Слайд 2
В философско-исторической, политической и культурологической мысли понятие «тюркская цивилизация» появилось сравнительно недавно. Во многом это связано с тем, что первоначально, начиная с ХVII века, цивилизационный понятийный аппарат был разработан в рамках западной общественной науки. В силу исторических реалий Западной Европы, ее доминирования в геополитическом пространстве, определяющим началом понятия «цивилизация», выступала сама Европа как носитель цивилизационности в противопоставлении остальному миру как миру внеевропейских народов, которые были «неисторическими» либо «отсталыми». Конечно, в этом процессе свою роль сыграла общераспространенная концепция графа де Габино, согласно которой только нордический человек был поставлен на цивилизационный пьедестал. Поэтому, в понимании исследователейХVII -ХХ в.в. цивилизационное развитие человечества зачастую связывалось с Европой и оседлыми письменными культурами, а важными составляющими самого понятия все же выступали государство, письменность, материальные основания и связанные с ними экономические отношения.
Слайд 3
Что касается тюркского мира, то, он был совершенно иным. Имея в своей основе доминирование кочевого способа жизнедеятельности, он воспринимался многими исследователями как некий хаотичный набор племен, не имеющий не истории, ни государственности, ни культуры. Кроме того, Европа только в ХХ веке смогла ознакомиться с древнейшей Орхон-Енисейско- Таласской тюркской письменностью. Незнание письменных источников, а, возможно, и память о военной экспансии тюрков-номадов, страх и ужас, которые вызывали они, - все это, вероятно, способствовало тому, что на подсознательном генетическом уровне произошло некое отторжение, и тюркский мир был редуцирован западно-европейскими исследователями ХVIII - ХХ веков как мир дикости и варварства.
Слайд 4
Гипотеза о существовании тюркской цивилизации, была выдвинута турком К.Маршаном на основе сравнительного анализа проторюркских и « глозельских » текстов. В настоящее время термин «тюркская цивилизация» стал общепринятым не только в публицистике и лигвистике, но и в философско-исторических и культурологических исследованиях. В то же время, отсутствие тюркской цивилизации в цивилизационных классификаторах ставит вопрос о наличии в ней тех признаков, который свидетельствовали бы о том, что перед нами – древнейшая, самобытная и универсальная цивилизация со своей историей: зарождением, развитием и угасанием.
Последний слайд презентации: Тюркская цивилизация: Календарь тюркской цивилизации
Наличие собственного календаря – важнейший признак цивилизации. Тюркская цивилизация создала один из самых древних календарей – Тенгрианский («животный», « юпитерный », «Центрально-азиатский, «лунно-солнечный» календарь ). Представление о Времени является главнейшим структурно-генетическим кодом любой цивилизации, так или иначе пронизывающим и определяющим все ее элементы: от личностно-бытовых до глобально-космических. Календарь тюркской цивилизации – один из самых сложных. В отличие от календарей многих народов, принявших за систему исчисления больших промежутков времени периодичность движения Солнца, Луны, Солнца и Луны, календарь древних тюрков основывался на четырех естественных показателях: месячном обращении Луны вокруг Земли, годичном обращении Земли вокруг Солнца, 120-летним цикле обращения Юпитера вокруг Солнца и 30-летним циклом Сатурна