Слайд 2
По итогам сегодняшнего урока вы представите выполненную работу - ответы на вопросы письменно в тетради Для ответов необходимо использовать материал презентации и учебника
Слайд 3
Период с 1918 по 1923 г. в истории получил название послевоенного кризиса
Слайд 4
В кризисном состоянии находилась не только экономика стран-участниц Первой мировой войны. Европу захлестнула волна революционных потрясений. Если в XIX в. население Европы с оптимизмом смотрело в будущее, то теперь в общественном сознании преобладало ощущение упадка и заката Европы, ожидание новой кровавой бойни.
Слайд 5
Однако к концу 1923 г. западные страны смогли найти выход из социально-экономических и политических потрясений и преодолеть их последствия. С 1924 г. начался период стабилизации западного общества. Её основой стал экономический подъём. Определите предпосылки выхода из экономического кризиса стран Западной Европы и США с. 54
Слайд 6
Хозяйственный подъём охватил все западные страны. К 1929 г. объём производства в 1,5 раза превысил довоенный уровень. Особенно быстрыми темпами развивались так называемые «новые отрасли» промышленности, особенно автомобилестроение, электротехника, химическая промышленность.
Слайд 7
Предпосылки и причины экономического восстановления политическая нестабильность и экономическая разруха в европейских странах требовалось принятие согласованных мер регулирования основных параметров мировых связей неспособность принять согласованные решения связано с расколом Европы на капиталистическую и социалистическую части
Слайд 8
В 1926 г. Дж. Кейнс в книге «Конец свободного рынка» обосновал государственное регулирование экономики, особенно в общественно значимых отраслях. В сер.20-х гг. послевоенный кризис был преодолен. Общество Запада стабилизировалось.Ограничения в экономике были сняты, государственное регулирование сокращено.
Слайд 9
Рост производства во Франции составил - 40%, в США - 20%,вырос жизненный уровень населения. На Западе появились финансовые пирамиды, прокатился ряд крупных скандалов связанных с коррупцией. Несмотря на подъем, ряд отраслей переживал кризис (добывающие, текстильная ) Чарльз Понци, основатель пирамиды
Слайд 11
План Дауэса 1924 год Чарлз Гейтс Дауэс Предоставление Германии займов Германия платит репарации по условиям Версальского мира Получив от Германии репарации, бывшие союзники США возвращают американцам долги
Слайд 12
Реализация этого проекта позволила восстановить: международный обмен товарами, движение капиталов и инвестиций вывести германскую и европейскую экономики на путь подъема, продолжавшегося до 1929 г. Лондонская конференция, 1924 г.
Слайд 13
Под влиянием мировой войны и революций правительства Запада стали стремиться привлекать народные массы к решению социальных и политических проблем. Возникло «массовое общество». Власти стремились манипулировать общественным сознанием навязывая через СМИ выгодные им вкусы, и взгляды. «Отпуск всей семьей!» Рекламный плакат, 1923 г. Реклама стала агрессивно навязывать товары потребителю. Среди членов общества стал развиваться индивидуализм. В условиях экономического подъема он открывал перед людьми новые возможности. В Европе наблюдалось расширение демократии за счет включения в активную политику средних слоев и профсоюзов.
Слайд 14
Рост зарплат, сокращение рабочего дня, облегчение быта благодаря многочисленным домашним помощникам высвободило время для досуга. Большим спросом стали пользоваться массовые зрелища, быстро росло количество кинотеатров, стадионов, практически в каждый дом пришло радио, увеличивались тиражи газет. Бешеным успехом, особенно у молодёжи, пользовались танцевальные вечера и концерты джазовой музыки. «Ревущие двадцатые» – так называли этот период в Северной Америке и Западной Европе Имелась в виду резкая модернизация социальной и культурной жизни общества. Новый стиль жизни, новые направления в литературе и искусстве, новая мода.
Слайд 15
В эту эпоху женщины стали носить брюки, а мужчины завивать волосы. Для молодых девушек короткие (а не до пола как раньше) юбки, стриженые волосы были не только модной тенденцией, но и социальной позицией. Она означала разрыв с традиционными ценностями, представлениями о роли женщины в обществе. Резко изменилось отношение к спорту. Он перестал рассматриваться как забава для элиты. Спортивные достижения стали новой формой героизма. Высшие учебные заведения поощряли и поддерживали спортивные соревнования и достижения своих студентов. Некоторые виды спорта, ранее недоступные для среднего класса, такие как гольф, теперь пользовались массовой популярностью. Появились новые виды спорта, например, гонки на автомобилях
Слайд 18
Труд работников был сведён к простейшим операциям, которые надо было выполнять с максимальной скоростью. Американский журналист Эдгар Доктороу так писал о Форде: «Он изобрел и разработал идею разбивки рабочих операций на простейшие элементы так, чтобы любой олух мог их производить. Вместо того чтобы обучать каждого сотням всяких манипуляций, связанных с постройкой автомобиля, вместо того, чтобы таскаться туда-сюда за разными деталями, почему бы этому каждому не стоять на одном месте, делая одну и ту же операцию снова и снова, между тем как детали будут проплывать мимо него на движущихся ремнях. В этом варианте мы совершенно независимы от умственных способностей трудящегося. Человек, который всовывает винт, не накидывает на него гайку, так говорил изобретатель своим сотрудникам. Человек, который накидывает гайку, не закручивает ее». Форд увеличил зарплату своим работникам в 2 раза, а производительность труда на его предприятиях выросла в 5 – 6 раз. К концу 8-часовой смены у рабочего от напряжения дрожали руки и подгибались ноги, но на сборку каждого «Форд-Т» уходила не более 6 минут. Стоимость автомобиля снизилась до трёхсот долларов, а старый «Форд» можно было приобрести за сотню. Такую машину мог себе позволить даже фабричный рабочий. В результате в1929 г. на 120 млн. граждан США приходилось 23 млн. автомобилей.
