Первый слайд презентации: Жанры музыкального искусства
Слайд 3: ОПЕРА
Опера ( итальянское - opera -сочиняю)- музыкально-театральное произведение, сочетает сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальную музыку, сценическое и декоративное искусства. Опера как жанр сформировалась в 16 веке ( в Европе). В России опера появилась лишь в 18 веке.
Слайд 4: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПЕРЫ
Основой сценического действия (оперного спектакля) является - либретто. Либретто - в переводе с итальянского - книжечка. В опере либретто - литературный текст, обычно - в стихах. Вокальная музыка в опере - различна. Это арии (сольное пение), речитативы, ансамбли (дуэты, трио, квартеты), хоровая музыка. Инструментальная музыка - увертюры, антракты, исполняется симфоническим оркестром. Иногда в оперу включают балетные сцены, разговорные диалоги.
Слайд 5: БАЛЕТ
Балет (франц. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец. Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) История русского балета начинается с 1738 года.
Слайд 6: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАЛЕТА
Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль в балете играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.
Слайд 7: СИМФОНИЯ
Симфония (греч. συμφωνί α — «созвучие, стройное звучание, стройность») — музыкальное произведение для оркестра. Первые симфонии в теперешнем понимании появились в центре Европы во второй половине XVIII века. Первым образцом жанра в России может считаться «Концертная симфония» Д. С. Бортнянского, написанная в 1790 году для камерного ансамбля.
Слайд 8: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИМФОНИИ
Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров ; В симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. Симфония может сближаться с другими музыкальными жанрами (симфония-сюита, симфония-фантазия, симфония-поэма и др.) Классическая симфония состоит, как правило, из четырёх частей
Слайд 9: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИМФОНИИ
1-я часть — в быстром темпе (аллегро), иногда предваряется небольшим медленным вступлением; пишется в сонатной форме; 2-я часть — в медленном движении, в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты (сложной трёхчастной), реже в сонатной форме; 3-я часть — менуэт или скерцо, пишется обычно в сложной 3-частной форме; 4-я часть — в быстром темпе, в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.
Слайд 10: КОНЦЕРТ
Концерт (нем. Konzert от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться) — музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Концерт появился в Италии на рубеже XVI—XVII веков как вокальное полифоническое произведение церковной музыки.
Слайд 11: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕРТА
Концерт в переводе с латинского языка означает состязаться, а с итальянского – согласие. В чем же здесь секрет? Исполняя концерт, солист, как бы соревнуется с оркестром, и в то же время он согласует с ним свою игру для того, чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения, замысел композитора.
Слайд 12: КАНТАТА
Кантата - ( итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой.
Слайд 13: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАНТАТЫ
В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии,а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением. Она бывает светского и духовного содержания. Встречаются кантаты различного характера — торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.
Слайд 14: СЮИТА
С юита — музыкально-хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, например, «балетная сюита ». Термин «сюита» был введён во второй половине XVII века французскими композиторами.
Слайд 15: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЮИТЫ
Для сюиты характерны картинная изобразительность, тесная связь с песней и танцем. От сонаты и симфонии сюиту отличают большая самостоятельность частей, не такая строгость, закономерность их соотношения. В конце XVII века в Германии сложилась точная последовательность частей :