены в глубь сцены, вертикальная - бесконечность. Горизонтальная - эмоциональная насыщенность. 8. Симметричная - покой, равновесие, уверенность в правоте. 9. Ассиметричная - (флюсовая) - перевес. 10. Шахматная - зрительное увеличение количества актеров. 11. Мизансцена винт - (штопор) - «вдавливание в зал». 12. Пунктир - движение - остановка - движение - остановка. Это связанно с поиском решения. 13. Барельефно - монументальная - зафиксированная неподвижность действующих лиц для выявления внутренней напряженности. Чаще всего параллельна рампе или линии сцены - в анфас. Относится к массовым мизансценам в глубине сцены либо прямо на авансцене. Стоп кадр - момент фиксации. Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Изображение слайда

Слайд 39: Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Принцип глубинного построения мизансцен: Первый план (крупный) - линия авансцены до занавеса (просцениум). Здесь можно выстраивать мизансцены для одного 2-х человек. Можно воспринимать по частям, эскиз какого то образа. 2-й план - от линии занавеса до 1-й 2-й кулисы. Хорош для групповых мизансцен. Все виды мизансцен кроме барельефном возможно выстраивать на 2-м плане. 3-й план - от третьей линии кулис к заднику. Общий план, рапиды, стоп-кадры хороши на 3-м плане. Ракурсное построение мизансцены: 1. Фас - анфас. Лицом к залу раскрывает всю фигуру человека. Его глаза, лицо. 4 случая: - вынужденность, предполагаемый объект внимания находится в зале. - когда артист хочет, чтобы партнеры не видели его глаза, физическое действие, разворачивающее актера на зал, на свет и т.д. и здесь спрятать глаза от собеседника. - невыгодность. Он однозначен. В нем нет красочности позы. - прямолинейность. 2. Полуфас - для прямого общения с партнерами, графическое движение по диагонали. 3. Чистый профиль - не видно глаз и реакции актеров, окаменелость, статика (невыгодная мизансцена). 4. Полуспинной ракурс - полностью сосредоточить зрительское внимание на главный объект, например на экран. Необходимость подчеркнуть нечто значимое (таинственное, зловещее либо фееричное). Недосказанность, интрига, определенная скромность и простота. 5. Спинной ракурс - спина - занавес, точка, завершение, молчание. Спина и гордо поднятая голова, либо спина и опущенные руки и плечи - разочарование. Спинной ракурс лучше всего доносит преодоление усталости, боли, страха. Считается, что это эпическая точка эпизода или сцены, человек будто сливается с пространством. Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Изображение слайда

Слайд 40: Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Определение событийного ряда (конкретный разбор) Экспозиция (пролог): появление и слова Сказочника, песня «Кай и Герда» (гр. «Лицей»), хореографический номер. Завязка : в доме у Бабушки, Кай и Герда играют, появление Советника. Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Изображение слайда

Слайд 41: Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Развитие действия: Действие первое. Советник просит продать розовый куст, конфликт Кая и Советника, Советник уходит и сталкивается в дверях со Сказочником, диалог Сказочника и Советника, рассказ Сказочника о снежной королеве, разбивается стекло, гаснет свет, появляется Снежная королева, знакомство снежной королевы с Бабушкой, Гердой и Каем, Снежная королева просит отдать ей Кая, Герда умоляет Бабушку не отдавать Кая, Бабушка отвечает снежной королеве отказом. Снежная королева пробует убедить Кая, тот отвечает отказом, Сказочник поддерживает его, повелительный жест Снежной королевы, «Танго Снежной королевы» (муз. М.Минков, сл. В.Коростылев ), Снежная королева целует Кая, затем она уходит, Кай меняется, он грубит всем, Герда плачет, Кай уходит спать, вызов Сказочника Снежной королеве, в записи сильная метель, занавес. Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Изображение слайда

Слайд 42: Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Действие второе. Звучит инструментальная мелодия «Встреча» А. Рыбникова, выходит Герда, встреча Герды с Вороном, диалог о Кае, появляется Ворона, рассказ о том, как Принцесса выбирала себе жениха, Герда и Вороны проникают во дворец, появление Принца и Принцессы, они играют, встреча Принцессы, Принца и Герды, рассказ Герды о Кае, Принцесса и Принц решают помочь Герде, затем они уходят, встреча Герды и Короля, Король путем обмана перетягивает Герду на свою половину, Король обманывает Герду притворяясь ее другом, стража хватает Герду, появление Советника, появление Сказочника, Сказочник освобождает Герду, Сказочник пугает Короля пистолетом, бой Советника и сказочника на шпагах, Король подставил подножку, Сказочник падает, Король приказывает схватить страже Сказочника и Герду, Герда кричит, появление Принцессы и Принца, появление Ворон с известием о карете, Герда уходит в сопровождении Принцессы, Принца, диалог Сказочника и советника, входит Король с известием, что Герда схвачена, стража вводит поочередно двух «Герд», Герды опускают муфты - это Принц и Принцесса, Сказочник ликует, Советник в гневе, динамичная инструментальная мелодия, затемнение, на заднике видео - по дороге мчится карета. Занавес. Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Изображение слайда

