Первый слайд презентации: ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Общие понятия Возрастные периоды кризисы
Слайд 2: Что изучает возрастная психология?
Процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Дает характеристику разных возрастных периодов В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности общие для всех Что изучает возрастная психология?
Слайд 3: Возрастная психология - это
отрасль __________, которая изучает психологические особенности формирования ________ на разных ______________ этапах. Возрастная психология - это
Слайд 4: Возрастная психология - это
отрасль психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Возрастная психология - это
Слайд 5: Возрастная психология - это
( англ. developmental psychology ) – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому. Возрастная психология - это
Слайд 7
Объект – индивид, принадлежащий к определенной ____________ группе. Предмет – особенности и закономерности психического развития человека в течение всей его жизни на различных _____________ этапах.
Слайд 8
Объект – индивид, принадлежащий к определенной возрастной группе. Предмет – особенности и закономерности психического развития человека в течение всей его жизни на различных возрастных этапах.
Слайд 10: Методы возрастной психологии
Лонгитюдный метод ( метод продольных срезов) предполагает организацию исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода. Метод поперечных срезов – метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп. Комбинированный метод ( когортно-последовательный план) предполагает объединение метода поперечных срезов и лонгитюдного метода в один комбинированный план, при котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически на протяжении длительного периода.
Слайд 11
Методы сбора данных в возрастной психологии Наблюдение - целенаправленное и планомерное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни человека. Тесты достижений и способностей - форма измерения физических и когнитивных аспектов развития. Методики самоотчета используются для выявления мнений и типичных форм поведения опрашиваемого. Проективные методики используются для изучения эмоциональной, потребностно-мотивационной сферы. Социометрические методы направлены на определение статуса личности в группе, показателей эмоциональной экспансии. Метод эксперимента состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента – испытуемые: естественный, лабораторный эксперимент.
Слайд 12: Факторы развития психики
Биологический наследственность Темперамент, задатки способностей Среда Природная среда Социальная среда
Слайд 13
Понятие возраста и его характеристика Возраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Возраст – продолжительность жизни от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определенного времени.
Слайд 14
Возраст Хронологический (паспортный) Психологический Умственный возраст Социальная зрелость Эмоциональная зрелость Биологический
Слайд 15
Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии (Л.С. Выготский ) I. Построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ (Биогенетический принцип). II. Построение периодизации на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия. III. Построение периодизации основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.
Слайд 16
I. Построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ (Биогенетический принцип). Павел Петрович Блонский Критерий - появление и смена зубов. 0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)
Слайд 17
II. Построение периодизации на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия. Зигмунд Фрейд Главный источник, двигатель человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
Слайд 18
Возраст Наименование стадии Характеристика стадии 0-1 год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я" 1-3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - " Сверх-Я " как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть). 3-5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности) Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования " Сверх-Я ". 5-12 лет латентная стадия Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д. 12-18 лет генитальная стадия Соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению
Слайд 19: Периодизация и закономерности психического развития ребенка (по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину )
Рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в системы отношений: «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый» Периодизация и закономерности психического развития ребенка (по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину ) III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков. III. Построение периодизации основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.
Слайд 20: Периодизация развития личности по А.В. Петровскому
Рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Ребенок проходит 3 фазы становления личности: адаптация, индивидуализация, интеграция. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому
Слайд 21: Периодизация и закономерности психического развития ребенка Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Ведущая деятельность (Леонтьев) - деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Новообразования - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Слайд 22: Признаки ведущей деятельности
Она должна быть смыслообразующей для ребенка В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста Признаки ведущей деятельности
Слайд 23
Наименование стадии Возраст ВВД Новообразования ССР Младенчество 0-1года эмоциональное общение ребенка со взрослым Ходьба, слово «МЫ» Освоение норм отношений между людьми
Слайд 24
Наименование стадии Возраст ВВД Новообразования ССР Ранний возраст 1-3 предметная деятельность ( предметно-манипулятивная деятельность) "внешнее Я сам" по Выготскому Усвоение способов деятельности с предметами
Слайд 25
Наименование стадии Возраст ВВД Новообразования ССР Дошкольный возраст 3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимо-отношений между людьми
Слайд 26
Наименование стадии Возраст ВВД Новообразования ССР Младший школьный возраст 6(7)-10(11) учебная деятельность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.
Слайд 27
Наименование стадии Возраст ВВД Новообразования ССР Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке» Освоение норм и отношений между людьми Старший школьник (ранняя юность) 14(15) -16(17) учебно-профессиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение Освоение профессиональных знаний, умений
Слайд 28
Наименование стадии Возраст ВВД Новообразования ССР Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25 лет Трудовая деятельность, профессиональная учеба. Освоение профессионально-трудовых умений Зрелость 25-50 Поздняя зрелость, 50-75 Старость 75-.. -
Слайд 29: Особенности критических периодов
Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов неотчетливы Трудновоспитуемость детей Негативный характер развития Новообразования критических периодов носят переходный характер Особенности критических периодов Л.С. Выготский : Развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. Переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.
Слайд 30
Возраст Стабильный период развития Критический период 0–2 мес. Кризис новорожденности 2 мес. – 1 год Младенческий возраст Кризис 1 года 1–3 года Раннее детство Кризис 3 лет 3–7 лет Дошкольное детство Кризис 7 лет 7–13 лет Школьный возраст Кризис 13 лет 13–17 лет Пубертатный возраст Кризис 17 лет
Слайд 31
Эльконин Д.Б. Гипотеза о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими В пределах одной и той же деятельности можно выделить ее этапы: 1. Усвоение мотивов и задач деятельности. 2. Активность ребенка направлена на действия с предметами, их познание. 3. Познание взаимоотношений с людьми. Общение. В процессе общения формируются потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности
Слайд 32
Концепция периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину Возраст Эпоха Период Ведущая деятельность Тип отношений 0-1 год Раннее детство Младенчество Непосредственно-эмоциональное общение Человек-человек 1-3 года Раннее детство Раннее детство Предметно-манипулятивная деятельность Человек-предмет 3-7 лет Детство Дошкольное Сюжетно-ролевая игра Человек-человек 7-11 лет Детство Младш.школьн Учебная деятельность Человек-предмет 11-13 лет Подростничество Младшее Интимно-личностное общение Человек-человек 13-15 лет Подростничество Старшее Учебно-профессиональная деятельность Человек-предмет
Слайд 33: Кризис новорожденности (0-2 месяца)
промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Нет ни единой сложившейся формы поведения Отделен физически, но связан с ней физиологически Причины кризиса новорожденности Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия). Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Слайд 34: Кризис новорожденности (0-2 месяца)
Признак кризиса – потеря ребенка в весе Младенец максимально социальное существо Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка (жизнь ребенка становится индивидуальным существованием, отдельного от материнского организма) Кризис новорожденности (0-2 месяца) Реакция сосредоточения на лице матери - новообразование периода новорожденности – комплекс оживления.
Слайд 35: Комплекс оживления
Общее моторное возбуждение при приближении взрослого Использование крика, плача при привлечении к себе, то есть возникновение инициативы общения Обильные вокализации во время общения с матерью Реакция улыбки Комплекс оживления
Слайд 36: Младенческий возраст (2 месяца- 1год)
Ведущий вид деятельности- непосредственно-эмоциональное общение со взрослым Новообразования возраста: к году ребенок произносит первые слова; Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира
Слайд 37: Речь
Пассивная: ребенок понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Устанавливает контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, лепета, жестов. Автономная: не совпадает с речью взрослых артикуляционно, фонетически (« би-би »),по значению (многозначность одних и тех же вокализаций) Общение возможно только с людьми посвященными в шифр детской речи и в конкретной ситуации
Слайд 38: Предметная деятельность – деятельность с предметами согласно их назначению
Связана с развитием движения ребенка: Движущийся глаз Перемещение в пространстве (переворачивается, поднимает голову, садится, ползает) Хватание Манипулирование предметом Указательный жест Произвольность движений и жестов, управляемость Предметная деятельность – деятельность с предметами согласно их назначению
Слайд 39: Умственное развитие
Идет через сенсомоторику Знания о людях и окружающих предметах складываются у детей на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Умственное развитие
Слайд 40: Познавательное развитие младенца
Работа с учебником И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М, 2004 С. 175-181 Познавательное развитие младенца Контраст Движение Картина мира Хватание Узнавание Воспроизведение Эмоции
Слайд 41: Кризис 1 года
Не понимаю Не дам Ходьба Аффект всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции ССР «МЫ» Автономная детская речь Многозначная и Ситуативная УА…
Слайд 44: Базальная потребность
Потребность в любви : дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры. Базальная потребность
Слайд 45: Работа с учебником
И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М, 2004 С.188-200 Вопросы: 1.развитие психических функций 2. Эмоциональное развитие 3.Кризис 3-х лет. Работа с учебником
Слайд 46: Дошкольное детство (3-7 лет) - ведущая деятельность – игра
Работа с учебником И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М, 2004 С. 204-211 Сюжетно-ролевая Образно - ролевая Игра по правилам Дошкольное детство (3-7 лет) - ведущая деятельность – игра
Слайд 47: Развитие психических функций у дошкольников
Речь Память Восприятие Мышление Развитие психических функций у дошкольников
Слайд 48: Развитие эмоций, мотивов и самосознания
Работа с учебником И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М, 2004 С. 218- 226 Развитие эмоций, мотивов и самосознания
Слайд 49: Готовность ребенка к школе
Личностная Интеллектуальная Волевая Работа с учебником И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М, 2004 С. 237-245 Готовность ребенка к школе
Слайд 50: Готовность ребенка к обучению в школе
специальная личностная интеллектуальная Эмоционально-волевая физическая Умение читать Принятие социальной роли школьника через отношение к школе, учебе, к учителям Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний, усвоенных в системе Радость ожидания обучения; Эмоциональные свойства личности: сочувствие, сопереживание Состояние здоровья, физическое развитие Умение считать Умение общаться со взрослыми и сверстниками Желание узнавать новое, любознательность Способность соподчинять мотивы, управлять своим поведением Развитие анализаторных систем Готовность ребенка к обучению в школе
Слайд 51: Готовность ребенка к обучению в школе
специальная личностная интеллектуальная Эмоционально-волевая физическая Умение писать Умение войти в детское общество Сенсорное развитие Умение организовывать свое рабочее место Развитие мелких групп мышц Умение действовать совместно с другими Развитие образных представлений Положительное отношение к целям деятельности, принятие их Развитие основных движений (бег, прыжки ….) Развитие речи, мышления, воображения Стремление к достижению, преодолению трудностей Готовность ребенка к обучению в школе
Слайд 52: Кризис 7 лет
Возрастные границы младшего школьного возраста с ___ по ____. Возрастные границы кризиса 7 лет: с _____ по _____. Продолжите логическую цепочку: _______________________ смена ССР __________________________
Слайд 53
Кризис 3 лет Кризис 7 лет Осознания себя как активного субъекта в мире предметов
Слайд 54
Признаки кризиса Переоценка ценностей (с учебой ценно – с игрой обесценено) Осознанные переживания / обобщенные переживания / комплекс неполноценности Внутренняя жизнь ребенка (одна отметка разные дети) Смысловая ориентировочная основа поступка (поступок-последствие) Утрата детской непосредственности (кривляние, манерничанье, искусственность)
Слайд 55: Кризис 7 лет – кризис саморегуляции
Ребенок регулирует свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Кризис 7 лет – кризис саморегуляции
Слайд 56: Кризис 7 лет – кризис саморегуляции
Базальная потребность – уважение (младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на признание его суверенитета) Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Кризис 7 лет – кризис саморегуляции
Слайд 57: Младший школьный возраст (7-13 лет)
Ведущая деятельность – учебная Новообразования: личностная рефлексия (самооценка, самоконтроль), рефлексия интеллектуальная (ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, не иначе) Умственное развитие – период конкретных мыслительных операций Отношения со взрослыми –развиваются стилем общения со стороны взрослых(авторитарный, либеральный, демократический) Младший школьный возраст (7-13 лет)
Слайд 58: Младший школьный возраст (7-13 лет)
Отношения со сверстниками (однополые группы) Игра – принимает социальную окраску, игры с друзьями занимают больше всего времени Младший школьный возраст (7-13 лет)
Слайд 60: Учебные мотивы
Широкие социальные мотивы Познавательная мотивация Мотивация достижения успеха Престижная мотивация Мотивация избегания неудачи - Компенсаторная мотивация
Слайд 61: Развитие психических функций
МЫШЛЕНИЕ (доминирующая функция) Словесно - логическое Конкретные операции мышления наглядный материал (Ж.Пиаже) 10 лет – «теоретики», «практики», «художники» Развитие понятийного, или теоретического мышления (решения задач с ориентировкой на внутренние скрытый свойства объектов) Типы развивающего обучения Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов
Слайд 62: Развитие психических функций
ВОСПРИЯТИЕ Недостаточно дифференцированно (6 и 9) Синтезирующее восприятие (2-5лет стадия перечисления, 6-9 стадия описания, 9-10 стадия интерпретации) Я ЭТО ВИДЕЛ! ПАМЯТЬ Произвольность Осмысленность Механическая // Смысловая ВНИМАНИЕ
Слайд 63
САМООЦЕНКА Чувство компетентности - центральное новообразование младшего школьного возраста Успеваемость Общение учителя с классом Семейные ценности Уровень притязаний
Слайд 64: Кризис 13 лет (пубертатный кризис) – кризис социального развития
Характеризуется: Половое созревание (перепады, неравномерность) Падением успеваемости Снижением работоспособности Дисгармоничностью во внутреннем строении личности Негативизмом (ребенок склонен к ссорам, враждебен, испытывает внутреннее беспокойство, стремление к самоизоляции) Кризис 13 лет (пубертатный кризис) – кризис социального развития
Слайд 65: Кризис 13 лет (пубертатный кризис) – кризис социального развития
Образ физического «Я» Акселерация – благо для личностного развития
Слайд 66: Подростковый возраст (13-16 лет)
ведущая деятельность – интимно-личностное общение Подростковый возраст (13-16 лет)
Слайд 67: Основные новообразования
Формирование Мы –концепции Формирование референтных групп Чувство взрослости: а) эмансипация от родителей б) новое отношение к учению в)романтические отношения со сверстниками г) внешний облик и манера одеваться Основные новообразования
Слайд 68: Формы самосознания
Чувство взрослости Отношение к себе как взрослому «Я - концепция» Система внутренне согласованных представлений о себе (15 лет) Социальная мимикрия
Слайд 69: Формы самосознания
Чувство взрослости Отношение к себе как взрослому «Я - концепция» Система внутренне согласованных представлений о себе (15 лет) Внутренний мир Личностная рефлексия Самоанализ Самокопание Склонность к уединению Тоска Одиночество Я – реальное Я - идеальное
Слайд 70: Подростковые реакции
Работа с учебником И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М, 2004 С. 294 - 303 Подростковые реакции Увлечения Предположи и сравни Увлечения интеллектуально-эстетические Эгоцентрические (оригинальность) Лидерские увлечения Телесно-мануальные Накопительские Информативно – коммуникативные
Слайд 71: Подростковые реакции
Работа с учебником И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М, 2004 С. 294 - 303 Подростковые реакции Общение со сверстниками Друг психотерапевт и соратник по палате Не палата, а целое отделение ( референтная группа) Общение со взрослыми Эмансипация (врач нам враг) Противоречивое воспитание (Тетя Света)
Последний слайд презентации: ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Вопросы на экзамен
1 вариант Сформулируйте рекомендации для родителей по подготовке положительного отношения ребенка к школе. Перечислите новообразования подросткового возраста. Дайте характеристику эмоционально-волевой готовности ребенка к школе. 2 вариант Охарактеризуйте особенности кризиса 7 –и лет. Дайте характеристику личностной готовности ребенка к школе. Сформулируйте рекомендации родителям подростка по взаимодействию с ним. Вопросы на экзамен