Первый слайд презентации: Тема богатырей в музыке
Слайд 3
Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, в литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это оттого, что с давних времён со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ.
" Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...", - вспоминал художник.
Слайд 6
На картине мы видим г ероев народных былин. Попробуем «прочесть», почувствовать интонации этой картины. В живописи мы улавливаем интонации через соотношение характера линий и красок. В центре картины – три фигуры всадников. Неподвижно застыли в дозоре русские воины. Богатыри впечатляют своим единством. Величавое спокойствие и уверенность в своих силах ощущается в их позах: уверенная посадка, величественная осанка, гордо поднятая голова, устремлённый вдаль пристальный взгляд. Художник изобразил богатырей на переднем плане картины, очень крупно. За их спинами раскинулись необъятные дали русской земли. В картине преобладают суровые, неброские краски, сумрачная облачность, свинцовые облака. Тяжелые металлические доспехи олицетворяют силу богатырей.
Слайд 7: Илья Муромец
Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия".
Слайд 8: Алёша Попович
Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый". Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Слайд 9: Добрыня Никитич
Третий богатырь в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают " вежество " Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
Слайд 10
Правда и песня, ожившая былина, действительность и сказка, - всё в этой картине соединилось в образах любимых народных героев – могучего и мудрого Ильи Муромца, благородного и душевного Добрыни Никитича и лукавого и находчивого Алёши Поповича…
Слайд 11
Попробуем сравнить эту живописную картину с музыкальными образами богатырей.
Слайд 12: Александр Порфирьевич Бородин 1833 – 1887 уникальный человек: композитор, учёный, химик, доктор медицины, общественный деятель
Слайд 13: В 1875 году Александр Бородин заканчивает свою Вторую симфонию – одно из лучших произведений русской симфонической музыки
Обсуждение после прослушивания было бурным: Модест Петрович Мусоргский предложил её назвать «Славянская героическая», однако, критик Владимир Васильевич Стасов запротестовал: «Не вообще славянская, а конкретно – русская, богатырская !». « Богатырская» - это название Второй симфонии А.П.Бородина носит и по сей день. Сам же композитор говорил о своём произведении, что в медленной части “желал нарисовать фигуру Баяна, в I части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гусель, при ликовании народной толпы”.
Слайд 15: В музыке композитор выразил могущество, силу русского народа, величие русской земли. Эта музыка вводит нас в мир, наполненный могучей силой. Она уверенная, мощная, грозная, сильная, напористая, боевая, величественная, стойкая, с трогая … Необычные интонации – сочетание мажора и минора в одной фразе (светлое и затемнённое звучание) образует своеобразную интонацию – сочное звучание
Слайд 16: Былинная богатырская тема присутствует и в цикле Мусоргского «Картинки с выставки» – в пьесе «Богатырские ворота»
Слайд 18: Картинки с выставки» – широко известный цикл М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданный в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане
« Городские ворота в Киеве» Гартмана был сделан в древнерусском стиле – тяжелые столбы будто вошли в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником со звонницей в виде богатырского шлема. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы.