Первый слайд презентации: Тема 31. Принципы построения комплексного психологического портрета личности
Слайд 2
Два подхода при составлении комплексного психологического портрета личности Превентивный. При принятии решения об учете или игнорировании отдельных психодиагностических признаков выбирается такой критерий, при котором менее вероятные признаки также берутся в расчет и отмечаются; т.е., внимание обращается даже на незначительно выраженные показатели с целью исключения возможных отрицательных последствий от решений, принятых в пользу обследуемого. Презумпционный. При принятии решения об учете или игнорировании отдельных психодиагностических признаков выбирается такой критерий, при котором берутся в расчет только выраженные признаки и показатели тестов, многократно подтверждаемые другими методами. Т.е., если есть сомнение в обоснованности отдельного вывода, то он отбрасывается.
Слайд 3
При представлении результатов психодиагностического обследования клиента заказчику психологу надо уметь отстаивать свои позиции, поддерживать свой профессиональный статус и помнить, что экспертом для оценки правильности организации работы и качества полученных психологом результатов может быть только другой психолог - специалист в области психодиагностики. В случае возникновения каких-либо претензий к психологу необходимо обращаться к вышестоящему руководителю психологической службы либо к независимой экспертной комиссии для разрешения спора.
Слайд 4
описание проблемы, запроса, жалобы, причин обследования; описание плана и программы диагностики, используемые методы; описание специфики работы испытуемого в диагностической ситуации; ответ на конкретный вопрос заказчика – психологический портрет ; резюме; прогноз ; рекомендации. Т.е., необходимо ответить на вопросы: 1) кто обратился и с какой проблемой; 2) что было сделано; 3) что получилось; 4) что делать. Общая структура комплексного психологического портрета личности
Слайд 5
Информационные блоки комплексного психологического портрета личности Наименование информационного блока Методики психодиагностики Биографический и социально-демографический Фамилия, имя, отчество, год и место рождения, образование, профессия, стаж работы, семейное положение, сведения о микросреде и условиях формирования личности, сведения о родителях, о других членах семьи и др. Архивный метод, психодиагностическая беседа Медицинский Состояние здоровья и отношение к нему, общее физическое состояние, основные жалобы, перенесенные травмы. Архивный метод, психодиагностическая беседа Поведенческий Отношение к обследованию, поведение в ситуации обследования, поведение в момент выполнения заданий. Наблюдение, постэкспериментальное интервью Психологический Психическое состояние Как актуальная, ситуативная (на момент обследования), так и устойчивая, личностная характеристика. Динамика настроения. Патология психических состояний (депрессия, субдепрессия, эмоциональное возбуждение). Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН), Методика «Шкала самооценки» Спилбергера – Ханина (СТ, ЛТ), Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора, Методика оценки нервно-психического напряжения (Т.А. Немчина), Методика диагностики уровня эмоцио-нального выгорания (В.В. Бойко)
Слайд 6
Наименование информационного блока Методики психодиагностики Интеллектуально-познавательная сфера Интеллект (низкий, средний, высокий уровень). Развитие основных познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, представления, воображения, мышления). Развитие вербального – невербального интеллекта, общие творческие способности и др. Тест Векслера, тест Равена, тест Амтхауэра, методика изучения особенностей мышления (МИОМ), краткий ориентировочный тест (КОрТ), тест интеллекта Г. Айзенка, методика диагностики невербальной креативности П.Торренса, методика диагностики вербальной креативности С.Медника, методики «Память на слова», «Память на фигуры», «Перцептивная скорость», «Кольца Ландольта», «Отыскивание чисел», «Перепутанные линии», «Подбор слов», «Числовые ряды», «Аналогии», «Узоры», «Арифметический счет» Темперамент Тип нервной системы. Сила – слабость, подвижность нервных процессов. Экстравертированность, интровертированность, эмоциональная реактивность. Уровень нейротизма. Методика Ильина, опросник Г. Айзенка, опросник Стреляу Особенности личности, характера Личностные факторы. Акцентуации характера. Дисциплинированность, моральная нормативность, трудолюбие и др. Опросники MMPI, СМИЛ, ММИЛ, Мини-мульт, опросник ОЧХ-В, Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко, опросник 16 PF Р. Кэттелла, Опросник «Маркеры большой пятерки»
Слайд 7
