Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки: — презентация
logo
Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Вопросы на стр.297 (таблица?)
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
  • Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:
1/81

Первый слайд презентации

Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки: Маховиков Д.В. https:// vk.com/d_makhovikov Сообщество для подготовки к ЕГЭ по истории: https :// vk.com/clubege2019history

Изображение слайда

Слайд 2

Век Событие истории России Событие историизарубежных стран ____________ (А) __________________(Б) Падение Византийскойимперии __________________(В) Нашествие Батыя на Русь Принятие Великойхартии вольности в Англии XVII в. __________________(Г) __________________(Д) XVI в. Присоединение Астрахани к русскому государству __________________(Е) Пропущенные элементы: 1) XII в. 2) ослепление Василия II Васильевича в ходе московской междоусобицы 3) XV в. 4) неудачный поход новгород-северского князя Игоря против половцев 5) создание Арабского халифата 6) XIII в. 7) образование Речи Посполитой 8) начало Тридцатилетней войны 9) избрание царём Михаила Фёдоровича Романова

Изображение слайда

Слайд 3

Какие три из перечисленных черт характерны для экономического развития России в XVII в.? 1) Полный запрет на любую торговлю с Западом 2) Появление ассигнаций 3) Появление фабрик 4) Рост ярмарочной торговли 5) Начало формирования всероссийского рынка 6) Развитие мануфактурного производства 1) Земский собор ; 2) Поместный приказ ; 3) Святейший синод ; 4) земский исправник ; 5) воевода ; 6) боярин. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к системе управления России XVII в.

Изображение слайда

Слайд 4

Пояснение. Могут быть приведены следующие объяснения: 1) окончательное юридическое оформление крепостного права 2) тенденция к абсолютизации власти - падение роли Земских Соборов, учреждение Приказа Тайных дел и т.д. 3) Поддержка реформ Патриарха Никона, которые привели к Церковному расколу 4) ликвидация белых слобод Период, когда стра­ной управлял Алек­сей Михайлович, от­ли­чал­ся от предшествующего. Какие из­ме­не­ния в об­ла­сти внутренней по­ли­ти­ки произошли (приведите не менее трёх объяснений)?

Изображение слайда

Слайд 5

№ 13. Закончите предложение: «Границы Европейской части России обозначены на схеме на конец ____ в.». № 14. Укажите название города-порта, обозначенного на схеме цифрой «2». № 15. Назовите государя, в период правления которого в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3». № 16. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? 1) Цифрой «1» на схеме обозначен город, в непосредственной близости от которого были построены первые в России железоделательные заводы. 2) На схеме заштрихованы районы, специализировавшиеся на производстве хлеба. 3) На схеме указан монастырь, где произошло крупнейшее восстание против церковной реформы, длившееся около восьми лет. 4) Одна из крупнейших ярмарок России – Макарьевская – обозначена на схеме цифрой «4». 5) Первая железная дорога была построена в России в том же веке, к которому относится историческая ситуация, обозначенная на схеме. 6) Развитию хозяйства России в столетии, к которому относится историческая ситуация, обозначенная на схеме, способствовала отмена внутренних таможенных пошлин.

Изображение слайда

Слайд 6

№ 13. Назовите монарха, в период правления которого в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3». № 14. Заполните пропуск в предложении: «Одна из крупнейших ярмарок России в XVII–XVIII вв. – ___– обозначена на схеме "4"». № 15. Заполните пропуск в предложении: «Цифрой "1" на схеме обозначен город ____, в непосредственной близости от которого были построены первые в России железоделательные заводы». № 16. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? 1) Крупными центрами кожевенного производства согласно схеме были Тверь, Калуга, Смоленск. 2) Горизонтальной штриховкой на схеме обозначены районы, специализировавшиеся на пушном промысле. 3) Точечным узором на схеме обозначен основной район производства льна и пеньки. 4) Цифрой «6» на схеме обозначена река, название которой было изменено в результате крупного народного восстания, произошедшего в том же веке, в котором установились границы Европейской части России, обозначенные на схеме. 5) Цифрой «5» на схеме обозначен город, вошедший в состав Российского государства в период правления Ивана IV. 6) Цифрой «2» на схеме обозначен Архангельск.

Изображение слайда

Слайд 7

По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения. «Экономика России XVII века развивалась с ощутимым влиянием раннего капитализма» Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. В.О. Клю­чев­ский охарактеризовал XVII в. как «новый пе­ри­од русской истории». Объясните, в чём со­сто­я­ли важнейшие социально-экономические из­ме­не­ния (приведите три объяснения).

Изображение слайда

Слайд 8

Посадское население было прикреплено к местам проживания и потеряло право переходить в другие сословные группы. В XVII в. ремесло в России стало мелкотоварным. В XVII в. появились первые русские мануфактуры, работавшие на казну и применявшие наряду с наемным подневольный труд. В XVII в. началось формирование единого всероссийского рынка, на котором обращались в основном сельскохозяйственные и ремесленные изделия. В XVII в. экономическая политика правительства начала приобретать протекционистские черты. Экономика России в XVII в. Итоги. Городская площадь в XVII в. Художник Аполлинарий Васнецов В середине XVII в. в России произошло окончательное установление крепостного права : с 1649 г. был введен бессрочный сыск беглых крестьян.

Изображение слайда

Слайд 9

Высказывается сле­ду­ю­щая оценка со­сто­я­ния России до на­ча­ла её мо­дер­ни­за­ции Петром I. «Россия XVII в. была страной, в ко­то­рой продолжали гос­под­ство­вать средневековые черты в эко­но­ми­че­ской и куль­тур­ной жизни страны, и толь­ко гением Петра она смог­ла начать под­тя­ги­вать­ся до уров­ня развитых стран за­пад­ной Европы» 1) в подтверждение, например - эко­но­ми­ка страны была в ос­нов­ном сельскохозяйственная, ос­но­ван­ная на труде кре­пост­ных крестьян; - в про­из­вод­стве товаров гос­под­ство­ва­ло ремесленное производство; - ми­ро­воз­зре­ние большинства на­се­ле­ния было про­ни­за­но религиозными дог­ма­ми и ос­но­вы­ва­лось на сред­не­ве­ко­вых традициях; - об­ра­зо­ва­ние основной части на­се­ле­ния было пре­иму­ще­ствен­но религиозного характера; - быт ос­нов­ной части на­се­ле­ния носил ар­ха­ич­ный характер; - свет­ская культура и наука прак­ти­че­ски не раз­ви­ва­лись 2) в опровержение, например - в эко­но­ми­че­ской жизни стра­ны активно проявлялись, новые, более про­грес­сив­ные черты: фор­ми­ро­ва­лась экономическая спе­ци­а­ли­за­ция районов стра­ны на про­из­вод­стве от­дель­ных видов продукции, раз­ви­вал­ся внутренний то­ва­ро­об­мен и внеш­няя торговля, шло ста­нов­ле­ние ярмарочных цен­тров торговли, ак­тив­но развивался Все­рос­сий­ский рынок; - XVII в. озна­ме­но­вал­ся появлением в Рос­сии мануфактур в ме­тал­лур­гии качестве круп­но­го производства, ос­но­ван­но­го на раз­де­ле­нии труда и руч­ном изготовлении продукции; - в рус­ской культуре XVII в. на­чи­на­ет развиваться про­цесс её обмирщения, охва­тив­ший литературу, живопись, архитектуру; - ак­ти­ви­зи­ро­вал­ся процесс вы­пус­ка печатной продукции; - в конце XVII в. в Рос­сии появляется пер­вое высшее учеб­ное заведение: Славяно-греко-латинская ака­де­мия (1687); - по­яв­ля­ют­ся новые виды ху­до­же­ствен­но­го творчества ев­ро­пей­ско­го типа, в част­но­сти театр

Изображение слайда

Слайд 10

«Царствование Алексея Михайловича имело негативные последствия для развития России »?

Изображение слайда

Слайд 11

Соляной бунт 1648 г. не был единственным восстанием времен Алексея Михайловича. XVII век вообще называют бунташным. Начало его ознаменовалось Смутой, вторая половина – городскими восстаниями, церковным расколом и мятежами донских казаков. « Бунташный » XVII век Народные волнения при первых Романовых. Карта. Наиболее значимые восстания XVII столетия: 1603 Восстание Хлопка 1604-1605 Восстание Лжедмитрия I 1606-1607 Восстание Болотникова 1608-1610 Восстание Лжедмитрия II 1648 Соляной бунт 1662 Медный бунт 1670-1671 Восстание Степана Разина 1668-1676 Соловецкое восстание 1682, 1698 Стрелецкие бунты

Изображение слайда

В XVII в. Рос­сию сотрясали мно­го­чис­лен­ные народные вы­ступ­ле­ния — со­вре­мен­ни­ки нередко на­зы­ва­ли этот век « бунташным ». В частности, рядом мас­со­вых народных дви­же­ний была от­ме­че­на середина — вторая по­ло­ви­на XVII в. На­зо­ви­те основные при­чи­ны социальных дви­же­ний середины — второй по­ло­ви­ны XVII в. Ука­жи­те не менее трёх причин.

Изображение слайда

Слайд 13

Соляной бунт 1648 г. В XVII в. людям требовалось гораздо больше соли, чем в наше время. Тогда соль была практически единственным консервантом, позволявшим в течение долгого времени хранить мясо (солонину) и рыбу. Соляной бунт. Художник Эрнест Лисснер. В результате введения косвенного налога цена на соль резко подскочила. Интересно, что налог 1646 года был отменен еще до бунта, в 1647-м. Но ситуация уже вышла из под контроля. Другой важной причиной восстания был конфликт жителей черных и белых слобод. Жители белых слобод не платили налогов в казну. Таким образом, больше приходилось платить горожанам из черных слобод.

Изображение слайда

Слайд 14

Во время Соляного бунта 1-4 июня 1648 года царь буквально выдавал своих приближенных на народный суд. Сначала – Плещеева (его буквально растерзала толпа). Потом Траханиотова (его водили по городу с колодкой на шее, потом обезглавили). Морозова царь «отмолил» у толпы. Восставшие успокоились только после обращения Алексея Михайовича к народу. Как и в 1547-м г. (восстание времен Ивана IV ) следствием бунта стал «собор примирения ». В 1648-1649 гг. работал Земский собор, принявший новое законодательство – Соборное уложение. Соляной бунт 1648 г. Соляной бунт

Изображение слайда

Слайд 15

В 1650 г. произошли так называемые хлебные бунты в Новгороде и Пскове. Восстания были вызваны скупкой хлеба для поставки его в Швецию (шведы закупали хлеб по низким ценам, а затем продавали его в Голландию вчетверо дороже). Хлеб резко вздорожал, городской бедноте угрожал голод. В марте 1650 г. взбунтовавшиеся горожане изгнали воевод, разгромили дворы богатых купцов и захватили власть. Новгородское восстание было подавлено в апреле войсками воеводы Хованского. Псковичи же держались до августа. Войти в город царским войскам удалось лишь благодаря раздорам в среде мятежников. Хлебные бунты в Новгороде и Пскове 1650 г. Народные волнения при первых Романовых. Карта.

Изображение слайда

Слайд 16

В 1654-1655 гг. в Рос­сии была про­ве­де­на денежная реформа: стали че­ка­нить­ся крупные се­реб­ря­ные монеты до­сто­ин­ством в 1 рубль и 50 ко­пе­ек и мед­ные копейки, при­рав­нен­ные по зна­че­нию к серебряным. По­след­стви­ем реформы стало вос­ста­ние в Москве - Мед­ный бунт. Назовите не менее двух причин, при­вед­ших к про­ва­лу денежной реформы. Какие из­ме­не­ния произошли в де­неж­ной системе стра­ны после Мед­но­го бунта (укажите одно любое изменение)?

Изображение слайда

Слайд 17

Причины реформы 1655 года Войны 1650-х годов (с Польшей и Швецией ) забирали очень много средств. В обращении только: копейка, деньга ( 1/2 копейки) и полушка ( 1/4 копейки). Все – серебряные. Для увеличившегося с XVI века товарооборота этого было недостаточно. Суть реформы Помимо уже существующих трех номиналов вводились: полтина ( 50 копеек), гривна ( 10 копеек), алтын ( 3 копейки) рубль ( 100 копеек) Новые монеты делались из меди. Серебряные монеты стали дешевле медных. Налоги взимались серебром, в обращение отправлялись медные монеты. Между тем в XVII в. цена монеты определялась именно количеством содержавшегося в ней драгоценного металла. Население относилось к медным деньгам без всякого доверия, тем более, что медные деньги, в отличие от серебряных, постоянно подделывали. Результаты реформы. Медный бунт 1662 г. Результатом правительственной политики стал быстрый рост цен. В марте 1661 г. за один рубль серебром давали два рубля медью, летом 1662 г. – восемь. 25 июля 1662 г., когда Алексей Михайлович пребывал в Коломенском, в Москве вспыхнул Медный бунт. Денежная реформа 1655 года Рубль Алексея Михайловича. 1650-е гг.

Изображение слайда

Слайд 18

Бунтовщики разделились: одни бросились громить дворы ненавистных вельмож, а другие двинулись в Коломенское. Царь, узнав о приближении мятежников, спрятал своего тестя Милославского в покоях царицы и вышел к толпе. Бунтовщики стали требовать казни виновных. Алексей Михайлович обещал приехать в Москву и лично во всем разобраться. Бунтовщики, возвращавшиеся из Коломенского, встретились с теми, кто, пограбив в Москве, в свою очередь решили побеседовать с царем. Обе мятежные толпы объединились и вновь двинулись к государю. Но в этот момент в Коломенское уже вступали вызванные царем стрелецкие полки. Стрельцам было велено «тех людей бити и рубити до смерти». Толпу погнали к обрывистому берегу Москвы-реки. 25 июля 1662 г., когда Алексей Михайлович пребывал в Коломенском, в Москве вспыхнул бунт. На Лобном месте на Красной площади читались «воровские» подметные письма, в которых перечислялись «изменники», причастные к чеканке «воровских денег». Называли боярина Илью Милославского, окольничего Федора Ртищева, богатого «гостя» Василия Шорина. Толпа кричала, что надо идти к царю и требовать их выдачи. Медный бунт 1662 г. Миниатюра XVII в. Медный бунт 1662 года

Изображение слайда

Слайд 19

Восстание было подавлено с особой жестокостью. Но при этом государство остановило чеканку медных монет. Медный бунт. Художник Эрнест Лисснер. Медный бунт 1662 года Из воспоминаний чиновника Посольского приказа Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича»: «И они почали у царя просить для убийства бояр, и царь отговаривался, что он для сыску того дела едет к Москве сам; и они учали царю говорить сердито и невежливо з грозами: «будет он добром им тех бояр не отдаст, и они у него учнут имать сами, по своему обычаю». Царь, видя их злой умысл, что пришли не по добро и говорят невежливо, з грозами, и проведав, что стрелцы к нему на помочь в село пришли, закричал и велел столником, и стряпчим, и дворяном, и жилцам, и стрелцом, и людем боярским, которые при нем были, тех людей бити и рубити до смерти и живых ловити. И как их почали бить и сечь и ловить, а им было противитися не уметь, потому что в руках у них ничего не было, ни у кого, почали бегать и топитися в Москву реку, и по-топилось их в реке больше 100 человек, а пересечено и переловлено болши 7 тысяч человек, а иные розбежались …».

Изображение слайда

Слайд 20

Пояснение. Причины про­ва­ла реформы: 1) че­кан­ка медных монет до­стиг­ла за 1655-1662гг до­стиг­ла невиданных раз­ме­ров во мно­гих монетных дво­рах Москвы, Пс­ко­ва и Новгорода, и но­си­ла неуправляемый характер; 2) В эти же годы пра­ви­тель­ство увеличивает на­ло­ги на 20%, в на­ро­де этот сбор по­лу­чил название «пятой деньги»; 3) Жа­ло­ва­ние выплачивалось медными, а на­ло­ги собирались се­реб­ря­ны­ми монетами. Ав­то­ри­тет медных денег начал ка­та­стро­фи­че­ски снижаться. 4) Мед­ная копейка на­ча­ла обесцениваться, тор­гов­ля заметно расстроилась, никто не хотел брать за упла­ту медные деньги. Стрель­цы и слу­жи­вые люди стали роптать, на свое «медное» жа­ло­ва­нье они не могли ни­че­го купить. Все то­ва­ры резко подорожали, никто не об­ра­щал внимания на цар­ский указ. Из­ме­не­ния в стра­не после Мед­но­го бунта: 1) В ре­зуль­та­те медного бунта по цар­ско­му указу были за­кры­ты монетные дворы в Пско­ве и Новгороде, в сто­ли­це возобновили че­кан­ку серебряных монет. 2) Скоро мед­ные деньги были изъ­яты из обращения, хотя при этом го­су­дар­ство об­ма­ны­ва­ло свой народ. 3) Слу­жи­вым людям жа­ло­ва­нье снова стали вы­пла­чи­вать серебром.

