Тема 2. Вопрос 1. ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — презентация
logo
Тема 2. Вопрос 1. ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Тема 2. Вопрос 1. ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Тема 2. Вопрос 1. ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Тема 2. Вопрос 1. ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Отличие психики человека от психики животного
  • Тема 2. Вопрос 1. ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Биологический фактор
  • С оциальный фактор
  • Теория культурно-исторического происхождения психики человека Л.С. Выготского
  • Тема 2. Вопрос 1. ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Развитие психики ребёнка можно представить в виде постепенных количественных накоплений, которые путём скачка приводят к качественным изменениям.
  • Деятельность – это активность человека, целью которой является преобразование окружающей действительности и самого себя
  • Тема 2. Вопрос 1. ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка (по Г.М. Дульневу и А.Р. Лурия)
  • Причины отклонений в психическом развитии
  • К эндогенным (генетическим) причинам относятся :
  • Для синдрома Дауна характерны
  • Тема 2. Вопрос 1. ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • 23 пары новой клетки эмбриона могут содержать гены…..
  • Схема наследования патологического признака Здоровый отец Здоровая мать (носитель гена глухоты – d ) (носитель гена глухоты – d )
  • Экзогенные причины могут вызывать отклонения в развитии в различные периоды онтогенеза:
  • Пренатальный (внутриутробный) период
  • Натальный (родовой) период
  • Постнатальный (после рождения)
  • К внешнему (экзогенному) фактору относится
  • Резюме по теме 2
1/25

Вопрос 2. Причины нарушения психического развития

Изображение слайда

Слайд 2

Джон Локк (1632 -1704 ) считал, что ребенок рождается, лишенный психического, он представляет собой Tabula rasa (чистую доску), на которой среда и общество должны сконструировать психику. Взгляды Локка отдавали предпочтение среде, как источнику психического, и отрицали роль врожденных, биологических факторов для психического развития человека. Это означало, что обучение играет главную роль в приобретении знаний о среде, возможности мыслить и созерцать.

Изображение слайда

Слайд 3

Швейцарский философ Жан Жак Руссо (1712 -1778), склонялся к “природной” точки зрения на психическое развитие. Он считал, что природа – идеальный творец, и дети с рождения наделены “хорошей” природой и, главное, довериться ей, ее плану, не мешать ее развитию и тогда из этих детей вырастут достойные члены общества. “Назад к природе”- этот призыв выражал воззрения Руссо на истоки человеческого развития, что означало незначительную роль обучения и воспитания в жизни человека.

Изображение слайда

Психики животного развивается под воздействием: видового опыта – передается генетически индивидуального опыта – приобретается на основе научения. Психики человека развивается под воздействием: видового опыта – передается генетически индивидуального опыта – приобретается на основе научения. социального опыт - воплощён в продуктах материального и духовного производства, усваивается ребёнком на протяжении всего детства (играет ведущую роль).

Изображение слайда

Слайд 5

Социальный опыт - процесс формирования личности, приобретение отдельных знаний и умений, развитие задатков и способностей. Усвоение общественного опыта идет в активной форме - в процессе совместной деятельности. Виктор Штерн предложил теорию конвергенции (взаимодополнения) двух факторов Психическое развитие = биологическая природа Х социальная среда Человек - биосоциальное существо (продукт истории и одновременно часть природы) и на его развитие влияют два основных фактора – биологический (природный) и социальный (социальная среда).

Изображение слайда

Слайд 6: Биологический фактор

наследственные качества, заложенные в генетической программе каждого человека, соматические и психические заболевания, дефекты, возникшие при жизни, в период внутриутробного развития и обусловленные не наследственностью, а инфекциями, травмами, болезнью матери, воздействием на плод алкоголя, наркотических веществ или других интоксикаций.

Изображение слайда

Слайд 7: С оциальный фактор

С оциальная среда - система отношений с окружающими нас людьми (посредствам общения и деятельности). Только в общении с людьми ребёнок осваивает опыт: обращения с предметами быта и труда, овладевает речью, нравственными нормами и правилами человеческого поведения. Социальное развитие осуществляется под влиянием: непосредственного окружения (родители, родственники, сверстники), опосредованного воздействия средств массовой информации, социальных, экономических, политических условий жизни.

Изображение слайда

Факторы развития сознания : Коллективный труд («промежуточные» стадии) Развитие языка и речи («слово» имеет общественное значение и индивидуальный смысл) Развитие письма и числа

Изображение слайда

Слайд 9

В процессе общения, сотрудничества, совместной деятельности с другими людьми Человек приобрел высшие психические функции (ВПФ - специфические человеческие свойства): произвольная память произвольное внимание логическое мышление речь творческое воображение Выготский Л.С. : «Под действием «речевых знаков» и социальных условий жизни психика «очеловечивается», и биологическая особь с её инстинктами, влечениями, ощущениями превращается в разумное, волевое существо». …. «Только в процессе активной деятельности и взаимодействия с окружающими людьми ребёнок будет испытывать её влияние, и лишь тогда в этой деятельности смогут проявиться его наследственные особенности».

Изображение слайда

Психический рост количественные изменения психического процесса (свойства). Психическое развитие – существенные качественные изменения психических процессов (появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур).

Изображение слайда

Слайд 11: Деятельность – это активность человека, целью которой является преобразование окружающей действительности и самого себя

Деятельность всегда: предметна, осознанна, носит общественный характер. Виды деятельности: игровая, познавательная, учебная, коммуникативная (общение), художественная (рисование, лепка), спортивная деятельность, обслуживающий труд и др. Выполняя конкретную деятельность, человек постепенно становится её субъектом - научается управлять, контролировать и оценивать ход и результаты своих действий. Быть субъектом деятельности – значит освоить ее смысл, цель, задачи и способы преобразования окружающего мира и самого себя.

Изображение слайда

Слайд 12

Таким образом, акцент на «соревновательности» биологического и социального факторов развития современная наука не делает! Изучается вклад социального и биологического факторов в процесс психофизического развития человека на каждом этапе онтогенеза.

Изображение слайда

Слайд 13: 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка (по Г.М. Дульневу и А.Р. Лурия)

1. Нормальная работа головного мозга и коры (при наличии патологических состояний, возникших вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации). 2. Нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов. 3. Сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром. 4. Систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и общеобразовательной школе.

Изображение слайда

Слайд 14: Причины отклонений в психическом развитии

ФАКТОРЫ эндогенные экзогенные (генетические) (средовые ) Патогенные факторы - воздействия, влияющие на возникновение различных отклонений в психофизиологическом и личностно-социальном развитии человека

Изображение слайда

Слайд 15: К эндогенным (генетическим) причинам относятся :

различные наследственные заболевания (например, аплазия – недоразвитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте; заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом (трисомия – увеличение хромосом в одной паре) Ярким примером хромосомной аберрации является трисомия 21-й хромосомы, которая вызывает синдром Дауна.

Изображение слайда

Слайд 16: Для синдрома Дауна характерны

раскосые глаза, короткий нос с плоской широкой переносицей, маленькие деформированные уши, выступающая вперед челюсть, увеличенный язык, короткие пальцы, «сандалевидная» щель на стопах, поперечная ладонная кожная складка, деформация черепа.

Изображение слайда

Слайд 17

У новорожденных часто отмечается мышечная гипотония, переразгибание конечностей в суставах, отставание в росте, снижение двигательной активности, вялость, нарушение глотания, сознания. Нередко отмечаются ожирение, расстройство кожной трофики, врожденные пороки сердца, стенозы пищевого канала, диафрагмальные грыжи. У всех больных отмечается олигофрения. Выявляются нарушение координации и вегетативно-трофические расстройства. Прогноз для жизни чаще благоприятный (описаны случаи, когда больные доживали до 60 – 70 лет). Для выздоровления – неблагоприятный.

Изображение слайда

Слайд 18: 23 пары новой клетки эмбриона могут содержать гены…

доминантные D - определяют, какое именно качество будет передано новому организму, например, цвет волос, глаз и т.д.) рецессивные d - могут повлиять на возникновение того или иного качества только при соединении в паре с другим рецессивным геном, определяющим то же качество.

Изображение слайда

Слайд 19: Схема наследования патологического признака Здоровый отец Здоровая мать (носитель гена глухоты – d ) (носитель гена глухоты – d )

DD Dd Dd dd

Изображение слайда

Слайд 20: Экзогенные причины могут вызывать отклонения в развитии в различные периоды онтогенеза:

пренатальный (внутриутробный) натальный (родовой) постнатальный (после рождения)

Изображение слайда

Слайд 21: Пренатальный (внутриутробный) период

хронические заболевания родителей, особенно матери; инфекционные болезни, интоксикация (отравление) матери; недостаток питания матери во время беременности (недостаток белков, микроэлементов, витаминов); резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энергии и т. п.

Изображение слайда

Слайд 22: Натальный (родовой) период

родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия – удушье плода

Изображение слайда

Слайд 23: Постнатальный (после рождения)

инфекционные и других заболевания; различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т. п.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т. п.);

Изображение слайда

Слайд 24: К внешнему (экзогенному) фактору относится

наличие условий для развертывания непосредственного эмоционального общения ребенка с взрослыми (мать, семья) Это позволяет к биологическому фактору добавить возможности обучения и воспитания социальной среды. Пребывание ребенка в семье «социального риска» лишает его социальной детерминанты развития.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Тема 2. Вопрос 1. ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: Резюме по теме 2

Таким образом, психическое развитие – итог взаимодействия биологического (наследственные качества) и социального факторов (общение и деятельность). Воздействия, влияющие на возникновение различных отклонений в психофизиологическом и личностно-социальном развитии человека - патогенные факторы делятся на : эндогенные, экзогенные, пренатальные, натальные, постнатальные,

Изображение слайда

Похожие презентации