Первый слайд презентации: Биосинтез углеводов - фотосинтез
Слайд 2: Опыт Ван Гельмонта
В течение пяти лет учёный поливал растение чистой дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, он обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 килограммов, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ?
Слайд 3: Опыты П ристли
« Я взял некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нём погибла; разделив его на две части, я ввел одну в сосуд, погружённый в воду, в другую же часть его, также заключённую в сосуд с водой, я ввёл ветку мяты. Через 9 дней я нашёл, что мышь прекрасно жила в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но моментально погибала в другой части его».
Слайд 4: Опыты Яна Ингенхауза
Обнаружил, что растения выделяют кислород только на свету. Он погружал ветку ивы в воду и наблюдал на свету образование на листьях пузырьков кислорода. Если листья находились в темноте, пузырьки не появлялись.
Слайд 5: Открытие хлорофилла
В 1817 году Пельтье и Каванту открыли хлорофилл. Учёные залили свежие листья спиртом. Спирт окрасился в зелёный цвет, а листья стали совершенно бесцветными. Пельтье и Каванту промыли полученную полужидкую зелёную массу водой. Удалив водно-растворимые примеси, они просушили её и получили зелёный порошок. Учёные назвали это вещество хлорофиллом (от греческих « хлорос » — зелёный и « филлон » — лист).
Слайд 6: Климент АркадьевичТимирязев
«Зерно хлорофилла — исходная точка всего того, что мы понимаем под словом «жизнь »» К. А. Тимирязев
Слайд 7: Климент Аркадьевич Тимирязев
«Наука должна сделать труд земледельца более производительным»
Слайд 8: Цель урока:
Изучение особенностей фотосинтеза как процесса биосинтеза углеводов в растительной клетке, условий протекания и возможности управления этим процессом со стороны человека. Выяснение значения этого процесса в биосфере и в жизни человека.
Вопросы кейса : *Как строение листа обеспечивает его фотосинтезирующие функции? *Каково строение хлоропласта? Почему стадии фотосинтеза получили название «световая» и « темновая »? Какие реакции, за счёт какой энергии и в какой части хлоропласта протекают в световую стадию? В чём сущность темновой стадии, что является источником энергии для реакций этой стадии? От каких факторов зависит скорость протекания реакций фотосинтеза? Изучите предложенные графики и укажите оптимальные условия для протекания фотосинтеза. Можно ли увеличить продуктивность фотосинтеза? Если да, предложите рекомендации по увеличению продуктивности фотосинтеза. Время на работу – 10 минут §11 https://www.youtube.com/watch?v=FVd3cJxbKwE
Слайд 10: Приспособления растения к фотосинтезу
прозрачная кожица (эпидермис); столбчатая паренхима с большим количеством хлоропластов; устьица для газообмена; жилка для проведения воды и минеральных солей; плоская форма листа для увеличения площади поглощения солнечного света; листовая мозаика; поворот листа на черешке к солнцу (фототаксис).
Слайд 13: Фотосинтез – биосинтез углеводов
Слайд 15: Световая стадия фотосинтеза
1. Фотолиз воды, образование молекулярного кислорода и протонов водорода. 2. Восстановление переносчика ионов НАДФ+ до НАДФ·Н за счёт присоединения протонов Н+ 3. Синтез АТФ из АДФ и Н 3 РО 4 за счёт избыточной энергии электрона, «выбитого» на более высокий энергетический уровень.
Слайд 16: Темновая стадия фотосинтеза
Связывание углекислого газа воздуха и восстановление его до глюкозы.
Слайд 17: Итоговое уравнение фотосинтеза
Значение фотосинтеза? В чём заключается космическая роль фотосинтеза?
Слайд 23: В ывод:
Фотосинтез — это процесс, при котором энергия солнечного света превращается в химическую энергию. Только с помощью зеленых растений энергия Солнца может накапливаться в виде энергии химических связей. В процессе фотосинтеза из простых неорганических соединений (СО 2, Н 2 О) строятся различные органические вещества. Фотосинтез протекает в две стадии. Изменяя интенсивность некоторых абиотических факторов, можно изменить скорость фотосинтеза. Существуют оптимальные значения для каждого абиотического фактора, влияющего на скорость фотосинтеза.
Слайд 25: ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ
Верны ли следующие суждения о фотосинтезе? А. В процессе фотосинтеза выделяется кислород в атмосферу. Б. В процессе фотосинтеза расходуется органическое вещество. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны 1
Слайд 26: ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ
В темновой фазе фотосинтеза, в отличие от световой, происходит… Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. использование в биохимических процессах молекул углекислого газа 2. поглощение энергии света молекулами хлорофилла 3. образование молекул глюкозы 4. синтез молекул АТФ 5. расщепление молекул воды 6. использование молекул АТФ 2
Слайд 27: ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ
На рисунке изображён хлоропласт, который можно узнать по наличию в нём: крист полостей и цистерн гран ядрышек 3
Слайд 28: ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ
Формулу какого вещества следует вписать на месте пропуска в схеме химической реакции? … + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2 1 ) кислорода 2) углекислого газа 3) глюкозы 4) хлорофилла К автотрофным организмам относят 1) м укор 2 ) дрожжи 3 ) пеницилл 4 ) хлореллу 4 5
Слайд 29
В темновой фазе фотосинтеза, в отличие от световой, происходит… Выберите три верных ответа использование в биохимических процессах молекул углекислого газа поглощение энергии света молекулами хлорофилла образование молекул глюкозы синтез молекул АТФ расщепление молекул воды использование молекул АТФ Верны ли следующие суждения о фотосинтезе? А. В процессе фотосинтеза выделяется кислород в атмосферу. Б. В процессе фотосинтеза расходуется органическое вещество. верно только А верно только Б оба суждения верны оба суждения неверны К автотрофным организмам относят мукор дрожжи пеницилл хлореллу Формулу какого вещества следует вписать на месте пропуска в схеме химической реакции? … + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2 кислорода углекислого газа глюкозы хлорофилла На рисунке изображён хлоропласт, который можно узнать по наличию в нём: крист полостей и цистерн гран я дрышек
Слайд 30: Изучите схему, демонстрирующую процесс фотосинтеза, протекающий в хлоропласте. Какое из перечисленных веществ соответствует цифре 3 на этой схеме?
Слайд 31: Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от силы света (по оси x отложена относительная сила света в канделах, а по оси у – относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.))
Определите, при какой силе света, из перечисленных, относительная скорость фотосинтеза будет максимальной: 1. 500 кандел 2. 1000 кандел 3. 1500 кандел 4. 2000 кандел