Первый слайд презентации: Понятие, сущность и предмет административного права
ПОНЯТИЕ: административное право — одна из важнейших отраслей правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности. Сущность Административное право является публичным правом, призванным обеспечивать публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами в разных сферах в рамках предмета его регулирования. Нормами административного права обеспечиваются интересы общества, государства, различных коллективных образований, права и интересы граждан, охрана общественного порядка и государственной безопасности, защита государственной границы. Административное право составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в сфере общественной и государственной жизни (например, оформление и получение паспорта гражданина Российской Федерации, государственная регистрация предприятий как юридических лиц, получение разрешений (лицензий) на определенные виды деятельности, назначение на государственные должности государственной службы). АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Слайд 2
Предмет административного права Предмет административного права составляют: управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления; управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры; отдельные управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований; управленческие отношения в ходе осуществления судами и некоторыми общественными объединениями определенных административно-властных полномочий. Воздействие административного права на общественные отношения Административное право регулирует отношения во всех сферах общественных отношений — в экономике, в социально-культурной сфере и в сфере административно-политического строительства, определяя систему и структуру органов, задействованных в этих отношениях. Административное право устанавливает многие правила поведения граждан, должностных лиц, организаций (например, правила поведения в сфере дорожного движения, санитарно-эпидемиологического благополучия, торговли и т.д.). За нарушение указанных правил нормами административного права устанавливается ответственность, определяется порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, порядок обжалования принятых по этим делам решений и т.п.
Слайд 3: Методы административного права
ПОНЯТИЕ: Метод административного права — это определенная совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия норм на поведение участников управленческих отношений. Основные методы Понятие Предписание — это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Содержание Непосредственное выражение предписания находят в определении нормами административного права задач и функций органа исполнительной власти, прав и обязанностей должностных лиц этого органа, в установлении определенного порядка действий в соответствующих условиях и надлежащим образом. Для механизма регулирования управленческих отношений наиболее типичны средства распорядительного характера, т.е. предписания. Предписание Запрет Понятие Запрет — это возложение юридической обязанности не совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Применение направление жалоб на рассмотрение должностным лицам, чьи действия обжалуются; применение административного ареста к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп; применение лишения специального права в виде права охоты к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию и т.д. Дозволение Понятие Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Применение Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения характерно для регулирования поведения должностных лиц. Предоставление возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать те или иные действия, предусмотренные административно-правовой нормой, или не совершать их, характерно для реализации субъективных прав.
Функция — выполняемые субъектами действия, способы решения поставленных перед ними задач. Функция административного права — категория, дающая возможность определить внешние проявления административного, права в российской правовой системе. Виды Регулятивная Выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации и деятельности, прежде всего органов исполнительной власти, в том числе в установлении взаимных прав и обязанностей субъектов властных отношений, определении их правового статуса. Охранительная Обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений. Правоисполнительная Основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти. Правотворческая Выражается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм в сфере государственного управления. Организационная Исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления. Координационная Выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе. ПОНЯТИЕ:
Слайд 5
Принципы Принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов В процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита и интересы. Кроме того, нормами административного права формируется административно-правовой статус личности. Принцип разделения властей Исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ. Принцип федерализма Влияет на процесс и механизм административно-правового регулирования. Базируется на федеративном устройстве Российской Федерации, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство Российской Федерации отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Принцип законности Предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, в том числе акты, являющиеся источниками административного права, должны соответствовать положениям Конституции РФ. Принцип гласности Предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности. Принцип ответственности Означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих функций и за иные нарушения административно-правовых норм.
Слайд 6
Понятие и система субъектов административного права ПОНЯТИЕ: Субъекты административного права — это органы и лица, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками регулируемых административным правом управленческих отношений. Виды Индивидуальные граждане; иностранные граждане; лица без гражданства; должностные лица. Коллективные Государственные организации органы исполнительной власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения и объединения (корпорации, концерны и т.п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные властными полномочиями. Негосударственные организации общественные объединения; трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры. Административно-правовой статус Административная правоспособность Под административной правоспособностью следует понимать возможность данного субъекта вступать в правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера. Административная дееспособность Административная дееспособность — это способность своими действиями реализовать административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений, нести ответственность за свои действия.
Слайд 7
Место административного права в российской правовой системе Взаимодействие с конституционным правом Конституционное право устанавливает исходные положения для всей отраслей права, в том числе административного. Конкретизируя нормы конституционного права, административное право своими нормами обеспечивает применение принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует правовой механизм реализации прав и свобод граждан и др. Взаимодействие с финансовым правом Финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а административное право определяет организацию работы органов, осуществляющих эту деятельность, и их правовой статус. Взаимодействие с трудовым правом Многие трудовые отношения возникают на основе односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях будущей работы. Такой акт требуется и для прекращения трудовых отношений, и для юридического оформления субъективных прав, связанных с трудовой деятельностью (отпуск, выход на пенсию и т.п.). Взаимодействие с уголовным правом Чтобы верно решить вопрос о том, является данное правонарушение преступлением или проступком, нужно во многих случаях сопоставить соответствующие нормы уголовного и административного законодательства. Взаимодействие с гражданским правом Иногда регулируются сходные имущественные отношения, но разными методами правового регулирования. Гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон (на началах договора), а административное — их неравенством (одностороннее предписание).
Слайд 8
Отграничение от других отраслей права От частного права административное право (в частности) и публичное право (в целом) отличает сам принцип правового регулирования, функции и метод регулирования. В бытовом и профессиональном юридическом правосознании гражданское право противостоит, прежде всего, административному и уголовному. Частное право (помимо гражданского, это еще и трудовое, торговое право) основано на принципе автономии и равенстве участвующих в регулируемых отношениях воль. Отрасли частного права призваны определять соотношение юридически автономных единиц в отношениях между ними, но не с государством. Там, где речь заходит о соотношении двух субъектов, один из которых наделен властными правомочиями, имеются в виду публично-правовые отношения. Административно-правовые отношения — это отношения, возникающими между субъектом, наделенным властными полномочиями по отношению к неограниченному кругу субъектов, не состоящих с ним в такого рода отношениях зависимости, и соответствующим субъектом права. Трудовое право регулирует отношения, возникающие между работником и работодателем, т.е. субъектами, находящимися в служебной (трудовой) зависимости один от другого. Договорность трудовых отношений исключена в административно-правовых отношениях именно вследствие отсутствия каких-либо точек соприкосновения между управляющим и управляемым. Диалог между ними невозможен. Многие отрасли права, в настоящее время признаваемые самостоятельными, ранее выделялись лишь в качестве подотраслей административного права, поскольку основывали свое правовое регулирование на сходных приемах и способах, совмещаемых в глобальном понятии «метод административного права». В настоящий момент предмет указанных отраслей оформился в достаточно обособленную область общественных отношений, совокупность принципов регулирования и способов воздействия на общественные отношения приобрела устойчивость и характерную специфику, что и привело к выделению подотраслей административного права в самостоятельные отрасли российской системы права: финансовое, земельное, экологическое, аграрное, предпринимательское, таможенное, банковское и т.п. Место административного права в российской правовой системе
Слайд 9
Система административного права ПОНЯТИЕ: с истема административного права — это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления. Содержание Общая часть В Общей части объединяются нормы, регулирующие общественные отношения, общие для всех отраслей и институтов государственного управления. В нее включаются нормы права, закрепляющие принципы и содержание государственного управления, исполнительной власти, механизм административно-правового регулирования, правовое положение субъектов (органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, граждан, общественных объединений и др.). Особенная часть В Особенной части содержатся нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (в экономической, социально-культурной и административно-политической). Институты Институты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной власти. Виды принципы государственного управления; административно – правовой статус граждан (физических лиц); административно-правовой статус органов исполнительной власти; государственная и муниципальная служба; административно-правовой статус негосударственных (общественных) объединений; административно-правовой статус предприятий, учреждений; формы государственного управления; методы государственного управления; административная ответственность; административный процесс; обеспечение законности в государственном управлении; административно-правовые основы управления в сфере экономики; административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере; административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.
Слайд 10
Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология ПОНЯТИЕ: наука административного права — это составная часть российской правовой науки, система правовых взглядов, представлений, теоретических положений о данной отрасли права, различных концепций и позиций по вопросам развития административного права как отрасли права и составляющих ее предмет общественных отношений. Предмет Предметом изучения науки административного права являются общие закономерности развития и функционирования государственного управления, а также анализ состояния и перспектив развития административно-правового законодательства. Задачи выявление проблем и сложностей в функционировании данной отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов их решения; проверка эффективности своих норм, изучение практики их применения, выявление норм, которые на практике могут вызвать нежелательные результаты, составление прогнозов и предложение рекомендаций по совершенствованию административного права. Методы изучения предмета Общенаучные методы Диалектика Метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии. Анализ Расчленение объекта на составляющие его элементы. Синтез Соединение элементов в единое целое. Аналогия Правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. Собственные, научные методы Системный Рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и вне системы. Сравнительного правоведения Изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран. Формально-юридический Метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений, таких, как экономика, политика, экология и др.
Слайд 11
Административное право как учебная дисциплина ПОНЯТИЕ: а дминистративное право как учебная дисциплина — это обязательный предмет для всех высших и средних юридических учебных заведений, содержащий систематизированную, отвечающую требованиям методики преподавания систему необходимых для получения юридического образования знаний о государственной администрации. Отличие науки административного права от учебной дисциплины Учебная дисциплина базируется на соответствующей науке. Содержание курса во многом зависит от того, каковы достижения науки, насколько полно административно-правовые нормы и отношения исследованы учеными. Научные исследования могут быть несистематизированными, в науке возможны пробелы, неисследованность определенных правовых явлений. А курс должен быть полным, беспробельным. Поэтому в последние годы, когда не все административно-правовые новеллы привлекли внимание ученых, авторам учебников приходится пополнять «копилку знаний» об административно-правовых феноменах или просто комментировать новые нормы, акты. Результаты научных исследований содержатся в диссертациях, монографиях, статьях, докладах, а содержание курса административного права раскрывается в учебниках, учебных пособиях, программах, лекциях. Не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. В ней должны содержаться только наиболее значимые для студентов, учащихся положения. Так, огромное количество научных работ посвящено деятельности органов внутренних дел, а в учебниках о них рассказывается лишь на небольшом числе страниц. Написано много содержательных монографий, статей по вопросам государственной службы, но лишь малая толика их содержания может быть востребована в учебной литературе. Цели науки и учебной дисциплины различны. Цель науки — систематизация, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований. Учебная дисциплина призвана довести до студентов, учащихся, слушателей при помощи методик преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации. Содержание учебной дисциплины в гражданских учебных заведениях зависит от режима секретности. Так, до 90-х годов XX в. нормы о государственной тайне, оперативно-розыскной деятельности, как правило, были секретными. Поэтому соответствующие вопросы в курсах административного права на юридических факультетах университетов, в юридических институтах, техникумах не рассматривались. Учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных исследований детерминировано существующими административно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от пристрастий, опыта, системы научных взглядов составителей учебных планов и учебных программ, преподавателей, ведущих учебные занятия, от авторов учебников.
Слайд 12
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ Понятие и особенности административно-правовых норм ПОНЯТИЕ: а дминистративно-правовая норма — это правило поведения, установленное государством в целях регулирования общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления. Назначение административно-правовых норм Правовое обеспечение механизма исполнительной власти (государственного управления) с целью упорядоченности организации и эффективного функционирования всей системы исполнительной власти (государственного управления) и отдельных ее звеньев, создания прочного режима законности и государственной дисциплины в государственно-управленческой деятельности. Особенности административно-правовых норм являются нормативной базой для регулирования общественных отношений, служащих предметом обеспечения других отраслей права — финансового, налогового, предпринимательского и др.; определяют границы должностного поведения в сфере государственного управления; имеют прямое действие; подзаконны: создаются на основе и во исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента РФ; вторичны, поскольку именно этими нормами определяется механизм реализации норм, определенных в законах; императивны, т.е. имеют обязательный характер и должны исполняться в одностороннем порядке.
Слайд 13
Структура административно-правовой нормы Гипотеза указывает на условия применения того или иного правила поведения; содержит конкретные фактические условия применения нормы права; содержит лишь общую характеристику условий, при которых норма может быть реализована; является общей как для одного акта, так и для других однородных актов. Диспозиция Основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера. Санкция всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений; указывает на меры возможного государственного воздействия за нарушения требований, сформулированных в диспозиции правовой нормы. В виде: дисциплинарного воздействия; административного воздействия.
Слайд 14
Виды административно-правовых норм По предмету регулирования Материальные закрепляют права и обязанности участников управленческих отношений, их ответственность; определяют правовой режим, в котором должна функционировать система исполнительной власти. Процессуальные Определяют порядок реализации материальных норм. По юридическому содержанию Обязывающие Предписывают в предусмотренных нормой условиях совершать те или иные действия. Запрещающие Устанавливают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Уполномочивающие Предусматривают возможность действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Ограничительные Предусматривают ограничения в совершении определенных действий. Стимулирующие Обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих отношений. Рекомендательные Предусматривают, как поступать в тех или иных условиях, предоставляют возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения той или иной ситуации. Регистрационные Касаются организации и проведения митингов, шествий; регистрации политических партий, общественных объединений и т.д. По адресату Регулирующие организация и деятельность различных звеньев аппарата государственного управления; административно-правовой статус государственных служащих; административно-правовой статус граждан; организация и деятельность государственных предприятий и учреждений; вопросы функционирования коммерческих структур; административно-правовой статус общественных объединений.
Слайд 15
По способу выражения Письменные Выражены в форме письменных предписаний (например, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ). Словесные Выражены в форме устных предписаний уполномоченного лица (например, предупреждение инспектора ГИБДД о соблюдении правил дорожного движения). Конклюдентные Выражены в форме действий, жестов, знаков (например, жест инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства). По действию во времени Срочные Указывают срок действия (например, дорожный знак «Остановка запрещена» с указанием времени). Бессрочные Устанавливаются на неопределенный срок — до их отмены (например, Закон о милиции). Виды административно-правовых норм
Слайд 16
По федеральному устройству Федеральные Принимаются, действуют и регулируют отношения на уровне федеральных органов государственной власти. Субъектов РФ Принимаются, действуют и регулируют отношения на уровне субъекта Федерации. Местные Принимаются территориальными органами федеральных или региональных органов исполнительной власти либо органами местного самоуправления в пределах переданных им полномочий в области государственного управления. По характеру правового воздействия Охранительные Предусматривают правила, направленные на защиту прав и свобод человека, охрану правопорядка, государственной безопасности, обороны страны, окружающей природной среды и т.п. Регулятивные Регулируют деятельность физических и юридических лиц, органов государства и других субъектов в целях достижения позитивных управленческих результатов. По объему правового регулирования Межотраслевые Регулируют отношения нескольких, как правило, схожих отраслей права. Отраслевые Регулируют отношения, складывающиеся в области административного права. По направленности правового регулирования Внутренние Регулируют отношения внутри системы государственного управления. Внешние Определяют права и обязанности управляемых субъектов. Виды административно-правовых норм
Слайд 17
Реализация и действие административно-правовых норм ПОНЯТИЕ: реализация административно-правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения). Формы реализации административно-правовых норм Исполнение Точное следование участников регулируемых управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Исполнение - одна из важнейших форм реализации административно-правовых норм, в рамках которой органы исполнительной власти практически обеспечивают выполнение предписаний, установленных в законах (например, исполнение различных приказов). Применение Издание полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных правовых актов (например, приказ о зачислении в высшее учебное заведение, регистрация общественного объединения и т.д.).
Слайд 18
Способы реализации административно-правовых норм Соблюдение Соблюдение — это добровольное подчинение субъекта права требованиям административно-правовых норм или воздержание от совершения действий, запрещенных нормой (например, исполнение требований дорожного знака). Использование Выбор одного из предоставляемых административно-правовой нормой вариантов должного поведения в процессе принятия управленческого решения (например, использование оружия при остановке транспортного средства). Действие административно-правовых норм на территории На территории всей страны Нормы, принятые на федеральном уровне. На определенной территории Нормы, принятые на уровне субъектов Федерации. Межтерриториальные Нормы, регламентирующие деятельность международных российских организаций и граждан, находящихся на территории зарубежных стран.
Слайд 19
Действие административно-правовых норм по кругу лиц На всех граждан Российской Федерации Нормы, закрепленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими актами. На определенный круг лиц Положения о федеральных органах исполнительной власти, распространяющие свою юридическую силу только на эти органы. Действие административно-правовых норм во времени Не ограниченные определенными сроками действия Действуют до их официального изменения либо до их отмены. Законную силу административно-правовые нормы приобретают с момента подписания нормативных правовых актов либо в срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу. Срочные Административно-правовые акты, действие которых рассчитано на определенный, указанный в норме срок или на время существования чрезвычайных обстоятельств.
Слайд 20
Источники административного права: понятие, виды и формы ПОНЯТИЕ : источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты
Слайд 21
Виды источников административного права Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации Включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, ратифицированное Федеральным законом от 8 июля 1996 г. № 90-ФЗ, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, ратифицированное Федеральным законом от 6 декабря 2003 г. № 156-ФЗ). Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации Содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др. Законы (федеральные конституционные, федеральные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации). К федеральным законам относятся также Основы законодательства, кодексы, действующие законы СССР и РСФСР Определяют различные вопросы, касающиеся организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, правовые режимы в различных сферах общественных отношений и др. (федеральные законы от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп.) и от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (с изм. и доп.) и др.).
Слайд 22
Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации Определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ (Положение о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (с изм. и доп.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»). Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации Утверждаются различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере государственно-управленческой деятельности (Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300). Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления Регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями (Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605). Публичные договоры Регулируют общественные отношения, на которые распространяются (федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ либо администрациями субъектов Федерации).
Слайд 23
Формы источников административного права ПРАВИЛА Чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. ПОЛОЖЕНИЕ предметные (группируются нормы, призванные регулировать отдельный спектр общественных отношений, как, например, нормы утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 января 2004 г. № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации» Положения о регистрации системы I добровольной сертификации); органические ИНСТРУКЦИИ, ПОРЯДКИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ) Принимаются органами исполнительной власти и для них в целях определения правовых границ в деятельности определенных властных субъектов, т.е. подвластный субъект управления (гражданин или юридическое лицо) не обязан следовать такой инструкции или указаниям, хотя, и может на них ориентироваться. нормы о дисциплинарной ответственности в системе органов государства; нормы об организации управления в той или иной сфере; нормы о порядке несения государственной (в том числе военной) службы и т.п. УСТАВЫ В данной форме группируется значительное количество норм: КОДЕКСЫ группируют нормы института административной ответственности (КоАП РФ); группируют нормы, регулирующие всю совокупность общественных отношений в той или иной сфере (Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ, Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ).
Слайд 24
Систематизация норм административного права ПОНЯТИЕ: систематизация — это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: Упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом, в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов разрабатывается комплексный закон в определенной сфере.
Слайд 25
Виды систематизации Инкорпорация Понятие Инкорпорация — это форма упорядочения норм административного права, основанная на объединительном подходе к существующему нормативно-правовому материалу. Нормы административного права в процессе инкорпорации объединяются в зависимости от сферы их действия в сборники, собрания, своды и т.п. Внутри этих актов нормы систематизируются по рубрикам и темам без изменения их содержания. Виды официальная, заключается в утверждении собраний нормативных актов органами, их издавшими (например, собрание законов, издаваемых парламентами); официозная, предполагает издание собраний нормативных актов органами, на это уполномоченными (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, издаваемый Министерством юстиции РФ); неофициальная, может осуществляться любыми лицами либо организациями без специальных полномочий, в частности, университетами в учебных целях может производиться издание правовых актов.
Слайд 26
Кодификация Понятие Кодификация — это сведение административно-правовых норм в кодексы по различным административно-правовым институтам и отраслям государственного управления. При принятии кодексов нормы систематизируемых его введением в действие актов подвергаются изменению, корректировке, некоторые упраздняются, другие появляются вновь и т.д. (Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ). Виды всеобщая, касается ведения международного сообщества и Российской Федерации; отраслевая, касается исключительно ведения Российской Федерации; специальная, касается предметов либо совместного ведения, либо предметов ведения субъектов Федерации.
Слайд 27
Консолидация Понятие Консолидация — способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Виды
Слайд 28
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ Понятие и основные характеристики административно-правовых отношений Административно-правовые отношения — это общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления) и урегулированные нормами административного права. Основные характеристики административно-правовых отношений Представляют собой разновидность правовых отношений, из чего следует, что к основным свойствам административных правоотношений относятся и наличие корреспондирующих друг другу прав и обязанностей его субъектов, возникновение правоотношения на основе нормы права и в связи с ней и т.д. Являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе определенный общественный, государственный интерес. Его выразителем является властный субъект государственного управления как одна из сторон административного правоотношения. Административные правоотношения непосредственно связаны с реализацией задач и функций исполнительной ветви государственной власти в процессе государственного управления. Носят властный характер, поскольку в процессе возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений реализуется государственное управление. Обладают обширной сферой возникновения — это сфера государственного управления или сфера реализации исполнительной власти государства. Административно-правовые отношения могут возникнуть и в области обороны и государственной безопасности, и в сфере культуры, науки, образования, и в сфере экономических отношений, и применительно к системе социальной защиты, т.е. везде, где государством средствами своих исполнительных органов проводится работа по управлению общественными процессами и явлениями. Вследствие этого административно-правовые отношения часто не похожи между собой.
Слайд 29
Основные характеристики административно-правовых отношений Являются организационными, возникают, изменяются и прекращаются в связи с реализацией исполнительной власти и связаны с ее организацией в широком смысле. Для того чтобы более или менее сложный управленческий процесс претворился в жизнь, необходимо организовать его участников для совершения тех или иных действий, организовать материальное, финансовое, техническое сопровождение процесса и т.д. Таким образом, государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений. Отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений, возникающих между лицом, инициирующим спор, и вышестоящей административной инстанцией, с одной стороны, и между лицом, к которому предъявляются претензии (это всегда государственный орган или должностное лицо), и этой же вышестоящей административной инстанцией. Таким образом, если в других отраслях права (гражданском, уголовном) решение спора всегда выносится за рамки правоотношений внутри отрасли — в ведение судебной инстанции, то в административном праве допустимо разбирательство и внутри самой системы. Обладают своеобразным механизмом действия института ответственности за невыполнение субъективных обязанностей, составляющих содержание правоотношения. Административная ответственность в отличие от гражданско-правовой наступает не перед стороной правоотношения, права которой нарушены, а непосредственно перед государством. В целом административная ответственность родственна уголовной. Различие между основаниями для привлечения к уголовной или административной ответственности зачастую лежит в плоскости степени тяжести совершенного правонарушения (большего или меньшего вреда, нанесенного общественным интересам).
Слайд 30
Структура административно-правовых отношений СУБЪЕКТ Субъектом административно-правового отношения являются два и более участника, как минимум, один из которых выражает публичный (государственный) интерес в правоотношении, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления. Виды Индивидуальные К их числу относятся все физические лица, обладающие различными административно-правовыми статусами (беженцы, иностранные граждане, государственные служащие, должностные лица, пенсионеры, студенты и т.д.), а также должностные лица органов исполнительной власти. Коллективные Как правило, наделенные каким-либо административно-правовым статусом юридические лица, в том числе различные государственные органы. Особенности должен отвечать требованиям административной правоспособности, т.е. потенциальной возможности участвовать в административно-правовых отношениях, иметь установленные административно-правовыми нормами права и обязанности, и требованиям административной дееспособности (включая деликтоспособность ); должен отвечать требованиям специальной административной правоспособности, т.е. ему необходим специальный административно-правовой статус, поскольку каждое физическое или юридическое лицо, вступая в административно-правовые отношения, становится лицензиатом, государственным служащим, заявителем и т.д.
Слайд 31
Структура административно-правовых отношений ОБЪЕКТ Под объектом административно-правовых отношений является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений. Подходы к определению объекта Ю. М. Козлов, P.O. Халфина и др. в качестве единственного объекта любого правоотношения признают действия, поведение людей Н.Г. Александров, В.М. Манохин, Г.И. Петров и др. выделяют два вида объектов правоотношения: объект имущественных отношений (предмет правоотношения), в качестве которого выступают материальные ценности и вещи, и объект неимущественных отношений, т.е. те самые действия, поведение людей. Д.Н. Бахрах выделяет непосредственные (действия и поведение) и отдаленные объекты (материальные предметы, информация, продукты духовного творчества) административно-правовых отношений. СОДЕРЖАНИЕ Субъективные права Предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять интересы, предусмотренные объективным правом. Юридические обязанности Предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом).
Слайд 32
Юридические факты в административном праве Юридический факт — это обстоятельство, при наступлении которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯНИЯ Действие Правомерные Основаны на положениях норм административного права и соответствуют им (например, в связи с наступлением 14-летнего возраста у конкретного лица возникает право на получение паспорта гражданина Российской Федерации. Получая паспорт, это лицо вступает в конкретные административно-правовые отношения с соответствующим государственным органом). Неправомерные Нарушают предписания норм административного права. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к административной (дисциплинарной), ответственности (например, нарушение правил дорожного движения является основанием для возникновения административного правоотношения между нарушителем и уполномоченным государственным органом). Бездействие Волевое несовершение предписываемых законом действий (например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания).
Слайд 33
СОБЫТИЯ События — это явления, независимые от воли людей (например, смерть стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения (например, смерть гражданина влечет за собой прекращение все правоотношений, субъектом которых он выступал). Особенности прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение конкретного административно-правового отношения, т.е. они являются условиями возникновения конкретного административно-правового отношения; представляют собой результат активного волеизъявления субъекта правоотношения; основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер.
Слайд 34
Виды административно-правовых отношений По управляющему воздействию субъекта отношений Основные Непосредственно выражают формулу « субъект — объект », в которой проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Они возникают между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами, между руководителями и подчиненными и т.д. Не основные Складываются в рамках управленческих отношений, связанные с ними, но не имеющие своим назначением управляющее воздействие субъекта управления на объект. Неосновные отношения строятся по формуле « субъект — субъект » (например, два федеральных органа исполнительной власти решают совместно те или иные управленческие проблемы, затрагивающие их деятельность). По направлению деятельности Внешние Направлены непосредственно на реализацию функции управления применительно к управляемым объектам. Внутриорганизационные Связаны с формированием управленческих структур сверху донизу с определением порядка взаимодействия между исполнительными органами и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между ними. Такие отношения выражают интересы самоорганизации системы исполнительной власти и ее структурных подразделений.
Слайд 35
По характеру отношений, возникающих между субъектами административно-правовых отношений Горизонтальные Возникают в ситуациях взаимодействия властных структур между собой в условиях, когда между ними отсутствует какая-либо соподчиненность или подконтрольность. Вертикальные Возникают в случае, если одна сторона правоотношения организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта для управляемых субъектов государственного управления (например, между министерством и подведомственным ему предприятием). Субординационные Базируются на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (субординация, соподчинение субъектов правоотношения). Координационные Используют властные полномочия для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов. Реординационные Обеспечивают обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (например, отношения, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры).
Слайд 36
Виды административно-правовых отношений По целям Регулятивные Регулируют нормальные экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи регулятивных отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций. Охранительные Направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав. По направлениям деятельности административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории; административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении; административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий; административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.
Слайд 37
В зависимости от особенностей участников управленческих отношений между соподчиненными субъектами исполнительных органов, находящимися на разном организационно-правовом уровне (например, между Правительством РФ и министерством); между несоподчиненными субъектами исполнительных органов, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, между двумя министерствами); между субъектами исполнительных органов и находящимися в их системе государственными учреждениями, предприятиями, организациями; между субъектами исполнительных органов и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (например, Министерство финансов РФ может проводить финансовую проверку их деятельности); возникающие между органами исполнительной власти (исполнительными органами) и органами местного самоуправления, между органами исполнительной власти (исполнительными органами) и общественными объединениями, между органами исполнительной власти (исполнительными органами) и гражданами.
Слайд 38
Виды административно-правовых отношений По организационной направленности Организационно-управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти Возникают в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности Опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности.
Последний слайд презентации: Понятие, сущность и предмет административного права
Общегосударственные контрольно-организационные отношения Возникают в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей (осуществляется в масштабах всего государства от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам). Административно- юстиционные организационно-охранительные отношения Возникают в процессе и в результате осуществления судебного контроля над законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий, судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.