Тема. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими — презентация
logo
Тема. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
  • Тема. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность.
  • Н ормативные акты:
  • Вопросы.
  • Предмет прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность ( ст.29 Федерального закона «О прокуратуре
  • З адачи прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
  • Объекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
  • Пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст.21 ФЗ «Об ОРД»).
  • Проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (Приказ Ген. прокурора РФ № 33 от 15.02.2011г.)
  • Уполномоченный прокурор
  • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (Приказ Ген. Прокурора от 15.02.2011г.«Об
  • Предмет прокурорского надзора за исполнением законов, органами осуществляющими предварительное следствие и дознание (ст. 29 Фед. Закона «О прокуратуре РФ»).
  • Задачи прокурорского надзора за исполнением законов, органами осуществляющими предварительное следствие и дознание
  • Объекты прокурорского надзора за исполнением законов, органами осуществляющими предварительное следствие и дознание
  • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов, органами осуществляющими предварительное следствие и дознание (ст.37 УПК)
  • Тема. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
  • Надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях.
  • Единый порядок учета преступлений (установлен вышеуказанными нормативными документами) распространяется на:
  • Основные понятия (установлены вышеуказанными нормативными документами)
  • Организация приема сообщений о преступлениях
  • Организация регистрации сообщений о преступлениях
  • Организация проверки сообщений о преступлениях
  • Надзор за законностью возбуждения уголовных дел (ст.146, 148 УПК; Приказ Ген. Прокурора от 2.06.2011г. №162 «Об организации прокурорского надзора за
  • Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью постановлений о возбуждении уголовных дел (ст.146 УПК)
  • Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел (ст.148 УПК)
  • Надзор за обеспечением права обвиняемого на защиту (ст. 49-53 УПК)
1/25

Слайд 2: Н ормативные акты:

1. Фед. закон «О прокуратуре в РФ» от 17.01.1992г. с последними изменениями; 2. Фед. закон «О Следственном комитете РФ» от 28.12.2010г. №403-ФЗ; 3. УПК РФ (с последними изменениями); 4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.02.2011г. №33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно – розыскной деятельности» ; 5. Приказ Генпрокуратуры РФ от 2.06. 2011г. №162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

Изображение слайда

Слайд 3: Вопросы

1. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. 2. Полномочия п рокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. 3. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. 4. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов, органами осуществляющими дознание и предварительное следствие. 5. Надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях. 6. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел. 7. Надзор за обеспечением права обвиняемого на защиту.

Изображение слайда

Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления ОРД в предмет надзора не входят. ОРД – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями гос. органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий и посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст.1 Фед. закона от 12.08. 1995 г.№ 144 ФЗ «Об ОРД»). Обязанность прокурора в этой сфере: -осуществлять надзор за соблюдением положений закона, регламентирующих ОРД; - в случае выявления нарушений - принимать меры по их устранению, восстановлению нарушенных прав в пределах своей компетенции. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ Соблюдение установленного порядка выполнения ОРМ Законность решений принимаемых органами, осуществляющими ОРД

Изображение слайда

Задачи ОРД: - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; - добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Охрана и защита прав и свобод личности Обеспечение верховенства закона при проведении ОРМ Обеспечение мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности Предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих ОРД

Изображение слайда

- это гос. органы, которые вправе осуществлять ОРД: - органы Внутренних дел РФ; - органы Федеральной службы безопасности РФ; - Федеральные органы государственной охраны; - таможенные органы РФ; - служба внешней разведки РФ; - Федеральная служба исполнения наказаний; - Госнаркоконтроль (ст.13 ФЗ «Об ОРД»).

Изображение слайда

Слайд 7: Пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст.21 ФЗ «Об ОРД»)

По требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих ОРД, представляют им: - оперативно-служебные документы, включающие дела оперативного учета; - материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств; - учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ; Сведения, которые представляются прокурору при определенных условиях : - о лицах, внедренных в организованные преступные группы; - о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД; - о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе; представляются с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих привлечения к уголовной ответственности.

Изображение слайда

Слайд 8: Проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (Приказ Ген. прокурора РФ № 33 от 15.02.2011г.)

Проводятся: а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц; б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора; в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора; г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Изображение слайда

Слайд 9: Уполномоченный прокурор

-это прокурор, компетентный осуществлять надзор за исполнением законов, органами осуществляющими ОРД, имеющий для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом (ст.21 Закона «Об ОРД»); - заместитель Ген. Прокурора РФ – Главный военный прокурор, заместители Ген. Прокурора РФ в федеральных округах, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур наделяются правом от имени Ген. Прокурора РФ назначать из числа подчиненных работников уполномоченных прокуроров по надзору за исполнением Федерального закона «Об ОРД» и несут персональную ответственность за организацию надзора (Приказ Ген. прокурора РФ № 33 от 15.02.2011г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»). - осуществляя прокурорский надзор, уполномоченный прокурор не подменяет руководителя органа, оперативные подразделения которого вправе осуществлять ОРД;

Изображение слайда

Слайд 10: Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (Приказ Ген. Прокурора от 15.02.2011г.«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД»):

а) знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий; б) получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона; в) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам; г) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов; д) по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании ; е) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Изображение слайда

Слайд 11: Предмет прокурорского надзора за исполнением законов, органами осуществляющими предварительное следствие и дознание (ст. 29 Фед. Закона «О прокуратуре РФ»)

Это законность деятельности органов расследования на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждение обвинительного заключения, проверки законности решения о прекращении, а также о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела). Предмет надзора: - соблюдение прав и свобод человека и гражданина; - соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях; - проведение расследования; - законность решений, принимаемых органами предварительного следствия и дознания;

Изображение слайда

Слайд 12: Задачи прокурорского надзора за исполнением законов, органами осуществляющими предварительное следствие и дознание

Заключаются в том, чтобы: - преступление не осталось не раскрытым ; - лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом; - задержание лица, по подозрению в совершении преступления производилось на основаниях и в порядке, установленных законом; - никто не подвергался незаконному ограничению прав ; - никто не подвергался аресту без судебного решения ; - соблюдалась установленная законом процессуальная форма (порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников уголовного судопроизводства и т.п) - при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись не только уличающие, но и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства; - выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.

Изображение слайда

Слайд 13: Объекты прокурорского надзора за исполнением законов, органами осуществляющими предварительное следствие и дознание

-следователи Следственного комитета РФ; - следователи органов ФСБ; - следователи ОВД РФ; - следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Органы расследования Органы следствия (ст. 151 УПК) Органы дознания (ст.40,151УПК) дознаватели ОВД; дознаватели пограничных органов ФСБ; дознаватели Фед. службы судебных приставов ; дознаватели таможенных органов; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; дознаватели органов гос. пожарного надзора. дознаватели органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геологоразведочных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Изображение слайда

Слайд 14: Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов, органами осуществляющими предварительное следствие и дознание (ст.37 УПК)

1) проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании; 3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; 4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; 5) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение; 6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя; 7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение ;(продолжение на следующем слайде)

Изображение слайда

Слайд 15

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения; 9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; 10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований закона; 11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; 12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК; 13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу; 14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу; 15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения нарушений и др.

Изображение слайда

Слайд 16: Надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях

Основные нормативные документы: 1. Фед. закон от 2.05. 2006 г. N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010г.) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". 2. Приказ Генпрокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Фед.службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. " О едином учете преступлений". 3. Приказ Генпрокуратуры РФ от 10.09.2007 г. № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия». 4. Приказ Генпрокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, МЧС РФ, Фед. службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и СК при Прокуратуре РФ от 3.04. 2008 г.  "О взаимодействии дежурных служб государственных органов в области обмена оперативной информацией о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, имеющих особую общественную значимость». 5. Приказ Генпрокуратуры РФ и МВД РФ от 12.09.2006 г. "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях». 6. Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.12. 2007 г. N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях». 7. Инструкция «О порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан » от 27.02.2010г. 8. Инструкция «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ»( в ред. Приказов Генпрокуратуры РФ от 5.09.2008, №178, от 17.03.2010, №113, от 31.05.2011 №154). 9. Приказ «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 2.06.2011г. №162.

Изображение слайда

Слайд 17: Единый порядок учета преступлений (установлен вышеуказанными нормативными документами) распространяется на:

органы предварительного следствия; органы дознания; прокуроров; следователей; дознавателей; сотрудников оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД; иных должностных лиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным УПК и иными норм.актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях. в

Изображение слайда

Слайд 18: Основные понятия (установлены вышеуказанными нормативными документами)

1.Сообщение о преступлении (ст.141-143 УПК) -заявление о преступлении; - явка с повинной; -рапорт об обнаружении преступления; 2.Принятие (прием) – получение сообщения о преступлении должностным лицом, уполномоченным на эти действия; 3.Регистрация сообщения о преступлении – внесение уполномоченным должностным лицом в книгу, предназначенную для их регистрации в соответствии с ведомственными нормативно – правовыми актами, краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражение сведений о его фиксации в этой книге с присвоением соответствующего регистрационного номера; 4. Укрытое от регистрации сообщение о преступлении – сообщение, сведения о котором не внесены в регистрационные документы, а сообщению не присвоен соответствующий регистрационный номер ; 5. Проверка - действия,предусмотренные ст.144 УПК (документальные проверки, ревизии, исследование документов, предметов и др ). Срок – 3 суток с момента поступления сообщения, привлекаются специалисты.

Изображение слайда

Слайд 19: Организация приема сообщений о преступлениях

Осуществляется: - дознавателями; - следователями; - прокурорами; - судьями Круглосуточный прием ведут должностные лица дежурных частей; Сообщения о преступлениях обязаны принимать : - начальники органов дознания, их заместители; - начальники следственных отделов, их заместители; Эти лица, обязаны выдать заявителю под роспись на корешке уведомления, документ о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем. - в отношении заявлений потерпевших и их законных представителей по уголовным делам частного обвинения ; - в отношении устных сообщений о преступлениях, сделанных в ходе судебного разбирательства; во время личного приема граждан

Изображение слайда

Слайд 20: Организация регистрации сообщений о преступлениях

В книге регистрации сообщений о преступлениях ( хранится не менее 3-х лет) отражаются следующие сведения : - порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении; - дата и время его принятия; - должностное лицо, его принявшее; - № уведомления, выданного заявителю; - дата и время регистрации сообщения и сведения о лице, его зарегистрировавшем; - краткое изложение сообщения; - резолюция руководителя; - сведения о принятом процессуальном решении с указанием должностного лица, его принявшего и даты; - особые отметки (о продлении срока проверки, отметки проверяющих лиц и др.) Запрещается отражать сведения о частной жизни заявителя его личная и семейная тайна иная конфиденциальная информация

Изображение слайда

Слайд 21: Организация проверки сообщений о преступлениях

Осуществляется: - дознавателями; - следователями; - прокурорами; - судьями; Они обязаны в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры : - по предотвращению и пресечению преступления; - по обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования; - по проведению розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию с поличным или «по горячим следам» лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление; О принятых мерах в течение 24 часов должно быть доложено руководителю соответствующего органа; Срок проверки (ст.144 УПК) – 3 суток ( может быть продлен до 10 и 30 суток с указанием причин).

Изображение слайда

Слайд 22: Надзор за законностью возбуждения уголовных дел (ст.146, 148 УПК; Приказ Ген. Прокурора от 2.06.2011г. №162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»

Проверка законности и обоснованности постановлений о возбуждении уголовного дела Поводы (ст.140 УПК): - заявление о преступлении; - явка с повинной; - сообщение о совершенном или готовящемся преступлении; - постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Проверка законности и обоснованности постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела).

Изображение слайда

Слайд 23: Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью постановлений о возбуждении уголовных дел (ст.146 УПК)

В постановлении о возбуждении уголовного дела указывается : - дата, время, место его вынесения; - кем оно вынесено; - повод и основания для возбуждения уголовного дела; - пункт, часть, статья УК РФ, на основании которой возбуждается уголовное дело. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору; В срок не позднее 24 часов с момента получения постановления о возбуждении уголовного дела, прокурор вправе его отменить, как незаконное и необоснованное, о чем выносит мотивированное постановление.

Изображение слайда

Слайд 24: Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел (ст.148 УПК)

- копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору; - признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованны м, прокурор отменяет его и направляет постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения; - признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела, незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, которое незамедлительно направляет руководителю следственного органа, который: - отменяет его и возбуждает уголовное дело; - либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Тема. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими: Надзор за обеспечением права обвиняемого на защиту (ст. 49-53 УПК)

Прокурор осуществляет надзор за выполнением органами дознания и следствия требований Конституции РФ (СТ.48) об обеспечении права граждан на защиту, а именно об участии адвоката-защитника в производстве по уголовному делу. Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы: - защитник был привлечен к участию в производстве дознания или предварительного следствия с момента задержания или ареста подозреваемого, а в остальных случаях – с момента предъявления обвинения ; - следователь разъяснил обвиняемому его право иметь защитника, расходы по оплате услуг которого может принять на себя государство, при этом адвокат не вправе уклониться от осуществления защиты, как по соглашению, так и по назначению; - соблюдалась процедура обязательного участия защитника, предусмотренная ст.51 УПК; - защитник обвиняемого не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах дела, которые ему стали известны в связи с выполнением обязанностей защитника; Защитник вправе обжаловать любые действия и решения следователя прокурору, который обязан рассмотреть их в течение 3 дней и сообщить о результатах их рассмотрения.

Изображение слайда

Похожие презентации