Специальная психология как наука — презентация
logo
Специальная психология как наука
  • Специальная психология как наука
  • Специальная психология как наука
  • Разделы специальной психологии:
  • Задачи специальной психологии:
  • Специальная психология как наука
  • Специальная психология как наука
  • Методы специальной психологии :
  • Понятийный аппарат специальной психологии:
  • Специальная психология как наука
  • Специальная психология как наука
  • Специальная психология как наука
  • Специальная психология как наука
  • Виды нормы:
  • Специальная психология как наука
  • Специальная психология как наука
  • Признаки дефективности:
  • Причины нарушений развития:
  • Биологические причины аномалий:
  • Группы нарушений:
  • Группы нарушений:
  • Специальная психология как наука
  • Специальная психология как наука
  • Социальные причины аномалий:
  • Специальная психология как наука
  • Понятие дефекта в специальной психологии
  • Специальная психология как наука
  • Специальная психология как наука
  • Дефект:
  • Специальная психология как наука
  • Дефект:
  • Дефект:
1/31

Первый слайд презентации: Специальная психология как наука

Изображение слайда

Слайд 2

Специальная психология отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками в развитии. Объект специальной психологии лица с отклонениями в развитии. Предмет специальной психологии закономерности развития и проявлений психики лиц с нарушениями в развитии.

Изображение слайда

* Психология детей с нарушением интеллекта ( олигофренопсихология ); * Психология слепых и слабовидящих ( тифлопсихология ); * Психология глухих и слабослышащих ( сурдопсихология ); * Психология детей с нарушением речи ( логопсихология ); * Психология детей с задержкой психического развития; * Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; * Психология детей с нарушением эмоционально –волевой сферы.

Изображение слайда

1. Изучение закономерностей психического развития аномальных детей на основе сравнения с нормативно развивающимися детьми; 2. Изучение закономерностей влияния специальных методов обучения и воспитания на формирование личности детей с ограниченными возможностями здоровья; 3. Изучение специфики познавательной деятельности лиц с нарушениями развития; 4. Разработка методов диагностики нарушений развития;

Изображение слайда

Слайд 5

Педагогическая психология Клиническая психология Возрастная психология Социальная психология Патопсихология Нейропсихология Общая психология Связь специальной психологии с другими науками

Изображение слайда

Слайд 6

Педагогика М едицина Анатомия Б иология Физиология Д ефектология Патология

Изображение слайда

* Наблюдение; * Изучение продуктов детской деятельности (письменные работы, рисунки, поделки); * Анкетирование; * Проективные методики; * Тесты; * Обучающий эксперимент.

Изображение слайда

Слайд 8: Понятийный аппарат специальной психологии:

* Норма; * Дефект; * Аномальные дети; * Компенсация; * Коррекция; * Дизонтогенез.

Изображение слайда

Слайд 9

Представления о нормальном и отклоняющемся развитии Одаренные дети N дети с нарушением интеллекта

Изображение слайда

Слайд 10

Одаренные дети Дети с нарушением в развитии Дети с девиантным поведением Рис.1. Структура детской популяции

Изображение слайда

Слайд 11

В начале XX века детей с недостатками в развитии называли «ненормальными детьми». Этот термин используется как отечественными, так и зарубежными психологами, психиатрами и невропатологами. Почти одновременно используется понятие «дефективные дети» (В.П. Кащенко, Л. С. Выготский и др.); В 1930-х годах вводится термин «аномальные дети», охватив все недостатки развития. В последнее время термин «дефект» сохраняется лишь в качестве словообразующего в термине «дефектология ».

Изображение слайда

Слайд 12

В 60-х годах XX века стал применяться термин «исключительные дети», как по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и к одаренным детям; С развитием интегративного обучения детей, стали применять понятие «дети с особыми относится к термину «дети с особыми образовательными потребностями». За рубежом применяется термин «лица с ограниченными возможностями здоровья»; В России «дети с особыми образовательными потребностями».

Изображение слайда

Слайд 13: Виды нормы:

Статическая норма Уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественным и количественным показателям, полученным при обследовании группы людей того же возраста, пола и культуры. Важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения и его выраженности (рост, вес, уровень развития интеллекта). Функциональная норма Неповторимость пути развития каждого человека или индивидуальная норма развития (т.е. личность продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои потребности и в полной мере отвечает требованиям социума. Идеальная норма Самый высокий уровень нормы функциональной.

Изображение слайда

Слайд 14

Сохранность структур и функций ЦНС Сохранность анализаторных систем Условия нормального развития ребенка Сохранность речевых структур Физическое здоровье Адекватные возрасту воспитание и обучение Норма

Изображение слайда

Слайд 15

Дефективность ( аномальность ) нарушение целостности человека, его связей и отношений с обществом, в том числе в сфере образования, воспитания, профессиональной деятельности.

Изображение слайда

Слайд 16: Признаки дефективности:

* Изменения в структуре личности (из-за нарушений ВНД); * Долговременность состояния; * Нарушение связей и отношений с обществом здоровых людей; * Непостоянство состояния, поддающееся изменениям в лучшую или худшую стороны.

Изображение слайда

Слайд 17: Причины нарушений развития:

По времени воздействия патогенные факторы делятся на: * Пренатальные – период от момента зачатия до рождения ребенка ; * Натальные – период родовой деятельности ; * Постнатальные – период после родов до 3 лет жизни ребенка. Факторы, нарушающие развитие ребенка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья матери) называют – тератогенами.

Изображение слайда

Слайд 18: Биологические причины аномалий:

1.Венерические заболевания (гонорея, сифилис); 2.Эндокринные заболевания матери (диабет, заболевания щитовидной ж елезы); 3.Наследственный фактор; 4.Хромосомно-генетические отклонения (генные мутации); 5.Инфекционные и вирусные заболевания (краснуха, грипп, менингит, энцефалит ); 6.Биохимические вредности (радиация, экологические загрязнения); 7.Патология родовой деятельности (родовые травмы); 8.Тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте (менингит, энцефалит).

Изображение слайда

Слайд 19: Группы нарушений:

По источнику происхождения нарушения: Эндогенные (внутренние) – возникающие по причинам, лежащим во внутренней среде организма (проблемы, связанные с генетикой). Причины: Инфекционные болезни НС (менингит, воспаление мозговых оболочек, энцефалит – воспаление головного мозга), как следствие: ЗПР, задержка моторного развития, двигательной активности. Инфекционные заболевания: корь, свинка, скарлатина, пневмония, отит – нарушение слуха, выраженные физиологические патологии, отсутствие органов, изменение строения отдельных органов. 2. Экзогенные (внешние) – возникающие по причинам, лежащим вне организма (травмы, инфекции, нарушение питания). Причины: Черепно-мозговые травмы (сотрясение, ушиб, сдавление мозга, повреждения мозговой оболочки) – патологии движений, психики, интеллекта.

Изображение слайда

Слайд 20: Группы нарушений:

По структуре дефекта: Органические – поражения коры головного мозга, правого и левого полушарий, центральной нервной системы (ЦНС), т. е. вследствие органических нарушений в организме. Причины: Умственная отсталость, глухота, ДЦП, логоневроз, расстройство голоса, брадилалия (медленная речь), дислалия (расстройство речи), алалия (утрата речи), афазия, дисграфия, дислексия. 2. Функциональные – расстройство функции различных систем в организме, нарушение процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Причины: ЗПР, логоневроз, ринолалия, близорукость, дальнозоркость, неврозы, невротические реакции, минимальная мозговая дисфункция.

Изображение слайда

Слайд 21

По времени возникновения отклонения: Врождённые – вследствие заболевания матери в пренатальный период, а также наследственных генетических поражений. Причины: Последствия заболеваний матери: • токсоплазмоз (паразитарное заболевание) – поражения НС, органов слуха, зрения, физическое и психическое недоразвитие – олигофрения, гидро -, микроцефалия; • врождённая краснуха – поражение зрения, двигательные нарушения; • внутриутробные инфекции НС – гидро -, микроцефалия, параличи, парезы; • несовместимость резус-конфликт крови матери и плода – мозговые поражения, нарушения слуха; • химические вещества и радиоактивные излучения, влияющие на общее развитие плода. Наследственные генетические поражения: • нарушение хромосомных наборов родителей – формы олигофрении (синдром Дауна), формы глухоты, слепоты; • алкоголизм, наркомания – врожденные аномалии, уродства. 2. Приобретённые – вследствие натальных и постнатальных поражений организма ребёнка. Причины: 1) Природовые нарушения: • асфиксия (кислородная недостаточность) – общее недоразвитие; • внутричерепная родовая травма – ДЦП, нарушение моторного развития ребёнка. 2) Послеродовые нарушения: • инфекционные болезни НС: менингит – гидроцефалия, глухота, ЗПР; энцефалит – задержка моторного развития; полиомиелит – ограничение двигательной способности, параличи, парезы; грипп, корь – поражения НС; • черепно-мозговые травмы – патология движений и психики, параличи, глухота, слепота, нарушение памяти, речи, интеллекта.

Изображение слайда

Слайд 22

По способу возникновения отклонения: 1. Социальные – неблагоприятное влияние окружающей среды, внешних условий. Причины: ЗПР, неврозы, социальная запущенность, невропатия, недостатки характера. * Несовместимость по резус-фактору; * Биохимические вредности (радиация, экологические загрязнения); * Серьезные отклонения в соматической здоровье матери (недоедание, гипервитаминоз); * Токсикозы (особенно во второй половине); * Патологическое протекание родовой деятельности (родовая травма); * Тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте (менингит, энцефалит); * Хронические заболевания ребенка (астма, диабет). 2. Стихийные – несчастные случаи. 3. Наследственные.

Изображение слайда

Слайд 23: Социальные причины аномалий:

1. Педагогическая запущенность (разводы семей, вредные привычки родителей); 2. Сенсорная, эмоциональная и социальная депривация.

Изображение слайда

Слайд 24

Депривация психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.

Изображение слайда

Слайд 25: Понятие дефекта в специальной психологии

Изображение слайда

Слайд 26

Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие дефекта центральное для специальной психологии, разработано в трудах Л.С. Выготского.

Изображение слайда

Слайд 27

Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, но развит иначе. Л.С. Выготский

Изображение слайда

Слайд 28: Дефект:

Врожденный (первичный) Д1 - возникает в результате органического повреждения или недоразвития какой -либо биологической системы, вследствие воздействия патогенных факторов. Он мало обратим. Ядерные нарушения. Приобретенный (вторичный) Д2 - психическое недоразвитие и нарушение социального поведения, непосредственно, вытекающие из первичного дефекта. Это обратимые изменения. Системные нарушени я. Третичные нарушения Д3 - отклонения в психике, не имеющие непосредственных связей с первично поврежденной функцией (недоразвитие социального поведения, задержка личностного развития и др ). Д1+Д2+Д3=сложная структура аномального развития. Понятие «структура дефекта» означает, что аномальное развитие не сводится к биологическим повреждениям различных систем организма (ЦНС, анализаторов и др.).

Изображение слайда

Слайд 29

6-Д1 3,5,9 – Д2 4 - Д1 1,5,7 – Д2, при разных первичных дефектах, возможны как общие так и различные вторичные отклонения. 5

Изображение слайда

Слайд 30: Дефект:

Соотношение между симптомами первичных и вторичных отклонений во много зависит от индивидуальных особенностей человека, от его компенсаторных возможностей, а также от своевременности и адекватности коррекционной работы. Формирование системных нарушений имеет свои закономерности. Так, большое значение имеет не только наличие прямой связи функции с поврежденным звеном, но и степень прочности и близости этой связи: чем она теснее, тем более выраженными будут вторичные нарушения и наоборот. Функции, не имеющие непосредственной связи с первично поврежденной функцией, могут остаться относительно сохранными (например: ювелир, музыкант).

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Специальная психология как наука: Дефект:

Распространение вторичных нарушений имеет направленность ( векторность ), которая определяет соотношение первичных и вторичных отклонений. В нормальном онтогенезе развитие идет не только «снизу вверх», от базальных, развитие высших функций «подтягивает», стимулирует развитие базальных, перестраивая их и внося в них новые задачи. При дефектах высших функций такой активизации с их стороны не происходит, т.е. возникает вторичное недоразвитие базальных функций. Векторность «снизу вверх» типичная для ситуации первичного нарушения элементарной функции и вторичного недоразвития более сложных, надстраивающийся в первично с нарушении высших психических функций; например, при олигофрении структура нарушения характеризуется иерархичностью. Это проявляется в большем нарушении мышления по сравнению с функциями гнозиса, праксиса, памяти др. Однако недоразвитие мышления негативно влияет и на развитие названных функций.

Изображение слайда

Похожие презентации