Первый слайд презентации
Тема урока:" Характеристика АХОВ и их поражающих факторов."
Цель: Познакомить учащихся c характеристикой наиболее распространенных АХОВ и их поражающих факторов. Научить учащихся получать знания из предложенной учебной, справочной литературы. Изучаемые вопросы урока: 1) Закрепить понятие АХОВ. 2) Знакомство с основными показателями и классификацией АХОВ. 3) Характеристика представителей АХОВ: - аммиак; - хлор.
Слайд 3
Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) – опасное химическое вещество, применяемое в промышленности или сельском хозяйстве, при аварийном выбросе которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живые организмы концентрациях.
Слайд 4
СТОЙКОСТЬ (стойкие и нестойкие), ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ (по отношению к плотности воздуха), СКОРОСТЬ ТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.
Слайд 5: СТОЙКОСТЬ
К нестойким – температура кипения ниже 140 гр. и больше подвержены испарению ( аммиак, хлор, кислоты и др.). К стойким относят АХОВ, имеющие температуру кипения выше 140гр., поражающее действие сохраняют в течение многих часов, иногда до нескольких недель, месяцев (ртуть, анилин – маслянистая жидкость, тем кип.184 гр., Ядовит).
Слайд 6: ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ
Если плотность АХОВ меньше плотности воздуха, они будут быстро рассеиваться в атмосфере; если наоборот, то газ будет удерживаться на поверхности земли, накапливаться в низинах (оврагах, колодцах). (сравнивается по отношению к плотности воздуха).
Слайд 7: СКОРОСТЬ ТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
1. АХОВ быстрого действия – синильная кислота, сероводород и др. Признаки интоксикации в течение нескольких минут. 2. АХОВ замедленного действия – хлор, фосген, сероуглерод и др. Признаки интоксикации в течение нескольких часов. 3. АХОВ медленного действия – диоксин - растворитель. Признаки интоксикации в течение двух недель. Выделяют три группы сильнодействующих АХОВ:
1 класс – чрезвычайно опасные: водород фтористый, свинец, ртуть, цианистая группа и др. 2 класс – высокоопасные: хлор, мышьяк, фтор, сероуглерод, синильная кислота и др. 3 класс – умеренно опасные: сероводород, соляная кислота, хлористый водород, сернистый водород и др. 4 класс – малоопасные: аммиак, дихлорметан, метилакрилат и др.
Слайд 9
1 и 2 класс АХОВ при аварии могут вызвать массовое поражение незащищённых людей.
Слайд 10: По характеру воздействия на организм человека ХОВ подразделяются на 5 групп:
1. Раздражающего действия (хлор, сернистый ангидрид и др.) 2. Прижигающего действия (аммиак, соляная кислота) 3. Удушающего действия (фосген, хлорпикрин) 4. Общетоксического действия (сероводород, сероуглерод и др.) 5. Наркотического и токсического действия (хлористый метил формальдегид).
Слайд 11: Историческая справка: ХЛОР - СL2
В первую мировую войну хлор применялся в качестве отравляющего вещества: в апреле 1915 года немецкие войска применили его против французских войск. В течение нескольких минут переносимый ветром серо-зеленый туман накрыл французские позиции. Находившиеся в траншеях солдаты и офицеры начали задыхаться. Люди, охваченные паникой, бежали. В итоге, 15тысяч французских солдат получили тяжелые отравления, около 5тысяч из них погибли. Через месяц немцы применили газовую атаку против русских войск. Отравленными оказались 9 тысяч человек, из них погибли 1200 человек.
Слайд 12: Краткая характеристика основных АХОВ
Назва-ние АХОВ Признаки вещества Степень опасно - сти для человека Признаки поражения Область применения вещества АМ-МИАК Бесцветный газ с резким запахом нашаты-рного спирта. В 1,7 раза легче воздуха. Горюч, взрывоопасен с воздухом. Высоко - опасен Раздражение слизистых и кожи, насморк, кашель, удушье, учащенное сердцебиение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах. Черная, цв. металлургия, целлюлозно-бумажная, промыш - ть, оборонная, медицинская, мясо-молочная, промыш - ть, овощные и торговые базы.
Слайд 13
ХЛОР Зеленовато-желтый газ, с резким, раздража-ющим запахом хлорки. В 2,5 раза тяжелее воздуха. Пожароо-пасен. Чрезвы - чайно опасен. Ядовит Раздра-жение слизистых и кожи, ожоги, резкая боль в груди, одышка, резь в глазах, наруш. коорд-ии движений. Черная, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная, промышленность, машиностроение, оборонная, медицинская, промышленность, коммунально-бытовое хоз-во, и др.
Слайд 14
Домашнее задание: учебник ОБЖ 8 кл. под редакцией Ю.Л. Воробьёва стр. 57-60 п. 3.2, заполнение таблицы.
Слайд 15
Р е с у р с ы Список использованных печатных источников 1. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2005. 2. Барышева Т.Д., Васюкевич В.В., Коган Н.П. Учебно-воспитательная практика будущих педагогов.// ОБЖ. – 2008.- №1.-С.17-19 3. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. Учебник ОБЖ 8 класс под редакцией Ю.Л.Воробьёва – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Последний слайд презентации: Тема урока:" Характеристика АХОВ и их поражающих факторов."
Активные ссылки на страницы материалов в Интернете 1. Статья «Что делать при химических авариях» http://www.odnagdy.com/2010/08/blog-post_5055.html 2. Статья «История отравляющих веществ» http://himya.ucoz.ru/index/pervoe_primenenie_ov/0-311 Активные ссылки на использованные изображения Интернете 1. Изображение Буратино: http://abv.21309s02.edusite.ru/p40aa1.html 2.Изображение химической аварии http://monavista.ru/news/v_germanii_iz-za_himicheskoj_avarii_postradali_40_chelovek/ 3. Изображение поражения незащищённых людей при АХОВ http://the-business.ru/archives/category/obschestvo/page/81