Первый слайд презентации: Возникновение и развитие риторики в Древней Греции и Риме
Слайд 2
Рито́рика — искусство речи или ораторское искусство, красноречие. Термин восходит к греч. ρητωρ, включающему не только понятия оратор, говорящий в народном собрании, политический деятель, но и учитель, наставник, ритор.
Искусство красноречия, искусство убеждать (которое и стало истоком публицистики и журналистики в целом) было порождением исключительно греческой культуры. 1)Состязательность Греки обладали удивительным свойством ( Человека агонистического ). У них было неудержимое стремление к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни, стремление доказывать свое превосходство не с помощью дубины и меча, а с помощью интеллекта, образованности, тренировки — качеств приобретенных в результате самосовершенствования.
Слайд 4
2)Софистика Софистика — духовно-воспитательное и философское учение в Греции V и IV вв. до н.э., которое базируется на субъективизме и отрицании объективной истины. Заинтересовавшись " человеческим ", софисты впервые систематизировали понятия лингвистики, логики, риторики, этики и, наконец, теории государственного устройства.
Слайд 5
Наиболее известным постулатом софистики стала формула Протагора : "о любом предмете можно высказать два суждения, противоположных друг другу " Прямой реакцией на беспринципность софистики становится учение Сократа и его последователей, опиравшихся на тезис о добывании истины в процессе диалога. Стремление вести грамотную полемику способствует дальнейшему развитию красноречия.
Слайд 6
3) Роль звучащего слова в греческой культуре Предшественниками красноречия можно считать изустные традиции эпической и лирической поэзии. В VII в. до н.э. с уходом в прошлое эпохи царей и усилением коллективистских тенденций в греческом полисе всё большее значение приобретает звучащее слово
Слайд 7
4)Демократия В результате демократических реформ, проводимых в Афинах в конце VI— начале V в. до н.э. ораторское слово превратилось в необходимое звено государственной системы. Богиней-покровительницей ораторов была избрана Пейто (π ειθω — убеждать, уговаривать ), харита убеждения.
Великим оратором считали Фемистокла, творца морской мощи Афин, вождя афинской демократии Перикла, которого даже его противники называли Олимпийцем за умение потрясать души слушателей с помощью слова.
Слайд 9
Горгий (485 — 380 гг. до н. э.) Горгий разрабатывает методику воздействия на слушателя, не случайно именно в его школе было выработано определение: Ρητορικη ΄εστιπειθους ‘δημιουργος΄ — риторика — мастер убеждения
Слайд 10: Исократ ( рождение 436 г. до н.э.)
Славу и богатство доставила Исократу преподавательская деятельность, сначала на Хиосе, потом в Афинах, а также составление сочинений наставительно-политических. Усилиями Исократа завершено было развитие аттической прозы и приспособление её для разнообразнейших видов литературы не одних афинян, но и всех эллинов.
Слайд 11
Демосфен (384 —322 гг. до н.э.) Преодоление — самая характерная черта в судьбе и личности Демосфена Пеанийского, сына Демосфенова. Главным средством Демосфена-оратора становится его умение увлечь слушателей тем душевным волнением, которое испытывал сам, говоря о положении родного полиса в эллинском мире и о внешней политике демократии по отношению к другим системам и государствам.
Слайд 12
Сократ, Платон, Аристотель Сократ создал не только новую этику, новую методику спора, но и новое мышление. Последователь Сократа Платон был первым серьезным критиком софистики, повлиявшим на дальнейшую эволюцию как самой риторики, так и высшего гуманитарного образования Аристотель создал нормативную "Риторику", в основании которой впервые был заложен философский принцип интеллектуального поиска истины. Поэтому "Риторика" Аристотеля сохраняет не только историческую, но и научную ценность до наших дней.
Слайд 13: Красноречие республиканского Рима
Римляне обратились к греческой риторике к середине II века до н.э., когда расцвет греческого красноречия остался в далеком прошлом.
Слайд 14: Циццерон (106-43гг до н.э.)
Циццерон создает знаменитую политическую трилогию "Об ораторе", "О государстве", "О законах". Он предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную сиситематизацию ораторского опыта.
Слайд 15: Цезарь и аттицизм
Гай Юлий Цезарь- знаменитый римский полководец и основатель империи- сыграл серьёзную роль в истории публицистики и политической агитации. Его простой и изящный стиль- аттицизм.
Слайд 16: Новое красноречие(Рим в I-II вв н.э.)
Значительные фигуры- Марк Фабий Квинтилиан, Луций Анней Сенека, Корнелий Тацит. Из свободного словаря и нестрогого синтаксиса складывается язык, который принято называть "серебряной латынью", из логики коротких ударов и эмоционального эффекта- стиль, который в Риме назвали "новым красноречием"
Слайд 17: Эллинское возрождение и "вторая софистика"
Кратковременный этап стабилизации Императорского Рима. В Восточном Средиземноморье появляются первые христианские общины. Культурное воздействие эллинистического мира отражается на текстовом оформлении нового религиозного учения. Задача христианского оратора - не поразить, а убедить слушателя. Расцвет христианской риторической прозы достигает кульминации в творчестве проповедника Иоанна Златоуста.