Борьба за существование и естественный отбор — презентация
logo
Борьба за существование и естественный отбор
  • Борьба за существование и естественный отбор
  • Борьба за существование и естественный отбор
  • Цель урока:
  • Задание 1. Тестирование: Составьте пары.
  • Ответьте на вопросы
  • Борьба за существование.
  • Борьба за существование и естественный отбор
  • Дарвин о борьбе за существование.
  • Борьба за существование и естественный отбор
  • Внутривидовая борьба
  • Межвидовая борьба
  • Борьба с неблагоприятными условиями .
  • Задание: Используя текст учебника, заполните таблицу «Борьба за существование» Формы борьбы за существование.
  • Борьба за существование и естественный отбор
  • Борьба за существование и естественный отбор
  • Результатом действия естественного отбора являются:
  • Формы естественного отбора.
  • Стабилизирующий отбор.
  • Движущий отбор.
  • Дизруптивный  отбор.
  • Половой отбор- – естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола. Это частый случай внутривидового естественного отбора, а не самостоятельный
  • Значение отбора
  • 1. Определите формы взаимоотношений организмов:
  • Ответьте на вопрос
  • Источники и литература.
1/25

Изображение слайда

Слайд 2

В борьбе стихий, в развитье  постепенном Все существа, все формы  создались И жизнею могучею зажглись! Э.Дарвин

Изображение слайда

Слайд 3: Цель урока:

Продолжить формирование понятий о движущих силах эволюции. Определить роль борьбы за существование в эволюционном процессе. Познакомиться с формами естественного отбора и определить его направляющую роль в эволюции.

Изображение слайда

Слайд 4: Задание 1. Тестирование: Составьте пары

I. Наследственная изменчивость II. Естественный отбор III. Микроэволюция IV. Популяционные волны V. Макроэволюция VI. Изоляция VII. Мутационный процесс VIII. Популяция 1. Поддерживает генетическую неоднородность природных популяций 2. Эволюционные преобразования, ведущие к формированию таксонов более высокого ранга, чем вид 3. Устраняет из популяции особи с неудачными комбинациями генов 4. Элементарная единица эволюции 5. Обеспечивает барьеры, исключающие свободное скрещивание организмов 6. Элементарный материал эволюции 7. Эволюционные преобразования на уровне популяций, ведущие к видообразованию 8.  Поставляют массовый элементарный материал для естественного отбора

Изображение слайда

Слайд 5: Ответьте на вопросы

Что такое изменчивость и какие ее формы выделил Дарвин? В чем особенности модификационной изменчивости? Какие виды наследственной изменчивости вы знаете? Каково их значение?

Изображение слайда

Вдумайтесь в эти цифры: пресноводный рачок дафния способен оставить после себя  1030 особей, их суммарная масса будет превосходить массу Земли. Но этого не происходит.  Как вы думаете, почему?

Изображение слайда

Слайд 7

Аскарида продуцирует в сутки до 200тыс. яиц, самка трески выметывает дл 10 млн. икринок, одно растение осота дает до 19 тыс. семян, а белены – более 400 тыс. Таким образом, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам.

Изображение слайда

В «Происхождение видов» Ч.Дарвин пишет: «Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком и метафорическом смысле, включая зависимость одного существа от другого, а также включая не только жизнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства».

Изображение слайда

Слайд 9

Изображение слайда

Слайд 10: Внутривидовая борьба

И меж растений царствует война. Деревья, травы – вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно А корни их, в земле неся, свой труд, За почву и за влажность спор ведут. Э. Дарвин

Изображение слайда

Слайд 11: Межвидовая борьба

Охотнице сове средь ночи темной Не жаль певца любви и неги томной, А соловей съедает светляка Не посмотрев на прелесть огонька, Светляк же – ночи светоч оживленный Вползая вверх, цветок съедает томный.  Э. Дарвин

Изображение слайда

Слайд 12: Борьба с неблагоприятными условиями

Изображение слайда

Форма борьбы Определение Причины Результат борьбы Примеры Внутривидовая Межвидовая Борьба с неблагоприятными условиями среды

Изображение слайда

Слайд 14

В результате борьбы за существование выживают особи, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. Ч.Дарвин при сопоставлении фактов борьбы за существование и всеобщей изменчивости признаков и свойств пришел к заключению о неизбежности в природе избирательного уничтожения одних особей и размножении других – естественный отбор.

Изображение слайда

Слайд 15

Естественный отбор – процесс дифференцированного (неслучайного, избирательного) выживания и воспроизведения организмов в ходе эволюции. Естественный отбор реализуется через действие естественных факторов среды (температура, влажность, свет, паразиты, конкуренты, враги, трудности добывания пищи), а также через сохранение и накопление мелких наследственных изменений. Естественный отбор Дарвин считал главной движущей силой эволюции.

Изображение слайда

Слайд 16: Результатом действия естественного отбора являются:

Постепенное усложнение и повышение уровня организации живых существ; Приспособленность организмов к условиям окружающей среды Многообразие видов.

Изображение слайда

Слайд 17: Формы естественного отбора

Изображение слайда

Слайд 18: Стабилизирующий отбор

Действует в постоянных условиях среды. Направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства. Сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса.

Изображение слайда

Слайд 19: Движущий отбор

Способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой средней нормы вместо существующей, переставшей соответствовать новым условиям. Движущая форма действует при изменении условий внешней среды.

Изображение слайда

Слайд 20: Дизруптивный  отбор

Действует при условиях, благоприятствующих крайним вариантам признака. Этот отбор эффективен, когда при усиленной конкуренции благоприятными оказываются сравнительно узкие приспособления к внешним условиям и популяция проявляет тенденцию к расчленению на более мелкие группы

Изображение слайда

Слайд 21: Половой отбор- – естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола. Это частый случай внутривидового естественного отбора, а не самостоятельный фактор эволюции

Яркая окраска самцов многих птиц и невзрачная окраска самок; Брачные крики и другие формы брачного поведения; Специфические запахи; Орудия турнирного боя (рога, клыки, шпоры).

Изображение слайда

Слайд 22: Значение отбора

Накапливая полезные для популяции и вида наследственные изменения и отбрасывая вредные, естественный отбор постепенно создает новые, более совершенные и прекрасно приспособленные к среде обитания виды.  Естественный отбор- главная движущая сила эволюции.

Изображение слайда

Слайд 23: 1. Определите формы взаимоотношений организмов:

А) В загущенных посевах кок-сагыза семена, проросшие быстрее, получают больше питательных веществ и воды. Уже через 20-30 суток гибнут те растения, которые попадают под розетки листьев ранее взошедших растений. Б) Зерновые хлеба часто страдают от черепашки (желто-зеленый клоп). Теленомус свое яйцо откладывает в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое. Г) После сильных снегопадов в тундре оленям трудно добывать ягель из-под снега, и многие животные гибнут от голода. Д) Обычно добычей волков являются менее быстроногие и слабые олени.

Изображение слайда

Слайд 24: Ответьте на вопрос

Американский орнитолог Г. Бампас зимой 1868 года собрал на улицах Манхэттена 327 воробьев, окоченевших от мороза и метели. Птиц подвергли биометрическому анализу и одновременно отогревали. Выжили те особи, чьи признаки приближались к средним параметрам. Какая форма отбора действовала в данном случае? Ответ поясните

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Борьба за существование и естественный отбор: Источники и литература

Шаблон Pedsovet. su 1. Биология:  Модуль №4  для 10  класса.  Учебно-методическая часть.  /Сост.: Н.А. Гаевский, д-р биол. наук, профессор кафедры физиологии растений и биотехнологий, КрасГУ; Красноярск, 2006 — 39 стр 2. Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Чернова Н. М. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - Вентана-Граф, 2008 - 240 стр

Изображение слайда

Похожие презентации