Исправление нарушений произношения звука [ Р ] — презентация
logo
Исправление нарушений произношения звука [ Р ]
  • Исправление нарушений произношения звука [ Р ]
  • ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА
  • Велярное произношение
  • Увулярное произношение
  • Двугубное произношение
  • Губно - зубное произношение I вариант
  • Губно - зубное произношение II вариант
  • Носовое произношение
  • Гнусавое произношение
  • Боковое произношение
  • Щечное произношение
  • Одноударное произношение
  • Межзубное произношение I вариант
  • Межзубное произношение II вариант
  • Гортанное произношение
  • Глухое произношение
  • П редрасполагающие факторы:
  • Постановка звука
  • Постановка звука [ Р ] по подражанию предполагает:
  • Зондовый массаж кончика языка
  • Артикуляционные упражнения для постановки проторного [R]
  • Артикуляционные упражнения для выработки вибрации кончика языка и формирования сильной направленной воздушной струи
  • Артикуляционное упражнение «3 ступеньки»:
  • Артикуляционное у пражнение « Индюк »
  • А ртикуляционно е упражнени е «Верблюд»
  • Артикуляционное упражнение «Не вкусно»:
  • Артикуляционное упражнени е «Вкусное варенье»
  • Артикуляционное упражнени е « Грибок »
  • Опорные звуки
  • Постановка звука [ Р ] от звука [ С ] на выдохе
  • П остановка звука [ Р ] от слогового сочетания или «ЗА»
  • П остановка фрикативного звука [R] от звука [ Ж ]
  • П остановка фрикативного [R] от верхнеязычного [ З ]
  • П остановка звука [ Р ] от фрикативного [R]
  • В русском языке звук [ Р ] никогда не произносится раскатисто, а, напротив, звучит сглажено и часто одноударно. Поэтому НЕ НАДО добиваться от ребенка усиленной
  • ПОСТАНОВКА звука [ Р ] в сочетаниях «ТР» ( ДР)
  • Артикуляционное упражнение «Парус»
  • П рерывани е протяжного произношения фрикативного [ R ] звуком [ Т ]
  • П роизнесение звука [ Д ] вместо [ Р ] в словах, начинающихся сочетаниями ТР или ДР (тдава, тдамвай, тдуба,, ддуг )
  • Исправление нарушений произношения звука [ Р ]
  • Прием «Фокус»
  • Прием «Подуй на карандаш»
  • ПРИЕМЫ РАСЩИПЛЕНИЯ звукосочетаний ТР, ДР,
  • Прием «Машина буксует»
  • Исправление нарушений произношения звука [ Р ]
  • О тработав звукосочетания Др – Тр (друг, трубка…) следует постепенно менять первые согласные звуки: Др – Бр (брат, брошка…), Тр – Пр (правда, пруд…). Далее так
  • Логопедические зонды для постановки звука [ Р ]
  • Постановка звука [ Р ] при помощи логопедического зондов «Рогатка» или «Широкая лопатка»
  • Постановка звука [ Р ] при помощи логопедического зонда «Шарик»
  • Логопедические зонды для постановки звука [ Р ]
  • Иллюстряции из книги Хватцева М.Е.
  • Постановка звука [ Р ] при аномалиях строения речевых органов.
  • Зондовый массаж подъязычной уздечки
  • Особенности автоматизации
  • Параротоцизм
  • Подготовительный этап
  • Замена звука [ Р ] звуком [ Р ’ ]
  • Исправление нарушений произношения звука [ Р ]
  • П остановка [ Р ’ ] в слоге с гласным [ И ].
  • Постановка звука [ Р ’ ] между двумя гласными
  • Постановка [ Р ’ ] от правильного [ Т ’ ]
  • При замене мягкого [ Р ’ ] на твердое [ Р ]
1/62

Первый слайд презентации

Исправление нарушений произношения звука [ Р ]

Изображение слайда

Ребенок различает на слух, но не произносит звук [ Р ] Язык безучастно лежит во рту. При этом звук [ Р ] может быть лишен собственной присущей ему артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного ( КАаОВА).

Изображение слайда

Слайд 3: Велярное произношение

ротоцизм норма

Изображение слайда

Слайд 4: Увулярное произношение

ротоцизм норма

Изображение слайда

Слайд 5: Двугубное произношение

ротоцизм норма

Изображение слайда

Слайд 6: Губно - зубное произношение I вариант

ротоцизм норма

Изображение слайда

Слайд 7: Губно - зубное произношение II вариант

ротоцизм норма

Изображение слайда

ротоцизм норма

Изображение слайда

Слайд 9: Гнусавое произношение

ротоцизм норма

Изображение слайда

Слайд 10: Боковое произношение

При одностороннем боковом ротоцизме кончик языка отклоняется вправо или влево. Выдыхаемая воздушная струя смещается в другую сторону и вызывает вибрацию бокового края языка. При двустороннем боковом ротоцизме боковые края языка не прижимаются к верхним коренным зубам, пропускают струю выдыхаемого воздуха и вибрируют

Изображение слайда

Слайд 11: Щечное произношение

Струя выдыхаемого воздуха проходит между краями языка и щеками, вызывая вибрацию одной или обеих щек.

Изображение слайда

Слайд 12: Одноударное произношение

ротоцизм норма

Изображение слайда

Слайд 13: Межзубное произношение I вариант

ротоцизм норма

Изображение слайда

Слайд 14: Межзубное произношение II вариант

ротоцизм норма

Изображение слайда

Слайд 15: Гортанное произношение

Проявляется при экстрапирамидальных заболеваниях или вызывается расщелиной нёба. Звук [ Р ] возникает за счет колебаний сжатых ложных складок или плотно сомкнутых голосовых складок.

Изображение слайда

Слайд 16: Глухое произношение

ротоцизм норма

Изображение слайда

Слайд 17: П редрасполагающие факторы:

*          слабость мышц передней части языка ; *          неправильный артикуляционный праксис ; *         «вялая» воздушная струя ; *         нарушения фонематических процессов. А также различные анатомические аномалии: *         узкое и высокое (готическое) нёбо ; * короткая подъязычная связка ; *         чрезмерно короткий, узкий, массивный, или * недостаточно пластичный язык ;

Изображение слайда

Изображение слайда

Слайд 19: Постановка звука [ Р ] по подражанию предполагает:

слуховое восприятие звука акустический образ (рокот мотора, рев льва, рычание собаки…) визуальный контроль тактильные ощущения

Изображение слайда

Слайд 20: Зондовый массаж кончика языка

Логопедические зонды: «Вилочковый» «Крестовина»

Изображение слайда

Слайд 21: Артикуляционные упражнения для постановки проторного [R]

«Вкусно» «Качели» «Чашечка»

Изображение слайда

Слайд 22: Артикуляционные упражнения для выработки вибрации кончика языка и формирования сильной направленной воздушной струи

«Грибок» «Кучер» «Фокус»

Изображение слайда

Слайд 23: Артикуляционное упражнение «3 ступеньки»:

«Язычок – хитрый лис встает на верхнюю губу, на верхние зубы, на бугорочки. - Зачем он пришел? - Нечего ему тут стоять! - Сдуем его – прогоним прочь! Но лис не хочет уходить, пытается удержаться»

Изображение слайда

Слайд 24: Артикуляционное у пражнение « Индюк »

Предложите ребенку, подражая «пению» индюка сначала по шлепать широким кончиком языка между губами, затем между зубами и, наконец, у альвеол. Если, глубоко вдохнув (при выполнении последнего этапа упражнения), ребенок с силой выдохнет воздух и «включит» голос – послышится раскатистый звук [ Р ]

Изображение слайда

Слайд 25: А ртикуляционно е упражнени е «Верблюд»

Проглотить слюну, «высушить» язык. Маленький кусочек бумаги положить на самый кончик языка и, сразу же приподняв язык вверх, не прижать, а приложить его к основанию верхних резцов. Затем с силой выдохнуть, стараясь сдуть бумажку с кончика языка. Послышится либо глухой раскатистый звук [ Р ], либо звукосочетание «ТР»

Изображение слайда

Слайд 26: Артикуляционное упражнение «Не вкусно»:

Ребенок прижимает кончик языка к верхней губе и делает сильный выдох, имитируя плевок. При этом он очень быстро переносит кончик языка к основаниям верхних зубов. Получается раскатистое «Пррр»

Изображение слайда

Слайд 27: Артикуляционное упражнени е «Вкусное варенье»

Ш ироким передним краем языка «обнять» верхнюю губу и, не отрывая кончика языка, облизать – внутреннюю поверхность резцов до их оснований или чуть выше, при этом надо длительно выдува ть сильную струю воздуха. Вибрация широкого кончика языка, начинающаяся на губе, не должна прекращаться и при переводе его на альвеолы. Получается глухое раскатистое звукосочетание «Пррр», а затем звонкое «Бррр».

Изображение слайда

Слайд 28: Артикуляционное упражнени е « Грибок »

Предложите ребенку при открытом рте присасывать язык к небу и подуть на него, разрывая смычку языка с твердым нёбом. Возникает короткая вибрация кончика языка: Трр.

Изображение слайда

Слайд 29: Опорные звуки

Для звука [ Р ] опорными являются звуки [ Т ], [ Д ], [ С ]. Звуки [ Т ], [ Д ] обеспечивает подъем кончика языка, а их многократные быстрые повторения создают небольшую вибрацию кончика языка. Звук [ С ] способствует формированию направленной воздушной струи.

Изображение слайда

В ыдуть воздух изо рта со звуком [ С ], а потом резко всосать этот же самый воздух и звук [ С ] обратно вместе с языком, как будто улитку в раковину. При этом язык должен как бы «чиркнуть» по альвеолам. Затем нужно естественным образом произнести звук [ С ] и повторить эти же действия на выдохе.

Изображение слайда

Слайд 31: П остановка звука [ Р ] от слогового сочетания или «ЗА»

«Заводим мотоцикл». Протяжно произнося слог «Ззза» ребенок, как бы «газуя» делает РЕЗКИЙ поворот кистями рук, и, таким же РЕЗКИМ рывком «чиркая» кончиком языка вверх по альвеолам, делает резкий выдох на кончик языка. Получается фрикативный звук [ R ] или нормативный [ Р ] в сочетании с гласным [ А ]. Затем ребенок «катается на мотоциклах других марок», имитируя рев моторов РУ, РЫ, РЭ или РО.

Изображение слайда

Слайд 32: П остановка фрикативного звука [R] от звука [ Ж ]

П редложит е ребенку протяжно произнести звук [ Ж ] при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к основаниям верхних резцов. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и альвеолами.

Изображение слайда

Слайд 33: П остановка фрикативного [R] от верхнеязычного [ З ]

Ребенок при верхнем положении языка тянет звук [ З ]. Верхние резцы должны находиться над нижними, между ними может быть очень небольшая щель. Ребенок должен чувствовать, как воздушная струя проходит между языком и верхними зубами. Звук должен произноситься максимально звонко «звенеть и дрожать на кончике языка». Во время такого произнесения нужно продвигать кончик языка в глубь рта, так, чтобы тот прикасался к альвеолам

Изображение слайда

Слайд 34: П остановка звука [ Р ] от фрикативного [R]

·   Если фрикативный достаточно звонкий [R] произносить очень коротко, как бы ударяя языком по альвеолам - получится одноударный [ Р ]. ·         Скажите ребенку, что такое жужжание получается, когда муха бьется о стекло: «Язык, как муха вздрогнул, ударившись об альвеолы, как о стекло, и коротко жужукнул».

Изображение слайда

Слайд 35: В русском языке звук [ Р ] никогда не произносится раскатисто, а, напротив, звучит сглажено и часто одноударно. Поэтому НЕ НАДО добиваться от ребенка усиленной вибрации кончика языка

Изображение слайда

Слайд 36: ПОСТАНОВКА звука [ Р ] в сочетаниях «ТР» ( ДР)

Изображение слайда

Слайд 37: Артикуляционное упражнение «Парус»

Пусть ребенок очень звонко произносит звук [ Д ], прижимая кончик языка спереди к альвеолам. Звук надо произносить максимально длительно, т.е. язык как можно дольше не отрывать от альвеол. Скажите ребенку, что его язык – это «парус» и при произнесении звука [ Д ] он должен выдувать воздух так, чтобы его «парус захлопал, затрепетал и завибрировал на ветру», так, чтобы «ветер прорвал парус» (оторвал кончик языка от альвеол). П олучится звукосочетание Дррр

Изображение слайда

Слайд 38: П рерывани е протяжного произношения фрикативного [ R ] звуком [ Т ]

Как будто муху на мгновение прижимают, но тут же отпускают и она снова жужжит: «r т r т r т r…». Между звуками [ R ] и [ Т ] не должно быть никакого гласного. Если произносить звуки [ R ], [ Т ] кратко и чередовать их достаточно быстро, то к фрикативному [ R ] добавится легкая вибрация и у ребенка будет получаться звукосочетание Тр – тр – тр.

Изображение слайда

Слайд 39: П роизнесение звука [ Д ] вместо [ Р ] в словах, начинающихся сочетаниями ТР или ДР (тдава, тдамвай, тдуба,, ддуг )

Изображение слайда

Слайд 40

С очетание альвеолярных [ Т ] или [ Д ] с фрикативным [R] (т r, д r ) с резким выдохом на первом звуке. Вначале может получиться «мелкодробная» вибрация, при которой дрожит лишь самый край языка и число колебаний значительно превышает 20 в секунду. Дальнейшие упражнения должны привести к вовлечению в колебание значительной части языка, что сразу замедлит частоту колебаний и доведет ее до нормальной

Изображение слайда

Слайд 41: Прием «Фокус»

Предложите ребенку п роизнести верхнеязычное [ Т ] в составе сочетания ДЗЫНЬ (или мягкое верхнеязычное [ З’ ] - ДЗИНЬ), имитируя звон колокольчика, при этом он должен провести пальцем под языком. Вместо колокольчика зазвучит балалайка – вместо «ДЗЫНЬ» послышится «ДРЫНЬ» (или соответственно вместо «ДЗИНЬ» - «ДРИНЬ»). Затем следует постепенно удлинять произношение второго звука этого сочетания, обращая внимание ребенка на его звучание.

Изображение слайда

Слайд 42: Прием «Подуй на карандаш»

Ребенку предлагают слегка прижать широкий кончик языка к альвеолам и с силой подуть на лежащий перед ним карандаш так, чтобы тот покатился по столу. Сначала используют круглый, а затем (с целью повышения сложности упражнения) граненый карандаш. Получается глухое раскатистое Трр.

Изображение слайда

Слайд 43: ПРИЕМЫ РАСЩИПЛЕНИЯ звукосочетаний ТР, ДР,

Предложите ребенку сразу после слога ТРА произнести слог РА ( Тра- ра – ра), затем Тро-ро – ро, Тры – ры – ры и т.д.

Изображение слайда

Слайд 44: Прием «Машина буксует»

Можно произносить звукосочетание Тррр «толчками», прерывая произношение [ Р ] короткими паузами, как будто машина буксует: « Трр – р – р… » Паузы нужно постепенно удлинять, пока звуки [ Р ] не будут звучать практически изолированно друг от друга в заданным ритме. Затем переходить к автоматизации звука [ Р ] в прямых слогах РА, РО, РЫ, РЭ, РУ и в словах с этими слогами.

Изображение слайда

Слайд 45

Если и этот способ расщипления сочетаний ТР, ДР не приносит ожидаемых результатов, можно научить ребенка вклинивать между согласными редуцированный (нечеткий) гласный звук: ТРа – Т уРа, ДРа - ДыРа Постепенно удлиняя первый гласный, переходить к послоговому произношению Ту – ра, Ды – ра и, наконец, просто РА и т.д.

Изображение слайда

Слайд 46: О тработав звукосочетания Др – Тр (друг, трубка…) следует постепенно менять первые согласные звуки: Др – Бр (брат, брошка…), Тр – Пр (правда, пруд…). Далее так же вводятся звуки: Ф – Фр, В – Вр, Ш – Шр, З – Зр и т.д

Изображение слайда

Слайд 47: Логопедические зонды для постановки звука [ Р ]

Изображение слайда

Слайд 48: Постановка звука [ Р ] при помощи логопедического зондов «Рогатка» или «Широкая лопатка»

Поднять зондом боковые края языка ребенка и слегка прижать их к коренным зубам. Попросить ребенка с силой подуть на кончик языка. Получится глухой раскатистый рокот. То же самое можно делать без зонда, прижимая боковые края языка к верхним коренным зубам при помощи большого и указательного пальцев.

