Первый слайд презентации: ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ )
Ольга Олеговна Подоляк
Слайд 3: Слова, слова, опять слова…
Мама, брат, стол, дерево, кастрюля, бочка, стена, трактор, ветка, сушка, бинт, булка Мама Стол Стена Бочка Ветка Бинт Кастрюля Трактор Сушка Брат Дерево Булка
Слайд 4
Задача: Как переместить гирю через трос, не поднимая ее? На стальном тросе А висит груз. В плоскости, перпендикулярной тросу А, движется трос Б. Поднимать и опускать трос А и трос Б нельзя –это приводит к потери времени и ресурсов. Как сделать, чтобы трос Б, продолжая движение, не разорвал бы трос А и сам не был разорван?
Слайд 6: Автор ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер 15.101926- 24.09.1998
Родился в г.Ташкент (Узбекистан) В 1931 семья переехала в Баку (Азербайджан) После окончания школы поступил в Азербайджанский индустриальный институт В 1944 ушел добровольцем на фронт. После окончания Великой Отечественной войны для продолжения службы был направлен в Баку; служил в инспекции по изобретательству Каспийской Военной флотилии, был командиром отделения химической разведки. В 1948 году написал письмо Сталину (вместе с Р.Б. Шапиро) с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР. 28 июля 1950 г. был арестован бывшим МГБ СССР (Министерство госбезопасности), без суда приговорен Особым Совещанием МГБ к 25 годам лишения свободы и отправлен в Речлаг - один из лагерей Воркуты. Лагерный номер: 1-Ч-502. В лагере сделал несколько изобретений. 22 октября 1954 года реабилитирован КГБ (Комитет госбезопасности) при СМ СССР (Совете министров) по ЗакВО (Закавказский военный округ). После освобождения вернулся в Баку, где и жил до 1990 г.
Слайд 7: Как работать, когда работать нельзя?
Первые фантастические рассказы составили цикл Легенды о звёздных капитанах Г. Альтов. — М.: Детская литература, 1961 Альтов Г. Клиника "Сапсан". Рассказ//в кн. Альманах научной фантастики. Вып. 6, М: Знание, 1967; Альтов Г. Ослик и аксиома. Рассказ//в кн. Антология советской фантастики, М.: Молодая гвардия, 1968; Альтов Г. Богатырская симфония. Рассказ//в кн. Антология советской фантастики, М.: Молодая гвардия, 1968; Альтов Г. Икар и Дедал. Рассказ//в кн. Антология советской фантастики, М.: Молодая гвардия, 1968; Опаляющий разум (1968) Альтов Г. Создан для бури. Сб. научно-фантастических рассказов, М., 1970; Альтов Г. Гадкие утята фантастики. Пятьдесят идей Александра Беляева. Эссе//в кн. Талисман, Л.: Детская литература, 1973; Альтов Г. Вектор фантазии. Статья //в кн. Фантастика 73-74, М.: Молодая гвардия, 1975; Альтов Г. Третье тысячелетие. Фрагмент романа// в сб. Нить в лабиринте, Петрозаводск: Карелия, 1988;
Слайд 9: Правило развития любой системы
Слайд 12: Мини-задача
Минимальная задача может быть получена из ситуации по формуле: то, что есть, минус недостаток, или то, что есть, плюс требуемое достоинство (новое качество). Таким образом, минимальная задача получается из ситуации введением предельных ограничений на изменение исходной технической системы. Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г., с. 44-45
Слайд 13: Макси-задача
Максимальная задача, наоборот, получается предельным снятием ограничений: исходную систему разрешается заменить принципиально новой системой. Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г., с. 44-45
Слайд 15: Найди сокровища
На поле есть сокровища. Площадь поля 1 km 2 2 поколения уже искали их Что делать ?
Слайд 16
Альберт Эйнштейн Физик E=mc 2 Патентный доверенный Альберт Эйнштейн говорил: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно, — он-то и делает открытие».
Слайд 17: Матрица знаний
Слайд 18: Этапы развития триз
Классический этап Постклассический этап Современный этап
Слайд 19
Почему? Market R&D Number of Ideas Stage of New Product Development Process 1 10 100 1000 10,000 1 2 3 4 5 6 7 3000 Raw Ideas (Unwritten) 9 Early Stage Development 4 Major Development 1.7 Launches 1 Success 125 Small Projects (issued patents) 300 Ideas Submitted ( patent disclosures) Source: G. Stevens and J. Burley, “3000 Raw Ideas = 1 Commercial Success!” Research•Technology Management, 40(3): 16-27, May-June, 1997.
Слайд 20
20 Япония за последние 25 лет нарастила производство патентов на 300.000 штук в год Китай решил удвоить количество патентов за следующие 5 лет В США основной объем объектов патентования сдвинулся в сторону программных продуктов, био и нанотехнологий. РФ за последние 25 лет снизила производство патентов на 120.000 штук в год (с 150 до 30 тысяч). Страна потеряла примерно 3 миллиона патентов. Кто куда…
Слайд 21
Технологические уклады : первый пятый четвертый третий второй 1770-1830 связан с созданием прядильной машины, ткацких станков, промышленной революции ( текстильное машиностроение, выплавка чугуна, обработка железа, строительство каналов, водяной двигатель). Ключевой фактор: ткацкий станок 1830-1880 связан с созданием парового двигателя ( железнодорожное строительство, транспорт, транспортное машиностроение, угольная, станкоинструментальная промышленность). Ключевой фактор: Паровой двигатель, станки. 1880 -1930 связан с освоением применения электричества. (Электротехническое, тяжелое машиностроение, производство и прокат стали, линии электропередач, неорганическая химия). Ключевой фактор: Электродвигатель, сталь. 1930-1980 индустриальный этап, связан с появлением двигателей внутреннего сгорания и нефтехимии. (Автомобиле-, тракторостроение, цветная металлургия, синтетические материалы, органическая химия). Ключевой фактор: Двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия. с1980 постиндустриальный, связан с развитием информационных технологий, телекоммуникаций, биотехнологии и т.д. (Электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги). Ключевой фактор: Микроэлектронные компоненты
Слайд 22: Этапы развития парадигмы
Эпохи развития Спрос Факторы обеспечения конкурентоспособности Ключевая рыночная концепция Структура экономики Виды объединений предприятий Массового производства не насыщен Минимизация издержек Менеджмент Жесткая отраслевая структура экономики Тресты, картели Массового сбыта Стремится к насыщению Дифференциация продукта Маркетинг Отраслевая структура экономики Ассоциации, союзы, консорциумы Постиндустриальная насыщен Дифференциация рынка, TQM менеджмент Логистика, стратегический менеджмент Отказ от отраслевой структуры экономики Холдинги, ФПГ Современный этап развития перенасыщен Гибкость, индивидуальность, диверсификация Конкурентная разведка, бенчмаркинг, хедхантинг, компетентностный подход Практически полностью стерты границы отраслей, организационные границы Виртуальные сетевые структуры, технопарки, промышленные площадки, особые экономические зоны
Слайд 23: Идеальный конечный результат
Закон повышения идеальности • Технические Системы развиваются по пути повышения идеальности • Идеальность выражается в виде отношения суммы всех полезных функций к сумме всех затрат и вредных функций • Идеальная система – системы нет, а ее функция выполняется
Слайд 24: Виды ИКР
Функциональный ИКР: Элемент из системы (описать) или Х-элемент САМ должен (описать действие), чтобы (описать ) при ограничениях (описать). Ресурсный ИКР: Х-элемент(из ресурсов системы), абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений САМ(указать требуемое действие) в течение оперативного времени ОВ (указать) в пределах оперативной зоны ОЗ (указать), сохраняя (указать полезное действие или ограничения). ИКР свойства: Х-элемент из оперативной зоны (указать) в течении ОВ (указать) должен САМ обеспечивать (указать противоположные макро-или микросостояния ). Х-элемент
Слайд 27: ТРИЗ используется
В управлении проектами В риск менеджменте В инновационной деятельности
Слайд 28: Изобретательская задача
Слайд 29: Изобретательская задача
"... обычная задача переходит в разряд изобретательских в тех случаях, когда необходимым условием ее решения является устранение технического противоречия. Нетрудно создать Новую машину, игнорируя технические противоречия. Но тогда машина окажется неработоспособной и нежизненной". Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., "Московский рабочий", 1973 г., с. 88.
Слайд 30: Ситуация еще на задача!
Изобретательская ситуация - это любая технологическая ситуация, в которой отчетливо выделена какая-то неудовлетворяющая нас особенность.
Слайд 32: Причины трудности изобретательской задачи
«сначала мы имеем дело не с задачей, а с изобретательской ситуацией - целым клубком задач, и нужно каким-то образом выделить из этого клубка единственно правильную задачу ; пытаясь решить задачу обычными (известными, привычными) путями, мы наталкиваемся на техническое противоречие, и нужно каким-то образом докопаться до спрятанного в его глубине физического противоречия ; чтобы устранить физическое противоречие, нужно каким-то образом найти подходящий технический прием или физический эффект ". Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи, Петрозаводск, "Карелия", 1980 г., с. 48.
Слайд 33: Параметры задачи высшей трудности
1. Предложена не задача, а весьма нечеткая ситуация. 2. Условия задачи содержат неправильные требования и указания. 3. Условия задачи изложены чересчур кратко. 4. Ответ на задачу включает использование физического эффекта, неизвестного изобретателю. Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи, Петрозаводск, "Карелия", 1980 г., с. 93.
Слайд 35: Метод проб и ошибок
Charles Goodyear (1800 – 1860) 1820 – первый эксперимент 1832 – первое условие ( струкура ) 1839 – второе условие ( нагрев ) 1844 – патент 1851 – прототип 1860 - долг $200,000
Слайд 36: Метод проб и ошибок
задача идея да ? нет идея да ? нет идея да ? нет идея да ? нет …
Слайд 37: Совершенствование метода проб и ошибок
увеличение числа "проб", например, с помощью большого числа людей, одновременно работающих над проблемой ; замена вещественных проб - мысленными ; - создание т.н. "Неалгоритмических методов".
Слайд 38
Увеличение числа проб Thomas Alva Edison ( 1847–1931) Лампа накаливания - 6,000 экспериментов ! Щелочной аккумулятор – 50,000 экспериментов ! … как результат - патент !!! Задача ( проблема ) 1,000 исследователей 1,000 идей 10,000 экспериментов решение ( может быть )
Слайд 40: Неалгоритмические методы
К подобным методам Г.С. Альтшуллер относил: мозговой штурм Алекса Осборна; морфологический анализ Фрица Цвикки ; синектику Уильяма Гордона; метод фокальных объектов, а также их комбинации.
Слайд 41: Методы решения проблем Мозговой штурм
41 Методы решения проблем Мозговой штурм Метод мозгового штурма - Brainstorming – метод предложения идей без критики. Alex F. Osborn, USA, 1948 Основная цель: найти новую идею. Правила проведения: Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. Ограниченное время.
Слайд 42
Алекс Осборн родился в НьюЙорке Alex 24.05. 1 88 8. Работал коммивояжёром, журналистом, рекламным агентом. В 1919 с друзьями основал рекламное агентство ( now BBDO ). Главная книга– «Прикладное воображение» «О» - is Osborn
Слайд 43
Во время Второй мировой войны Алекс Осборн служил офицером на корабле, перевозившем военные грузы в Европу. Корабли были беззащитны перед торпедными атаками противника. В один из рейсов Алекс предложил морякам высказать самые безумные идеи, как уберечь судно от торпед. Один из матросов пошутил, что все моряки должны встать по борту и дуть на торпеду, чтобы сбить ее с курса. Благодаря этой фантастической идее по бокам судна установили подводные вентиляторы. При приближении торпеды они создавали мощную струю, которая «отдувала» опасность в сторону.
Слайд 46: Этапы проведения мозгового штурма
Постановка проблемы. (Предварительный этап): постановка проблемы, подбор участников Генерация идей. (Основной этап) Группировка, отбор и оценка идей. Основной участник и ключ к успеху МЕНЕДЖМЕР, а не участник!!! Он должен обладать качествами руководителя, генератора и эксперта в одном лице.
Слайд 49
Книга Уильяма Гордона « Синектика : развитие творческого воображения» была опубликована в 1961 году в США. Книга, по сути, наблюдения за творческим процессом. Основные идеи : - Процесс разработки (создания) может быть описан и ему можно научить t he creative process can be described and taught. - inventions in science and art are similar and are characterized by the same fundamental mental processes. - process of individual creativity is similar to process of group creativity.
