Первый слайд презентации: Техническая эстетика и безопасность труда
Эстетика ( греч. – чувствующий, чувственный ) – философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.
Слайд 3
Техническая эстетика – наука, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства. Техническая эстетика и безопасность труда
Слайд 4
T ехническая эстетика содержит два основных раздела: • Общую теорию дизайна; • Теорию художественного конструирования.
Слайд 5
Другие подразделы технической эстетики отражают: • теорию формообразования и композиции промышленных изделий; • проблемы профессионального творчества и мастерства художника- конструктора; • другие направления.
Слайд 6
Одним из таких направлений является создание наилучших условий труда, быта и отдыха людей, которое тесно связывает техническую эстетику с безопасностью жизнедеятельности.
Слайд 7
Используют понятия: "производственная эстетика", "промышленная эстетика", "техническая эстетика", "эстетика труда" и др. В чем причина?
Слайд 8
Под термином "техническая эстетика" решили подразумевать науку о законах художественного конструирования.
Слайд 9
Задача технической эстетики -совершенствование производственной среды и ее безопасности, осуществление связи между элементами многогранной системы "человек – машина – комплекс оборудования – помещение – окружающая среда".
Слайд 10
При этом данную задачу не следует понимать как простое оформление производственного помещения, а как создание технологичной, целесообразно устроенной, красивой производственной обстановки с оборудованием, отвечающим высоким эстетическим требованиям.
Слайд 11
техническая эстетика – это создание станка, оборудования, которые радовали бы человека своими формами, окраской, доставляли бы ему удовольствие на нем работать. совершенство автомобилей "Форд" или "Мерседес" по сравнению с "Запорожцем".
Слайд 13
Термины "производственная эстетика" и "промышленная эстетика" – синонимы по значению друг к другу. При этом используют данные теории архитектуры, психофизиологии, цветоведения, светотехники, акустики, эргономики, научной организации труда, а также учитывают технологические требования производства.
Слайд 14
Производственную эстетику рассматривают и как комплекс практических мероприятий по эстетической организации производственной среды, в т.ч.: • архитектурно-художественное решение интерьера;
Слайд 15
Производственную эстетику рассматривают и как комплекс практических мероприятий по эстетической организации производственной среды, в т.ч.: • создание оптимальных светоцветовых и микроклиматических условий;
Слайд 16
Производственную эстетику рассматривают и как комплекс практических мероприятий по эстетической организации производственной среды, в т.ч.: • художественное конструирование промышленного оборудования;
Слайд 17
Производственную эстетику рассматривают и как комплекс практических мероприятий по эстетической организации производственной среды, в т.ч.: • организацию рабочих мест и средств визуальной коммуникации;
Слайд 18
Производственную эстетику рассматривают и как комплекс практических мероприятий по эстетической организации производственной среды, в т.ч.: • благоустройство и озеленение территории.
Слайд 19
Сюда же относят и другую ветвь мероприятий - эстетическую организацию условий и процесса труда с помощью быстро сменяющихся элементов среды. Например, модуляцию светоцветового климата и средств информации, музыкальных передач, а также произведений искусства, уголков живой природы, т.е. всё то, что обеспечивает комфортные и безопасные условия труда.
Слайд 20
Эффективность производственной эстетики определяется производительностью труда, повышением качества выпускаемой продукции, улучшением условий труда и снижением травматизма.
Слайд 21
ВНИИТЭ. Более 10-ти различных научных учреждений, а их разработки освещал ежемесячный журнал "Техническая эстетика", который начал выходить с 1964 года.
Слайд 22
Ведущие страны в те времена объединились в решении насущных проблем и организовали Международный совет организаций по художественному конструированию (ИКСИД).
• рациональная организация рабочего места;
• снижение шума средствами технической эстетики;
Слайд 25: Элементы безопасности труда в технической эстетике:
• создание цветосветового климата помещений;
Слайд 26: Элементы безопасности труда в технической эстетике:
• удобство спецодежды;
Слайд 27: Элементы безопасности труда в технической эстетике:
• чистота производственных помещений;
Слайд 28: Элементы безопасности труда в технической эстетике:
• благоустройство и озеленение;
Слайд 29: Элементы безопасности труда в технической эстетике:
• музыкальное вещание и т.д.
Слайд 30
Организация рабочего места Включает множество показателей: Художественно-конструкторское решение элементов рабочего места; эстетический уровень производственных помещений; культуры труда; Снижения травматизма. Все элементы рабочего места должны отвечать необходимым параметрам антропометрии и санитарно-гигиеническим требованиям. При этом они должны нести высокое эстетическое начало.
