Первый слайд презентации: Туристический маршрут по Казахстану
«Аныракайский треугольник» Направление: Краеведение Предмет: география Ф.И.О.: Скабаева Акерке Школа: Средняя школа №7 Класс: 8 «В» Город: Капшагай, с. Кербулак Руководитель: Килыбаева Раиса Казтаевна
Слайд 2
Цель исследования: Подтвердить сведения письменных источников о интерпретации топонима Аныракай. Показать естественные-географические границы Аныракайского сражения.
Слайд 3
Методы работы : частично-поисковый, теоретический анализ научно–популярной литературы, обзор материала и практическая работа Обьект исследования - Аныракайское сражение. Предмет исследования - Аныракайский треугольник. Теоретическая и практическая ценность исследования: Определение исторической даты Аныракайского сражения. Реконструкция кульминации векового противоборства. Объяснение и определение исхода сражения в пользу казахского ополчения. Гипотеза: Разработать туристический маршрут « Аныракайский треугольник»
Слайд 4
А н ыракайское сражение 1730 г. – это событи е довольно значимое в летописи векового противоборства казахского народа с джунгарскими завоевателями. О А н ыракайском сражении до нас дошло лишь устное историческое придание, записанным дореволюционным исследователем и собирателем казахского фольклора А.А. Диваевым в начале прошлого века.
ПАНОРАМА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ АНЫРАКАЙСКИХ ГОР. СЕВЕРНЫЕ СКЛОНЫ. (ФОТО Б. Н. КАЛДЫБЕКОВА 2007 г) «Сартай батыр» дастанынан Әбілқайыр: қалың қолдың алдында халықтың басына төнген қара бұлттың мәнін түсіндіріп азаттық үшін шайқасқа жігерлендірген. Айналайын қазағым, Басың бүгін торда тұр! Ұл мен қызың қорда тұр! Жан – жағы жау қайран ел, Тәлтіректеп зорға тұр. Көнбесеңдер осыған, қан ағады жосыған. Жауға шабар ер бүгін, Жан пидаға қосылған. Арамзамен айқаста Ажал сілтеп жай таста! Арыстандар алға ұмтыл Жерің үшін шайқасқа!....
Слайд 6
Место сражения, по словам А.А.Диваева, с того времени стало называться Аныракаем т.е. « местом стонов и рыданий», потому что здесь произошло поголовное истребление калмыков. Народная интерпретация исторического топонима Аныракай в большинстве своем обьясняют его громким «плачуще-ревущим» гулом ветра в долинах Аныракайских гор- аңырап соққан жел («ветер с голосом дует»), что довольно часто наблюдается в глубоких горных ущельях. Ветер, который обычно бывает только зимой, продолжается в течении недели- что создает ужасный гул. После недельного сильного ветра устанавливается ясная и тихая погода, напоминающая штиль, и с этого времени до конца зимы пастбище на Аныракае становится раем для скота и диких животных.(интервью Б.Н.Калдыбекова от 13 сентября 2007 года.
Слайд 7
Подтвердить сведения письменных источников и уточнить естественные границы поля сражения позволили специальные археолого - геологические исследования района Аныракайских гор в 2005-2007гг. группой специалистов( И.В.Ерофеева,Б.Ж.Аубекеров,Р.Сала, Ж.М Деом, Л.Л.Кузнецова) в рамках подготовки свода памятников истории и культуры Алматинской области. Памятник обелиск, установленный в долине Шоптысай (северные склоны Аныракайских гор) в 2001 году акиматом Алматинской области в честь героев Аныракайского сражения
Слайд 8
Благодаря изучению рельефа местности удалось выделить ограниченный участок территории, характеризующийся рядом специфических признаков: его южную естественную границу образуют ряд коротких и отвесных ущелий на северном склоне гор, перед которыми простирается обширная наклонная равнина, ограниченная с востока и запада каньонообразными долинами рек Сарыбулак и Копалы; к северу – вплоть до Алаколя – расположена длинная цепь солончаков, сливающихся в весеннее время в сплошную линию непроходимых болотистых озер. Именно эти природные особенности данного участка четко выделяют его из общего пространства, Чу-Илийского региона, придавая ему определенно военно- стратегические качества. С высоты птичьего полета обозреваемая местность выглядит как огромный равнобедренный треугольник- «Аныракайский треугольник».
