Слайд 2: Вопросы :
Характеристика внешних эффектов Влияние отрицательных внешних эффектов на рыночное равновесие Влияние положительных внешних эффектов на рыночное равновесие Интернализация внешних эффектов Отрицательные внешние эффекты и теорема Р. Коуза Применение теории внешних эффектов Сетевые внешние эффекты
Слайд 4: Внешние эффекты ( э кстерналии ) –
это издержки или выгоды, получаемые вследствие рыночных операций и не учтенные в рыночных ценах. Такие издержки и выгоды являются «внешними» по отношению к рыночным ценам. Данные эффекты оказывают влияние на третьих лиц, не принимающих участия в указанных сделках
Слайд 5: Положительный внешний эффект –
это полезность, не отраженная в рыночных ценах
Слайд 6: Отрицательный внешний эффект -
стоимость использованных ресурсов, не отраженная в цене продукта. Они могут быть результатом, как производства, так и потребления товаров/услуг, обмениваемых на рынке
Слайд 8: Совокупные внешние издержки (ТЕС)
П редставляют собой совокупный ущерб от загрязнения окружающей среды, наносимый третьим лицам. Он тем больше, чем больше объем производства
Слайд 9: Предельные внешние издержки (МЕС)
Д ополнительные внешние издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции. Предельные внешние издержки определяются наклоном кривой ТЕС
Слайд 12: Предельные индивидуальные издержки (МРС )
Они не включают в себя предельные внешние издержки в случае наличия отрицательных внешних эффектов
Слайд 14: Предельная общественная полезность ( MSB ) -
это предельная полезность, получаемая покупателями
Слайд 18: Предельная индивидуальная полезность (МРВ) –
это предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Если МРВ оценить в денежном эквиваленте, то она будет соответствовать кривой спроса на данный товар
Слайд 19: Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) -
это общая полезность, получаемая третьими лицами (а не участниками сделок)
Слайд 20: Предельная внешняя полезность товара (МЕВ)
– это предельный выигрыш, получаемый третьими лицами, не являющимися участниками рыночной сделки
Слайд 25: Интернализация внешнего эффекта
достигается путем корректировки предельных индивидуальных издержек или полезности таким образом, чтобы они отражали действительные общественные издержки или полезность
Слайд 26: Корректирующий налог -
это налог на выпуск товара или услуги, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек
Слайд 29: Корректирующая субсидия –
это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект
Слайд 33
Для интернализации внешних эффектов необходимо установить права собственности на данные ресурсы
Слайд 34
Установление прав собственности требует дополнительных, трансакционных издержек
Слайд 35: Теорема Р. Коуза утверждает,
что при ничтожно малом уровне трансакционных издержек внешние эффекты могут быть интернализованы путем установления государством прав собственности на ресурсы и разрешения свободно обменивать эти права
Слайд 36
В условиях совершенной конкуренции и при нулевых трансакционных издержках неважно, кому первоначально будут переданы права собственности. Если разрешен свободный обмен, то итоговое распределение ресурсов будет одинаковым
Слайд 44: Сетевые внешние эффекты -
э то особый род внешних эффектов, при котором полезность товара/услуги для одного индивида зависит от числа других людей, потребляющих данный товар/услугу