Изображение слайда

Слайд 21

Вопросы 4-8 стр.244

Изображение слайда

Слайд 22

В XVI–XVII вв. главным прибежищем русского казачества стал Дон. Здесь, на далекой окраине, легче было скрыться от властей, а соседство с калмыцкими кочевьями, крымскими и турецкими владениями сулило добычу от набегов. Привлекательны были сравнительно мягкий климат, полноводная и богатая рыбой река. Важные дела решали на казачьем кругу : станичном или войсковом, на который собирались представители станиц. Земледелием казаки почти не занимались: решением войскового круга на Дону было запрещено заводить пашню. Основными занятиями донцов были рыбная ловля, охота, коневодство и грабительские набеги. Кроме того, казачество получало царское жалованье деньгами, хлебом и порохом за сторожевую службу по охране южных рубежей России. Донское казачество в XVII в. Орешек Балтийское море Ладога Хельсинки Ревель Новгород Чудское озеро Ладожское озеро Финский залив озеро Ильмень Онежское озеро Белозеро Архангельск Белое море Псков Тверь Ярославль Вологда Кострома Ростов Нижний Новгород Москва Казань Чебоксары Симбирск Самара Саратов Царицын Астрахань Дербент Гурьев Каспийское море Уфа Яицкий городок Владимир Воронеж Орел Азов Черное море Азовское море Гянджа Тифлис Баку Ереван Табриз Карс Эрзерум Тегеран Казвин Сивас Трабзон Самсун Синоп Анкара Стамбул Эгейское море Эдирне Салоники София Бухарест Ниш Скопье Дуррес Сараево Белград Пловдив Темешвар Буда Россия Польша Персия Османская империя Запорожские казаки Киев Львов Люблин Варшава Краков Лодзь Торунь Кенигсберг Гданьск Мемель Каунас Вильно Минск Смоленск Рига Рижский залив Стокгольм Швеция Габсбурги Пруссия Дерпт Полоцк Вязьма Чернигов Переяславль Молдавия Сучава Трансильвания Валахия Едисан Феодосия Судак Крымское ханство Курск Коломна Калуга Тула Донские казаки Яицкие казаки Терские казаки Выборг Олонец Белое озеро Волга Волга Дон Яик Днепр Днестр Дунай Висла Дунай Одер Корела Соловецкий монастырь Ока Восточная Европа в 1670-е гг. Карта. Правобережная Украина Левобережная Украина

Изображение слайда

Слайд 23

Заинтересованное в казачьей службе и охране границ в условиях отсутствия регулярной армии правительство вынуждено было мириться с тем, что Дон становился прибежищем для беглых крестьян, холопов и посадских людей. Действовал знаменитый принцип «С Дону выдачи нет!» Донское казачество в XVII в. Казак. Художник Константин Маковский. Казачий круг Имущественное расслоение в среде донских казаков: «Домовитые» казаки Владели лучшими рыбными промыслами и пастбищами, табунами коней, им доставалась большая доля царского жалования и захваченного в набегах имущества « Голутвенные » казаки Бедные казаки, работавшие на домовитых. Отправляясь в походы, казачья голытьба нередко вынуждена была брать взаймы у домовитых казаков снаряжение и коней, а расплачиваться за это приходилось при разделе добычи.

Изображение слайда

Слайд 24

В 1637-1642 гг. донские казаки совершили попытку захвата Азова («Азовское сидение»), но не получили поддержку от Русского государства. После ухода казаков из Азова в 1642 г. вернувшие османы укрепили крепость и практически полностью лишили донских казаков выхода в Азовское и Черное моря. Донское казачество в XVII в. Из-за этого с середины XVII в. казаки принялись совершать лихие налеты в Поволжье и на побережье Каспийского моря, грабить купеческие и казенные торговые караваны. Бесчинства казаков наносили немалый ущерб хозяйство Поволжья и всей России. Попытки правительства пресечь казачьи грабежи оставались безуспешными.

Изображение слайда

Слайд 25

В 1666 г. атаман Василий Ус впервые повел казаков в набег не на калмыцкие или крымские владения, а на южные уезды Русского царства (см. карту). Казаки Василия Уса грабили и жгли дворянские усадьбы. Лишь под Тулой отряд был остановлен царскими войсками (см. карту). Уходя обратно на Дон, Василий Ус увел с собой несколько сот примкнувших к казакам крестьян. Впоследствии Василий Ус станет активным участником крупнейшего бунта XVIII в. – восстания Степана Разина (1670-1671 гг.) Поход Василия Уса 1666 г. Москва Воронеж Елец Кагальницкий городок Кагальник Азов Калмыки Крымское ханство Русское царство Донские казаки Тула Василий Ус, 1666 Поход Василия Уса 1666 г. Карта. Район крестьянских волнений в 1666 г.

Изображение слайда

Слайд 26

У Степана Разина были свои личные мотивы для бунта. По преданию, в 1665 г. часть донских казаков во главе с атаманом Иваном Разиным, старшим братом Степана, участвовала в походе русских войск против поляков (в ходе русско-польской войны 1654-1667 гг. ) Иван Разин самовольно покинул войско, решив вернуться домой, но был схвачен и казнен. Степан не простил русскому правительству расправы над братом. Степан Разин Степан Разин. Гравюра, приложенная к гамбургской газете 1670 года Степан Разин (1630-1671 ) Казачий круг

Изображение слайда

Слайд 27

Восстанию Разина предшествовал его «поход за зипунами» 1667-1669 гг. Зипун – род одежды, кафтан без воротника. В переносном значении – добыча. Казаки называли грабительские набеги «походами за зипунами ». В 1667 г. ватаги Разина грабили торговые караваны на Волге, а затем вышли в Каспийское море и захватили Яицкий городок (см. карту). Перезимовав на Яике, отряд Разина весной 1668 г. двинулся вдоль западного побережья Каспийского моря. По пути казаки разграбили Дербент, Баку, Решт и несколько других персидских городов (см. карту ). Перезимовав на Свином острове, Разин в августе 1669 г. вернулся в Астрахань. Жители города со страхом и восхищением взирали на казаков, разодетых в шелка и бархат, и на их атамана, демонстративно раздававшего щедрую милостыню. Разин приобрел неслыханный авторитет среди простого люда. Поход за зипунами Степана Разина 1667-1669 гг. Поход Степана Разина за зипунами 1667-1669 гг. Карта.

Изображение слайда

Слайд 28

Степан Разин. Художник Василий Суриков.

Изображение слайда

Слайд 29

В сентябре 1669 г. Разин с товарищами отправился на Дон. Укрепившись в Кагальницком городке (см. карту), он стал готовить новый поход, на сей раз не за «зипунами», а против московских бояр-«изменников». Задумано было идти по Волге, но не к морю, а вверх по течению – на север. Весной 1670 г. отряд Разина численностью в 7 тысяч человек подошел к Царицыну (см. карту). Жители не только не оказали казакам сопротивления, но сами впустили их в город. Разин ввел в Царицыне казачье устройство: всех жителей распределил по десяткам и сотням, вместо воеводы назначил городового атамана. Из Астрахани на Разина отправили стрельцов во главе с Семеном Львовым. Стрельцы выдали Львова казакам, а сами присоединились к Разину. Восстание Степана Разина 1670-1671 гг.

Изображение слайда

Слайд 30

В июне 1670 г. Разин, не встретив серьезного сопротивления, взял Астрахань – мощную крепость, имевшую 400 пушек (см. карту). Астраханского воеводу Прозоровского убили, высшей властью в городе стал казачий круг. Восстание Степана Разина 1670-1671 гг. Степан Разин бросает персидскую царевну в Волгу. Гравюра из голландской книги XVII века

Изображение слайда

Слайд 31

Бесчинства казаков Степана Разина в захваченной Астрахани. Гравюра XVII века из книги Яна Стрейса. Из донесения о падении Астрахани, 1670 г.: « Астараханские, де государь, стрельцы своровали, тебе, великому государю, изменили и… Астарахань ему… Стеньке Разину, здали, и ворота ему… отворили… А которые, государь, по твоему… указу были в Астарахани … головы московских стрельцов, и дворяне московские, и жильцы, и головы астараханских стрельцов, и астараханцы дворяне дети боярские… тебе, великому государю, радели и с ним, богоотступным вором, бились, – и он тех твоих великого государя ратных людей побил многих».

Изображение слайда

Слайд 32

Овладев Астраханью, Разин двинулся вверх по Волге. На его сторону добровольно перешли жители Саратова и Самары ( см. карту). Бунтовали и другие города Поволжья. Разин рассылал по всей стране « прелестные письма» (от слова «прельщать» ) с призывом убивать бояр, дворян и приказных людей. Чтобы привлечь к себе народ, Разин распустил слух, что с ним находится сын царя Алексей Алексеевич (в действительности к тому времени умерший). Разинцы утверждали, что царевич бежал от злых бояр и что если он взойдет на престол, то будет всем от царевича воля. Ряды восставших множились. К Разину примыкали беглые крестьяне, холопы, другие казачьи отряды. Восстание Степана Разина 1670-1671 гг.

Изображение слайда

Слайд 33

Восстание Степана Разина 1670-1671 гг. Одно из прелестных писем Степана Разина. Письмо Степана Разина к русским, татарам, чувашам и мордве Цивильского уезда. 1670 г.: « От донских и от яицких атаманов молотцов, от Степана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого наметь Цывильского уезду розных сел и деревень черней руским людем и татаром и чюваше и мордве. Стоять бы вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые Богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича <…>, и за благоверных царевичев, и за веру православных християн. А как не Цывильска к вам, к черне, руские люди и татарови и чюваша и мордва, высылыцики в Цывильской уезд по селом и по деревням будут и станут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вам бы, черне, в осад в Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом, всех в осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высильщиков ловить и привозить в войско в Синбирск. А которые цывиленя дворяня и дети боярские и мурзы и татаровя, похотев заодно тоже стоять за дом пресвятые Богородицы и за всех святых и за великого государя и за благоверных царевичев, и за веру православных крестиян, и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разореть. А с войсковой памяти вам, чернь, списывать отдавать списки по селам церковным причетником дьячком в слово в слово. И списывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по деревням сотцким и старостам и десяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию высковою наметь знали. К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил. А с сею высковою памятью послан наш высковой казак Ахпердя мурза Киддибяков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать и спору не держать. А буде ево слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не пенять».

Изображение слайда

Слайд 34

Царь Алексей Михайлович в августе 1670 г. лично напутствовал 60-тысячную рать стрельцов и служилых людей, отправлявшуюся на подавление восстания. Между тем, повстанцы осадили Симбирск (см. карту ). Восстание Степана Разина 1670-1671 гг. Разинцы штурмуют Симбирск

Изображение слайда

Слайд 35

В течение месяца (с 4 сентября 1670 г.) ратные люди во главе с воеводой князем Иваном Милославским мужественно защищали город, выдержав четыре штурма. 3 октября 1670 г. на помощь осажденным пришло войско воеводы Юрия Барятинского. Восстание Степана Разина 1670-1671 гг. Из донесения воеводы Петра Урусова о сражении войск князя Юрия Барятинского с повстанцами: « И он де со всеми твоими великого государя ратными людьми… против вора Стеньки Разина пошел и с ним сшелся сажень в 20-ти, и учинили бой и на том бою ево, вора Стеньку сорвали и прогнали… И милостиею Божиею … тех воров побили бесчисленно много. А ево, вора и крестопреступника Стеньку самово было жива взяли, и рублен саблею, и застрелен ис пищали в ногу, и одва ушел… А было де с вором Стенькою воровских людей и казаков… з 20 000 ».

Изображение слайда

Слайд 36

10 октября 1670 г. разинцы были разбиты под Симбирском, прежде всего, потому, что уступали правительственным войскам по организации и боевой выучке. Казаки, смелые и беспощадные в грабеже, были нестойки в сражении с хорошо обученной и повинующейся приказу ратью. Приставшие к восстанию посадские, крестьяне и холопы вовсе не знали военного дела. К тому же многие из них, расправившись со своими барами или приказными, считали задачу выполненной и не желали идти с атаманом в далекий поход. Потерпев поражение, Разин бежал в Кагальницкий городок (см. карту) и пытался вновь собрать своих сторонников. С 11 ноября по 4 декабря 1670 г. другой разинский отряд осаждал Тамбов (см. карту), но и там также потерпел поражение. Восстание Степана Разина 1670-1671 гг.

Изображение слайда

Слайд 37

После победы под Симбирском царские войска зачистили от повстанцев поволжские города вплоть до Астрахани, которая сдалась последней только в ноябре (см. карту ). Поражение под Симбирском подорвало авторитет Степана Разина. Домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, стремясь оправдаться в царских глазах, схватили Разина и выдали его правительству. 4 июня 1671 г. скованного по рукам и ногам Степана Разина провезли по Москве на большой телеге с виселицей; позади бежал его брат Фрол в железном ошейнике, прикованном цепью к краю телеги. Разина подвергли пыткам: били кнутом, вздергивали на дыбу, жгли каленым железом. Восстание Степана Разина 1670-1671 гг.

Изображение слайда

Слайд 38

Степана Разина и его брата Фрола ведут на казнь. Гравюра XVII в.

Изображение слайда

Слайд 39

Разин, сам замучивший немало людей, мужественно выдержал страдания. 6 июня 1671 г. Степана Разина четвертовали. Правительство торжествовало победу. Участники восстания подверглись жестоким преследованиям. В одном только Арзамасе (см. карту) в течение трех месяцев было казнено свыше 11 тысяч человек. Восстание Степана Разина 1670-1671 гг. Казнь Степана Разина. Художник Сергей Кириллов. На картине есть историческая ошибка: Разина казнили не на Красной площади (на картине виден фрагмент храма Василия Блаженного), а на Болотной площади.

Изображение слайда

Слайд 40

В XVII в. Рос­сию сотрясали мно­го­чис­лен­ные народные вы­ступ­ле­ния — со­вре­мен­ни­ки нередко на­зы­ва­ли этот век « бунташным ». В частности, рядом мас­со­вых народных дви­же­ний была от­ме­че­на середина — вторая по­ло­ви­на XVII в. На­зо­ви­те основные при­чи­ны социальных дви­же­ний середины — второй по­ло­ви­ны XVII в. Ука­жи­те не менее трёх причин. Пояснение. Причины : 1) ухуд­ше­ние благосостояния на­се­ле­ния (повышение налогов) в связи с ча­сты­ми войнами; 2) за­кре­по­ще­ние крестьян; 3) уси­ле­ние приказной волокиты; 4) цер­ков­ный раскол и рас­пра­вы со старообрядцами; 5) огра­ни­че­ние казачьего самоуправления.

Изображение слайда

Слайд 41

Русская православная церковь в XVII веке 1590-е 1580-е 1610-е 1600-е 1630-е 1620-е 1650-е 1640-е 1670-е 1660-е 1690-е 1680-е 1700-е 1598-1613 Смутное время 1613-1645 Михаил Федорович 1645-1676 Алексей Михайлович 1676-1682 Федор 1682-1689 Софья 1689-1725 Петр I 1584-1598 Федор Иоаннович 1649 Соборное уложение. Создание Монастырского приказа 1652-1658 Церковная реформа Никона 1701 Местоблюститель патриаршьего престола – Стефан Яворский. Восстановение Монастырского приказа 1666-1667 Церковный собор. Лишение Никона сана. Упразднение Монастырского приказа 1589 Введение патриаршества 1700-1722 Стефан Яворский 158 9 -1605 Иов 1606-1612 Гермоген 1619-1633 Филарет 1634-1640 Иосаф 1642-1652 Иосиф 1652-1666 ( 1658 ) Никон 1667-1672 Иосаф II 1672-1673 Питирим 1674-1690 Иоаким 1690-1700 Адриан Русская православная церковь в XVII веке патриархи Важнейшие события XV-XVI вв. для Русской православной церкви: 1439-1448 Фактическая автокефалия РПЦ (отказ от Флорентийской унии) 1490-е – 1500-е Дискуссия иосифлян и нестяжателей 1551 Стоглавый собор, собранный митрополитом Макарием Во второй половине XVII в. русское православие пережило одно из самых трагических событий в своей истории – церковный раскол. В эти же годы произошло самое драматическое столкновение церковной и светской властей.

