Первый слайд презентации: Онтология
Слайд 2
« Онтос » (в переводе с греч.) – бытие, сущность «Логос» (в переводе с греч.) – речь, мысль, смысл
Онтологическое – философское понятие, описывающее структурные элементы бытия, его истоки; Онтическое – философское понятие, при помощи которого описываются сущностные характеристики человека, мира, природы и т.д.
Слайд 5: 2. Разделение бытия и мышления
Основной вопрос философии: что первично - бытие, или сознание? Материализм: бытие определяет сознание (К. Маркс, Ф. Энгельс) Идеализм: сознание определяет бытие ( Платон,Пифагор )
Восточная философия : 1) мифологичность сознания; подход к проблеме бытия с позиции фатализма: развитие бытия мира, природы и человека заранее предопределено; Западная философия : 1) рациональность сознания; 2) исследование бытия с позиции волюнтаризма: характер бытия мира, природы и особенно человека заранее не предопределен и может изменяться.
Слайд 8: Предметная область философии и онтологии
Основное понятие философии – бытие Основное понятие онтологии – сущее ( совокупность признаков вещи, какая выражает ее целостность)
Слайд 9: Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы устройства бытия, его начала, сущностные формы и свойства. Термин «онтология» впервые был употреблён Рудольфом Гоклениусом в книге «Философский лексикон» (1613г.) и закреплён в философии Христианом Вольфом
Христиан Вольф (1679-1754) Рудольф Гоклениус (1547-1628)
Слайд 10: Объект изучения онтологии: бытие и небытие Бытие – универсальная философская категория, обозначающая различные аспекты существования человека и природы, развития общества и государства
Автор понятия : Парменид. Парменид выделил такие характеристики бытия как: целостность; -истинность; -благость; - красота. Парменид отрицал существование не-бытия: «бытие есть, не-бытия нет».
Слайд 11: Основные свойства бытия:
1) бытие находится в постоянном развитии; 2) развитие бытия происходит во времени; 3) развитие бытия диалектично по своей природе.
Слайд 12: Общая черта всех форм бытия – состояние постоянного развития
О проблеме развития впервые в философии заговорил Гераклит, считавший изменчивость и противоречивость главными особенностями развития окружающего мира ; Развитие – это высшая форма движения. Два типа развития : 1. прогресс – поступательное движение, связанное с улучшением процесса развития объекта или явления ; 2. регресс – движение, связанное с ухудшением качественных характеристик объекта или явления.
Слайд 13: Два подхода к философскому пониманию бытия:
1. идеалистический или субстратный; 2. материалистический или субстанциональный. Субстрат –материальная основа предметов и явлений. Субстанция – идеальная первооснова всего сущего. Пример – проблема первоначала у древнегреческих философов: Философ Первоначало Его суть Фалес Милетский Вода Субстрат Анаксимен Воздух Субстрат Гераклит Огонь Субстрат Анаксимандр Апейрон – идеальная первоматерия Субстанция
Слайд 14: Онтологическая проблематика в античной философии идеалистов
1. Платон определял бытие как мир идей. Он разделял бытие на «мир идей » и «действительность», а также ввел понятие «иное» (дополняет бытие, но не противоположно ему). Главная идея – идея блага. 2. Пифагор – связывал бытие с идеей числа: « бытие – это мир чисел »; числа, по мнению Пифагора, обладали мистическими свойствами.
Слайд 15: Онтологическая проблематика в античной философии материалистов
1. Аристотель: бытие как то, что имеет непосредственное отношение к физическому миру. Выделял четыре источника бытия: форму, материю, цель и творца. Выделял в бытии возможность и действительность 2. Гераклит ввел понятие н е-бытие, обозначающее не только окончание физического существования объекта, но и переход его в другое качество развития. 3. Левкипп и Демокрит – основатели материализма - считали, что бытие и не-бытие дополняют друг друга: атомы - бытие, пустота между ними есть не-бытие
Слайд 16: И материалисты, и идеалисты в рамках античной онтологии
не разделяли бытие и мышление
Слайд 17: Отличительные черты средневековой онтологии:
1) бытие мира = бытие Бога; 2) онтологический догматизм : только бытие Бога является основой бытия мира и человека; 3) идеалистическое восприятие бытия человека: вера в Ад и Рай, существование жизни после смерти. 4) создание системы доказательств бытия Бога.
Слайд 18: Аврелий Августин (354-430)гг., создатель патристики, создатель одного доказательства бытия Бога
Слайд 19: Фома Аквинский (1225-1274 гг.), создатель схоластики, автор 5-ти доказательств бытия Бога
Слайд 20: Историческая эволюция онтологии
Онтология Возрождения: 1) светский характер восприятия бытия: бытие мира и человека отделялось от бытия Бога; 2) бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Онтология Нового времени: 1) проблема бытия была связана с проблемой познания мира человеком; отделение бытия от мышления; Онтология эпохи Просвещения: 1) познание бытия возможно только с помощью точных наук; 2) путь к познанию бытия лежит через просвещение разума.