Изображение слайда

Слайд 49: Постановка звука [ Р ] при помощи логопедического зонда «Шарик»

Ребенок длительно, протяжно произн осит : -         * либо фрикативный звук [R], -         * либо верхнеязычный [ З ], -         * либо одно из сочетаний: «ДЖ» или «ДН», -         * либо одно из слов: «жир», «тыр», «дырка». Одновременно под язык ребенка подкладывается зонд « Шарик ». Б ыстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами

Изображение слайда

Слайд 50: Логопедические зонды для постановки звука [ Р ]

Изображение слайда

Слайд 51: Иллюстряции из книги Хватцева М.Е

Артикуляция звука «Р» Вызывание вибрации (вид снаружи) языка при помощи пальца

Изображение слайда

Слайд 52: Постановка звука [ Р ] при аномалиях строения речевых органов

При ДИЗАРТРИИ – необходима длительная отработка артикуляционных упражнений, предназначенных для постановки звука [ Р ]. Ставить звук [ Р ] лучше всего механическим способом. При ПРОГЕНИИ, а также при ГОТИЧЕСКОМ НЕБЕ - ребенок должен прислонять язык несколько ближе к верхним резцам. Использование механической помощи может давать слишком грубое звучание. При отсутствии ВЕРХНИХ КОРЕННЫХ ЗУБОВ - целесообразна постановка временного одноударного произношения [ Р ]. Когда зубы вырастут, произношение звука [ Р ] надо будет уточнить.

Изображение слайда

Слайд 53: Зондовый массаж подъязычной уздечки

О

Изображение слайда

Слайд 54: Особенности автоматизации

А втоматизация звука [ Р ] в слогах и словах начинается еще до окончания отработки нормативного произношения: ·         либо автоматизируется звук [ Р ], произносимый с механической помощью; ·         либо (как, например, при исправлении бокового ротоцизма) автоматизируется фрикативный звук [R] в словах, фразах и даже в самостоятельной речи. Затем приступают к выработке вибрации кончика языка с механической помощью и осуществляют последующую автоматизацию вибранта [ Р ].

Изображение слайда

Слайд 55: Параротоцизм

Изображение слайда

Слайд 56: Подготовительный этап

1 * Сопоставление и определение на слух звука [ Р ] и его заменителя. 2 * Сравнительный анализ артикуляции звука [ Р ] и его заменителя. * Формирование артикуляц ионных навыков, необходимых для постановки звука [ Р ].

Изображение слайда

Слайд 57: Замена звука [ Р ] звуком [ Р ’ ]

1. П утем постепенного расширения рта во время протяжного произнесения звука [ Р ’ ] можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. 2. П ри произнесении мягкого [ Р ’ ] для раскрытия рта можно слегка нажать большим пальцем на подбородок ребенка. 3. Д ля перемещения языка назад можно ввести под него шпатель или зонд.

Изображение слайда

Слайд 58

Исправление нарушений произношения звука [ Р’ ]

Изображение слайда

Слайд 59: П остановка [ Р ’ ] в слоге с гласным [ И ]

Вслед за вами ребенок должен произнести слоги РИ – РИ – РИ. Губы должны быть вытянуты в улыбку, зубы сомкнуты в правильном прикусе. Кончик языка должен прикасаться к основаниям резцов. Повторяя за вами слоги, ребенок может начинать с твердого [ Р ], переходя к мягкому непосредственно перед гласным [ И ]. Чтобы [ Р ’ ] звучал мягко, гласный [ И ] должен быть максимально закрытым. Г убы должны быть вытянуты в очень широкую улыбку.

Изображение слайда

Слайд 60: Постановка звука [ Р ’ ] между двумя гласными

Предложите ребенку широко улыбнуться, сомкнуть зубы в правильном прикусе и очень быстро слитно произнести звукосочетания ирИ – ирИ – ирИ. Между гласными будет слышаться мягкий согласный звук [ Р ’ ]

Изображение слайда

Слайд 61: Постановка [ Р ’ ] от правильного [ Т ’ ]

После длительного произнесения мягкого звука [ Т ’ ], ребенок должен вслед за В ами повторять звукосочетания т’р’и - т’р’и - т’р’и… Звук [ Т ’ ] должен произноситься несколько протяжно. За ним будет слышаться мягкий [ Р ’ ]

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Исправление нарушений произношения звука [ Р ]: При замене мягкого [ Р ’ ] на твердое [ Р ]

необходимо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [ И ]

Изображение слайда

Похожие презентации