Первый слайд презентации: Валентин Пикуль
Дисциплина – РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА Тема урока – «В.С.Пикуль на Севере» Задание: Познакомиться с презентацией; Выписать основные факты биографии В.С.Пикуля, связанной с Севером; 3. Ответить на вопросы теста. Ответы отправить на адрес электронной почты : goloborodovasn5@gmail.com (с указанием ФИО) или на стр.в Контакте /
Слайд 2: Мальчики с бантиками
Соловецкие юнги, Наши мальчики русские, Ваши плечи, по- детски Худые и узкие, Заслонили просторы Родной вам России, Будьте вечно Героями! Будьте вечно живыми!
« В целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации учредить в Военно-Морском флоте институт Юнгов. Прохождение службы юнгов слагается: а) из обучения в специальной школе юнгов продолжительностью 12 месяцев; б) из практического плавания на кораблях флота до достижения призывного возраста».
Слайд 5: Соловецкий кремль
Специальная Школа юнг ВМФ создавалась при учебном отряде Северного флота с дислокацией на Соловецких островах. Специальная Школа юнг ВМФ создавалась при учебном отряде Северного флота с дислокацией на Соловецких островах.
Слайд 6: На рейде
Школа юнг. Острова Соловецкие. Беломорские ночи и дни. В них остались Мечты наши детские, В них развеялись Сладкие сны. А потом – Корабельные будни И свинцовые ветры в лицо. Занимали места у орудий И сменяли погибших отцов…
Слайд 7: Здание школы соловецких юнг
Специальная Школа юнг ВМФ создавалась при учебном отряде Северного флота с дислокацией на Соловецких островах. В приказе о создании Соловецкой школы юнг говорилось: « Школу укомплектовать юношами комсомольцами и не комсомольцами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование в объёме 6-7 классов, исключительно добровольцами через комсомольские организации в районах по согласованию с ЦК ВЛКСМ». Специальная Школа юнг ВМФ создавалась при учебном отряде Северного флота с дислокацией на Соловецких островах. Специальная Школа юнг ВМФ создавалась при учебном отряде Северного флота с дислокацией на Соловецких островах.
Слайд 8
« Из принимаемого контингента готовить следующих специалистов: боцманов флота, рулевых, радистов, артиллерийских электриков, мотористов, электриков». Именно в этих специалистах нуждался советский флот в годы Великой Отечественной войны.
Слайд 9
К 1 сентября 1942 года в Школу юнг было направлено 1192 человека. На 18 сентября 1942 юнгами ВМФ стали 1307 человек. Это был первый набор набор в школу.
Слайд 10: Медаль участника соловецкой школы юнг
Клятва соловецких юнг : «…Мы клянёмся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ. Мы клянёмся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины. Мы клянёмся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха, не знать покоя, быть в первых рядах самых мужественных, самых смелых, самых храбрых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины».
За годы Великой Отечественной войны школа юнг ВМФ обучила: радистов - 946 человек, рулевых – 35, боцманов надводных кораблей – 411, мотористов торпедных катеров – 717, электриков надводных кораблей – 534, артиллерийских электриков – 3, торпедных электриков – 139, боцманов торпедных катеров – 166, мотористов-дизелистов – 124 штурманских электриков - 50 ч.
Слайд 12: (1928 - 1990) - русский писатель, автор исторических романов, выпускник Соловецкой школы юнг
Валентин Саввич Пикуль
Слайд 13: Валентин Пикуль - юнга Северного флота
В.С.Пикуль родился 13 июня 1928 года в селе Каргалык в семье матроса. Блокадную зиму 1941-1942 г.г. тринадцатилетний Валя прожил в Ленинграде, а в 1942 г. был эвакуирован и решил пробираться к отцу на Северный флот. С пятью классами образования он в четырнадцать лет стал юнгой 1 набора, прибыв в школу юнг из Молотовска (ныне Северодвинск) С 15 лет - служит на Северном флоте юнгой на корабле. В 16 лет стал командиром боевого поста, позже - штурманским электриком
Слайд 14: Однажды Валя Пикуль увидел из окна своего дома, как по набережно маршировали ребята, одетые в морскую форму. Это были юнги. Свои 14 лет он отметил тем, что сбежал из дома в школу юнг
Слайд 16: Мы ходили в бескозырках, а вместо ленточек сзади – бантик сбоку. Для нас это было оскорбитьельно. Мы себя считали мореманами и вдруг являемся на «большую землю» с бантиками. Кто после обучения в Школе юнг приходил в этих бескозырках с бантиками на корабли служить, им выдавали ленты с названием корабля и они заменяли бантики на ленты.»
Слайд 17: Повесть В.С.Пикуля «Мальчики с бантиками
Мальчишкам, первым соловецким юнгам, пришлось вынести все тяготы обучения одновременно с обустройством на Большом Соловецком острове, именно о юнгах первого набора, их преподавателях и воспитателях, о трудностях и радостях их военной юности рассказал Валентин Пикуль в «Мальчиках с бантиками».
Слайд 18: Более 1000 мальчишек погибло в боях за Родину
Соловецкие юнги, Наши мальчики русские, Ваши плечи, по- детски Худые и узкие, Заслонили просторы Родной вам России, Будьте вечно Героями! Будьте вечно живыми!
Слайд 19
События тех лет легли в основу автобиографической повести о соловецких юнгах “Мальчики с бантиками”и романа «Реквием каравану PQ -17». Военно-морскому флоту посвящены книги В.С. Пикуля: “Океанский патруль”, «Крейсера”, “Богатство”, “ Моонзунд ” и много других. Позже Валентин Саввич напишет о своей боевой юности: «…и поныне я ещё живу курсом, что дал мне гирокомпас, указавший дорогу в большую жизнь... Конечно, не я принёс Родине победу. Не я один приблизил её волшебный день. Но я сделал, что мог. В общем прекрасном Пиру Победы была маленькая капля и моего мёду... Мне уже давно не снятся гулкие корабельные сны. Но до сих пор я иногда думаю о себе, как о юнге. Это высокое и почётное звание даёт мне право быть вечно молодым.
Слайд 20: На могиле Валентина Саввича Пикуля поставлен памятник. К нему идут не только поклонники его таланта, но и бывшие юнги и военные моряки, о чьих ратных подвигах он написал в своих произведениях
Последний слайд презентации: Валентин Пикуль
Творчество В.С.Пикуля 1. Годы жизни В.С.Пикуля А. 1929 – 1974 ; Б. 1939 – 1984 ; 1928 – 1990. 2. В.С.Пикуль перед ВОв жил: А. В Соломбале ; Б. В Молотовске ; В. В Архангельске. 3. Какой случай привел В.С.Пикуля в школу юнг: А. Услышал о наборе и пришел; Б. В день своего 14-летия увидел юнг, марширующих по улице, и сбежал из дома; В. Дали направление на учебу. 4. В.С.Пикуль написал: А. «Детство в Соломбале »; Б. «Мальчики с бантиками »; В. Оба этих произведения 5. В одном из произведений В.С.Пикуля говорится о трагической судьбе конвоя, везущего грузы в СССР во время Вов : А. «Мальчики с бантиками»; Б. «Барбаросса »; В. «Реквием каравану PQ - 17 6. Во время Вов В.С.Пикуль : А. Был военным корреспондентом; Б. Работал на заводе; В. Был юнгой Северного флота. 7. Школа юнг находилась : А. На Соловецких островах. Б. На острове Мудьюг ; В. На Новой Земле. 8. Почему повесть называется «Мальчики с бантиками»?