Первый слайд презентации: Язык художественной литературы
Язык как материал словесности и результат творчества.
Язык – это тот материал, из которого строится художественное произведение. Язык играет в искусстве слова такую же роль, как в живописи – краски, в скульптуре – мрамор или бронза, в музыке – звуки, в балете – движения человеческого тела.
Слайд 3
Писатель повествует о событиях, для того чтобы… информировать читателя о том, что произошло построить художественный сюжет описывает предмет, для того чтобы… читатель узнал о его свойствах создать художественный образ показывает, что делает, как и что говорит герой, передаёт собственные мысли и чувства Всё это средствами языка
Слайд 4
Разнообразие художественных задач Показать далёкое прошлое, современность, вымышленное будущее Изобразить жизнь обыкновенных людей и людей знаменитых Рассказать о высоких полётах духа и корыстных расчётах героев В зависимости от своей художественной задачи писатель использует слова разговорные и книжные, просторечные и диалектные, устаревшие и специально придуманные, народно-поэтические и слова из другого языка.
В тексте художественного произведения используются все разновидности языка. Прочитайте отрывок из произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Какая разновидность языка использована в отрывке? Зачем писатель употребил её?
Слайд 6
«Устав о добропорядочном пирогов печении». Всякий да печёт по праздникам пироги, не возбраняя себе таковое печение и в будни. 2. Начинку всякий да употребляет по состоянию. Тако : поймав в реке рыбу – класть; изрубив намелко скотское мясо – класть же; изрубив капусту – тоже класть. Люди неимущие да кладут требуху. Примечание. Делать пироги из грязи, глины и строительных материалов навсегда возбраняется. Какая разновидность языка использована в отрывке? Зачем писатель употребил её? В языке художественной литературы используются все разновидности языка. Но главное в том, для чего привлекаются эти разновидности языка. Писатель передаёт особенности речи героев, но это одновременно и изображение разговорногоязыка соответствующего времени, это и художественный образ. Показывая чиновника, писатель вложит в его уста выражения, свойственные официальному стилю описываемой эпохи, и они также будут служить созданию художественного образа.
В разговорном языке много сравнений, а научные термины нередко представляют собой метафору: глазное яблоко, грудная клетка, позвоночный столб, лицо глагола, склонение существительных.
Слайд 8
В стихотворении мы чаще встретимся с образными средствами языка, чем в указе или постановлении, но дело не в количестве этих выражений, а в их роли. В научном стиле мы даже не замечаем образного характера слов, а в художественном произведении благодаря метафоре поэт открывает сходство между непохожими явлениями, создаёт свой образ мира.
Слайд 9
Определите роль метафоры в стихотворении «Тучи» Лермонтова и в произведении Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою околдован лес стоит». Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною… ? ? « Чародейкою Зимою околдован лес стоит». Видим голубое небо, такое же бескрайнее, как степь. Ощущаем могущество зимы, чувствуем, что в ней есть какая-то тайна.
Слайд 10: Вывод
В художественном произведении используются все разновидности языка, применяются специальные изобразительные средства для создания особого художественного мира произведения, с их помощью писатель изображает картину жизни людей, выражает своё понимание мира. Язык художественного произведения – это уже не материал, а результат творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
Последний слайд презентации: Язык художественной литературы: Обобщим сказанное
Язык художественной словесности служит не общению, сообщению информации или побуждению к чему-то, а созданию художественного образа. Он является материалом, из которого строится произведение. А в созданном произведении язык – важнейшая сторона смысла.