Слайд 22: Онтология Канта
1) онтология Канта носила нравственный характер: вещи в себе ( Богу,душа,свобода ) обеспечивают нравственный характер мироустройства; 2) подход Канта к онтологии персонифицирован : прежде всего он исследует бытие человека как нравственного существа;
Слайд 24: Онтология Гегеля
1) его онтология носила диалектический характер ; противопоставлял «бытие» и «ничто»; 2) считал, что бытие находится в постоянном развитии, и это развитие полно противоречий ; 3) осмыслить эти противоречия помогает логика («Наука логики»); 4) выделял природу ( бытие природы ) и целесообразную деятельность людей ( общественное бытие ).
Слайд 25: Основные формы бытия :
Категория Определение материальное бытие существование материальных тел, вещей, явлений природы окружающего мира (предмет является материальным, если он имеет массу, объём и положение в пространстве) идеальное бытие существование идеального как самостоятельной реальности, непознаваемой разумом человека человеческое бытие существование человека как единства материального и духовного; главная характеристика – сознательный характер социальное бытие бытие человека в обществе и существование самого общества; система социальной деятельности ноуменальное бытие бытие, познать которое можно только при помощи мышления, но не органов чувств феноменальное бытие весь чувственно воспринимаемый мир во всем его многообразии и изменчивости. восприятие феномена носит субъективный характер
Слайд 26: Информационное бытие:
1) отражение, воспроизведение прошлого и настоящего бытия, например, естественнонаучное знание, телевизионные репортажи; 2) модели, образы будущего, обычно желаемого, бытия, например, технические, экономические и другие проекты; 3) характер его развития глобален, но неравномерен.
Слайд 27: Общая черта всех форм бытия – состояние постоянного развития
О проблеме развития впервые в философии заговорил Гераклит : 1. считал изменчивость и противоречивость главными особенностями развития окружающего мира ; 2. сформулировал понятие Не-бытие – не только прекращение физического существования объекта или явления, но и переход его в качественно или количественно другое состояние. Развитие – это высшая форма движения. Два типа развития: 1. прогресс – поступательное движение, связанное с улучшением процесса развития объекта или явления; 2. регресс – движение, связанное с ухудшением качественных характеристик объекта или явления.
Слайд 28: Движение – в философии понимается способ существования сущего; в физике движение – это изменение положения тела в пространстве
Проблема движения в истории философии: 1. В античной философии: Гераклит - всё находится в состоянии движения, а покой является видимостью. Парменид – движение вечно. Зенон Элейский – оспаривал реальность движения. Аристотель – впервые попытался создать классификацию движения (6 видов): возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение и перемещение. 2. В средневековой философии Д. было связано с определением его источника, которым был Бог ; теологи выделяли такие виды движения : возникновение и уничтожение субстанции, увеличение и уменьшение количества, изменение качества и изменение места; время понималось как мера движения. Возникла теория импетуса – натурфилософская концепция, согласно которой причиной движения тел является сила, которая вложена в них внешним источником.
Слайд 29: Проблема движения в истории философии (Продолжение): 3. В философии нового и новейшего времени:
1. Рене Декарт : движение и покой – это две стороны движущегося тела, поэтому покой можно считать понятием относительным ; важной характеристикой движения, по Декарту, было стремление тела двигаться в определённом направлении, которое отличается от самого движения. 2. Георг Гегель: материя и движение представляют собой единое целое и определял движение как « исчезновение и новое самопорождение пространства и времени ». 3. «Философия жизни» (А. Шопенгауэр и Ф. Ницще ) : движение –проявление воли, без которого невозможны ни жизнь человека, ни развитие истории. 4. Развитие теории относительности А. Эйнштейна : относительность движения, идея инвариантности физических законов во всех системах отсчёта и эквивалентность материи и энергии.
Слайд 30: Выделяют следующие формы движения :
- механическое, - физическое, - биологическое, - химическое, - социальное. Свойства движения : 1) движение возникает из самой материи; 2) его характер постоянен; 3) оно всеобъемлюще.
Слайд 31: Виды движения :
1. количественное – связано с переносом материи и энергии в пространстве; 2. качественное – изменение внутренней структуры материи; 3. динамическое – изменение формы объекта, связанное с раскрытием его новых качеств; 4. популяционное – кардинальное изменение структуры объекта; 5. эволюционное – постепенное, поступательно движение; 6. эмерджентное (взрывообразное) – движение, которое обеспечивает резкий скачок в развитии объекта.
Последний слайд презентации: Онтология: Выводы :
1. понятие бытия является системообразующим для философии; 2. всего существует шесть форм бытия ; 3. все эти формы находятся в состоянии развития ; 4. выделяют две формы развития – прогресс и регресс ; 5. главной характеристикой бытия человека является его сознательный характер.