Первый слайд презентации
Тема: Анализ эпизода « Смерть Базарова» (По роману И.С.Тургенева « Отцы и дети »). Практическое занятие
Слайд 2
Цель: проанализировать эпизод «Смерть Базарова» Задачи: - раскрыть силу духа главного героя романа, его внутренний мир перед лицом смерти; - формировать навыки анализа текста.
Слайд 3
Р оман - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства Р.: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия
Слайд 4
«Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг; этот подвиг остается без последствий, но та доза энергии, которая тратится на подвиг, на блестящее и полезное дело, истрачена здесь на простой и неизбежный физиологический процесс». ( Д. И. Писарев)
Слайд 5: Изучение нового материала
Слайд 6
- Что такое эпизод? ЭПИЗОД (от греч. epeisodion ) – вставка) – часть художественного произведения (эпического, драматического), имеющая относительно самостоятельное значение.
Слайд 7
План анализа эпизода 1. Определить границы эпизода, дать ему название. 2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода. 3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: - кто они? - каково их место в системе персонажей (главные, второстепенные)? 4. Сформулировать вопрос, проблему, поставленную автором в данном эпизоде. (Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования). 5. Охарактеризовать героев - участников эпизода: - их отношение к событию; - к вопросу (проблеме); - друг к другу; 6. Выявить наличие художественных деталей: портрет, пейзаж, интерьер; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода. 7. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме. 8. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода. Обратите внимание! Доказательством ваших рассуждений является художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
Слайд 8
С приближением смерти меняется отношение Базарова к родителям. - Как это проявляется?
Слайд 11
Сильная любовь. Способность восторгаться, любить. “Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время”. Мужество. “Я заражен, и через несколько дней ты меня будешь хоронить”, “ я не ожидал, что так скоро умру”, “завтра мой мозг в отставку подает”. - Какие качества Базарова проявились в эпизоде? Сила воли “ Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся”. “Не хочу бредить – шептал он, сжимая кулаки, – что за вздор!”.
Слайд 13
Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения. Особенно трогательна поэтическая любовь к Одинцовой
Слайд 15
“Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано!” А.П. Чехов.
Слайд 16
Домашнее задание: 1. Прочитать эпилог романа «Отцы и дети» 2. Ответить на вопрос: Какова роль эпилога в романе?
Последний слайд презентации: Тема: Анализ эпизода « Смерть Базарова» (По роману И.С.Тургенева « Отцы и дети
Выполнение практической работы Инструкционно – технологическая карта на выполнение практической работы. Тема: Анализ эпизода «Смерть Базарова» (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети »). Цель: проанализировать эпизод «Смерть Базарова» Задачи: - раскрыть силу духа главного героя романа, его внутренний мир перед лицом смерти; - формировать у учащихся навыки анализа текста. Обучающиеся должны знать: -текст художественного произведения (роман И.С.Тургенева «Отцы и дети») - определение термина «роман», «эпизод», «проблема», «тема», «идея» Обучающиеся должны уметь: - определять границы эпизода, уметь давать ему название; - характеризовать событие, лежащее в основе эпизода; - формулировать вопрос, проблему, содержащуюся в тексте; - характеризовать героев - участников эпизода; - анализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами произведения; Время выполнения : 20 мин. Оборудование: инструкционная карта на выполнение практического занятия, тетради для практических занятий по литературе, текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Задание: Проанализировать эпизод «Смерть Базарова» по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»