Первый слайд презентации: Административное право РФ
Тема 3. Система и структура органов исполнительной власти
2 Тема 2. Система и структура органов исполнительной власти. Содержание Понятие системы органов исполнительной власти Виды органов исполнительной власти. Координационные и субординационные отношения в системе органов исполнительной власти. Линейная и функциональная организационная структура в государственном управлении. Функции Президента РФ в сфере исполнительной власти Административно-правовой статус отдельных федеральных органов исполнительной власти Правительство РФ. Федеральные министерства Федеральные службы Федеральные агентства. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
3 Понятие системы и структуры органов исполнительной власти Постановления Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов. понятие "структура федеральных органов исполнительной власти" включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента Российской Федерации.
4 Источники правового регулирования системы органов власти Конституция РФ Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ, Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. №184-ФКЗ)
Слайд 5: Виды органов исполнительной власти
5 Виды органов исполнительной власти 1. По характеру компетенции – органы общей и специальной компетенции 2. По характеру внутреннего управления – коллегиальные и единоначальные 3. По положению в системе государственных органов (а) органы, входящие в систему исполнительной власти, (б) органы институционально независимые
Слайд 6: Виды органов исполнительной власти
6 Виды органов исполнительной власти П о уровню создания, компетенции и территориальной сферы деятельности. федеральные органы, органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов Различия между органами состоят в: 1) в порядке создания; 2) в подчиненности; 3) в источнике финансирования; 4) в особенностях компетенции; 5) в территории осуществления власти; 6) в характере службы.
Слайд 7: Координационные и субординационные отношения в системе ОИВ
7 Координационные и субординационные отношения в системе ОИВ Субординация (подчинение) одного органа другому означает, что вышестоящий орган издает акты, устанавливающие правовой статус нижестоящих органов (положения) утверждает предельную штатную численность и нормативы бюджетного финансирования нижестоящего органа, назначает на должность и освобождает от должности руководителя этого органа, может давать поручения и предписания, обязательные для нижестоящих органов, и требовать отчета об их исполнении, может отменять решения (акты) нижестоящего органа, в случае противоречия таких актов закону или иным нормативным правовым актам.
Слайд 8: Координационные и субординационные отношения в системе ОИВ
8 Координационные и субординационные отношения в системе ОИВ Координационные отношения предполагают: обязательное согласование проектов или издание совместных нормативных правовых актов и решений ограниченный контроль за деятельностью координируемых органов, издание методических рекомендаций и методическую помощь возможность истребовать необходимую информацию, возможность создавать общие консультативные органы и рабочие группы, возможность проводить совместные совещания, право привлекать координируемые органы к проведению совместных мероприятий и к совместному планированию.
Слайд 9: Акты, регулирующие отношения в системе федеральных ОИВ
9 Акты, регулирующие отношения в системе федеральных ОИВ Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти"
Слайд 10: Линейная и функциональная организационная структура
10 Линейная и функциональная организационная структура Понятия линейной и функциональной подчиненности не фигурируют в нормативно-правовых актах, они представляют собой не типы отношений, а типы организационной структуры линейная структура: функциональная структура:
Слайд 12: Функции Президента РФ в сфере исполнительной власти
12 Функции Президента РФ в сфере исполнительной власти Формирует Правительство РФ, участвует в назначении председателя Центрального Банка и формирует отдельные органы исполнительной власти Опираясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти: Указы от 9 марта 2004 г. №314 и от 12 мая 2008 г. №724
Слайд 13: Функции Президента РФ в сфере исполнительной власти
13 Функции Президента РФ в сфере исполнительной власти Руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов (ст. 32 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Перечень определяется структурой федеральных органов исполнительной власти
Слайд 14: Функции Президента РФ в сфере исполнительной власти
14 Функции Президента РФ в сфере исполнительной власти На практике Президент Российской Федерации дает поручения Правительству, а также отдельным федеральным министрам и руководителям иных органов исполнительной власти. Отменяет акты Правительства РФ (ст. 115 Конституции, ст.33 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ»), вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 85 Конституции).
Слайд 15: Административно-правовой статус Правительства РФ
15 Административно-правовой статус Правительства РФ Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" определяет статус Правительства – высшего органа исполнительной власти, коллегиального органа общей компетенции. Различия конституционно-правового и административно-правового статуса Правительства. Правительство РФ осуществляет полномочия в экономической и социально-культурной сферах, в сферах административно-политической деятельности и внешней политики.
Слайд 16: Административно-правовой статус Правительства РФ
16 Административно-правовой статус Правительства РФ Руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов; Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, подчиненных Президенту РФ;
Слайд 17: Административно-правовой статус Правительства РФ
17 Административно-правовой статус Правительства РФ устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
Слайд 18: Административно-правовой статус Правительства РФ
18 Административно-правовой статус Правительства РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Актами Правительства: реализуются нормотворческие полномочия исполнительной власти регулируются вопросы организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти
Слайд 19: Административно-правовой статус федеральных министерств
19 Административно-правовой статус федеральных министерств Министерства – основное звено системы федеральных органов исполнительной власти. Отраслевой, единоначальный, центральный (кр. республик) орган исполнительной власти. История министерств в России: взамен петровский коллегий в 1802 г. введены министерства. В 1918 г. заменены наркоматами, а в 1946 – снова министерствами.
Слайд 20: Административно-правовой статус федеральных министерств
20 Административно-правовой статус федеральных министерств Функции: Представляет интересы свой отрасли (сферы) Вырабатывает государственную политику в соответствующей сфере Координирует в сфере своей деятельности федеральные службы и федеральные агентства, а также государственные внебюджетные фонды Участвует в подготовке прогнозов развития отрасли Реализует государственную политику в отрасли Организует исполнение законов и указов президента, международных договоров Участвует в законопроектной деятельности правительства Сотрудничает с министерствами иностранных государств
Слайд 21: Административно-правовой статус федеральных министерств
21 Административно-правовой статус федеральных министерств Полномочия: Издавать нормативно-правовые акты Создавать экспертные и консультативные органы Получать от других органов информацию и статистические данные Заключать соглашения Контролировать исполнение органами и учреждениями поручений Разрабатывать проекты НПА по поручению правительства
Слайд 22: Административно-правовой статус федеральных министерств
22 Административно-правовой статус федеральных министерств утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении; вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств; вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении
Слайд 23: Административно-правовой статус федеральных министерств
23 Административно-правовой статус федеральных министерств во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение; имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом; назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства
Слайд 24: Административно-правовой статус федеральных агентств
24 Административно-правовой статус федеральных агентств Осуществляют функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг, т.е. осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества и предоставление непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649: п.8 «установить, что федеральные органы исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, исполняют функции по принятию нормативных правовых актов наряду с другими функциями, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314»
Слайд 25: Административно-правовой статус федеральных служб
25 Административно-правовой статус федеральных служб Осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, т.е. осуществление действий по контролю за исполнением общеобязательных правил поведения, выдача разрешений (лицензий) регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов; а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
Слайд 26: Административно-правовой статус органов, не входящих в систему ФОИВ
26 Административно-правовой статус органов, не входящих в систему ФОИВ Центральный Банк РФ: наличие властных полномочий признано Определением Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 268-О: «Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения».
Слайд 27: Административно-правовой статус органов, не входящих в систему ФОИВ
27 Административно-правовой статус органов, не входящих в систему ФОИВ Приравнивание нормативных правовых актов правлений государственных внебюджетных фондов к актам органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 20.03.2001 N 318 «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации»
Слайд 28: Административно-правовой статус территориальных органов ФОИВ
28 Административно-правовой статус территориальных органов ФОИВ Федерального закона от 6.10.1999 №184-ФЗ: п. 9 ст.26 3 не позволяет возлагать функции территориальных органов на органы исполнительной власти субъектов РФ Постановление Правительства РФ «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» от 27 мая 1993 г. N 491 // САПП РФ. 1993. №22. Ст.2032 Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти"
Слайд 29: Административно-правовой статус территориальных органов ФОИВ
29 Административно-правовой статус территориальных органов ФОИВ Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П : налоговые органы в соответствии с принципом единства экономической системы РФ относятся к единой системе федеральных органов и выступают территориальными налоговыми органами. Определение Конституционного Суда РФ от 13.01.2000 N 10-О «Из нормы статьи 78 (часть 1) Конституции Российской Федерации не вытекает необходимость распространения сферы деятельности КРУ Министерства финансов Российской Федерации как его территориальных органов исключительно на территории субъектов Российской Федерации». Таким образом, возможно создание межрегиональных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
Слайд 30: Административно-правовой статус территориальных органов ФОИВ
30 Административно-правовой статус территориальных органов ФОИВ Постановление Конституционного Суда РФ от 10.12.1997 N 19-П Регулирование порядка назначения руководителя органа внутренних дел субъекта Российской Федерации, должно осуществляться с учетом организационно - функционального единства системы органов внутренних дел. В то же время орган внутренних дел в субъекте Российской Федерации имеет двойственную природу, так как выступает и в качестве органа исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, что обусловливает необходимость согласования кандидатуры его руководителя с субъектом Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П Если на территориальные органы ФОИВ возлагаются полномочия Российской Федерации по вопросам совместного ведения, то федеральный законодатель вправе предусмотреть возможность согласования с законодательным органом субъекта Российской Федерации назначения на должность руководителей этих территориальных органов (ст. 24 Федерального закона №184-ФЗ). Указ Президента РФ от 2 июля 2005 года №773 обязывает федеральных министров согласовывать с губернаторами кандидатуры руководителей территориальных органов данного министерства.
Слайд 31: Соответствие системы органов исполни- тельной власти субъектов системе ФОИВ
31 Соответствие системы органов исполни- тельной власти субъектов системе ФОИВ Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2003 года по делу N 56-Г03-3: Поскольку система органов исполнительной власти Приморского края должна соответствовать построению органов исполнительной власти Российской Федерации и образовывать с ней единую систему, слияние Департамента образования и науки и Управления социальной защиты населения администрации края в один Департамент образования, науки и социальной защиты администрации края является незаконным.
Последний слайд презентации: Административное право РФ: Система и структура органов исполнительной власти субъектов РФ
32 Система и структура органов исполнительной власти субъектов РФ Система определяется законом субъекта РФ Структура определяется высшим должностным лицом Пример: Закон Санкт-Петербурга от 30.10.2003 N 642-87 "О Правительстве Санкт-Петербурга"