Наименование информационного блока Методики психодиагностики Эмоционально-волевая сфера Эмоциональная устойчивость, неустойчивость, воля и ее направленность, самоконтроль. Внешнее выражение и способность управлять своими переживаниями. Эмоциональные особенности личности: отзывчивость, черствость, жизнерадостность, невозмутимость, оптимизм - пессимизм. Преобладающее настроение (ровное, угнетенное, растерянность, безразличие). Недостатки эмоционального развития (повышенная, пониженная эмоциональная чувствительность, эмоциональная холодность, прагматичность, аффективность, неустойчивость настроений, сдержанность - импульсивность, сильная возбудимость, раздражительность, тревожность и боязливость, вялость и подавленность, тоскливость, страхи, капризность, плаксивость, сентиментальность, угрюмость, эйфоричность). Эмоциональная подвижность (легкость переключения, застревание – неудачи переживает очень долго, постоянная фиксация на неприятностях), восприимчивость, страстность (трата сил без остатка), кипучая энергия. Способность контролировать свои чувства или повышенная аффективность. Воля и ее направленность. Основные волевые качества и степень их проявления в преодолении трудностей. Опросник 16 PF Р. Кэттелла, Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», Опросник «Волевой самоконтроль»
Слайд 8
Наименование информационного блока Методики психодиагностики Эмоционально-волевая сфера Эмоционально-волевая устойчивость, готовность к мобилизации. Самообладание (владеет или не владеет собой в критических ситуациях), легко ли подавляет гнев. Целеустремленность (способность длительно и стойко придерживаться принятого решения). Настойчивость (способность к преодолению препятствий и трудностей при достижении цели). Решительность (отсутствие колебаний в момент принятия решения). Самостоятельность (умение без посторонней помощи вскрыть проблему, поставить цель и практически выполнить решение), опора на себя или опора на других. Внушаемость (способность поддаваться влиянию других, некритичность к мыслям или действиям других). Инициативность (способность мотивировать самого себя на ту или иную деятельность). Подчиняемость. Опросник 16 PF Р. Кэттелла, Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», Опросник «Волевой самоконтроль»
Слайд 9
Наименование информационного блока Методики психодиагностики Мотивация, направленность, личностные ценности, установки Сфера мотивации, ценностная ориентация (терминальные, инструментальные ценности). Общая направленность, личностная ориентация (деловая, личностная, коммуникативная). Идеалы: нравственные, эстетические. Взгляды и убеждения, мировоззрение (глубина, сформированность, устойчивость, зрелость). Структура потребностей. Жизненные цели, стремления, планы. Осмысленность жизненного пути. Преобладающие мотивы поведения (в целом и по сферам жизни и деятельности). Направленность на достижение – на избегание неудач. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей, Ценностный опросник С. Шварца, методики оценки мотивации к избеганию неудач и достижению успеха Т. Элерса, Опросник Смейкала – Кучеры, Опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна, Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Потемкиной Самоценка Особенности самооценки (завышенная – заниженная, уровень самопознания, самоотношение, самопринятие – непринятие, требовательность к себе, самокритичность (пониженная – хвастовство, бравада, повышенная – самоуничижение), уровень притязаний, отношение к критике. Методика Т.Лири, Методика Q -сортировка, Калифорнийский психологический опросник
Слайд 10
Наименование информационного блока Методики психодиагностики Интересы, способности Склонность к тем или иным видам деятельности. Предпочтительная сфера деятельности. Профессиональная направленность. Интересы, хобби (широта, глубина, устойчивость интересов). Профессиональная пригодность к тем или иным сферам деятельности. Рекомендуемые профессии или специальности. Тест механической понятливости Беннета, Технический тест Дж. Баррета, Опросник профессиональных предпочтений Джона Холланда, Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (Е.А. Климова), Методика «Карта интересов», Опросник Йовайши, Анкета интересов Хеннинга, Методика «Структура интересов» Хеннинга Работоспособность Устойчивость внимания в процессе работы, концен-трация, продуктивность, скорость, точность работы, выносливость, помехоустойчивость Наблюдение, психодиагностическая беседа. Блок – резюме : Список основных, наиболее выраженных качеств личности и их положительная и отрицательная характеристика (например, обратной стороной способности к компромиссу может быть излишняя мягкость, робость). Прогноз
Слайд 11
Пример психологического портрета по результатам психодиагностического обследования кандидата на должность ……………….. ИВАНОВА Петра Сергеевича Психологическое обследование кандидата на должность ………………... ИВАНОВА П.С. проведено 20 декабря 2010 г. на основании его письменного согласия. При исследовании особенностей интеллектуального развития кандидата установлены : высокий показатель общих умственных способностей (способность к анализу и обобщению материала, гибкость мышления, переключаемость мышления, скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания); средний уровень способности к пониманию характера логических связей, отношений между понятиями и выделению логических связей; средний уровень развития памяти на вербальный материал; средний уровень умения поддерживать высокий темп переработки информации и способности к концентрации внимания. В целом интеллектуальное развитие кандидата характеризуется как хорошее (выше среднего).
Слайд 12
Эмоционально-волевая сфера кандидата характеризуется : высокой эмоциональной устойчивостью и стабильностью, хорошей адаптированностью, умением управлять эмоциями и настроением; способностью преодолевать жизненные трудности и конфликты благодаря развитому волевому контролю над эмоциональной сферой; стремлением контролировать собственное поведение на фоне повышенной внутренней напряженности и тревоги по поводу возможных спонтанных проявлений; самообладанием в стрессовых ситуациях. В межличностных отношениях кандидат легко устанавливает контакты, приспосабливается к людям и новой ситуации, быстро ориентируются в окружающей обстановке, стремится играть роль лидера. В общении доверчив, покладист, тактичен, осторожен, скромен, доброжелателен, считает всех людей добропорядочными не ожидает от них враждебности. Хорошо работает в коллективе, прислушивается к мнению окружающих и стремится к их поддержке. Проницателен, расчетлив, хорошо ориентируется в социальных ситуациях, понимает мотивы поступков других людей, умеет вести себя холодно и рационально, ко всему подходит разумно. Тонко чувствует характер и оттенки человеческих взаимоотношений. Упорен в отстаивании своей позиции, несклонен к компромиссам. Способен четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели.
Слайд 13
У кандидата выраженно проявляются: осознание социальных требований, уважение к социальным нормам, забота о собственной общественной репутации; развитое чувство ответственности, обязательность и добросовестность, точность и аккуратность в делах, стремление к порядку, соблюдению правил; практичность, здравомыслие, высокая проницательность и расчетливость, реальная и трезвая оценка обстоятельства и людей, надежность в решении практических вопросов; смелость, решительность, нечувствительность к угрозе. В процессе обследования проявился высокий уровень стремления к социально желательным ответам. В сфере профессиональной деятельности преобладают: выраженное желание работать в должности ………………; мотивы профессионального совершенствования (желание поступить в заочную аспирантуру) и социально-статусного характера. В целом для кандидата характерны : высокая работоспособность, активное стремление к выполнению намеченного; завышенная самооценка; энергичность, инициативность; ответственность, практичность, открытость, исполнительность; умение поддерживать беседу, обходительность; внепрофессиональные интересы – увлечение поэзией, художественной фотографией.
Слайд 14
Вывод: психологическое обследование ИВАНОВА П.С. выявило достаточный уровень развития профессионально важных качеств, необходимых для успешной работы в должности …………………. Вид заключения - «А» ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ «А» - положительный вариант Психологическое обследование кандидата выявило его готовность к работе в должности …………………... «Б» - промежуточный вариант Психологическое обследование выявило некоторые качества кандидата, позволяющие предположить возможные затруднения в процессе адаптации к профессиональной деятельности в должности ……………….. Это связано …………… (указать возможный характер проблем). «В» - отрицательный вариант Психологическое обследование позволяет утверждать, что кандидат будет испытывать серьезные трудности при освоении должности …………………... Это связано ……………………… (указать характер проблем).
Слайд 15
Основные принципы этического кодекса психолога - диагноста: ♦ благополучие обследуемого индивида; ♦ ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких норм в своей работе; ♦ моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества; ♦ корректность и сдержанность в публичных заявлениях; ♦ конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде; ♦ отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов; ♦ неразглашение результатов обследования; ♦ меры предосторожности в обследованиях; ♦ ограничения в публикациях методик; ♦ полная и правильная интерпретация диагностических результатов
Последний слайд презентации: Тема 31. Принципы построения комплексного психологического портрета личности
Уважаемые родители (законные представители) студентки (студента) 1-го курса ??????????????? института. В ????????????? институте в целях создания социальной среды, обеспечивающей условия для охраны здоровья и развития личности, проводится комплексное обследование студентов 1-го курса с применением психологических тестов. Результаты обследования будут носить конфиденциальный характер и будут использованы для совершенствования образовательного процесса в вузе и при психологическом консультировании студентов. Обследование является бесплатным и добровольным, поэтому просим Вас сообщить о соответствующем согласии Вашей дочери (Вашего сына), поставив подпись под следующим заявлением. Против проведения комплексного обследования с применением психологических тестов моей дочери (моего сына) ___________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество студентки (студента)) не возражаю. _______________________________ (Подпись родителя, законного представителя) (И.О. Фамилия) « » ноября 2010 г.