Слайд 9
К числу новых памятников - относиться комплекс Қалмақтөбе. Укрепление Қалмақт ө бе расположено на предгорной равнине к северу от гор Аныракай, в междуречье Сарыбұлақ и Қопалы, на равном удалении в 18км от каньонов обеих рек. Местность, где расположен памятник, носит название Бескөл.
Слайд 10
Казахская зимовка (таскора) Х ІХ в. выше долины КОШКАРСАЙ в АНЫРАКАЙСКИХ горах
Слайд 11
До нас дошел дастан « Ө теген батыр» в исполнении Жамбыла Жабаева. …. Өтеген аман–есен келді дейді, Аралап талай жерді көрді дейді, Бір жайлы қоныс іздеп он жеті жыл Ел–жұртын аман–есен көрді дейді … После освобождения казахских земель от джунгарских завоевателей до конца своих дней жил на землях нынешного Капшагая, где и был похоронен на бугре, носящем теперь его имя и возвышающемся над гладью Капшагайского водохранилища. В 1973 году останки Өтеген батыра перезахоронены в Кордайском районе Жамбылской области. Над могилой воздвигнут памятник. В 1999 году праздновалось 300-летие со дня рождения батыра. Центр Илийского района Алматинской области-посёлок Энергетический, аул Келес, где похоронен батыр, переименовали в Ө теген. Его именем названа одна из улиц Алматы. В Алматинской Области между местностями Базой и Караой есть земли, названные именем батыра. Өтеген батыр ( 1699-1773 )– один из самых выдающихся полководцев, возглавлявших борьбу казахского народа против джунгарских завоевателей в XVIII. Выходец из Старшего жуза. В 1730году батыр помогал освобаждать земли, присоединившись к отряду Толе би на берегу реки Или.
Слайд 12
Практическая работа Тематическая анкета по теме «Аныракайский треугольник» 1.Знаешь ли ты о Аныракайском сражений? 2.Когда было это сражение? 3.Где было это сражение? 4.С кем было это сражение? 5.Какой итог этого сражения? 6.Чтобы ты хотел знать об этом событии? Результаты анкетирования: Знают-40% Хотели бы знать больше-60% Сауалнама 1.Анырақай шайқасы туралы не білесің? 2.Бұл шайқас қашан болды? 3.Бұл шайқас қайда болды? 4.Қазақ елі кіммен шайқасты? 5.Бұл шайқас немен аяқталды? 6.Аңырақай шайқасы туралы не білгің келеді Сауалнаманың нәтижесі: Біледі-60 % Білгісі келеді-40 %
Слайд 13: Вывод
В результате иследований ученых проведенных в 2005-2007 гг установлено,что общее количество участников Аныракайского сражения с обеих сторон не могло превышать 7,5-8,3 тыс. человек. При этом победу одержало численно уступавшее противнику казахское ополчение, насчитавшее от 2,5 до 3,3 тыс. человек. Детальный анализ геоморфологии и топографии «Аныракайского треугольника» позволило выявить наиболее уязвимые участки обороны джунгар,которые, по всей видимости,были блокированы противником, вынудившим тем самым оборонявшихся покинуть укрепление и искать спасения в глухих ущельях Аныракайских гор, где находились в засаде отряды казахских стрелков- лучников. Именно этот заключительный этап сражения ярко отложился в исторической памяти сторожилов Аныракая и был зафиксирован учёными в ходе этнографических исследований. При определении срока наступления, несомненно, учитывались сезонные особенности рельефа и климата урочища Аныракай. С началом весеннего паводка солончаки, лежащие к северу от джунгарского укрепления, становились непроходимыми, что лишало его защитников надежды на помощь извне и отрезало путь к отступлению. Кроме того, эти сроки отвечали традиции номадов совмещать время ведения военных действий с периодами сезонных перекочевок. Календарные даты перекочевок казахов изучаемого района с кыстау на коктеу-кузеу устанавливаются на основе исторических документов XIX -начала XX в. и данных опроса современных скотоводов. Исходя из этого, историческая дата Аныракайского сражения определяется в интервале конца марта –начала апреля 1730 года с учетом того, что время активных боевых действий реально не могло превышать двух трех дней. Вывод
Слайд 14: Заключение
Так, в целом,выглядит историческая реконструкция Аныракайского сражения, изученная мной на основе комплексного междициплинарного исследования ученых. Я горжусь своими предками, которые отстояли нашу землю, и современниками, которые трудятся над воссозданием правдивой истории нашего Отечества, вносят свой вклад в патриотическое воспитание молодого поколения Казахстана. А друзей и сверстников призываю любить свою Родину и изучать свой край. Заключение