Первый слайд презентации: ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Тема 1. Введение в таможенный менеджмент. Особенности управления в таможенных органах 1. Эволюция развития таможенного дела 2. Специфика управления в таможенных органах 3. Органы управления в таможенной системе РФ 4. Основные понятия и определения таможенного менеджмента
1. Эволюция развития таможенного дела
Этапы развития управленческой мысли Формы развития внешней торговли ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО психология организация право экономика 1. Этап эпохи практицизма 10000г. до н.э. – 3000г. до н.э. - Немая погранич-ная торговля - Натураль-ный обмен - Появление символических денег (пища, скот, меха и т.д.) - Психология прошлого опыта, основанная на инстинктив-ном регулировании поведения и религиозном фетишизме - Ритуалы, обряды - Знаки, символы - Печать, клеймо - Появление профессий жрецов и сборщиков налогов - Табу-запрет - Устное право - Письмо, число - Зарождение законодательных актов - Регистрация фактов - Учет - Сборы налогов
Слайд 5: Таблица 1. Эволюция управленческой деятельности в таможенном деле
Этапы развития управленческой мысли Формы развития внешней торговли ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО психология организация право экономика 2. Этап классической эпохи 3000г. до н.э. – 500г. н.э. - Рыночная торговля, купля-продажа - Речная, сухопутная караванная торговля - Складочные места, портовые склады, гавани - Деньги-драгметаллы -Появление психологии как отрасли знания, основанной на пространственной логике - Разделение и специализация международного труда - Создание первых религиозных и государственных структур по регулированию внешней торговли - Появление внутренних и внешних таможенных стражей, постов - Появление первых законов, кодексов, регулирующих обмен товаров - Отсутствие охранительных функций - Появление первых таможенных тарифов - Разделение на внутренние и пограничные сборы налогов - Монетарный и меркантильный подходы - Зарождение протекционизма Таблица 1. Эволюция управленческой деятельности в таможенном деле
Слайд 6: Таблица 1. Эволюция управленческой деятельности в таможенном деле
Этапы развития управленческой мысли Формы развития внешней торговли ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО психология организация право экономика 3. Этап эпохи от раннего до позднего капитализма 500г. н.э. – 1880г. н.э. - Колониальная торговля - Торговые союзы - Вольные гавани и порты - Биржи, аукционы - Появление бумажных денег и ценных бумаг - Появление логико-интуитивного мышления, основанного на пространственно-информационном накоплении знаний - Появление таможенных учреждений как органов исполнительной власти - Региональные таможенные союзы - Номенклатура товаров - Рост информационного наполнения товаров - нетарифное регулирование - Появление таможенной политики - Таможенное право - Внешнеторговое законодательство - Появление охранительных функций Появление раздельных пошлин для внутренних и внешних товаров - Появление специфических ценовых и скользящих (комбинированных) пошлин - Усложнение тарифа по информационным признакам товара Таблица 1. Эволюция управленческой деятельности в таможенном деле
Слайд 7: Таблица 1. Эволюция управленческой деятельности в таможенном деле
Этапы развития управленческой мысли Формы развития внешней торговли ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО психология организация право экономика 4. Этап эпохи управления как науки, искусства и вида деятельности 1880г. по с.д. - Появление торговли услугами и интеллектуальной собственностью - Международные торговые организации - Зоны и регионы свободной торговли - Электронная торговля - Появление электронных денег - Появление психологии будущей деятельности, основанной на информационной интуиции и творческом мышлении - Появление национальных таможенных систем - Всемирная торговая и таможенная организации, ЮНКТАД - Гармонизация и унификация в регулировании обмена товарами, услугами и интеллектуальной собственностью - Углубление специализации таможенных органов - Международные торговые и таможенные соглашения и договоры. Общая система преференций. - Доминирование международного права - Появление космического права - Появление таможенной науки (академии, лаборатории, центры ) - Появление антидемпинговых, автономных, комбинированных, специфических договорных и др. пошлин - Сближение национальных тарифов и методик по таможенно-тарифному регулированию - Международная статистика - Международный валютный контроль Таблица 1. Эволюция управленческой деятельности в таможенном деле
Слайд 8: 2. Специфика управления в таможенных органах
Рис. 1. Особенности управления в таможенных органах Осуществление полномочий органа исполнительной ветви государственной власти по регулированию внешнеэкономической деятельности Использование правоохранительных функций в противоборстве с нарушителями таможенных правил Динамичность процессов управления под воздействием внешних и внутренних факторов, постоянно изменяющихся экономических, политических, социальных условий Четкая целенаправленность управления на конечный результат служебной деятельности Наличие и допустимость определенного разумного риска в процессе управления Относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление Особенности управления в таможенных органах
Слайд 9
Рис. 2. Факторы, влияющие на управление в таможенных органах Внешние Воздействие от систем управления более высокого уровня (президент, Федеральное собрание, Председатель правительства, руководитель ФТС) ФАКТОРЫ Внутренние Факторы внешней среды ( удален-ность от центра, физико-географичес-кие условия, транспортные и телекоммуникационные системы) Состояние экономики региона ( произ-водство, торговля, направления и осо-бенности товаропотоков, количество участников ВЭД, степень криминали-зации околотаможенной среды) Необходимость сотрудничества с органами власти субъектов федера-ции, других государственных органов, включая силовые и правоохранитель-ные, контролирующие структуры Соответствие структуры таможенных органов структуре товаропотоков и решаемым задачам, наличие дейст-венной связи между таможенными органами, развитость инфраструктуры Укомплектованность таможенных органов высококвалифицированными кадрами, наличие необходимых производственных помещений и материально-технической базы Разработка и внедрение новейших информационных технологий, созда-ние баз данных. Наличие технических средств, обеспечивающих своевремен-ное информационное обеспечение Наличие действенных методик оценки эффективности работы подразде-лений, прогнозирования динамики изменения окружающей среды, объек-тов системы таможенных органов
Слайд 10: Таможенное учреждение — вид государственной организации, образованной для обеспечения функции экономической безопасности и внешнеэкономической деятельности страны, сборов таможенных платежей, штрафов, пени, оказания таможенных услуг. Таможенные учреждения пользуются правами юридического лица, состоят на государственном бюджете
Слайд 11: Как учреждения, оказывающие услуги участникам ВЭД в области регулирования внешнеторговой деятельности, таможни содействуют товарообменным процессам. Они оказывают услуги по информационно-консультационным вопросам, хранению товаров, предварительным решениям, сопровождению грузов на территории России и ряд других работ
Слайд 12: Таможенная организация представляет собой коллектив людей, объединенных общими целями, работой и интересами; интегрирование людей со своей специфической организационной структурой и строгой иерархией; сложную и разветвленную организационную структуру как вид особой системы
Слайд 13: 3. Органы управления в таможенной системе РФ
При анализе организационных структур управления в них выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения.
