Первый слайд презентации: Жиль Делёз
Презентация подготовлена студенткой: Шубиной А.А. Юридический факультет ТД–О–18/1 Преподаватель: Козина О.А.
Слайд 2: Биография
Французский философ, художественный критик; один из ведущих представителей постструктурализма. Родился философ 18 января 1925г. в семье из среднего класса, в Париже и провел в этом городе большую часть своей жизни. Смерть: 4 ноября 1995 года он выбросился из окна. Похоронен был на кладбище в Лимузене.
Слайд 3: Основные философские работы
« Ницше и философия» (1962) « Критическая философия Канта» (1963 ) « Бергсонизм » (1966 ) « Спиноза и проблема выражения» (1968 ) «Различие и повторение» (1968 ) « Логика смысла» (1969).
Слайд 4: Вклад в философию
Жиль Делез внес большой вклад в разработку постмодернистской философии, работая с такими понятиями, как различие и повторение, симулякр, введя понятия шизоанализ, ризома и многие другие, поспособствовав формированию современной постмодернистской парадигмы в целом.
Слайд 5: Тезаурус
Совместно с психоаналитиком Феликсом Гваттари, ввёл понятия ризома и шизоанализ в работе «Кафка» (1975г.). Этот термин заимствован из ботаники, где он означает определенный способ роста растений, где нет единого или пучкообразного корня, а своего рода сетка корней.
Слайд 6
Ризома – это способ беспорядочного роста без превалирующего направления, рост во все стороны, вверх, вниз, без регулярности. Для него ризома олицетворяет собой «движение желания». Это метафора современной культуре, в которой «все дозволено». В результате такого видения мира исчезает всякий универсализм, системность. Наука дезинтегрируется, распадается на многочисленные «понимания» и «осмысления».
Слайд 7
Все понятия культуры Делёз распределял между двумя полюсами – шизофренией и паранойей, которые образуют два противостоящих способа мышления (причём первый –воплощает позитивные, а второй – негативные черты культуры). Свою философскую концепцию он назвал «генеалогия», как мышление «посередине» без истоков и начал, как плюралистическую интерпретацию. Сила философствования – в сопротивлении власти во всех её ипостасях.
Слайд 8: Позиция Делёза
Философ может занимать, по Делёзу, две позиции : либо резонировать по поводу уже поставленного диагноза, либо самому отважиться на опыт интеллектуальной диагностики. Делёз однозначно решает в пользу второго: необходимо взять на себя риск творца, и тогда появится возможность мыслить его опытом, войти в совершающееся событие, а не делать его объектом «незаинтересованного » созерцания, которое опыт разрушает.
Слайд 9: Интересные факты
Еще со времен своего преподавания в лицее Делез привык одеваться в классическом стиле. Он всегда носил шляпу, которая стала частью его образа. На некоторых фото его можно увидеть в любимом стиле.
Слайд 10
Делёз любил кинематограф. Вместе с семьей он часто ходил на фильмы Феллини, Годара и других режиссеров. С 1974 года философ начал создавать статьи о кинематографе. В это же время он ежегодно стал посещать кинофестиваль неформального кино. При этом не любил участвовать в конференция по философии.
Слайд 12: Идейные связи
Жиль Делез относится к философии, получившей название континентальной. Она отличается от аналитической тем, что помещает рассматриваемые вопросы в контекст истории, используя более синтетическую терминологию. Ряд исследователей рассматривал отдельные аспекты делезовской философии: В. Берген изучал творчество. Ф. Зурабишвили, Д. Уильямс – событие, время и силу. Д. Олковски – репрезентацию. Т. Мэй – индивидуацию и этику.
Слайд 13
Ален Бадью — один из самых известных критиков Делёза, посвятивший философу книгу « Делёз. Шум бытия» (1997). Бадью утверждает, что, вопреки распространённому мнению, Делёз — философ Единого, а не множественного мнения. Сегодня Делеза рассматривают как одного из предшественников спекулятивного реализма. Его влияние испытали многие направления, например, акторно -сетевая теория, постколониализм, квир -теория и многие другие. Бадьюанская критика
Слайд 14
Согласно Бадью, во-первых, делёзовская философия глубоко аристократична, поскольку существует только в пространстве иерархии. Далее, это не философия жизни, а философия смерти. В-третьих, немногочисленные концептуальные инструменты Делёза однообразны и воспроизводятся во всех работах. В-четвёртых, Делёз неправомерно приравнивает онтологию к философии. Наконец, его проект есть «платонизм виртуального»: Делёз провозглашал преодоление Платона и Гегеля, но не сумел далеко от них уйти.
Слайд 15
Жиль Делез, книги которого имели большой успех еще при его жизни, стал одним из влиятельнейших мыслителей мира уже в новом столетии. На Делеза опираются не только в вопросах философии, на него ссылаются и представители социальных и гуманитарных наук. Его цитируют в социологии, культурологии, урбанистике, киноведении, литературоведении, географии и многих других областях.
Слайд 16: Список использованных источников
http ://www. вокабула.рф /энциклопедии/новая-философская-энциклопедия/ делёз -жиль http :// fb.ru/article/263757/jil-delez-biografiya-i-tvorchestvo-logika-smyisla-kratkoe-soderjanie Маркова Л. А. Наука и логика смысла Ж. Делёза // Философия науки. — М.: ИФ РАН, 2000. — № 6. Соч.: Nietzsche et la philosophie. P., 1969; Logique du sens. P., 1969. M. K. PbiKJum