Слайд 2
Был отцом 16 детей от двух браков Трое из его сыновей впоследствии царствовали Ни одна из дочерей Алексея Михайловича не вышла замуж Алексей Михайлович Романов (1645-1676)
Слайд 3
Родился в 1629г. в семье Михаила Фёдоровича Романова и Евдокии Стрешневой. Воспитатель – Борис Иванович Морозов. В 16 лет вступил на престол, а т.к. был молод и неопытен, то управлял за него Б.И. Морозов, который часто злоупотреблял властью. Боярин Б.И. Морозов В 1648 году Морозов женился на сестре жены Алексея Романова, Анне. Таким образом Б. И. Морозов и тесть его И. Д. Милославский приобрели первенствующее значение при дворе.
Слайд 4
В детстве увлекался диковинными механическими игрушками, игрой в шашки и шахматы, охотой. Любимые занятия царя- охота на медведя, соколиная охота, сочинял стихи, любил слушать сказки, позже увлёкся театром. Очень был набожен, увлекался церковными службами и церковным пением В его живых голубых глазах светилась редкая доброта; взгляд этих глаз, по отзыву современника, никого не пугал, но одобрял и обнадеживал. Лицо государя, полное, румяное, с русою бородою, было благодушно-приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная (потом чересчур полная) фигура его сохраняла величавую и чинную осанку. Однако царственный вид Алексея Михайловича ни в ком не будил страха; чувствовалось, что не личная гордость царя создала эту осанку, а сознание важности и святости сана, который Бог на него возложил Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М., 1990.
Слайд 5
Мария Ильинична Милославская Мария Ильинична была старше мужа на 5 лет, родила ему 13 детей. Скончалась 3 марта 1669 года. Через 6 дней после её кончины царю исполнилось 40 лет, 21 из которых он прожил в браке. Спустя 23 месяца и девять дней он женился вторично
Слайд 6
Наталья Кирилловна Нарышкина Дочь мелкопоместных дворян Кирилла Полуэктовича Нарышкина и его жены Анны Леонтьевны «… Сия принцесса добраго темпераменту, добродетельнаго, токмо не была ни прилежная и не искусная в делех, и ума легкаго …»
Слайд 8
Активно формируется Всероссийский рынок, вводится новый торговый устав 1667г. «Соборное Уложение 1649г.» юридически оформило крепостное право, укрепило, самодержавную власть, ослабило власть боярства, укрепило положение дворянства 1653г.- последний Земский собор принял решение о принятии Украины в состав России 1653-1655г.г.- церковная реформа Никона Его царствование называют « бунташным веком» из-за большого количества восстаний. Правление Алексея Михайловича
Слайд 10
«Уложение» состояло из 25 глав и 967 статей Соборное Уложение 1649г. Составлен комиссией из 5-ти человек: князей Одоевского и Прозоровского, окольничего Волконского, дьяков Грибоедова и Леонтьева Первый печатный сборник законов-кодекс феодального права, переведён на многие иностранные языки князь Н.И. Одоевский
Слайд 11
Алексей Михайлович подписывает Соборное уложение Соборное Уложение 1649г.
Слайд 14
Торговый устав 1653 - закон, регламентировавший нормы русского торгового права. Был принят в интересах русского купечества и по инициативе торговых людей. По нему прежнее обложение торговых операций множеством различных пошлин было заменено единой рублёвой пошлиной.
Слайд 15
Патриарх Никон родился в 1605г. близ Нижнего Новгорода, в семье крестьянина Мины (в крещении – Никита). Сбежал от злой мачехи в Макарьевский Желтоводский монастырь (у Костромы) Стал священником, обзавёлся семьёй, но вскоре его постигло горе- умерли все его сыновья в одночасье, и он постригся в монахи, обитал на Соловках под именем Никона. Церковная реформа 1653 – 1655г.г.
Слайд 16
С 1646г. знаком с царём, назначен архимандритом московского монастыря, затем Новгородским митрополитом, а после смерти патриарха заменил его на этом посту. С 1658г. обостряются отношения с царём, 1664г.-полный разрыв, 1666г.-суд над Никоном-лишили сана и отправили сначала в Ферапонтов монастырь, затем в Кирилло-Белозерский, где он и скончался в 1681г. Алексей Михайлович и Никон
Слайд 17
Сторонники Никона Все церковные обряды по греческому образцу Крестились тремя перстами Пели « Аллилуя » 3 раза Совершали поясные поклоны Писали «Иисус» Отдельные слова богослужения заменили новыми Облачение русского духовенства (архиерейский посох, клобуки, мантии) Старообрядцы Во главе с протопопом Аввакумом Придерживались старины, не желали менять традиции Крестились двумя перстами Пели «аллилуя» 2 раза Во время крестного хода двигались по солнцу Совершали земные поклоны Писали «Исус» Все иконы и богослужебные книги писали по старым традициям Раскол церкви
Слайд 19
ВЗГЛЯДЫ ПАТРИАРХА НИКОНА НА СООТНОШЕНИЕ СВЕТСКОЙ И ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ В своем толковании церковной власти и ее превосходства над властью царя Никон совершенно отошел от византийской и русской традиции симфонии властей и целиком стал на точку зрения католической церкви, как ее в XI - XIII веках, во время борьбы с императорами за инвеституру, излагали папы. Он почти дословно повторял аргументы папской власти, когда он писал, что поскольку цари получают помазание от архиереев, получая таким образом от церкви и власть, то они по своему достоинству и по своей духовной силе являются ниже и слабее, чем епископы. Зенъковский С. Русское старообрядчество. М., 1995. С. 232
Слайд 20
« Бунташный » век - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.
