Первый слайд презентации: БДОУ детский сад «Солнышко» Тема: «Формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игровую деятельность»
Балуева Е.Н., старший воспитатель с. Кичменгский Городок, 2021 г.
формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; формирование навыков самообслуживания; формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним; формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям; формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
Слайд 5: Работа осуществляется по нескольким направлениям:
в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях; в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках; в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений; в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Слайд 6: Особое место в образовательной области по формированию социально-коммуникативных умений занимает обучение детей с ОВЗ элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами, такая работа включает:
организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе; ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитания уважения к труду; обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда; обучение уходу за растениями, животными; изготовление коллективных работ
Слайд 7
обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеивание вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и природного материала и др.); формирование умений применять поделки в игре.
Слайд 8: Основные принципы развивающих игр направлены на развитие коммуникативных навыков:
совмещение элементов игры и учения; переход от игры к учебной познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.
Слайд 9: Включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы:
игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о нормах поведения, о литературных произведениях и т.д ; игры-забавы – это, прежде всего, элемент неожиданности, сюрпризности. Играм-забавам должен сопутствовать элемент веселого удивления; игры – соревнования, по правилам которых, необходимо выполнить игровое действие как можно быстрее.
Слайд 10
дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. подвижные игры дают возможность развивать и совершенствовать движения детей, упражняться в беге, прыжках, лазании, бросании, ловле и т.д.
Слайд 11
игры-драматизации относятся к разновидности театрализованных игр с детьми. Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений или собственных инсценировок; игры-имитации, и х правила диктуют необходимость уметь действовать одновременно, одинаково и согласованно с другими участниками; игры-хороводы - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму;