Первый слайд презентации: 2.9. ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МОДУЛЬ 2. Психологическая характеристика периодов онтогенетического развития
Слайд 2: ЗРЕЛОСТЬ
Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека Д. И. Фельдштейн: «Зрелость – это движение, изменение, развитие» А. А Бодалев: «Зрелая личность соткана из отношений»
Слайд 3: ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ
Наименее разработанный период онтогенеза человека 20-е гг Х I Х в. Интенсивно развивались прикладные аспекты психологии взрослых, особенно связанные с их обучаемостью Современный период Начинается с 1965 г. в связи с проведением Комплексного исследования зрелости под руководством Б. Г. Ананьева
Установление сущности развития индивидных и личностных характеристик с позиции соотношения действия социальных и биологических факторов Прослеживание взаимосвязей индивидных и личностных качеств на разных этапах индивидуального развития человека Выявление связей, как индивидуальных, так и личностных феноменов человека с его субъективно-деятельностной характеристикой Исследование становления индивидуальности как процесса интеграции основных характеристик человека как индивида, личности и субъекта деятельности отличающегося по своим многим параметрам неповторимым своеобразием.
Слайд 5: ПЕРИОДИЗАЦИИ ЗРЕЛОСТИ
ПЕРИОДЫ: Юлиан Владимирович Бромлей Ранняя взрослость Средняя взрослость Поздняя взрослость 17- 25 лет 25-40 лет 40-45 лет
Слайд 6: ПЕРИОДИЗАЦИИ ЗРЕЛОСТИ
ПЕРИОДЫ: ЭРИК ЭРИКСОН Ранняя взрослость Средняя взрослость Поздняя взрослость 20 – 40/45 лет 40/45 -60 лет Свыше 60 лет
Слайд 7: ВЕДУЩАЯ ДЕТЕЛЬНОСТЬ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ (ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ)
Г.ОЛПОРТ (1897—1967), американский психолог, развил концепцию личности как динамической организации мотивации систем, привычек, установок и т. д., определяемой перспективой реализации будущих возможностей личности. Цельная жизненная философия Способность к сердечным отношениям
Слайд 8: ВЕДУЩАЯ ДЕТЕЛЬНОСТЬ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ (ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ)
А. Маслоу: 1908—1970), американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии».
Слайд 9: Развитие личности в зрелом возрасте
Социализация взрослого – это прежде всего обращенность внутрь себя, это самопознание, свобода человека, реализуемая в его выборах, ориентация человека в собственном потенциале Самоопределение личности взрослого – это активность, направленная на увеличение вероятности самореализации
Слайд 11: Развитие психологических и психофизиологических функций в зрелом возрасте
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Положительные сдвиги Отрицательные сдвиги Стабилизация 18-22 23- 32 23- 27 33-35 30 35
Слайд 12: КРИЗИС ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Зрелость — самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость — цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие