Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности — презентация
logo
Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Аристотель (384–322 гг. до н. э.)
  • Особенности античных мыслителей
  • Сильвестр ( XVI в.)
  • Меркантилизм ( mercante – купец) – первая школа политической экономии
  • Томас Мэн (1571 - 1641)
  • Жан Батист Кольбер (1619–1683)
  • Антуан де Монкретьен (1576–1621)
  • Иван Тихонович Посошков (1652 - 1726)
  • Особенности меркантилизма
  • Физиократы ( phisis - природа, kratos – сила)
  • Франсуа Кенэ(1694 - 1774)
  • Классическая политическая экономия
  • Уильям Петти (1623–1687)
  • Адам Смит (1723 - 1790)
  • Особенности классической школы
  • Марксистская политическая экономия
  • Карл Маркс (1818–1883)
  • Маржинализм ( marginal – предельный)
  • Особенности маржиналисткой школы
  • Неоклассическая школа синтеза
  • Неоклассическая школа синтеза
  • Теории, развивающиеся в рамках современного неоклассического направления
  • Либерализм
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Особенности неоклассической школы
  • Кейнсианская теория
  • Джон Мейнард Кейнс(1883 - 1946)
  • Институциональная теория ( institutio – обычай, наставление, указание)
  • Институциональная теория
  • Старый институционализм
  • Торстейн Бунде Веблен (1857-1929)
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Уэсли Клер Митчелл (1874-1948)
  • Джон Коммонс (1896-1945)
  • Джон Морис Кларк (1884-1963)
  • Джон Гэлбрейт (1908-2006)
  • Новый институционализм (неоинституционализм)
  • Джеймс Бьюкенен (1919 - 2013)
  • Рональд Коуз (1910 - 2013)
  • Дуглас Сессил Норт (1920-2015)
  • Оливер Уильямсон (род.1932)
  • Представители неоинституционализм в России
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Российская экономическая школа
  • Фазы цикла Н. Кондратьева
  • Повышательная волна
  • Понижательная волна
  • Российская экономическая школа
  • 2. ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ О ПРЕДМЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
  • Названия экономической науки
  • Политическая экономия
  • Предмет политической экономии
  • Экономикс
  • Предмет экономикс
  • 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В СИСТЕМЕ ДРУГИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • 4. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  • Методы экономической теории
  • Методы изучения экономики
  • Позитивный и нормативный анализ
  • Оцени!
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • 5. ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Оцени!
  • Предмет микроэкономической теории
  • Основные проблемы микроэкономической теории
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Потребности – объективная нужда человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и т.п.
  • ПОТРЕБНОСТИ (классификация видов)
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • БЛАГА (классификация видов)
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • ЭТ изучает экономические законы
  • 6. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Кривая производственных возможностей
  • Кривая производственных возможностей
  • Кривая производственных возможностей
  • Причины сдвигов КПВ
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Q = F(K,L,N)
  • Производственная функция (изокванта)
  • Для кого производить? (кривая Лоренца)
  • Распределение денежного дохода населения (%)
  • Показатели неравенства в распределении доходов
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Децильный коэффициент
  • Коэффициент Джини
  • 7. Экономическая система: структура и виды
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
  • ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
  • РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
  • КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
  • СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА
  • Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности
1/119

Дубынина Анна Валерьевна, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы»

Изображение слайда

Слайд 2

План темы 1. Этапы становления и развития экономической науки 2.Эволюция идей о предмете экономической науки 3. Экономическая теория в системе других экономических наук 4. Метод и функции экономической теории 5. Предмет микроэкономической теории 6. Фундаментальные проблемы экономики 7. Экономическая система: структура и виды

Изображение слайда

Слайд 4

Что же такое ЭКОНОМИКА??? Деньги? Наука? Работа? Хозяйство? Отношения людей?

Изображение слайда

Слайд 5

Экономическая наука возникла и длительное время развивалась как наука о богатстве

Изображение слайда

Слайд 6

Изображение слайда

Слайд 7

«Экономия – это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности» Ксенофот

Изображение слайда

Слайд 8: Аристотель (384–322 гг. до н. э.)

Выделил экономию и хрематистику Изучал свойства товара Рассматривал сущность и функции денег

Изображение слайда

Изображение слайда

Слайд 10: Сильвестр ( XVI в.)

Руководство по организации феодального хозяйства, содержащее рыночные советы: когда и что покупать по низким ценам какие товары приобретать с избытком, чтобы в случае повышения цен их перепродавать покупать не в кредит, а за наличные деньги, чтобы не платить процент, и т. п.

Изображение слайда

Богатство – это золото, источником которого является внешняя торговля Представители - Т. Мэн, А. Монкретьен, У. Стаффорд, Кольбер; в России – Ордин-Нащокин, Петр I, И. Т. Посошков

Изображение слайда

Слайд 12: Томас Мэн (1571 - 1641)

Английский экономист, купец, глава Ост-Индской компании Автор работы «Богатство Англии во внешней торговли» Богатство кроется не сфере производства, не в сфере накопления капитала, а в излишке экспорта Для увеличения экспорта необходимо развивать промышленность, повышать качество английских товаров, осваивать пустующие земли

Изображение слайда

Слайд 13: Жан Батист Кольбер (1619–1683)

Министр финансов короля Людовика XIV Его политика стимулировала создание мануфактурного производства, строительство дорог, каналов

Изображение слайда

Слайд 14: Антуан де Монкретьен (1576–1621)

Ввел в научную литературу термин «политическая экономия» «Трактат политической экономии» (1615 г.)

Изображение слайда

Слайд 15: Иван Тихонович Посошков (1652 - 1726)

«Книга о скудости и богатстве» Не сводил богатство к деньгам Различал вещественное и невещественное богатство Источником богатства называл производительный труд Причинами скудости являются отсталость сельского хозяйства, недостаточное развитие промышленности, неудовлетворительное состояние торговли

Изображение слайда

Слайд 16: Особенности меркантилизма

Изображение слайда

Слайд 17: Физиократы ( phisis - природа, kratos – сила)

Богатство – это земледельческие продукты Источник богатства – сфера сельскохозяйственного производства, земледельческий труд Игнорировали промышленный труд и промышленные продукты Представители – Франсуа Кенэ (1694 – 1774 гг.)

Изображение слайда

Слайд 18: Франсуа Кенэ(1694 - 1774)

Врач маркизы де Помпадур при дворе Людовика XV Автор работы «Экономическая таблица», в которой показал создание продукта в сельском хозяйстве, его распределение и обмен между разными социальными группами (первый подход к проблеме воспроизводства)

Изображение слайда

Слайд 19: Классическая политическая экономия

Богатство – это товары Источников богатства – сфера производства Представители – Уильм Петти, Пьер Буагильбер, Адам Смит, Давид Рикардо, Жан Батист Сэй, Н.С.Мордвинов, Н. Тургенев, М.Сперанский

Изображение слайда

Слайд 20: Уильям Петти (1623–1687)

Источник богатства – труд «Труд есть отец богатства, а земля – мать его» Создал экономическую статистику

Изображение слайда

Слайд 21: Адам Смит (1723 - 1790)

«Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.) Источник богатства - труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, как у физиократов Затраты труда образуют стоимость товара, его цену Положение о «невидимой руке» рынка

Изображение слайда

Слайд 22: Особенности классической школы

Изображение слайда

Слайд 23: Марксистская политическая экономия

Богатство – это промышленные товары Источник богатства – прибавочная стоимость Представители – К.Маркс; в России - Г.В. Плеханов, В.И.Ленин, М.А.Бакунин

Изображение слайда

Слайд 24: Карл Маркс (1818–1883)

Раскрыл двойственный характер труда Развил учение о прибавочной стоимости Разрабатывал теорию экономических кризисов Его учение в течение 70 лет было государственной идеологией в СССР

Изображение слайда

Слайд 25: Маржинализм ( marginal – предельный)

К.Менгер (1840-1920), Е.Бем-Баверк (1851-1914 ), Ф.Визер (1851-1924) Внедрение математических методов в экономическую теорию И зучение роли потребителя в процессе формирования рыночной стоимости и цены товара Использование предельных величин, формул, графиков

Изображение слайда

Слайд 26: Особенности маржиналисткой школы

Изображение слайда

Слайд 27: Неоклассическая школа синтеза

А.Маршалл (1842-1924) - «Принципы экономики» (1890), объединил теоретические разработки классической школы и школы маржинализма Отказался от термина «политическая экономия» в пользу «экономикс» Предмет экономической теории – поиск эффективных способов использования ограниченных экономических ресурсов и рационального хозяйствования

Изображение слайда

Слайд 28: Неоклассическая школа синтеза

Изучение поведения отдельной фирмы, максимизирующей прибыль, и отдельного потребителя, максимизирующего полезность Современная микроэкономика основывается на положениях неоклассической школы

Изображение слайда

Слайд 29: Теории, развивающиеся в рамках современного неоклассического направления

Л иберализм Монетаризм Теория «экономики предложения» Теория «рациональных ожиданий» Теория «экономического роста» Теория «общего экономического равновесия» Теория «экономики благосостояния»

Изображение слайда

Слайд 30: Либерализм

Отвергает необходимость широкого вмешательства государства в экономическую жизнь Оставляет государству только функции, которые рынок не может осуществлять: производство общественных благ, формирование правовой базы развития рынка (разработка законодательства), обеспечение экономики деньгами

Изображение слайда

Слайд 31

Людвиг Мизес (1881 - 1973) Фридрих Хайек (1899 - 1992)

Изображение слайда

Слайд 32

Монетаризм Милтон Фридмен (1912-2006) Экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в развитии рыночной экономики Сводит вмешательство государства в экономику только к контролю над денежной массой Монетаризм реализовывался на практике в кабинетом М.Тэтчер в Англии и администрацией Р.Рейгана в США, правительством Е.Гайдара в России

Изображение слайда

Слайд 33: Особенности неоклассической школы

Изображение слайда

Слайд 34: Кейнсианская теория

Экономическая теория, обосновывающая необходимость государственного регулирования рыночной экономики Предметом анализа является народное хозяйство в целом ( макроэкономический подход ) Циклическое развитие экономики объясняла психологией людей: их стремлением по мере роста дохода больше сберегать, чем потреблять, результатом чего становится уменьшение «эффективного спроса», которое приводит к замедлению темпов роста производства и занятости

Изображение слайда

Слайд 35: Джон Мейнард Кейнс(1883 - 1946)

«Общая теория занятости, процента и денег» (1936) Показатели, которые необходимо регулировать – совокупный спрос, совокупное предложение, занятость, сбережения и инвестиции Фактор, способный вывести экономику из кризиса – совокупный («эффективный») спрос

Изображение слайда

Слайд 36: Институциональная теория ( institutio – обычай, наставление, указание)

Экономическая теория, изучающая экономического агента, действующего в рамках ограничений налагаемых институтами Институты – «правила игры», созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми (нормы, обычаи, традиции, привычки) Является магистральным течением современной науки

Изображение слайда

Слайд 37: Институциональная теория

Две основные ветви институционализма: а) традиционный или старый (Т.Веблен, Дж.Гэлбрейт и др.) б) новый или неоинституционализм (Р.Коуз, К.Эрроу, Дж.Бьюкенен, Д.Норт, Т.Стиглиц, О.Уильямсон)

Изображение слайда

Слайд 38: Старый институционализм

Оформился как экономическое учение в конце XIX в. – 20-30-х гг. XX в. для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени и изучения социального контроля общества над экономикой Берет свое начало с опубликования монографии Т.Веблена «Теория праздного класса» (1989г.)

Изображение слайда

Слайд 39: Торстейн Бунде Веблен (1857-1929)

Поведение индивида определяется не оптимизирующими расчетами, а инстинктами и привычками Привычки – это институты, задающие рамки поведения индивида на рынке, в семье, политике Ввел понятие «демонстративное потребление» - это есть подтверждение успеха, которое вынуждает средние слои общества копировать поведение богатых

Изображение слайда

Слайд 40

Изображение слайда

Слайд 41: Уэсли Клер Митчелл (1874-1948)

Рыночная экономика нестабильна, что проявляется в деловых циклах Наличие деловых циклов требует вмешательства государства в рыночную экономику Предложил систему государственного страхования от безработицы (1923г.) Отрицал рациональность поведения человека

Изображение слайда

Слайд 42: Джон Коммонс (1896-1945)

Изучал влияние корпораций и профсоюзов на поведение людей Ввел понятие «трансакция» - отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом (1931г.) Заложил основы пенсионного обеспечения в «Акте о социальной защищенности» (1935г.)

Изображение слайда

Слайд 43: Джон Морис Кларк (1884-1963)

Выступал за увеличение государственных расходов, направленных на создание эффективного стабильного спроса в целях повышения загрузки предприятий и занятости населения Выдвигает тезис о революции в экономических функциях государства, которые сводятся к организации хозяйства в интересах всеобщего благосостояния

Изображение слайда

Слайд 44: Джон Гэлбрейт (1908-2006)

Изучал новую экономическую организацию - монополии, поддерживаемые государством и управляемые техноструктурой (учеными, конструкторами, управленцами, финансистами)

Изображение слайда

Слайд 45: Новый институционализм (неоинституционализм)

Оформился как экономическое учение в 70-х гг. XX в. Берет свое начало с опубликования статьи Р.Коуза «Природа фирмы» в 1937г., однако до 70-х гг. оставался на периферии экономической науки

Изображение слайда

Слайд 46: Джеймс Бьюкенен (1919 - 2013)

«Теория общественного выбора» Лауреат Нобелевской премии по экономике 1986 г. «За исследование договорных и конституционных основ теории принятия экологических и политических решений»

Изображение слайда

Слайд 47: Рональд Коуз (1910 - 2013)

« Природа фирмы» (1937г.), «Фирма, рынок и право» Лауреат Нобелевской премии по экономике 1991 г. «За открытие и прояснение точного смысла трансакционных издержек и прав собственности в Институциональной структуре и функционировании экономики»

Изображение слайда

Слайд 48: Дуглас Сессил Норт (1920-2015)

«Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» Нобелевская премия по экономике 1993 г. совместно с Робертом Фогелем «За новое исследование экономической истории с помощью экономической теории и количественных методов для объяснения экономических и институциональных изменений»

Изображение слайда

Слайд 49: Оливер Уильямсон (род.1932)

«Экономические институты капитализма: фирмы, рынок, отношенческая контрактация» (1979г.) Нобелевская премия по экономике 2009г. совместно с Элинор Остром «За исследования в области экономической организации»

Изображение слайда

Слайд 50: Представители неоинституционализм в России

Р.Капелюшников Р. Нуреев А. Олейник В.Полтерович А.Шаститко Е.Бренделева

Изображение слайда

Слайд 51

Изображение слайда

Слайд 52

Изображение слайда

Слайд 53

Изображение слайда

Слайд 54: Российская экономическая школа

Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938) «Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время войны и после» (1922), «Большие циклы экономической конъюнктуры» (1925) Автор теории больших экономических циклов, продолжительностью 50-60 лет Связаны с крупными научно-техническими открытиями, фундаментальными изменениями в технологии Распадаются на две фазы: повышательная и понижательная

Изображение слайда

Слайд 55: Фазы цикла Н. Кондратьева

повышательная фаза; понижательная фаза. Y t 1789 1814 1849 1873 1896 1920

Изображение слайда

Слайд 56: Повышательная волна

Быстрый промышленный рост с частыми технологическими обновлениями Повышение процента на капитал вследствие интенсивного инвестирования Повышение заработной платы Рост совокупного спроса Рост цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленное сырье Рост внешней торговли

Изображение слайда

Слайд 57: Понижательная волна

Снижение темпов экономического роста Сельскохозяйственные депрессии Падение цен Снижение процента на капитал Уменьшение заработной платы

Изображение слайда

Слайд 58: Российская экономическая школа

Леонид Витальевич Канторович (1912-1986) Первый советский экономист, получивший Нобелевскую премию по экономике Разработал с использованием аппарата линейного программирования теорию оптимального распределения ресурсов на предприятии, за которую в 1975 г. получил Нобелевскую премию по экономике

Изображение слайда

Слайд 59: 2. ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ О ПРЕДМЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Изображение слайда

Слайд 60: Названия экономической науки

Политическая экономия Экономикс Экономическая теория

Изображение слайда

Слайд 61: Политическая экономия

В течении XVII - XIX вв. экономическая наука развивалась как «политическая экономия» и отражала социальную (политическую) сущность подхода к общественному производству

Изображение слайда

Слайд 62: Предмет политической экономии

Меркантилизм Наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей между странами Физиократы Наука о создании «чистого продукта» (прибавочной стоимости) в сельском хозяйстве Классическая политическая экономия Наука о богатстве, об условиях его производства и накопления Историческая школа Наука о хозяйственной жизни и национальных особенностях каждой отдельной страны Марксистская политическая экономия Наука о производственных отношениях между людьми, складывающимися в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ

Изображение слайда

Слайд 63: Экономикс

Конец XIX в.– начало XX в. – новый этап в развитии предмета экономической науки Наряду с термином «политическая экономия» стало широко использоваться понятие «экономикс»

Изображение слайда

Слайд 64: Предмет экономикс

А.Маршалл Исследование богатства и частично человека, стимулов к действию и мотивов противодействия П.Самуэльсон Науку о путях использования редких производственных ресурсов, избираемых людьм Макконелл К., С.Брю Поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей Мэнкью Т. Наука о том, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами Экономикс - теория и практика рыночной организации производства

Изображение слайда

Слайд 65: 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В СИСТЕМЕ ДРУГИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Изображение слайда

Слайд 66

Изображение слайда

Слайд 67: 4. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Изображение слайда

Слайд 68: Методы экономической теории

Метод (от греч. Methodos – путь к какой-либо цели) – совокупность способов и приемов познания экономических явлений и процессов

Изображение слайда

Слайд 69: Методы изучения экономики

наблюдение и сбор фактов; анализ и синтез; индукция и дедукция; статистические приемы (У.Петти); научной абстракции (Д.Рикардо); моделирование (построение экономической модели) – упрощенное отражение экономических явлений с помощью графиков, уравнений; позитивный и нормативный анализ (А.Смит).

Изображение слайда

Слайд 70: Позитивный и нормативный анализ

Позитивная экономическая теория отражает ФАКТИЧЕСКОЕ состояние дел (КАК ЕСТЬ на самом деле) Нормативная экономическая теория показывает, как ДОЛЖНЫ развиваться экономические процессы

Изображение слайда

Слайд 71: Оцени!

Отсутствие контроля государства за деятельностью химических комбинатов может привести к загрязнению притока Камы. (Нормат.) Снижение поступления налогов в бюджет государства привело к возникновению бюджетного дефицита. (Позитивн.) Если бы цена на женскую обувь повысилась на 80%, то объем продаж снизился бы вдвое. (Нормат.) Переход к рыночной экономике следует начинать с приватизации государственных предприятий. (Нормат.) Рост спроса на цветы в канун 1 сентября вызвал повышение цен на них. (Позитивн.) Для того, чтобы страна не попала в экономическую зависимость от других более развитых стран, следует наладить на ее территории производство всей необходимой продукции. (Нормат.) Размер пенсий должен составлять 10000 руб. (Нормат.)

Изображение слайда

Слайд 72

Изображение слайда

Слайд 73: 5. ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Изображение слайда

Слайд 74

ЭКОНОМИКА хозяйственная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей наука, изучающая использование ограниченных экономических ресурсов в процессе производства, распределения и потребления экономических благ Экономическая теория Прикладные экономические науки бухгалтерский учёт менеджмент маркетинг финансы и др. микроэкономика макроэкономика изучает поведение отдельных экономических субъектов (фирм, домашних хозяйств, рынков отдельных товаров) изучает проблемы, общие для всей экономики (инфляция, безработица, эк. рост и др.)

Изображение слайда

Слайд 75: Оцени!

Совет директоров компании «Крайслер» принял решение о базовой цене на новую марку автомобиля. ( микроэкономика) Выпавший снег и наступление холодов привели к гибели кофейных деревьев и росту цен на кофе на мировых рынках. (микроэкономика) В первой половине 2000 года в российской экономике наметилось увеличение темпов роста производства. (макроэкономика) Рост инфляции привел к сокращению инвестиций. (макроэкономика) Расходы на рекламу увеличили число приверженцев потребления растительного масла вместо животного. (микроэкономика) Фирме удалось использовать для производства вместо натурального сырья искусственное, и затраты на производство снизились. (микроэкономика) Общая численность безработных в стране за 2006 год снизилось на 2% (макроэкономика)

Изображение слайда

Слайд 76: Предмет микроэкономической теории

Проблема наиболее эффективного использования ограниченных экономических ресурсов в целях наиболее полного удовлетворения потребностей человека

Изображение слайда

Слайд 77: Основные проблемы микроэкономической теории

Изображение слайда

Слайд 78

Удовлетворение потребностей Цель Экономика Сред- ства Ресурсы Ограниченность Выбор

Изображение слайда

Слайд 79

Потребности людей безграничны, а ресурсы для удовлетворения этих потребностей ограничены Фундаментальная экономическая проблема – проблема выбора

Изображение слайда

Слайд 80: Потребности – объективная нужда человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и т.п. (теория иерархии нужд (потребностей) А. Маслоу )

Изображение слайда

Слайд 81: ПОТРЕБНОСТИ (классификация видов)

Критерий: Степень неотложности потребностей Первичные Необходимы для существования человека (потребности в еде, одежде, жилье) Вторичные Потребности в культуре, чтении, развлечении, путешествии

Изображение слайда

Слайд 82

Критерий: Степень охвата Индивидуальные Возникают у каждого отдельного человека (потребности в еде, одежде, жилье) Коллективные Возникают в рамках коллектива, социальной группы, общества в целом (потребности в общественной безопасности, правоохранительной деятельности, пожарной службе)

Изображение слайда

Слайд 83

Критерий: Возможность приобретения благ Платежеспособные Потребности, обеспеченные денежными средствами (спрос) Неплатежеспособные Потребности, не обеспеченные денежными средствами (желания)

Изображение слайда

Слайд 84

Блaго – это все то, что удовлетворяет человеческую потребность

Изображение слайда

Слайд 85: БЛАГА (классификация видов)

Критерий: участие человека в производстве благ Экономические Характерные черты: создаются человеком; • ограниченное количество; • необходимость затрат на производство; • наличие рыночной цены. Неэкономические (свободные) Характерные черты: • предоставляются природой (вода, воздух); практически неограниченное количество; • отсутствие затрат на производство; • отсутствие рыночной цены.

Изображение слайда

Слайд 86

Критерий: субстанция благ Материальные Вещная форма благ : Продукты производства (здания, машины, продукты питания). Характерные особенности: производство и потребление происходят разновременно. Нематериальные Услуги : здравоохранение; искусство; театры; музеи; образование. Характерные особенности: • производство и потребление происходят одновременно; • услуги не подлежат хранению.

Изображение слайда

Слайд 87

Критерий: создаются рыночной системой или государством Частные (индивидуальные) Создаются рыночной системой и предоставляются только тем, кто за них заплатил Общественные Предоставляются государством всем гражданам (система внутренней и внешней безопасности, правовой порядок) Критерий: длительность потребления Краткосрочного потребления Срок службы не превышает одного года Долгосрочного потребления Срок службы превышает один год

Изображение слайда

Слайд 88

Критерий: характер использования Производственные (косвенные) Производственные ресурсы (здания, земля, профессиональные навыки и квалификация), используемые для производства товаров и услуг Потребительские (прямые) Блага текущего потребления, удовлетворяющие личные потребности Критерий: характер соотносимости друг с другом Комплиментарные ( взаимодополняе-мые ) блага Блага, которые дополняют друг друга в процессе потребления Субституты ( взаимозаменяе-мые блага) Блага, которые я вляются заменяемыми по отношению друг к другу

Изображение слайда

Слайд 89

Изображение слайда

Слайд 90

Экономические ресурсы

Изображение слайда

Слайд 91

Изображение слайда

Слайд 92

Изображение слайда

Слайд 93

Изображение слайда

Слайд 94

Изображение слайда

Слайд 95: ЭТ изучает экономические законы

Экономические законы – это устойчивые, регулярные, повторяющиеся связи между экономическими явлениями и процессами, составляющие основу деятельности экономических субъектов ЭТ изучает экономические законы

Изображение слайда

Слайд 96: 6. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

Изображение слайда

Слайд 97

Изображение слайда

Слайд 98: Кривая производственных возможностей

Изображение слайда

Слайд 99: Кривая производственных возможностей

Пушки Масло ●В ● А ●С КПВ – это график, каждая точка которого показывает потенциально возможный объем производства двух благ при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне развития общества

Изображение слайда

Слайд 100: Кривая производственных возможностей

Пушки Масло ●В ● А ●С ●М ● N ● E ● F ●А,В,С – эффективные варианты производства (ресурсы используются полностью) ● M,N – неэффективные варианты производства (ресурсы используются неполностью) ● E,F – невозможные варианты производства (недостаточно ресурсов)

Изображение слайда

Слайд 101: Причины сдвигов КПВ

Y Х Y Y Х Х Изменение количества или качества используемых в производстве ресурсов. 2. Применение технологий. Увеличилось количество или качество ресурсов в экономике. Увеличилось количество или качество ресурсов при производстве Х Увеличилось количество или качество ресурсов при производстве Y

Изображение слайда

Слайд 102

Производственная функция – показывает взаимосвязь между совокупными затратами факторов производства и максимально возможным выпуском продукции

Изображение слайда

Слайд 103: Q = F(K,L,N)

труд ( L) земля (N) капитал (K) предпринимательские способности F

Изображение слайда

Слайд 104: Производственная функция (изокванта)

Изображение слайда

Слайд 105: Для кого производить? (кривая Лоренца)

Изображение слайда

Слайд 106: Распределение денежного дохода населения (%)

2000 2005 2010 2011 2012 2013 Денежные доходы, в т.ч. по 20-% группам населения 100 100 100 100 100 100 1-ая (с наименьшими доходами 5,9 5,4 5,2 5,2 5,1 5,1 2-ая 10,4 10,1 9,8 9,9 9,8 9,8 3-ья 15,1 15,1 14,8 14,9 14,9 14,9 4-ая 21,9 22,7 22,5 22,6 22,5 22,5 5-ая (с наибольшими доходами) 46,7 46,7 47,7 47,4 47,6 47,6

Изображение слайда

Слайд 107: Показатели неравенства в распределении доходов

кривая Лоренца децильный коэффициент индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини )

Изображение слайда

Слайд 108

Децильный коэффициент выражает соотношение между доходами 10% наиболее высоко обеспеченных граждан и доходами 10% наименее обеспеченных Оптимальное соотношение - от 5 до 7

Изображение слайда

Слайд 109: Децильный коэффициент

В России: Год 2000 2005 2010 2011 2012 2013 Децильный коэффициент 13,9 15,2 16,6 16,2 16,4 16,3

Изображение слайда

Слайд 110: Коэффициент Джини

G = T (площадь между кривой Лоренца и линией абсолютно равномерного распределения доходов) / площадь треугольника O Е F Доходы одинаковы, G=0 Доходы концентрируются у одного человека, G= 1 Реально – от 0÷1 Год 2000 2005 2010 2011 2012 2013 Коэффициент Джини 0,395 0,409 0,421 0,417 0,420 0,419

Изображение слайда

Слайд 111: 7. Экономическая система: структура и виды

Изображение слайда

Слайд 112

Способы решения трех главных вопросов экономики являются критериями выделения четырех видов экономических систем Экономическая система – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма, определяющего ответы на вопросы: «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить? »

Изображение слайда

Слайд 113

Изображение слайда

Слайд 114

Изображение слайда

Слайд 115: ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Экономика, в которой традиции и обычаи, передающиеся из поколения в поколение, определяют «что, как и для кого производить» Основана на натуральном производстве ( отсталой технике, господстве ручного труда ). Ключевые экономические решения принимаются небольшой группой лиц (совет старейшин) или одним человеком (глава рода, племени).

Изображение слайда

Слайд 116: РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Экономика, развивающаяся по объективным законам рынка Все ответы на вопросы «что, как и для кого производить» определяет рынок

Изображение слайда

Слайд 117: КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Экономика, в которой все вопросы «что, как и для кого производить» решаются государством Основные экономические решения принимаются централизованно органами государственной власти (министерствами, комитетами, комиссиями)

Изображение слайда

Слайд 118: СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

Экономика, сочетающая использование рыночных регуляторов и методов государственного воздействия на экономику Модель экономики: «рынок + государство» Вопросы «что и как производить» решаются рынком, «для кого производить» – рынком и государством

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Введение в экономическую теорию: предмет и метод, ресурсы и потребности

Спасибо за внимание

Изображение слайда

Похожие презентации