Слайд 19
Особенности экономического восстановления Произошла структурная перестройка экономики (конверсия, возросло массовое производство) Во второй половине 20-х годов все страны превзошли довоенный уровень производства Экономическое развитие происходило неравномерно (высокие темпы у США, низкие у Англии, Южной Европы) Экономическая стабилизация была непрочной. 1929 г. – экономический кризис США – новый центр экономического мира
Слайд 20
США вышли не только победителями из войны, но и получили экономические выгоды от нее Успехи новой техники и технологии (конвейер, производство холодильников, стиральных машин…) Эра «просперити» в Америке
Слайд 21
Рост рабочего движения вызвал «красную панику» Эра «просперити» в Америке
Слайд 22
Рост преступности, коррупции, подпольный бизнес Эра «просперити» в Америке
Слайд 23
«СУХОЙ ЗАКОН» -закон о полном запрете на производство, продажу и потребление всех спиртных напитков, действовавший в США с 28 октября 1919 по 5 декабря 1933 г. Эра «просперити» в Америке
Слайд 24
Эра «просперити» в Америке с. 55-57, п. 3 Определите Понятие этого периода в истории США Проблемы экономического, политического и социального характера в этот период истории США
Слайд 25
Стабилизация в политической сфере выразилась в демократизации общественной жизни. После Первой мировой войны в ряде стран на смену монархиям пришли республики. До войны лишь четыре европейских государства были республиками – Франция, Швейцария, Португалия и Сан-Марино. После войны к ним добавилось ещё девять Возрастала роль парламента в определении направлений государственной политики. В политическую жизнь общества включались новые группы населения. В США, Великобритании, Швеции, Дании, Австрии, Германии избирательного права добились женщины. Заседание рейхстага 1920-е Суфражистки 1920-е
Слайд 26
В большинстве стран были отменены имущественные цензы для участия в выборах. Это привело к росту влияния рабочих и социалистических партий. Они были представлены в парламентах большинства европейских стран. Во Франции после выборов 1924 г. было сформировано правительство «левого блока», в который входили радикалы, левые либералы и социалисты. Дважды – в 1924 и 1929 гг. Лейбористская (Рабочая) партия получала большинство голосов на выборах и формировала правительство в Великобритании. Лидером этой партии был Рамси Макдональд.
Слайд 27
Лейбористы вытеснили партию либералов из традиционной для Англии двухпартийной политической системы. Социалисты входили в состав правительств и других западных стран: Германии, Швеции, Дании, Бельгии. Финляндии. Лишь в США социалистические идеи не нашли широкой поддержки избирателей, и за власть по-прежнему боролись республиканская и демократическая партии. Правительства западных стран стали проводить политику, направленную на улучшение положения рабочих и условий их труда. Вводился 8-часовой рабочий день, система социального страхования, устанавливался обязательный минимум оплаты труда.
Слайд 28
Р азвитие буржуазной демократии происходило не везде. В Италии в 1922 г. после фашистского «похода на Рим» установилась тоталитарная диктатура во главе с Бенито Муссолини Тоталитарным называют такой политических режим, при котором государство контролирует все сферы жизни общества, уничтожая своих реальных и потенциальных противников. Авторитарные режимы, основанные на почти неограниченной власти политического лидера, установились в тех странах Европы, которые не смогли добиться стабильного развития, не опирались на демократические традиции: Венгрии, Болгарии, Польше, Югославии, Румынии. с. 65-68 Выпишите основные признаки фашистского режима в Италии
Слайд 29
Стабилизация экономики, повышение заработной платы и улучшение условий труда способствовало спаду забастовочной борьбы рабочих. В 1921 – 1929 гг. в 7 раз уменьшилось число участников стачек. Большинство забастовок носило экономический характер. Улучшение своего положения рабочие связывали не с революцией, а с реформами. Это привело к сокращению численности коммунистических партий с 1922 по 1928 г. вдвое. Самым крупным выступлением пролетариата в этот период можно считать всеобщую стачку 1926 г. в Великобритании. В мае в ней участвовало свыше 4 млн. человек. Начало забастовке положили горняки. Угольные шахты Англии не выдерживали конкуренции со стороны Германии. Их владельцы решили сократить свои расходы за счёт зарплат шахтёров. В поддержку горняков выступили рабочие других отраслей. Однако добиться осуществления своих требований стачечникам не удалось.
Последний слайд презентации: Страны Запада в 1920-е гг
Стабилизация западного общества в 1920-е гг. выразилась в преодолении послевоенного экономического кризиса и росте производства, демократизации политической жизни в большинстве стран, повышении уровня жизни населения, резком сокращении числа социальных конфликтов.