Слайд 43: Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Действие третье. Перед занавесом Сказочник, он вводит зрителей в курс дальнейших событий, свист, песня «Банда» (гр. «Дискотека Авария»), хореографический коллектив исполняет «Танец разбойников», в нем солирует Атаманша. Далее разбойники рассаживают в своем логове, первый разбойник вводит Советника, диалог Советника и Атаманши, Советник предлагает Атаманше ограбить золотую карету, в которой находится Герда. Он заявляет, что ему нужна лишь девчонка. Атаманша дает сигнал к ограблению, разбойники собираются на дело, звучит динамичная инструментальная мелодия, входит Бородач, просит Атаманшу взять его с собой, Атаманша оставляет его в логове, слова Советника. Диалог Советника и Бородача, шум и крики, входят разбойники, первый разбойник ведет Герду, Герда умоляет разбойников отпустить ее, разбойники лишь смеются, вбегает Маленькая разбойница, она убеждает мать отдать ей Герду, Советник возмущен, Маленькая разбойница и Герда уходят, разбойники уходят раскалывать карету, Советник предлагает Бородачу деньги, чтобы он заколол Герду, тот якобы соглашается, входит Маленькая разбойница, она прогоняет Советника, Бородач просит Маленькую разбойницу сказать Герде пару слов, Маленькая разбойница прогоняет прочь Бородача, Маленькая разбойница забирает у Герду вещи, подаренные ей Принцессой, Герда говорит о своем намерении найти Кая, Маленькая разбойница заявляет, что она никуда не поедет и останется с ней, Маленькая разбойница показывает Герде Северного Оленя, входит Атаманша, диалог Атаманши и дочери, Герда просит Маленькую разбойницу о беседе с Оленем, та против, Бородач дергает Герду за платье, Маленькая разбойница вновь гонит прочь Бородача, Герда все же уговаривает Маленькую разбойницу поговорить с Оленем, та соглашается, Олень рассказывает Герде, что видел Кая со Снежной королевой, Герда и олень умоляют Маленькую разбойницу продолжить поиски Кая, та протестует и заставляет всех лечь спать, диалог Герды и оленя. Появляется Бородач - это Сказочник, он освобождает Герду и предлагает бежать, входят разбойники, обнаруживают Сказочника, появляется Маленькая разбойница, она отпускает Герду и Оленя, Сказочник остается с Маленькой разбойницей, она плачет, песня «Кай и Герда», звучит инструментальная мелодия из спектакля «Снежная королева» (композитор -- Гельсят Шайдулова ), занавес. Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Изображение слайда

Слайд 44: Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Действие четвертое. Звучит инструментальная мелодия из спектакля «Снежная королева» (композитор - Александр Флярковский ), перед занавесом Герда и Олень, Олень прощается с Гердой, та уходит спасать Кая, звучит музыка А. Морсина «Снежный вальс», звучат фанфары, занавес открывается, исполняется хореографическая композиция на музыку А. Морсина «В зеркальном замке», на троне - Кай он складывает из льдинок слово «ВЕЧНОСТЬ», появляется Герда, она просит Кая пойти ней домой, тот безразличен к ней, Герда плачет и обнимает Кая, Кай вспоминает и уходит с Гердой, звучит песня «Кай и Герда». Занавес. Занавес открывается - декорация первого действия, появляется Маленькая разбойница и сказочник, затем Ворон, входят Принц и Принцесса, Бабушка путает их с Каем и Гердой, Сказочник рассказывает сказку про ступеньки. Кульминация : поражение и исчезновение Снежной королевы. Развязка : появление Кая и Герды. Эпилог (финал): завершающие слова сказочника и героев. Финальная песня. Режиссерская экспликация пьесы Евгения Шварца « СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Режиссерская экспликация

Не страшно делать – страшнее начать!

Изображение слайда

Похожие презентации