Первый слайд презентации: ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА
Слайд 2: ПЛАН ТЕМЫ:
1. Основные функции искусства 2. Предмет искусства 3. Основные эстетические концепции 4. Герменевтика — как метод понимания художественного произведения ПЛАН ТЕМЫ:
Слайд 3: 1. Основные функции искусства
1. Культовая (древнейшая) 2. Прикладная (древнейшая) 3. Эстетическая 4. Познавательная 5. Идеологическая 6. Воспитательная 7. Коммуникативная 8. Человеко - творческая 9. Витальная (связь с народно-праздничной культурой) 10. Экзистенциальная (как способ разрешения экзистенциальных противоречий) 11. Онтологическая (как язык бытия) 12. Компенсаторная (как замена жизни, утешение) 13. Суггестивная (внушающая); 14. Пророческая и др.
Слайд 4: 2. Предмет искусства
Предметом искусства, согласно разных концепций, может быть: прекрасное; вся действительность; человек и человеческие отношения; сущность бытия и составляющих его предметов и явлений. 2. Предмет искусства
Слайд 5: 3. Основные эстетические концепции
Концепция прекрасного теория чувств (теория заражения — Л. Н. Толстой) теория выражения «я» художника гедонистическая теория теория отражения — (отражение действительности в образах) концепция постижения сущности. 3. Основные эстетические концепции
Герменевтика - это искусство и теория истолкования текстов. Возникла вместе с появлением письменности. 4. Герменевтика — как метод понимания художественного произведения
1. Предыстория герменевтики. 2. Этап герменевтики ренессансного гуманизма и немецкого протестантизма получил свое завершение в начале 19 в., когда возникла собственно философская герменевтика ( основоположник — Фридрих Шлейермахер ). 3. Конец 19 в. Деятельность немецкого философа Вильгельма Дильтея. В его работах идеи неокантианства соединяются с его «философией жизни». Его герменевтический метод — «критика исторического разума». Периодизация развития философской герменевтики (И. С. Нарский ) :
Слайд 8: Периодизация развития философской герменевтики
4. Начало 20 в. знаменуется появлением философии экзистенциализма. 5. После второй мировой войны развитие герменевтики связано с именами философов Ганса-Георга Гадамера, Поля Рикера, а также Энрико Бетти и др. К ним примыкают имена представителей Франкфуртской школы Юргена Хабермаса и др. Периодизация развития философской герменевтики
Слайд 9: Способ истолкования (или понимания) произведения по Шлейермахеру :
1) «Понимание речи как извлеченной из языка и как факта в мыслящем». Этот момент назван грамматическим, он определяет понимание исходя из «духа языка», как «связанное и обусловленное этим духом». 2) Понимание исходя из «души говорящего, как его дело, как именно из самой его сущности возникающее и объяснимое», как его «своеобразный способ мышления и чувствования». Способ истолкования (или понимания) произведения по Шлейермахеру :
Слайд 10: Щлейермахер выделяет три ступени понимания:
1) низшая — понимание происходит бессознательно; 2) более высокая — понимание происходит в результате более или менее случайного обобщения опыта истолкования в специальных герменевтиках; 3) высшая — понимание осуществляется как искусство. Щлейермахер выделяет три ступени понимания:
Слайд 11: Основные приемы универсальной герменевтики Щлейермахера
Принцип «герменевтического круга»: понимание целого исходя из части и части — исходя из целого. Понимание осуществляется в единстве двух методов — « дивинационного » (предварительное понимание) и «сравнительного» (объясняющего). Основные приемы универсальной герменевтики Щлейермахера
Слайд 12: Вильгельм Дильтей
Значительно расширил задачу понимания, более тесно связав понимание с историей, с исторической жизнью. В своей критике «исторического разума» Дильтей предлагает свой герменевтический способ понимания или истолкования исторических фактов на основе проникновения в субъективный мир. Герменевтику Дильтей определил как «учение об искусстве понимания письменных фиксированных проявлений жизни». Вильгельм Дильтей
Слайд 13: Философская герменевтика 20 в. (Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер )
Экзистенциалистская герменевтика Мартина Хайдеггера: Существовать — значит быть понятым в языке, где быть понятым — значит быть истолкованным. Интерпретация ставится и расценивается наравне с актом художественного творчества. Философская герменевтика 20 в. (Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер )
Слайд 14: Ганс-Георг Гадамер
Он теснее увязал герменевтику с историей. Никакая экзистенция, никакое субъективное самосознание никогда не может существовать иначе, чем в языке и через язык. Раскрывает связи современного мышления с направлениями и результатами мышления прошлых поколений. Историческая дистанция не затрудняет, а облегчает процесс понимания. Ганс-Георг Гадамер
Слайд 15
Язык связан не только с мыслью, но и с манипуляцией над мышлением (меняется значение слов, их смысл). Появляются новые слова, которые иной раз входят в сознание людей без глубокого понимания их смысла или даже вместе с глубоко неправильным, искаженным пониманием того, что в них выражено. Необходимо правильное истолкование всех явлений языка — живой речи, письменных источников, языка поэзии и художественной литературы, языка науки — для спасения сознания.
Последний слайд презентации: ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА: Итоги развития герменевтики
Надо научить людей иначе понимать и интерпретировать мир, и тогда их мир изменится. Беда современного общества заключается в господствующих формах «принудительного общения», в наличии способов манипуляции сознанием, в нарушении, деформации или даже ликвидации свободного общения и взаимопонимания людей.