Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» — презентация
logo
Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • История создания
  • Жанр
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • Тема
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
  • Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
1/19

Литература 8 класс

Изображение слайда

Слайд 2

Цель урока: дать более полное представление о повести. Задачи урока: - рассмотреть жанровое своеобразие и композиционные особенности повести; - прикоснуться к теме Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского ; - особое внимание уделить образу главного героя ; - познакомить с еще одним вариантом интерпретации повести; - проследить, как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века.

Изображение слайда

Слайд 3: История создания

К написанию романа Федор Михайлович приступил в конце 1847 года, и уже в 1848 году произведение было опубликовано в литературном журнале «Отечественные записки». В раннем творчестве Достоевского отслеживается явный интерес писателя к теме «петербургских мечтателей». Именно ей посвятил он в 1847 году несколько своих фельетонов, вошедших в сборник «Петербургская летопись». Однако эти статьи были опубликованы Федором Михайловичем практически анонимно, поскольку подписывал он фельетоны одними лишь буквами – «Ф. М.». Позже выяснилось, что часть материала из сборника была использована писателем во время работы над романом. В частности это были характеристики героев и описание быта. Свой роман Достоевский посвятил близкому другу – писателю и поэту Алексею Плещееву. История создания

Изображение слайда

Слайд 4: Жанр

Проводя анализ произведения «Белые ночи », следует отметить, что оно написано в жанре повести. Но сам автор настаивал на его принадлежности к сентиментальному роману. Специфика направления сентиментализма заключается в том, что в центре внимания оказываются душевные переживания, эмоции и чувства главных героев. Они могут быть вполне реалистичными, поскольку образы Настеньки и Мечтателя как нельзя более точно подходят под описание любимой писателем категории «маленьких людей». Однако в романе они показаны излишне идеализированными, их отношения утопичны. В романе Достоевского «Белые ночи» герои не находятся в конфликте с окружающей средой : она их не подавляет и не вынуждает направлять все свои силы на сопротивление. В центре внимания – внутренний мир персонажей, их душевные порывы и чувства. Кроме того, терзания Мечтателя не приводят к трагической концовке. Напротив, даже потерпев неудачу на любовном фронте, он благодарен судьбе даже за призрачный намек на счастье, которое ему выпало. Герой находится в полной гармонии с самим собой, что ещё раз доказывает принадлежность романа к направлению сентиментализм. Жанр

Изображение слайда

Слайд 5

В период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель- главный герой этого произведения и Настенька. В этом городе, по словам Н.В.Гоголя : «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…» А подзаголовок «Сентиментальная повесть» указывает на то, что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах. Художественное своеобразие повести: Смысл названия

Изображение слайда

Слайд 6

Композиция ее состоит из 4 глав - 4 ночей, 5 глава называется «Утро» ; Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом. Повествование ведется от 1-го лица, от лица героя, который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ- исповедь.

Изображение слайда

Слайд 7

Во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку, знакомиться с ней. Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви. Мечтатель сочувствует Настеньке, от всей души старается помочь, желает счастья, но скоро понимает, что сам влюблен в нее. Признание состоялось, хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала, что влюбляться в нее нельзя. На исходе 4 ночи, когда счастье уже было так возможно, за Настенькой является ее избранник. А Мечтатель остается один. Сюжет повести

Изображение слайда

Слайд 8

Главный герой - Мечтатель. Этот тип, этот характер возникает во многих произведениях писателя 40-х годов. Еще в « Петербургской летописи» Достоевский попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни. Писатель считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворенности окружающей действительностью слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.

Изображение слайда

Слайд 9

В «Белых ночах» два героя. И хотя рассказ ведется от лица Мечтателя и мы видим все его глазами, центральным действующим лицом является Настенька. Настенька- видение и реальность, олицетворение белой петербургской ночи. Из искусствоведческой работы А.А. Гозенпуда «Достоевский и музыка» - Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Изображение слайда

Слайд 10

Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве с судьбой за свое крошечное счастье. После ухода Настеньки герой вряд ли сможет измениться. Тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью, полной противоречий, горестей и несчастий.Сам герой неспособен противостоять этой действительности, не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии. Он уходит в себя, замыкается в фантастическом мире отвлеченных мечтаний.

Изображение слайда

Слайд 11

Но, оставшись наедине со своим несчастьем, Мечтатель все же благословляет Настеньку : «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которое ты дала другому одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да развеем этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

Изображение слайда

Слайд 12

Ф.М. Достоевский стал продолжателем традиции изображения типа « маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века. А одним из первых к этой теме обратился А.С. Пушкин. Самсон Вырин, Акакий Акакиевич и наш Мечтатель – герои разных произведений, у каждого из них свои жизненные обстоятельства, свои интересы, своя судьба. - Между тем, у них есть некоторая общность. В чем же она?

Изображение слайда

Слайд 13

1. У них отнюдь не высокое социальное положение. 2. Все они вызывают жалость и сострадание к своей судьбе. 3.Каждый из героев переживает личную трагедию, теряя самое дорогое, что было у них в жизни: Самсон Вырин - горячо любимую дочку Дуняшу, Акакий Акакиевич- шинель, Мечтатель- Настеньку. 4. Именно эта утрата и ее последствия заставляют нас по –новому взглянуть на героя. С этого момента он становится нам по-настоящему интересен. 5. Одиночество- то, что составляет их жизнь, почти совсем лишенную радости. Общность героев :

Изображение слайда

Слайд 14

6. Наконец, их сближает совершенная неспособность на какие-то решительные действия. С.Вырин, не сумев вернуть дочь, вернулся домой, смирился с потерей, начал пить и умер от горя и тоски. Акакий Акакиевич, не дождавшись справедливости, заболел и умер. Как сложится судьба Мечтателя, мы не знаем, но предположить можем. 7.Все герои оказываются в Петербурге. Этот город олицетворяет государство, которому, до « маленького человека» нет никакого дела. 8. Во всех трех произведениях авторы используют реалистичный взгляд на героев и происходящие с ними события.)

Изображение слайда

Слайд 15: Тема

Центральная тема произведения – одиночество в большом городе. Подобное состояние было весьма распространено в Петербурге середины XIX века, чему способствовала нестабильная социальная ситуация в городе. Как следствие, большинство молодых людей чувствовали себя одинокими и глубоко несчастными, утратившими смысл жизни. Настенька и Мечтатель – типичные представители «маленьких людей». Они живут простой, скромной и безыскусной жизнью. Круг их общения чрезвычайно узок: Мечтатель общался лишь с сослуживцами, а Настенька – с бабушкой и жильцами. Чтобы уйти от серой реальности и на время позабыть о насущных проблемах, молодые люди перешли в разряд «мечтателей», с головой погружаясь в собственные фантазии.

Изображение слайда

Слайд 16

Тема любви раскрывается в произведении сквозь призму чувств Настеньки к ее возлюбленному и безответную любовь Мечтателя к хрупкой девушке. Последний не злится на Настеньку, не обвиняет её во всех своих бедах, когда та оставляет его в полном одиночестве. Напротив, он приходит к выводу, что нужно быть благодарным даже за те минуты счастья, которые она ему подарила. Он с бережностью вынашивает свою идею счастья – пусть в его жизни будут лишь крупицы истинного блаженства, но он навсегда сохранит их в своей душе.

Изображение слайда

Слайд 17

Основная мысль произведения  – оторванность «мечтателей» от реального мира, их неспособность жить среди людей и получать радость жизни от простых, обыденных вещей. Предпочитая витать в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.

Изображение слайда

Слайд 18

Домашнее задание : Письменно ответить на вопрос: «Что нового открылось мне в образе Мечтателя на сегодняшнем уроке? Соотнесите содержание повести Ф.М.Достоевского « Белые ночи» со словам Н.В.Гоголя из повести « Невский проспект» : «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…»

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Урок по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»

Спасибо за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации