Слайд 2: (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток»)
Софисты — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой пол. V — 1-й пол. IV в. до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека. Софистика не представляла собой единого круга мыслителей (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток»)
Слайд 3
До возникновения софистики в Греции преобладала натурфилософия, т.е философия природы («натура»- природа). Для милетцев и элейцев, Гераклита и атомистов центральной являлась проблема бытия, первосновы мира, причин происходящих в природе изменений. Во второй половине V в.до н.э акценты стали меняться. Софисты стали первыми среди греческих мыслителей начали изучать не окружающий нас мир, а внутренний мир человека – его мышление, интересы, потребности, систему ценностей, пути воздействия на принятие решений.
Слайд 4
Можно сказать, что софистов породила древнегреческая демократия. Задача софистов – научить мыслить, говорить и делать
Слайд 5: Основные положения софистов
Человек и сознание – основная проблема софистики. Софисты произвели смещение оси философского исследования с природы на человека. В центре внимания оказались человек и его психология Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов – логических приёмов, уловок, благодаря которым умозаключение, на первый взгляд правильное, оказалось в итоге ложным. Исходный принцип софистов; «Человек есть мера всех вещей» в том, что они существуют, и в том, что они не существуют». Отсюда субъективизм в оценках и суждениях. Теория познания софистов ориентирована на отдельного индивида – субъекта познания. Объективное, истинное познание недостижимо (скептицизм ). Всякое знание относительно (релятивизм) Релятивизм в теории познания служит обоснованием нравственного релятивизма: софисты показывали условность правовых норм, государственных законов, моральных оценок Основные положения софистов
Слайд 6: Учение софистов
Протагор говорит об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с разным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение З аявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом. О мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берёт своё начало от него Учение софистов Протагор Протагору принадлежит афоризм «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют»
Слайд 7
В своём труде «О природе» Горгий доказывает 3 положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно не познаваемо, то оно невыразимо и необъяснимо. В результате он пришёл к выводу, что не о чём нельзя сказать достоверно Горгий Учение софистов
Слайд 8: Сократ был самым известным софистом
Именно Сократ впервые использовал диалог как метод нахождения истины в споре на строгом логическом подходе. Его задача состоит в том, чтобы побуждать других находить истину, ведя беседу и ставя всё новые и новые вопросы. Сократ стал одним из создателей европейского научного стиля мышления, ведя в науку безусловное требование доказательности. Его главное дидактическое достижение – майэвтика « повивальное искусство » диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленное на добро и зло Сократ Сократ был самым известным софистом
Слайд 9: Софисты о политике
Пифагор, Продик, Аразимах – впервые сформулировали наиболее развёрнутые представления о политике: Общественная жизнь, мир политики - Дело рук человеческих «Человек есть мера всех вещей » Подчёркивали условность правовых норм, государственных установлений. «КАЖДАЯ ВЛАСТЬ УСТАНАВЛИВАЕТ ЗАКОНЫ, ПОЛЕЗНЫЕ ДЛЯ НЕЁ САМОЙ: ДЕМОКРАТИЯ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ, ТАКЖЕ ПОСТУПАЮТ И ОСТАЛЬНЫЕ» Аразимах. Софисты о политике