Слайд 14: К звеньям управления в системе таможенных органов относятся: - ФТС России, - управления и самостоятельные отделы ФТС России, - РТУ, - отделы РТУ, - таможни, - отделы таможен, - таможенные посты и отдельные специалисты, выполняющие соответствующие профессиональные или управленческие функции
Слайд 15: Структура управления в системе таможенных органов состоит из четырех уровней: - ФТС России, - РТУ, - таможни, - таможенные посты (рис.3)
Слайд 16: Рис. 3. Четырехуровневая структура управления в таможенных органах
МИССИЯ Цели стратегические, долгосрочные, ключевые Тактические, средние и краткосрочные Краткосрочные и оперативные Оперативные ФТС России УРОВНИ Уровень ФТС России (Руководитель, Коллегия ФТС России) Уровень РТУ (начальник РТУ, коллегия РТУ, начальники отделов) Уровень таможни (начальники таможен, начальники отделов) Уровень таможенного поста (начальники таможенных постов, инспектора) РТУ Таможни Таможенные посты
Слайд 17: Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений: - вертикальные управленческие отношения (ФТС - РТУ; РТУ – таможня; начальник таможни – отделы таможни; таможня – таможенный пост; ФТС – таможня); - горизонтальные управленческие отношения (РТУ - РТУ; отдел таможни – отдел таможни; таможенный пост – таможенный пост; таможня – таможня ); - диагональные управленческие отношения (пост - взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня – взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ФТС - взаимодействующее Управление ФТС РФ)
Слайд 18: Вертикальные отношения предполагают, прежде всего, взаимоотношения между руководителями и его подчиненными, когда часто вырисовывается так называемая линейная субординация: все нижестоящие по уровням управления звенья находятся в подчинении у руководителя, находящегося на более высоком уровне управления. Это так называемые линейные отношения. Например, начальник отдела кадров таможни находится в линейном подчинении (вертикальные линейные взаимоотношения) у заместителя начальника таможни по работе с личным составом, у начальника таможни и у других вышестоящих линейных руководителей
Слайд 19: Горизонтальные отношения могут быть двух категорий. Во-первых, коллегиальные – отношения между сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника. Во-вторых, параллельные – отношения между сотрудниками разных отделов, занимающими одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел таможни - отдел таможни, таможенный пост – таможенный пост, таможня - таможня )
Слайд 20: Диагональные отношения – это отношения, возникающие между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующих между собой во исполнение решений вышестоящих уровней. Примерами таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров, направлений запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления правоохранительных функций и т.п
Слайд 21: Таможенный менеджмент ( в широком смысле ) - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение таможенного дела как социально-экономического явления. Таможенный менеджмент ( в узком смысле ) – форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) в услугах
4. Основные понятия и определения таможенного менеджмента
Слайд 22: Таможенный менеджмент – это особая разновидность менеджмента в государственной службе, связанная с реализацией задач в области таможенного дела как путем воздействия через принятие решений, так и путем роста организованности таможенной системы
Слайд 23: ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ – это теория управления функционированием и развитием таможенных институтов, организаций, технологий и таможенного персонала с целью результативного исполнения государственных функций и предоставления государственных таможенных услуг
Слайд 24: Таблица 2. Частные определения понятия «таможенный менеджмент»
№ Аспект, доминирующий в определении Определение 1 ТМ как свойство ТМ – это свойство государственной системы управления, проявляющееся в процессе ее воздействия на сферу ВЭД 2 ТМ как процесс ТМ – это процесс управления, заключающийся в реализации функций анализа, планирования, организации, мотивации и контроля в процессе управления таможенным делом России 3 ТМ как механизм таможенного регулирования ТМ – это политико-правовой и организационно-технологический механизм регулирования сферы ВЭД 4 ТМ как механизм государственного управления ТМ – это системный механизм политико-правового и организационно-технологического воздействия государства на сферу ВЭД для достижения социально-экономических целей страны 5 ТМ как область специальных знаний ТМ – это область специальных знаний, позволяющих осуществлять деятельность по управлению таможенным делом России