СРС на тему: Эмбриология человека. Критические периоды развития — презентация
logo
СРС на тему: Эмбриология человека. Критические периоды развития
  • СРС на тему: Эмбриология человека. Критические периоды развития
  • План
  • Введение
  • История эмбриологии
  • Онтогенез
  • Периоды онтогенеза
  • Генетические основы дифференцировки
  • Критические периоды эмбриогенеза
  • СРС на тему: Эмбриология человека. Критические периоды развития
  • Постнатальный эмбриогенез
  • Критические периоды постнатального и пренатального
  • Влияние факторов окружающей среды на эмбриогенез
  • СРС на тему: Эмбриология человека. Критические периоды развития
  • Литература.
  • Благодарю за внимание!
1/15

Выполнил: Касимов Расул Факультет: Общая медицина Группа: 12-32-02 Кафедра гистологии Алматы 2013

Изображение слайда

Слайд 2: План

Введение История эмбриологии Онтогенез Периоды онтогенеза Генетические основы дифференцировки Критические периоды онтогенеза Постнатальный эмбриогенез Критические периоды постнатального и пренатального эмбриогенеза Влияние факторов окружающей среды на эмбриогенез План

Изображение слайда

Слайд 3: Введение

Эмбриология  — это наука о закономерностях эмбрионального развития зародыша. ( греч.em bryo - "в оболочках«). Эмбрион, или зародыш, — это организм, развивающийся под покровом яйцевых оболочек или внутри материнского организма в специализированном органе — матке. Эмбриональное развитие, или эмбриогенез, — это сложный и длительный морфогенетический процесс, в ходе которого из отцовской и материнской половых клеток формируется новый многоклеточный организм, способный к самостоятельной жизнедеятельности в условиях внешней среды. Введение

Изображение слайда

Эмбриология условно делится на 2 течения: преформизм и эпигенез. Преформизм - развитие организма является лишь ростом имеющегося зародыша.( Ш. Бонне) Эпигенез - для раз вития зародыша необходимы женск ие и мужские половые клетки.( Ж. Бюффон, К. Вольф, X. Пандера ) История эмбриологии

Изображение слайда

Слайд 5: Онтогенез

– индивидуальное развитие организма от оплодотворения яйцеклетки и до смерти. Типы : прямое –а)птицы(откладка яиц); б)млекопитающие(внутриутробное развитие); непрямое (метаморфоз) – а)неполный ( яйцо-личинка-взрослая особь); б)полный( яйцо-личинка-куколка-имаго ) Периоды : а) предэмбриональный ; б)эмбриональный; в)постэмбриональный Онтогенез

Изображение слайда

Слайд 6: Периоды онтогенеза

Предэмбриональный ( предзиготный ) – период образования и созревания половых клеток. Эмбриональный( пренатальный ) – с момента оплодотворения до рождения. Оплодотворение-дробление зиготы-бластомеры на периферии(бластула)-образование двухслойного зародыша(гаструла)-закладка мезодермы-органогенез. Периоды:1)начальный-1 неделя после оплодотворения; 2)зародышевый-2-9 недели; 3)плодный-9-40 недели Периоды онтогенеза

Изображение слайда

Слайд 7: Генетические основы дифференцировки

Яйцеклетка является универсальной клеткой, разные участки цитоплазмы которой имеют разный химический состав. В области анимального полюса потенции – эктодермы, в области вегетативного полюса – энтодермы, на экваторе – мезодермы. Последовательность дифференцировки: 1)первопричиной дифференцировки является химическая разнородность цитоплазмы; 2)усиливается после оплодотворения(сегрегация); 3)химическая разнородность яйцеклетки переходит в химическую разнородность цитоплазмы бластомеров; 4)в разных бластомерах имеются разные индукторы; 5)индукторы включают в работу различные транскриптоны ; 6)синтезируются разные белки-ферменты; 7)белки-ферменты катализируют разные типы биохимических реакций и в бластомерах идет синтез тканеспецифических белков; 8)образуются разные типы клеток; 9)различные типы клеток образуют разные ткани; 10)из разных тканей формируются разные органы. Генетические основы дифференцировки

Изображение слайда

Слайд 8: Критические периоды эмбриогенеза

Периоды наибольшей чувствительности зародыша к воздействию факторов внешней среды(температура, инфекции, лекарства). 3 критических периода 1)Имплантация – внедрение эмбриона в слизистую оболочку матки(6-7 дни после оплодотворения) 2) Плацентация – образование плаценты(14-15 дни после оплодотворения) 3)Роды (39-40 недели) Критические периоды эмбриогенеза

Изображение слайда

Слайд 9

Критические периоды совпадают с активной дифференцировкой клеток, с переходом от одного периода развития к другому, с изменением условий существования зародыша. При переходе зиготы к дроблению и гаструляции создаются новые условия взаимодействия клеток в единой системе. У млекопитающих имплантация бластоцисты в слизистую оболочку матки характеризуется переходом к новым условиям газообмена. Развитие плаценты и переход к плацентарному питанию и газообмену требуют новых приспособлений. Новорожденный должен приспособляться к резким изменениям условий существования и перестроить деятельность всех систем организма(кровообращения, газообмена, питания). Изменение способов питания, появление «новых» и исчезновение «старых» индукторов приводит к включению и выключению различных блоков генов и повышает чувствительность зародыша к неблагоприятным условиям среды.

