Первый слайд презентации: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
Слайд 2: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
1. Нормы словообразования и отступления от них.
а) соблюдение норм или правил образования слов; б) выбор того или иного слова, в составе которого есть оценочные морфемы, в соответствии с конкретной ситуацией общения.
Слайд 4: Культура речи Стилистика
— неправильный выбор приставки ( под -черк вместо по -черк, под-скользнуться вместо по-скользнуться); — неверный выбор суффикса (уклон- ств -о вместо уклон- ени -е); — ошибки в корне слова (при- урач -ива-ть вместо при- урОч -ива-ть).
Слайд 5: Предложно-приставочная взаимозависимость
от — от ( от ойти от дерева; вы — из ( вы йти из автобуса); со — с ( со йти с крыльца, с площадки); под(о) — к ( подо йти к стене); за — за ( за платить за проезд ).
Слайд 6: Вместо слов «прийти»и «выйти»звучит ошибочное:
«Я к вам в кабинет подойду...»; « Я собираюсь подъехать за товаром»; «Он отошел на несколько минут».
Слайд 7
Некоторые словообразовательные нормы. Тип ошибки Пример Правильный вариант 1. Нарушение словообразовательной структуры слова (использование отсутствующих в языке форм) Пылесосю, победю, ложу, ездию, хочут, жгёт и др. Использую пылесос, одержу победу, кладу, езжу, хотят, жжёт 2. Искусственное, не предусмотренное литературной нормой образование слов и словоформ Преклонник, учтительный, отстабилизировать, писальщик, ежица и др. Поклонник, учтивый, стабилизировать, писатель, ежиха
Слайд 8
Образование и употребление некоторых падежных форм имен существительных окончания Р.п. мн.ч. существительных (нулевое) Случаи Примеры 1. Названия большинства парных или состоящих из частей предметов Сапог, кед, чулок. НО: носков 2. Названия некоторых национальностей (чаще с основой на Н или Р) Англичан, армян, болгар, грузин, турок, румын, осетин 3. Названия лиц по принадлежности к воинским соединениям Полк гренадер, отряд партизан, рота солдат. НО: минёров, сапёров 4. Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн. числе Каникул, крестин, макарон, сумерек, шпрот 5. Некоторые существительные ж.р. Барж, кочерёг, розог, сплетен, цапель, басен, свадеб. 6.Большинство существительных среднего рода Зимовий, кушаний, ожерелий, селений
Слайд 9
Образование и употребление некоторых падежных форм имен существительных окончания Р.п. мн.ч. существительных (суффикс -ОВ) Случаи Примеры 1. Некоторые названия единиц измерения Акров, гектаров +граммов, килограммов 2. Названия многих народов Монголов, креолов, калмыков, таджиков, финнов, узбеков, тунгусов 3. Некоторые сущ., употр. только во мн.ч. и отдельные названия парных и составных предметов Бронхов, дебатов, заморозков, кандалов, очистков 2. Большинство названий овощей и фруктов Апельсинов, абрикосов, бананов, помидоров. НО: гранат, яблок
Слайд 10
Образование и употребление некоторых падежных форм имен существительных Окончания Р.п. мн.ч. существительных (-ЕЙ) Случаи Примеры 1. Некоторые существительные ж.р. Антресолей, гантелей, ведомостей, ладоней, постелей, саженей и др. 2.Некоторые сущ., не имеющие форм ед.ч. Граблей (и грабель), яслей, будней и др.
Слайд 11
Ошибки в образовании и употреблении некоторых форм имён прилагательных (степень сравнения прилагательных) Тип ошибки Пример Правильный вариант 1.Образование ненормативных для лит. Языка или грамматически ошибочных форм простой сравнительной степени. Бойчее, звончее, богатее, красившее, длиньше и др. Бойче, звонче, богаче, красивее, длиннее 2.Образование ненормативных для лит. Языка или грамматически ошибочных форм простой сравнительной степени. Соленее, сиреневее и др. Такие формы не образуются. Можно: более соленый 3. Образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм Более сильнее, самый сильнейший и др. Более сильный, самый сильный, сильнейший
Слайд 12: Ошибки в образовании и употреблении некоторых форм имён прилагательных (краткая и полная формы прилагательных)
Тип ошибки Пример Правильный ответ 1. Употребление в качестве однородных членов предложения полной и краткой форм Дом красивый и весьма прочен. Книга новая и очень интересна. Дом красивый и весьма прочный. Книга новая и очень интересная.
Слайд 13
Нормы сочетания числительных и существительными (собирательные числительные) Случай Норма 1. С сущ. м.р. и общ. рода, называющими лиц Трое мальчиков, четверо сирот 2. С сущ. дети, ребята, люди, с сущ. лицо в значении человек. Двое детей, четверо незнакомых лиц 3. Числительное оба сочетаются с сущ. м.р. и ср.р., обе – с сущ. ж.р. Обе девочки, обе кошки, обе картины, оба солдата, оба окна
Слайд 14
Употребление местоимений Правила Примеры 1. Для обозначения принадлежности 3-му лицу мн.ч. используется личное местоимение Р.п. в притяжательном значении ИХ. Их проблемы, их книги, их чувства НЕЛЬЗЯ: « ихние »!
Последний слайд презентации: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ: Нормы сочетания числительных и существительными (количественные числительные)
Случай Норма 1. С сущ., обозначающими животных Три медведя, четыре волка 2. С сущ. ж.р. Две подруги, пять дочерей 3. С неодушевлёнными существительными в косвенных падежах С двух саней, с тремя ножницами 4. С сущ., употребляющимися только во мн.ч. – начиная с пяти Пять ножниц, шесть суток, семь грабель 5. При сочетании составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, с сущ., употребляющимися только во мн.ч., рекомендуется замена на синонимы в форме ед.ч. Или употребление слов «штука», «количество» НЕЛЬЗЯ : двадцать две сутки, двадцать двое ножниц, двадцать двое грабель. СЛЕДУЕТ : двадцать два дня, двадцать три штуки ножниц, куплены грабли в количестве тридцати четырёх