Слайд 31
Рабочие места организуют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.032-01 (работы сидя) и ГОСТ 12.2.033 -78* (работы стоя).
Слайд 32
Размещение оснастки, оборудования на рабочем месте и организацию рабочего места регламентирует также ГОСТ 12.3.077-75.
Слайд 33
Соблюдение всех требований ТЭ приводит к следующим результатам: • увеличивается производительность труда на 10-15%;
Слайд 34
Соблюдение всех требований ТЭ приводит к следующим результатам: • значительно снижаются утомляемость и травматизм;
Слайд 35
Соблюдение всех требований ТЭ приводит к следующим результатам: • улучшается качество выпускаемой продукции;
Слайд 36
Соблюдение всех требований ТЭ приводит к следующим результатам: • возрастает чувство удовлетворенностью труда;
Слайд 37
Соблюдение всех требований ТЭ приводит к следующим результатам: • создаются предпосылки к созиданию, гражданской ответственности, качественному отношению к труду;
Слайд 38
Соблюдение всех требований ТЭ приводит к следующим результатам: • заметно не нарушаются физиологические процессы в организме, являющиеся основой работоспособности и трудоспособности; • стабилизируется нормальное течение психических процессов у личностей, что является основой благоприятного производственного климата, способствующего росту всех показателей в деятельности отдельной личности, коллектива подразделения и всего предприятия в целом.
Слайд 39
Производительность труда увеличивается на 34%, а брак и заболеваемость снижаются на 11 и 30%.
Слайд 41
В шумных цехах стены, потолки покрывают акустическими материалами, которые окрашиваются в соответствующий цвет. Нужна разработка дизайнера и к красоте наушников. Извечное стремление человека к красоте наглядно отражено в отторжении работающих первых образцов таких изделий отечественной промышленности. Некрасивые, тяжелые, с тусклой расцветкой наушники не нравились никому. А работники, особенно женщины, желали бы видеть их миниатюрными, красивыми,удобными, имеющими регуляторы подстройки под форму головы и т.д.
Слайд 42
Необходимо помнить, что шум приносит большие убытки. Например, в Великобритании экономические убытки составляют ежегодно больше чем от пожаров, а в США – свыше 4 млн. долларов.
Слайд 43: Освещенность и цветовое решение интерьера
Свет - важнейшая характеристика жизненной среды человека. Действие света на человека подразделяют на: • на психофизиологическое; • эстетическое; • морфофункциональное; • некробиотическое.
Слайд 47
Используя эстетические принципы создания освещенности можно снизить: заболеваемость;
Слайд 48
Используя эстетические принципы создания освещенности можно снизить: травматизм;
Слайд 49
Используя эстетические принципы создания освещенности можно : увеличить производительность труда;
Слайд 50
Используя эстетические принципы создания освещенности можно : улучшить качество продукции.
Слайд 51
Восприятие светоцветового климата: • поверхность светильника за 1 месяц эксплуатации на производстве загрязняется настолько, что его световая отдача падает на 25 % ;
Слайд 52
Восприятие светоцветового климата: • прозрачность стекол за 6 месяцев работы цеха в зависимости от типа производства снижается на 30 – 60 % ;
Слайд 53
Восприятие светоцветового климата: • чистое оконное стекло пропускает 90 % светового потока, а загрязненное – 8 % ;
Слайд 54
• при комбинированном освещении местное освещение должно составлять 80, а общее 20 %. Однако в процессе эксплуатации световых приборов это равновесие нарушается, что отражается на производительности труда, работоспособности и т.п.; • люминесцентное освещение наиболее благоприятно с учетом марки ламп; • улучшенная освещенность по качеству и нормам повышает настроение, качество продукции, производительность труда на 10 – 15 %, снижает травматизм и т.д.; • недостаточная освещенность способствует утомлению, приводит к головным болям, к травмированию, резко снижает производительность труда и качество продукции, отрицательно влияет на культуру труда.
Слайд 55
Цвет в выборе интерьера помещения цвет – это свойство тел вызывать определенные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом и интенсивностью отражаемого или испускаемого видимого излучения.
Слайд 56
Поэтому в любом помещении светоцветовой климат играет существенную роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Тусклые, серые тона могут привести к тяжелым нервным расстройствам, а хорошее светоцветовое решение способствует улучшению настроения, радости жизни, увеличению производительности труда и т.д. Если в решении цветовой окраски оборудования стандарт жестко регламентирует применение цвета (например, кнопка "Пуск" может быть только черного цвета, а кнопка "Стоп" - красного), то при создании цветового климата интерьера диапазон выбора значительно шире.
Слайд 58
При проектировании интерьеров необходимо учитывать требования, регламентируемые СН 181-70 "Указания по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий".
Слайд 59
Производственный интерьер формируют следующие элементы: • архитектурные конструкции зданий; картинка цех
Слайд 60
Производственный интерьер формируют следующие элементы: • технологическое оборудование, инвентарь; карт. оборудование
Слайд 61
Производственный интерьер формируют следующие элементы: • коммуникации, карт. трубопровод
Слайд 62
Производственный интерьер формируют следующие элементы: озеленение; карт. озеленение
Слайд 63
Производственный интерьер формируют следующие элементы: • цеховая графика
Слайд 65
Все эти элементы должны иметь гармоничное цветовое решение с учетом воздействия каждого цвета на человека. Эти элементы условно подразделяют на 4 группы: строительные конструкции;
Слайд 66
Все эти элементы должны иметь гармоничное цветовое решение с учетом воздействия каждого цвета на человека. Эти элементы условно подразделяют на 4 группы: оборудование, его детали и узлы в рабочей зоне;
Слайд 67
Все эти элементы должны иметь гармоничное цветовое решение с учетом воздействия каждого цвета на человека. Эти элементы условно подразделяют на 4 группы: подъемно-транспортное оборудование
Слайд 68
Все эти элементы должны иметь гармоничное цветовое решение с учетом воздействия каждого цвета на человека. Эти элементы условно подразделяют на 4 группы: коммуникации
Слайд 69
Стены Станки Полы Светлые, желто-красные бежевые, кремовые охра, бледно-желтые Светло-зеленые, голубые, светло-зеленые, светло-голубые Должны иметь светлые тона, Гармонирующие со стенами и потолками Светлый, желтовато-красный цвет стен варьируют разной степенью светлоты в зависимости от площади остекления, климатических зон и типа производства. Роль цвета в производственном интерьере существенно отличается от цветового решения иных помещений.
Слайд 70
Применение цвета здесь обуславливают три основных задачи: • обеспечение оптимальных физиологических условий зрительной работы (оптимальные цветовые контрасты и т.д.); • обеспечение психологических условий для человека на рабочем месте с целью содействия повышению безопасности работ (использование холодной гаммы цветов в горячих цехах и наоборот и т.п.); • создание цветосветовой гармонии, исключающей монотонность, унылость и обеспечивающей радостное и спокойное настроение.
Слайд 71: Таблица 4 - Восприятие цвета в интерьере
Цвет Воздействие цветовых оттенков Оказывают наибольшее стимулирующее действие на зрительный анализатор, уменьшают цветовое утомление Дают ощущение тепла. Целесообразно применять в помещениях для обогрева, если рабочие места находятся на открытой территории, а также в не отапливаемых помещениях. Дают ощущение прохлады. Рекомендуется (кроме фиолетового и сине-фиолетового) в помещениях для релаксации при работе на открытом пространстве в жаркие дни, а также в интерьере других помещений. Особенно благоприятны для помещений в южных регионах и с окнами на южной стороне.
Слайд 72
Следует учитывать и тот факт, что при применении разных источников света, по-разному воспринимается цветовые оттенки (табл. 5). Таблица 5 – Влияние источников света на цветопередачу Источники света Характер восприятия цветовых оттенков Лампы накаливания Теплые цвета – сочные, чистые, насыщенные. Синие и фиолетовые – серые, грязные. Дуговые ртутные Красные и оранжевые – серые. Желтые – с зеленым оттенком. Люминесцентные лампы Лучшие образцы ламп (ЛДЦ, ЛЕЦ и др.) практически не искажают цветопередачу.
Слайд 73
Цветовое решение интерьера будет эффективным тогда, когда его осуществляют в комплексе с освещением, вентиляцией, обеспыливанием и уборкой помещения. В эстетическом оформлении интерьера не рекомендуют обилие плакатов, графиков и т.п. Их лучше сконцентрировать в отдельную зону и исполнить в едином композиционно-шрифтовом решении.
Последний слайд презентации: Техническая эстетика и безопасность труда
Итак, выбор цветосветового климата в интерьере помещения играет существенную роль в обеспечении безопасности труда и жизнедеятельности как с психофизиологическим восприятием, так и с негативными факторами: снижение производительности труда, головные боли, утомление, раздражительность, уныние и т.д., ведущие к травматизму.