Слайд 50: Основная мысль !
Перевод незнакомого в знакомое : - Понимание проблемы ; - Большая варинатность решений – из них получение чего-то нового. Перевод знакомого в незнакомое : - Изменить привычный взгляд на вещи – посмотреть с другой тсороны.
Слайд 52: Перевод знакомого в незнакомое
Необходимо создать кристалл. Проблема – получить большое кристалл без проблем (деформаций) в кристаллической решетке.
Слайд 53: Перевод знакомого в незнакое
Создать кристалл Вырастить ребенка Играть, менять ситуации, держать в изоляции Мобильная или неподвижная среда. Фиксировать ли центр кристалла … Режим Окружение: мебель, игрушки, музыка, одежда Индивидуальное воспитание или в группе Отдельно мальчики и девочки В семье или без родителей Влияние цикличности параметров Влияние среды, какие именно факторы ( вибрация, температура, свет …) Создавать один или несколько Параметра в зависимости от заданных … еще : ….
Слайд 54: The stages of Synectics
1. Постановка задачи 2. Сделать неизвестное известным. 3. Перевод задачи, "как она поставлена" в задачу, "как она понимается". 4 Выявление вопроса, вызывающего аналогии. 5. Работа по поиску аналогий. 6. Использование аналогий: Прямая аналогия Символическая аналогия Личностная аналогия Фантастическая аналогия 7. Поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.
Слайд 55: Персональная (личная) аналогия
Возможность поставить себя на место объекта - включить воображение – услышать эхо от себя, понять проблемы, решить за счет чего решается задача.
Слайд 56: Прямая аналогия
Механизм – поиск решений в окружающей действительности.
Слайд 57: Символическая аналогия
Основная задача символической аналогии – поймать парадокс! Обычно форма символической аналогии 2 слова, каждое из которых ярая характеристика объекта. Вместе – парадокс, противоречие. Например, бегущий камень.
Слайд 58: Symbolic analogy
In symbolical analogy for the description of a problem objective and impersonal images are used. Several examples, visions of the analyzed objects: - an exhibition - organized chance ; - sale - the formalized trust; - the book - the mute interlocutor. Use of this mechanism in practical work is very interesting because it allows to see difficult set of opposite tendencies, the parties, qualities in object.
Слайд 59: Алгоритм синектики
Найти параметры продукта, важные для потребителя. 2. Найти антоним для одной из них. 3. Сформулировать противоречие объекта. Объект: дверь 1. позволяет войти. 2. не позволяет войти. 3. дыра, не позволяющая войти.
Слайд 60: Догадаемся?
Живой портрет, Блестящая темнота, Плоская даль, Плоский объем, Движущаяся картинка, Двоякое единство, Сжатое расстояние, Ограниченная бесконечность.
Слайд 61: Symbolic analogy. Try to guess
Безопасный барьер, Гибкий барьер, Прерывистая бесконечность, Горизонтальная вертикаль, Изогнутая прямая, Плоский светофор, Проницаемый б арьер.
Слайд 63: Метод фокальных объектов
Алгоритм Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель. Выбрать 3-4 случайных объектов Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи. Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.
Слайд 68: Морфологический анализ
Точно сформулировать проблему, подлежащую решению. Выявить и охарактеризовать все параметры, которые могли бы войти в решение заданной проблемы. Сконструировать морфологический ящик или многомерную матрицу, содержащую все решения заданной проблемы. Все решения, содержащиеся в морфологическом ящике, внимательно проанализировать и оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнуты. Выбрать и реализовать наилучшие решения (при условии наличия необходимых средств).
Слайд 69: Морфологический анализ. Как создать пирог?
размер форма начинка вес 100 гр 500 гр 1000 гр 5000 гр 5а5а
Слайд 70: Стратегическая канва
Высокая Средняя Низкая Ценность продук-товых предло-жений Учет локаль-ных потребностей Долгове-чность Приемлемость цены Натуральные матери-алы Магази-ны в центре города Высокая степень готовности Доставка потреби-телю Противофазное предложение: изменение канвы Понижаем факторы, переставшие быть критически важными. Усиливаем критически важные факторы ивводим новые (удобная парковка)... Стратегическая канва
Слайд 72: Оператор системы
Бедро, крыло, сердце Внутренние органы Курица Курятник Еда Система питания Скорлупа, белок, желток Яйцо Кладка, курица будущее прошлое подсистема надсистема
Слайд 74: Алгоритм
Сформулировать идеальный конечный результат. Определить зону конфликта. Сформулировать противоречие. Использовать таблица Альтшуллера и приемы Предложить возможные решения
Слайд 75: Противоречие
Техническое противоречие – классическая инженерная задача. Суть – желаемое состояние не может быть достигнуто, так как что-то в системе мешает. Другими словами: «Когда что-то становится лучше, что-то становится хуже » Классический пример : Продукт становися прочнее (улучшение), но тяжелее (ухудшение).
Слайд 76: Формулировка противоречия
Если увеличить мощность двигателя, То грузовик сможет преодолевать серпантин, Но увеличится вес.
Слайд 78
часть улучшается – мощность двигателя, 21 Часть ухудшается – вес двигателя, 2
Слайд 79: приемы
Около двенадцати столетий назад, в 800 году, происходила коронация Карла Великого. По ритуалу возложить корону на Карла должен был папа римский. Перед Карлом возникла нелегкая задача. Коронация была нужна для укрепления власти, поэтому политические соображения диктовали необходимость ее проведения "по всей форме". С другой стороны, из-за политических же соображений было совершенно недопустимо, чтобы папа римский короновал Карла, поскольку получалось, что папа выше императора: раз папа дал корону, он может когда-нибудь и забрать ее... Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи, Петрозаводск, "Карелия", 1980 г., с. 52-53.
Слайд 80: Приемы. Принцип дробления
Применение в технике и решении нетехнических задач
Слайд 81: Приемы. Принцип вынесения
Отделить от объекта "мешающую" часть ("мешающее" свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство).
Слайд 84: И таких приемов 40
http://www.altshuller.ru/triz/technique1.asp#tc1 ПРИНЦИП "МАТРЕШКИ" ПРИНЦИП ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО АНТИДЕЙСТВИЯ ПРИНЦИП "ЗАРАНЕЕ ПОДЛОЖЕННОЙ ПОДУШКИ"
Слайд 85: Ч т о м ог у т 7 н о т
Л. Б е т х о в ен И.Бах И.Шт р а у с А.П е т р ов ВИА «Пою щ ие г и т ары» ВИА « М ашина вр е м е ни» Д. Г о л о щ ёкин РГ «А л иса» Ч т о м ог у т 7 н о т © 201 4 Ц И Т К ” Ал го ри т м ”
Слайд 86
На пересечении – 19,26,17,27 Прием 19. Принцип периодического действия Прием 26. Принцип копирования Прием 17. Принцип перехода в другое изм ерение Прием 27. Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности
Слайд 87: Технические Пр о т иворечия (про т иворечия т реб о ваний)
Example: Крылья Для у в е л ич е ния п о д ъ е мн о й с и лы в м о мент в з ле т а т р е б у е т ся об е с п е ч и т ь в ыс ок у ю с к ор о с т ь п о т ока в о з д у ха, к он т а к т и р у ю щ е г о с кры л о м и л и у в е л ичить п л о щ а д ь крыла. В ре зу л ь т а т е н у жны крылья б о л ь ш ей п л о щ а д и и л и д в и г а т ель б о л ь ш ей м о щ н о с т и, п р и э т о м с а м о ле т с т анов и т ся б о л ее т я ж е л ы м. Как быть? Технические Пр о т иворечия (про т иворечия т реб о ваний)
Слайд 88: Технические Пр о т иворечия (про т иворечия т реб о ваний)
Возможное решение Д л я р е ш е ния зад а чи п о выш е ния п о д ъемн о й силы б е з у тя ж е ления крыла пр е д л а г а е т ся исп о л ь з о в а ть п р инц и пы в ы н есен и я и исп о л ь з о в ания пн е в м о - и ги д ро к онс т р у к ц и й. Вы х л о п ные г а зы выбра с ы в а ю т ся т ак и м о б р а з о м, ч т о о н и с т ано в я т ся ф у нк ц иона л ьным п р о д о л ж ени е м к р ыл а. О н и вн о сят в к л а д в с о здании п о д ъ е мн о й с и лы и при э т о м не у в е л ич и в а ю т ве с с а м о ле т а. ( U S Pate n t N 4 648 571) Example: Plane wing Aerodynamic flow Технические Пр о т иворечия (про т иворечия т реб о ваний)
Слайд 89
В т р у б о пр о в о де в т оро г о к о н т у ра а то мной э л е к т р о с т анции о б р а з о в а ло сь о т в е р с т ие. И з э т ог о о т в е р с т ия с т ала вы р ы в а т ься с б о ль шо й с к ор о с т ью с т р у я перег р е т о г о пар а. Д л я р е м о н т а нео б х о ди м о п е р е к р ы т ь т р у б о пр о в о д, н о п е р е к р ы в а т ь е г о не л ьзя, т. к. с ни ж е ние да в л ения пара в к о н т у р е ни ж е к р и т ич е с к о г о м о ж е т при ве с т и к а в а р и и. П ро б о в а ли з а в а р и т ь о т в е р с т ие, но с т р у я пара н ас т о ль к о силь н а я, ч т о вы д у в а е т р ас п ла вл ен н ый с в а р о чный м е т алл и о т т алки в а е т з апла т у, к т о му ж е о на и р ади о а к т ивная. Р у ками при ж а т ь з апла т у н е в о з м о жн о, п а р г о р ячи й, присп о с о б л е ния д л я сил ь но г о при ж а т ия з ап ла т ы н е т, а у ни в е р с аль н о е п р и с п о с о б л ение т р е б у е т дл и т е л ь н о й п о д г он к и. П ар вы т е к а е т, д а вл ение в т р у б оп р о в о д е п а д а е т, в р е мя на ликвидацию а в а р ии о чень м а л о. Как быстро и дешево починить трубу? patch Pipe Hot steam The hole in a pipe Задача: починить трубу Технические Пр о т иворечия (про т иворечия т реб о ваний)
Слайд 90
Респиратор Воз д у х, ко т о р ым м ы д ы ш им, с т о ч ки зре н ия физики, п р е д с т ав л яет с о б о й взвесь т вер д ых и ж и д ких ч а с т иц в г азовой фаз е. При ра б о т е в запы л ен н ых у час т ках испо л ьз у ю т ся раз л ич ные фи л ь т р у ю щ ие рес п ира т о р ы. В качес т ве м а т ериа л а испо л ьз у ю т ся х л о п ча т об у м а ж н ые и син т е т ические не т каные м а т ериа л ы. Качес т во о ч ис т ки воз д у ха зависит от ко л ичес т ва с л оев т кани. Если их м н о г о, т о воз д у х о ч и щ а е т ся хо р о ш о, но д ы ш а т ь о ч ень т р у д но, т.к. у м ен ь ш а е т ся п р ох од н о е сече н ие м еж д у во л окна м и т кани. Если их м а л о, т о м н о г о м е л ких час т иц п р ох од ит в ле г кие. Как о ч ис т и т ь воз д у х от г рязных час т иц без у величе н ия со п р о т ив л ения п р и д ыхани и ? Технические Пр о т иворечия (про т иворечия т реб о ваний) respirator
Слайд 91
Прим е р: С е кр е т с к и ф ов В г л у б о кой д р е вн о с т и г л ав ным п р е и м ущ е с твом ко ч евых п л емен скифо в в б ою были л о ш а д и. О д нако испо л ьзова т ь их в л у ч н ой а т аке оказал о сь о ч ень с л о ж н о. Скифы ш л и на сб л ижение с п р о т ивником, п од ни м а л и л у к со с т ре л кой, и, ес т ес т вен н о, о т п у ска л и п о во д ь я. В э т от м о м ент л о ш а д и, п ол у чив своб о д у, о б о р ачивались, и скифы оказывались спи нами к вра г у. как быть ? Технические Пр о т иворечия (про т иворечия т реб о ваний)
Слайд 92
Т в о р ч е с к и е з ад а чи З а д а ча: К ак пер е м е с т и т ь г ирю ч е рез т р о с, не п о дни м ая е е ?
Слайд 93
Сталинские реформы Сталин решил превратить Абхазию в курорт для себя! Но есть две проблемы: преступность и комары! С преступностью справились быстро - всех пересадили. А как быть с комарами? Технические Пр о т иворечия (про т иворечия т реб о ваний)