Слайд 22
Соляной бунт Медный бунт Соловецкое восстание Восстание Степана Разина Причины Дата Место Требования повстанцев Итоги Задание: По ходу работы на уроке и дома заполните таблицу
Слайд 23: Соляной бунт»
1648г. Для государственных нужд и реформ в армии не хватало денег. Указом 7 февраля 1646 года был введён высокий налог на соль – цены на соль выросли в 3-4 раза. Это вызвало недовольство в народе. В конце 1647 года налог отменили, но население должно было сразу погасить налоги за 1646-1647 годы. Шквал поборов обрушился на людей и вызвал повсеместное возмущение, которое перерастало в открытые выступления против властей. Почему налог на соль мог вызвать такую реакцию?
Слайд 27: Соляной бунт»
Причины Введение дополнительной пошлины на соль Дата 1648г. Место г.Москва Требования повстанцев Выдать московского «градоначальника» Л.С.Плещеева Итоги Народу на расправу выдан Плещеев, глава Пушкарского приказа, отправлен в отставку и выслан из Москвы боярин Б.Морозов. Начата подготовка Соборного Уложения. «Соляной бунт» 1648г.
Слайд 28: Соляной бунт»
1648г. Задание: Найдите в тексте ошибки: В 1666 г. правительство для улучшения финансового положения решило ввести косвенный налог: была увеличена цена на сахар. Однако пополнить казну таким образом не удалось, население отказывалось покупать дорогой сахар. По стране прокатился ряд бунтов, самым крупным из которых был бунт в Смоленске.
Слайд 29: СЕРЕБРЯННЫЕ КОПЕЙКИ XVII в
«Медный бунт» 1662г. До 1654 года российский рынок обслуживался только одним денежным номиналом - серебряной копейкой. Такая система не годилась ни для крупных расчётов, ни для мелких платежей. Существовала острая необходимость во внедрении более крупной и более мелкой денежных единиц.
Слайд 30
Правительством была начата реформа, в ходе которой в обращение ввели серебряный рубль, полу полтины и медные полтины. Стоимость одного рубля приравнивалась к 1 европейскому талеру. Более того, рубли чаще всего чеканили на талерах, с которых предварительно сбивали изображение (отчего он терял в весе) Полуполтины чеканились на разрубленных на 4 части талерах, с которых также предварительно сбивалось изображение, таким образом, монеты изначально были неполноценными
Слайд 31
«Медный бунт» 1662г. В 1655 году появляются новые монеты - «ефимки с признаком». «Ефимки с признаком» представляли собой талеры с двумя надчеканками : штемпель с копейкой и год «1655» арабскими буквами. По своей ценности 1 ефимок = 1 рублю = 64 копейкам
Слайд 36: Соловецкое восстание
Соловецкий монастырь Расправа с участниками Соловецкого восстания. 1668-1676г.
Слайд 37
Задание: Прочтите текст и ответьте на вопросы: В.И. Буганов «Мир истории: Россия в XVII столетии» Началось восстание, как чисто религиозное движение. Местные монахи отказались принять новонапечатанные « никонианские » книги, объясняя свою позицию следующим образом: «Как и прежние игумены исстари служили, повыкли и мы божественные литоргии служить по старым служебникам. А по новым служебникам для своей старости учитца не сможем же, да и некогда». К концу 1667 г. правительство начало наступление на монастырские владения и привилегии, распорядившись конфисковать все вотчины, имущество монастыря, закрыть пути снабжения всякими припасами. С 1668 г. царские полки приступили к осаде монастыря, которая продолжалась долгих 8 лет. Однако постепенно, под влиянием мирских людей, разинцев, прибежавших в эти края после поражения, движение из чисто религиозного превратилось в антиправительственное, политическое. На шестой год восстания его участники приняли решение: «Крест целовать, чтоб стоять и биться против государевых людей до смерти» и прекратить молить Господа за государя. Вопросы и задания: Какие слои населения приняли участие в Соловецком восстании? Постарайтесь объяснить причины, подтолкнувшие их к выступлению.
Слайд 38
Степан Тимофеевич Разин ( ок. 1630-71) Восстание под руководством Степана Разина 1662г.
Слайд 39: 1 этап - 1667 – 1669 гг. – поход по Волге на Каспий за зипунами
Кагальницкий городок 1-й этап – 1667 – 1669 гг. – по Волге на Каспий «поход за зипунами» Яицкий городок
Слайд 40: 1 этап - 1667 – 1669 гг. – поход по Волге на Каспий за зипунами
2-й этап – 1670 – 1671 гг. – на Астрахань, в Поволжье, на Дон поход против «изменников бояр». Самара Астрахань Симбирск Саратов Царицын
Слайд 44: Причины поражения восстания С. Разина:
Слайд 46
УСТНО: § 19 ПИСЬМЕННО: Закончить заполнение таблицы ИНДИВИДУАЛЬНО: Найти материал о Богдане Хмельницком и условиях Вхождения Украины в состав России Домашнее задание:
Слайд 47
УСТНО: § 19 ПИСЬМЕННО: Закончить заполнение таблицы ИНДИВИДУАЛЬНО: Найти материал о Богдане Хмельницком и условиях Вхождения Украины в состав России – тот, кто сегодня не готов( Домашнее задание:
Последний слайд презентации: Царь тишайший, век бунташный …: РАФТ»
Выбираем роль: ручка, которая писала в течении урока; бантик на голове соседки, игрушка в портфеле, учитель, страница учебника и т.д. Определяем, к какой аудитории обратимся: к брату, к маме, к директору школы, к президенту, к тетради и т.д. Выбираем форму обращения: письмо, телеграмма, докладная записка, объяснительная записка, частушка, байка, анекдот и т.д. Создаем текст и презентуем его «РАФТ» Р( оль ) А( удитория ) Ф( орма ) Т(творчество)