Первый слайд презентации: Влияние антропогенных факторов на биосферу
Слайд 2
определяется антропогенной нагрузкой - величина воздействия на природную среду в целом или на ее отдельные компоненты. По расчетам специалистов антропогенная нагрузка удваивается каждые 10 - 15 лет. Загрязнение природной среды - это поступление в природную среду веществ (твердых, жидких, газообразных), биологических агентов, различных видов энергии в количествах и концентрациях, превышающих естественный для живых организмов уровень. Антропогенное воздействие Природное загрязнение извержения вулканов, сели, наводнения, пожары и т.п. Антропогенное загрязнение по объектам загрязнения : загрязнение воды, атмосферы, почвы, ландшафта; по продолжительности и масштабу распространения : временное и постоянное; локальное, региональное, трансграничное и глобальное; по источникам и видам загрязнителей: физическое, химическое, биологическое, биотическое и механическое.
Слайд 3
Физическое загрязнение тепловое (термальное ); световое загрязнение ; шумовое загрязнение; радиоактивное загрязнение; электромагнитное загрязнение Химическое загрязнение I класс – чрезвычайно опасные: ртуть, гексохлоран, бензапирен, диоксины, соединения серебра и хрома; II класс – высокотоксичные: сероводород, бензол, оксиды азота, кислородные соединения хлора, соединения меди и никеля; III класс – умеренно опасные: уксусная кислота, этанол, фенол, диоксид свинца, уксусный и муравьиный альдегид; IV класс – малоопасные: аммиак, угарный, углекислый газы, хлориды цинка, алюминия, марганца (II) и др.
Слайд 4
Биологическое загрязнение Биотическое загрязнение - привнесение в экосистемы нехарактерных для них видов живых организмов, негативно влияющих на здоровье человека и его хозяйственную деятельность - превышение в среде содержания определенных видов биогенов или появление новых для данной территории их видов (повышенное содержание фосфатов в водной среде, накопление в почве и в водной среде различных видов минеральных удобрений в концентрации, превышающей допустимую и т.д.). Механическое загрязнение - это загрязнение окружающей среды относительно инертными в физико-химическом отношении производственными и бытовыми отходами (строительный и бытовой мусор, упаковочные материалы, пылевые выбросы и др.).
Слайд 5: Задание
№1. Укажите, какие виды загрязнителей окружающей среды относятся к механическим (А); биологическим (Б); биотическим (В), химическим (Г) и физическим (Д): 1. Пыль; 2. Сернистый газ; 3. Тепловая энергия; 4. Ионизирующее излучение; 5. Металлическая стружка; 6. Фенол; 7. Сажа; 8. Фосфаты в пресном водоеме; 9. Стекло; 10.Плесень; 11.Бытовые отходы; 12.Шум; 13.Грибки рода Candida ; 14.Вибрация; 15.Нефть; 16.Азотная кислота; 17.Бактерии; 18. Нитраты в почве; 19. Электромагнитные поля
Слайд 6: Смог – ядовитый туман
Ледяной - характерен для северных районов; обусловлен сочетанием газообразных загрязнителей, пылеватых частиц и кристаллов льда Фотохимический (лос-анджелесского типа) Влажный (лондонского типа) - связан с наличием в атмосфере оксидов азота, триоксида серы, пылевых частиц и капель водного тумана - связан с появлением «задымления» за счет разложения загрязнителей (озон, азотная кислота, угарный газ) под действием УФ солнечной радиации Последствия : удушье, приступы бронхиальной астмы, аллергия, нарушает работу органов зрения, повреждение растительности, зданий, сооружений, скульптур Загрязнение атмосферы
Слайд 7: Задание
№2. Составьте соответствие: ВИД СМОГА: А) Ледяной Б) Влажный (лондонского типа) В) Фотохимический ( лос-анджелесского типа) ХАРАКТЕРИСТИКА СМОГА: характерен для северных районов ; возникает в безветренную погоду под действием УФ солнечной радиации; связан с присутствием в воздухе оксидов азота, оксидов серы; возникает в летнее время
Слайд 8: Рациональное размещение производства
Инверсионный слой – слой нагретого воздуха. Труба источника должна располагаться выше инверсионного слоя Загрязнение атмосферы
Слайд 9: Распространение загрязняющих веществ
Первичная эмиссия - сброс загрязняющего вещества в воздух, воду или на почву. Вторичная эмиссия – переход загрязняющего вещества из среды в среду. Ремиссия – возврат в данную среду (например, испарение в воздух ранее выпавшего на почву вещества). локальное — в пределах нескольких десятков километров; региональное — до нескольких тысяч километров; глобальное — по всему земному шару. Распространение загрязняющих веществ
Слайд 10
Охрана атмосферы В РФ в воздух ежегодно выбрасывается около 107 млн тонн разных загрязнителей; В больших промышленных городах до 15% смертей вызвано наличием в воздухе загрязнителей Направления природоохранных мероприятий Тщательная очистка отходящих газов Создание таких предприятий, на которых выбросы газов в атмосферу отсутствуют (замкнутые газообороты )
Слайд 11: Задание
№3. Зная законы миграции элементов в биосфере, расположите места сбора лекарственных трав по возрастанию опасности для здоровья, которая возникнет при употреблении этих растений: В городе; Рядом с автомобильными дорогами; Рядом с железнодорожным полотном; В лесу далеко от населенного пункта; Р ядом с деревней.
Слайд 12
Задание №4. Составьте соответствие Источники, выделяющие атмосферные загрязнители: 1) транспорт; 2) цементные заводы; 3) аварии на атомных реакторах; 4) производство, на котором сжигают уголь, сланцы, нефтепродукты, торф; 5) производство атомного оружия; 6) производство железа, меди, серной кислоты, азотной кислоты; 6) тепловые станции и электростанции, работающие на угле, торфе, мазуте; 7) взрывы атомных и водородных бомб. Вещества, загрязняющие атмосферу Основные источники загрязнений Оксиды углерода (СО, СО 2 ) Оксиды серы (SO3 SO2) Оксиды азота (NO, NO2) Взвешенные вещества (пыль, сажа) Радиоактивные вещества
Слайд 13
В России 20 % мировых запасов пресных подземных и поверхностных вод; 40 % населения Земли обеспечены качественной питьевой водой; К 2032 г. более половины населения Земли будет испытывать нехватку воды, если сохранятся современные тенденции; В Африке проживает 28 % населения мира, не имеющих доступа к водопроводу; Более 5 млн. человек в год умирает от болезней, связанных с употреблением недоброкачественной воды; Около 80 % болезней человека являются следствием потребления воды низкого качества, т. к. с водой в организм попадают патогенные микробы, тяжелые металлы, нитраты, фенолы, канцерогенные хлорорганические вещества и т. д. Ущерб здоровью из-за использования загрязненной воды соизмерим с потерями от стихийных бедствий, голода, кризисных экологических ситуаций; Реки Хуанхэ (Китай), Ганг (Индия), Амударья и Сырдарья (Средняя Азия) являются самыми загрязненными в мире. Водные ресурсы
Слайд 14: Причины загрязнение гидросферы
Аварии на предприятиях, расположенных по берегам рек, могут быть причиной загрязнения тяжелыми металлами ( Pb, Cd, Hg, As и их соединения ядовиты для большинства высших животных и многих растений в любых концентрациях ) ; Крупные животноводческие и агропромышленные комплексы по выращиванию и переработке сельскохозяйственной продукции; Сточные воды целлюлозно-бумажной промышлености меняют рН среды, загрязняют органическими веществами, обедняют кислородом; Сточные воды ТЭЦ повышают температуру естественных водоемом, что приводит к интенсивному размножению микроорганизмов, в том числе болезнетворных - источники холеры, сальмонеллеза, брюшного тифа и паратифозные заболевания, дизентерии, гепатита; Бытовые сточные воды, содержащие фекалии и СМС; Молевый сплав леса ; Ливневые и паводковые стоки с городских территорий ; Плохо разлагающийся мусор (стеклянные, пластиковые бутылки и т.п )
Слайд 16
Способы водоочистки Механическая очистка: добавление коагулятов (для укрупнения коллоидных частиц), фильтрование, отстаивание, центрифугированием. Химическая очистка – растворимые примеси вступают в реакции с осадителями (известняк, известковое молоко и другие щелочи, окисление хлором, кислородом, озоном). Физико-химические методы – протекание химических процессов под воздействием физических явлений (электролиз, электрокоагуляция, ионный обмен и др.) – очень дорогие методы, позволяют добиться полного удаления примесей. Биохимические и биологические методы – основаны на использовании микроорганизмов (аэробных, анаэробных). При использовании аэробных методов образуется активный ил, который после обезвоживания, уплотнения, термической обработки и т.д. можно применять в сельском хозяйстве или строительстве.
Слайд 17
Меры снижения водопотребления на предприятиях Внедрение процессов не требующих воды; Совершенствование процессов и оборудования, способствующих снижению расхода воды; Внедрение энерготехнологических агрегатов, использующих тепло химических процессов и не требующих использования воды в качестве теплоносителя; Замена воды воздухом в качестве теплоносителя; Использование оборотного водоснабжения, что позволяет в 10-50 раз уменьшить потребление природной воды, а оборотную воду можно использовать как теплоноситель и, как охлаждающий агент.
Слайд 18
Задание Вид воздействия : 1) механическое; 2) химическое; 3) бактериальное и биологическое; 4) радиоактивное; 5) тепловое а) Сброс в водохранилище теплых сточных вод б) Попадание в ручей снеготалых вод, содержащих пестициды в) Аварийный выброс на химическом комбинате г) Падение ступеней ракет в болото д ) Строительство дачного поселка на берегу озера е) Взрыв на шахте (выброс угольной пыли) ж) Авария на нефтепроводе з ) Выемка гравия в русле р. Томь и) Недостаточно очищенные сточные воды районной больницы попадают в речку к) Добыча торфа на обширной территории л) На берегу р. Томи устроен временный склад, где хранятся удобрения м) Рядом с колодцем находятся скотный двор, баня и туалет с выгребной ямой н ) Свалка твердых отходов устроена в овраге о) Неисправности катеров, лодок, судов речного флота п ) Гидроэнергетическое строительство №1. Установите соответствие между типами загрязнений и вызывающими их видами воздействий:
Слайд 19: Причины загрязнение и разрушения литосферы (почвы и недр)
Избыточное внесение удобрений и пестицидов, приводит к засолению и загрязнению ядохимикатами; Попадание нефти при нарушении правил перевозки; Сточные воды, содержащие токсичные вещества – хроматы, хлориды и другие соли; С выхлопными газами автомобилей могут попадать соединения свинца и накапливаться в грибах и придорожной растительности; При работе сельскохозяйственной техники в почву попадает топливо, масла, продукты коррозии; Подзолистые кислые почвы особенно сильно страдают от кислотных дождей ; В результате вторичной эмиссии загрязнители из атмосферы поступают в почву. Добыча полезных ископаемых. Строительство. Почвенные эрозии из-за неправильной эксплуатации почвы. Свалки.
Слайд 20
Природоохранная деятельность при эксплуатации литосферы (почвы и недр) 1. Использование твердых отходов как источника вторичного сырья; 2. Использование «вскрышных» пород для рекультивации земель; Использование в строительстве: золы и шлаки ТЭС по составу близки к цементному клинкеру; хлорид кальция (отход от содового производства) – применяют как добавку в бетон; сточные воды с солями хрома ( VI ) замедляют коррозию арматуры в железобетоне; отработанный полиэтилен как добавку в органические вяжущие материалы; измельченную резину как наполнитель в дорожные битумные покрытия и строительные конструкции; Использование твердых отходов в сельском хозяйстве: использование фосфогипса (при производстве фосфорной кислоты) для химической мелиорации засоленных почв; пиритный огарок (при производстве серной кислоты) для обогащения медными и железными микроудобрениями; Использование отходов в быту: отходы лесной, деревообрабатыва-ющей, угледобывающей промышленности и сельского хозяйства в качестве топлива; Обезвреживание и переработка твердых бытовых отходов
Слайд 21
Приемы подавления эрозионных процессов почвы Безотвальная отработка – верхний слой почвы рыхлится, без переворачивания пластов, при этом приходится использовать гербициды для борьбы с сорняками; На склонах пахота и сев должны вестись строго поперёк; На поливных землях должны применяться дождевальные установки, правильно дозирующие поступление воды, чтобы избежать заболачивания и засоления; Использование чересполосицы; Посадка деревьев и кустарников
Слайд 22
Антропогенное воздействие на биотические сообщества Антропогенное воздействие на леса и другие растительные сообщества. Роль лесов: являются основным поставщиком кислорода на планете; регулируют баланс воды; снижают отрицательное воздействие засух и суховеев; смягчают климат, способствуют повышению урожая; поглощают часть химических загрязнений атмосферы; защищают почву от эрозии, селей, оползней и других процессов; создают нормальные санитарно-гигиенические условия, благотворно влияют на психику человека, имеют огромное рекреационное значение; являются источником древесины и другого полезного сырья.
Слайд 23
По своему значению, местоположению и выполняемым функциям все леса подразделяют на три группы: Первая группа - леса, выполняющие защитные экологические функции. Эти леса строго охраняются, особенно лесопарки, городские леса, природные парки. В лесах этой группы допускаются только рубки с целью ухода за лесом и санитарные рубки деревьев. Вторая группа - леса, имеющие защитное и ограниченно эксплуатационное значение, располагающиеся в районах с высокой плотностью населения. Сырьевые ресурсы лесов этой категории ограничены, что уменьшает допустимый уровень лесопользования. Третья группа - эксплуатационные леса. Распространены они в многолесных районах и являются основным поставщиком древесины.
Слайд 24
Причины исчезновения лесов: сплошная вырубка, лесные пожары и выжигание, уничтожение леса при создании хозяйственной инфраструктуры, изменение условий обитания в результате антропогенного загрязнения воздуха, воды, применения пестицидов, радиоактивное загрязнение. По подсчетам ученых, общая площадь лесов, пораженных в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в Челябинской области и в зоне влияния ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне составила более 3,5 млн га. глубокие овраги, оползни, сели, уничтожается фотосинтезирующая биомасса, ухудшается газовый состав атмосферы, исчезают многие растительные и животные виды; изменение альбедо (отражательной способности) земной поверхности,что угрожает серьезным изменением климата на планете. Последствия исчезновения лесов:
Слайд 25
выборочная рубка — когда рубка хозяйственная совмещается с санитарной очисткой леса от сухих и больных деревьев; лесопосадки; защита лесов от болезней, насекомых-вредителей и пожаров; оптимальное использование удобрений, химических средств защиты растений; замена химических способов борьбы с вредителями биологическими Сохранение лесных ресурсов
Слайд 26
Воздействие человека на животных и причины их вымирания нарушение среды обитания (вырубки лесов, освоения степей и залежных земель, осушения болот и др.); чрезмерная добыча и промысел в запрещенных зонах; интродукция (акклиматизация) чуждых видов; прямое уничтожение для защиты сельскохозяйственной продукции в промысловых объектах (гибель хищных птиц, сусликов, ластоногих, койотов и др.); случайное уничтожение (в ходе военных действий, при кошении травы, прокладке линий электропередач, при зарегулировании водного стока и т.д.); случайное уничтожение; загрязнение среды ( пестицидами, нефтью и нефтепродуктами, атмосферными загрязнителями, свинцом и другими токсикантами ).
Слайд 27
Охрана и рациональное использование животного мира Проведение охоты и добычи в определенные сроки; Создание заповедных территорий, позволяющих сохранить места обитания в неприкосновенности и восстанавливать численность популяций; Акклиматизация животных в новых условиях обитания; Сохранение нерестилищ для рыб; Сокращение строительства гидростанций; Рациональное применение удобрений и утилизация загрязнителей
Слайд 28: Домашнее задание
Ответьте на вопросы: Что относят к загрязнению природной среды? Приведите примеры природного и антропогенного загрязнений. Охарактеризуйте физическое, химическое, биологическое, биотическое и механическое загрязнение. Назовите и охарактеризуйте виды смога. Какие негативные последствия вызывает смог? Что такое инверсионный слой? Назовите основные направления охраны атмосферы. Как распределены в мире водные ресурсы? Назовите причины загрязнения гидросферы. Как влияет кислотное загрязнение гидросферы на обитателей пресных водоемов? Назовите основные способы водоочистки и кратко их охарактеризуйте. Перечислите меры снижения водопотребления на предприятиях. Назовите причины загрязнения и разрушения литосферы. Как можно решать проблему твердых отходов (промышленных, бытовых)? Приведите примеры мероприятий, защищающих почву от эрозии.
Последний слайд презентации: Влияние антропогенных факторов на биосферу: Домашнее задание (продолжение)
Ответьте на вопросы: Охарактеризуйте роль лесов. На какие функциональные группы делят леса? Назовите причины и последствия исчезновения леса, а также меры по сохранению лесов. Назовите причины вымирания животных по вине человека. Какие меры по охране животного мира предпринимаются?