Изображение слайда

Слайд 10: Постнатальный эмбриогенез

Постнатальный онтогенез начинается после рождения, где происходит дальнейшее развитие организма. Подразделяется на периоды: дорепродуктивный ( ювенильный ), репродуктивный(зрелый), пострепродуктивный (старение). Также у человека подразделяются дополнительны периоды, связанные с длительным периодом детства: 1) новорождения – 1-10 дни, период адаптации к условиям существования; 2)грудной – 11-1 год, ребенок вскармливается молоком матери; 3)раннего детства – 2-3 годы, ребенок учится ходить, говорить, познает окружающий мир; 4)первый период детства – 4-6 годы, активный интерес к окружающему; 5)второй период детства – 7-11 годы девочки, 7-12 годы мальчики, школьный период до полового созревания; 6)подростковый – 12-15 годы девочки, 13-16 годы мальчики, период полового созревания; 7)юношеский – 16-20 годы девушки, 17-21 годы юноши, период окончания роста, полового и физического созревания; 8)средний возраст(1 период) – 21-35 годы женщины, 22-35 годы мужчины, наилучший период для деторождения; 9) средний возраст(2 период) – 36-55 годы женщины, 36-60 годы мужчины, период максимального профессионализма; 10) пожилой возраст – 56-75 женщины, 61-75 мужчины, развиваются процессы старения; 11) старческий возраст – 76-90 годы, заметно выражены старческие изменения; 12) долгожители – свыше 90 лет, до этого периода онтогенеза доживают преимущественно женщины. Постнатальный эмбриогенез

Изображение слайда

Слайд 11: Критические периоды постнатального и пренатального

Новорождения – первые дни после рождения в связи с перестройкой всех процессов жизнедеятельности (питания, дыхания, выделения, кровообращения) Полового созревания – 12-16 лет, когда происходит гормональная перестройка Полового увядания – около 50-ти лет, когда происходит угасание функций эндокринных желез (особенно половых) Критические периоды постнатального и пренатального

Изображение слайда

Слайд 12: Влияние факторов окружающей среды на эмбриогенез

Период прогенеза – созревание гамет до оплодотворения. Патологии гамет – гаметопатии. Период киматогенеза - момент оплодотворения до родов. Делится на 3 периода. Патология периода бластогенеза называется бластопатией. Проявляется в виде нарушения имплантации(внематочная беременность, приращение плаценты), различных тяжелых пороках развития плода, плаценты, выкидышами. Патология периода эмбриогенеза называется эмбриопатией. Осуществляется формирование органов, образование амниона, хориона. Проявляется в виде врожденных пороков развития, выкидышем, внутриутробной смертью плода, рождением нежизнеспособного ребенка. Патология периода фетогенеза (диффере нцировка и созревание тканей плода, образование плаценты) на зывается фетопатией. Могут быть инфекционные и неинфекционные. Проявляется в виде гипертрофии плода, отставанием созрев ания различных органов. а Влияние факторов окружающей среды на эмбриогенез

Изображение слайда

Слайд 13

5 групп повреждающих факторов, которые могут действовать на внутриутробное развитие плода: лекарственные препараты, физические факторы(радиоактивность, тяжелые металлы), заболевания матери(заболевания внутренних и половых органов), вредные привычки ( курение, алкоголь, наркотики), инфекции у матери(краснуха, вирус герпеса, ВИЧ..).Особенно неблагоприятное воздействие этих факторов во время созревания половых клеток родителей, момент оплодотворения и в первые месяцы беременности – у эмбриона и плода возникают тяжелые пороки развития.

Изображение слайда

Слайд 14: Литература

1. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов мед. вузов / М. : Мед. информ. агентство, 2006. - 456 с. 2. Улумбеков Э.Г., Челышев Ю.А. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник / М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 408 с. 3. Абильдинов Р.Б., Аяпова Ж.О., Юй Р.И. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии /. – Алматы : Эффект, 2006. - 416 с. 4. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н., Горячкина. В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учеб. пос. для медвузов. / Астана: Астана-Bilding, 2005. - 400 с. 5. Юй Р.И., Абильдинов Р.Б. Атлас микрофотографий по гистологии, цитологии и эмбриологии для практических занятий.-Алматы,- 2010.-232 с. 6. Гарстукова Л.Г., Кузнецов С.Л., Деревянко В.Г. Наглядная гистология (общая и частная): Учеб. пос. для студентов мед. вузов / М. : Мед. информ. агентство, 2008. - 200 с. 7. Бойчук Н.В. и др. Гистология: Атлас для практических занятий / - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 160 с. 50 8. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н. Гистология, цитология и эмбриология: Учеб. для мед. вузов / М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 600 с. Литература.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: СРС на тему: Эмбриология человека. Критические периоды развития: Благодарю за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации