Первый слайд презентации: АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р
Слайд 2: Характеристика звука «Р»
Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1- 3, 5 предполагают удержание статической позы под счет до 5 (до 10); упражнения 4, 6- 10 выполняются 10- 15 раз 1 «заборчик» 2 «лопатка» 3 «чашечка» 4 «лошадка» 6 «вкусное варенье» 7 «качели» 8 «индюк» 9 «гармошка» 10 «барабанщик» 5 «грибок»
Слайд 4
Артикуляция звука «Р» При произнесении звука « Р» в норме органы речи принимают следующее положение:
Игровые приемы Слайд 19 автоматизации
Слайд 7
Автоматизация «Р» в звукосочетаниях –тр, -др, -бр, -вр, -фр в словах и во фразе 1.
Слайд 8: Автоматизация «Р» в обратных слогах –ар, -ор, -ир, -ур и т.д. в словах
1. Произносить (читать) слова. ОБРАЗЕЦ: топо — р —.
Слайд 9
Автоматизация «Р» в чистоговорках с обратными слогами АР- АР- АР- летит комар ОР- ОР- ОР- ядовитый мухомор УР- УР_ УР- длинный шнур ЫР- ЫР- ЫР- я ем сыр
Слайд 10
Автоматизация «Р» в прямых слогах –ра, -ро, -ры, -ру в словах 1. Произносить (читать) слова ОБРАЗЕЦ: р—а-ма, дво-р—ы, мака-р—о—-ны.
Слайд 11
РА- РА- РА- новая игра РО-РО-РО- на земле перо РУ-РУ-РУ- лиса идёт в нору РЫ- РЫ- РЫ- летят комары Автоматизация «Р» в чистоговорках с прямыми слогами
Слайд 12
Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Роме по схеме с опорой на картинки. Образец: Рома... труба. — Рома купил трубу. Автоматизация «Р» в предложениях
Слайд 13
Автоматизация «Р» в предложениях Упражнение «Составь предложение». Составь предложения об Ире по схеме с опорой на картинки. Образец: Ира … ведро. — Ира несёт ведро.
Слайд 19
Игровые приемы автоматизации звука «Р» С помошью пальцев рук «Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца. «Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются). «Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово. «Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово). «Шаги» Шагаем двумя пальцами по любой поверхности и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.
Слайд 20
Игровые приемы автоматизации звука «Р» С помощью различных предметов «Юла» (маленький волчок) Проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка. «Массажный мяч» Проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием. «Скрепки» Скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение). « Бусинки» Собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р]. « Прищепки» Цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала. « Мыльные пузыри» Вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь. « Золушка» Разбирать крупу, проговаривая речевой материал: звук, слоги, слово.
Последний слайд презентации: АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р
2. Произносить (читать) предложения. ОБРАЗЕЦ: На тр—аве др—ова. Мы уезжаем завтр—а. У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по центру.