Изображение слайда

Слайд 42

В 1441 г. собор русского духовенства отверг заключенную в 1439 г. Флорентийскую унию и сверг ее сторонника митрополита Исидора. В 1448 г. без санкции патриарха был избран русский митрополит Иона. Русская православная церковь добилась фактической автокефалии (самостоятельности) еще в XV в. Русская православная церковь к XVII веку Василий II Темный принимает Исидора в Москве. Миниатюра из Лицевого свода. Исидор (1390-1463) Митрополит Киевский и всея Руси ( ок. 1436-1441) Иона (1390-1461) Митрополит Киевский и всея Руси (1448-1461)

Изображение слайда

Слайд 43

Окончательно Русская православная церковь стала автокефальной в 1589 г., когда в России было введено патриаршество. Первым русским патриархом стал Иов. В годы Смуты авторитет Русской церкви резко возрос. Церковь стала опорой в годину бедствий. Патриарх Иов не признал власти Лжедмитрия I. Патриарх Гермоген отверг власть поляков и содействовал созыву ополчения, заплатив за это смертью в тюрьме. Церковь стала ведущей патриотической силой. Русская православная церковь к XVII веку Иов (1525-1607) первый патриарх Московский и всея Руси в 1589-1605 гг. В 1598 способствовал избранию на царство Бориса Годунова. В 1605 году отказался присягать Лжедмитрию I, за что был низложен. Гермоген ( 1530-1612) Патриарх Московский и всея Руси в 1606-1612 гг. Заплатил жизнью за отказ признать власть поляков в 1610-м году и немало способствовал созыву земского ополчения. Филарет (1554-1633) Патриарх Московский и всея Руси в 1619-1633 гг. Отец царя Михаила Романова. При нем Русская православная церковь достигла своего наивысшего могущества. Первые русские патриархи: Иов (1589-1605) Гермоген (1606-1612) Филарет (1619-1633)

Изображение слайда

Слайд 44

После Смуты наступило время наивысшего могущества церкви. Главой церкви был патриарх Филарет – отец царя Михаила. Филарет являлся подлинным правителем государства. Как и царь, он именовался Великим Государем. В 1633 г. Филарет умер. В 1634–1640 гг. на патриаршестве пребывал Иоасаф I, в 1642–1652 гг. – Иосиф. Их авторитет далеко уступал авторитету Филарета. Русская православная церковь к XVII веку Филарет (1554-1633) Патриарх Московский и всея Руси в 1619-1633 гг. Иосаф I (?-1640) Патриарх Московский и всея Руси в 1634-1640 гг. Иосиф (?-1652) Патриарх Московский и всея Руси в 1642-1652 гг. Клобук патриарха Филарета

Изображение слайда

Слайд 45

П оложение церкви осложнилось с принятием Соборного уложения 1649 г. Церковь в середине XVII века Экземпляр Соборного уложения 1649 г. Соборное уложение 1649 года в отношении церкви: Лишило церковь держать « белые слободы » в городах Замедлило рост церковного землевладения за счет ограничения вкладов (монастырям предписывалось «ни у кого родовых и выслуженных и купленных вотчин не покупати, и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати » ) Создало Монастырский приказ, который ведал монастырскими землями Передало суд над представителями духовенства в ведение Монастырского приказа (сама церковь теперь рассматривала только религиозные преступления – кощунство, богохульство, ересь и т.д.) Содержало статьи, защищавшие церковное благочиние (см. цитату из Уложения справа) Из Соборного уложения: Глава 1. О богохульниках и о церковных мятежниках. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады. А будет кто во время святыя Литургии и в ыное церковное пение, вшед в церковь Божию, учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви Божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинити торговая казнь.

Изображение слайда

Слайд 46

Ревнители древлего благочестия Перед церковью стояли и другие сложные проблемы. Решением этих проблем занимался сложившийся в 1640-х гг. в Москве кружок «ревнителей древлего благочестия ». В него вошли: Степан Вонифатьев, Иван Неронов, Федор Ртищев, Никон Минов, Аввакум Петров и другие. Ревнители были обеспокоены падением нравов духовенства, « многогласием » в церковных службах, различиями в обрядах. Обсуждались актуальные проблемы Русской православной церкви: Вопрос взаимоотношения церкви и государства. Вопрос единогласия или многогласия церковного пения. Вопрос разночтения в богослужебных книгах, накопившиеся вследствие ошибок переписчиков, и в церковных обрядах. Необходимость новой унификации церковной обрядности спустя 100 лет после Стоглавого собора 1551 г. признавали все. Добиться единообразия книг после появления книгопечатания стало возможным технически. Разными были взгляды на пути этой унификации (см. схему справа ). Кружок ревнителей благочестия. Участники: Степан Вонифатьев (царский духовник) Фёдор Ртищев (меценат, основавший Андреевкий монастырь) Никита (Никон) Минов (архимандрит Новоспасского монастыря, будущий патриарх) И гумен Павел (будущий епископ Коломенский) Иван Неронов (настоятель Казанского собора) Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил (протопопы). Исправление церковных книг и обрядов Византийский ( греческий) образец Древнерусский образец Сторонники: Никон Сторонники: Аввакум, Иван Неронов

Изображение слайда

Слайд 47

Важнейшее преимущество печатной книги над рукописной с точки зрения унификации текста в том, что каждая рукопись содержит свои ошибки. Все печатные книги идентичны. Рукописные и печатные богослужебные книги Минея Четья, март (Успенский список). Новгород, 1540-е – начало 1550-х гг. Бумага, чернила, киноварь, полуустав. Темпера, золото. Переплет: доски, кожа, металл. Написана по повелению митрополита Макария для Успенского собора Московского Кремля. Рукопись представляет собой огромный фолиант, написанный полууставом в два столбца писцами « макарьевской » школы. Украшена заставками на золотом фоне в нововизантийском стиле. Учительное Евангелие. Вильна, 1582 г. Типограф Василий Гарабурда.

Изображение слайда

Слайд 48

Ревнители древлего благочестия Исправление церковных книг было необходимо. Но как исправлять? По греческим образцам или по древнерусским «харатейным» спискам ? Этот вопрос и расколол церковников. Исправление книг по греческому образцу позволял Русской церкви сблизиться с православными церквами греческого Востока, а России – стать лидером мирового православия, о чем мечтал Алексей Михайлович. На этом варианте настаивал прибывший в Россию иерусалимский патриарх Паисий. С другой стороны, унификация по греческому образцу имела свои недостатки. За столетия, прошедшие с 988 г. русские и греческие обряды и книги стали сильно различаться. Между тем, со времен Флорентийской унии 1439 г. греческая церковь считала в России « испроказившейся ». Уния была заключена с католиками (латинянами), что считалось Русской православной церковью огромной ошибкой. Несмотря на то, что греческая церковь впоследствии вышла из унии с католиками, в России этот союз воспринимался крайне болезненно. Исправление церковных книг и обрядов Византийский ( греческий) образец Древнерусский образец Сторонники: Никон Сторонники: Аввакум, Иван Неронов Греческий монастырь на святой горе Афон

Изображение слайда

Слайд 49

Патриарх Никон Никон (в миру Никита Минов ) родился в 1605 г. в семье мордовского крестьянина. Служил приходским священником, но после смерти детей на 31-м году жизни постригся в монахи в Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Затем Никон стал настоятелем Кожеозерского монастыря в Каргопольском уезде. В 1646 г., будучи в Москве, Никон сблизился с ревнителями древнего благочестия и царем Алексеем Михайловичем. Вскоре Никон был назначен архимандритом придворного московского Новоспасского монастыря, а затем – митрополитом Новгородским. Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа. Художник Александр Литовченко. Никон. Парсуна XVII в.

Изображение слайда

Слайд 50

В 1652 г. после смерти патриарха Иосифа Никон был избран патриархом Московским и всея Руси. Всего за шесть лет он прошел путь от игумена провинциального монастыря до предстоятеля Русской церкви. Никон стал патриархом в 47 (!) лет. Никон был суров и властен. Он утверждал, что священство « преболе царства есть » ( « Священство – от самого Бога, и древнее, и нынешнее, а не от царей… Священство всюду пречестнейше есть царства » ). Пользуясь влиянием на молодого государя, Никон добился, чтобы его, как и царя, именовали «Великим Государем ». Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела церкви. Царь и народ поклялись « послушати его во всем, яко начальника и пастыря и отца краснейшаго ». Патриарх Никон Никон (1605-1681) Патриарх Московский и всея Руси в 1652-1667 гг. Портрет патриарха Никона с клиром Патриарх Никон на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

Изображение слайда

Слайд 51

Учение Никона о превосходстве «священства» над «царством» опиралось на рассуждения лидера иосифлян Иосифа Волоцкого : «Елико от Бога духовное достоинство предположено есть, того ради болши достоит повиноватися власти духовной, неже мирской». Автор «Служебника» 1653 г. киевский богослов Епифаний Славинецкий призывал « восхвалити и прославити утешительными песнями» Бога, «яко избра в начальство и снабдение людем своим премудрую двоицу : великого государя царя Алексея Михайловича и великого государя святейшего Никона патриарха ». Идея «премудрой двоицы» пришла из Византии. О «симфонии» государства и церкви и о «двоице» царя и патриарха впервые говорилось в VI в. в «Новелле» императора Юстиниана. «Премудрая двоица» Премудрая двоица. Алексей Михайлович (слева) и патриарх Никон. Фрагменты парсун XVII в. Из «Новеллы» императора Юстиниана: « Величайшие даны людям от высшего человеколюбия Божия дары – священство и царство; одно управляет божественными делами, другое начальствует и заботится о человеческих делах, и оба происходят от одного и того же начала… Доброе согласие обоих начал доставляет всяческую пользу людям ».

Изображение слайда

Слайд 52

Став в 1652 г. патриархом, Никон решительно начал церковную реформу по греческим образцам. Исправление церковных книг Церковный собор 1654 г. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Художник Алексей Кившенко. Памятник патриарху Никону в Саранске. 2006 г.

Изображение слайда

Слайд 53

Реформы Никона Что разделило верующих при церковном расколе XVII века Старый обряд Новый обряд Реформы Никона (1653-1656 гг.): Крещение не двумя, а тремя перстами, «щепотью» (в 1656 г. церковный собор осуди двоеперстие, крестящихся «двумя персты» предал анафеме). Пение «аллилуйя» не два, а три раза. Движение во время крестного хода не по солнцу (« посолонь»), а против него. Совершение поясных, а не земных поклонов. Введение единогласия с сокращением церковной службы. Написание «Иисус» вместо « Исус » Замен отдельных слов богослужения новыми («попрал » вместо «наступил », « дева» вместо « девица») Новые правила иконописания

Изображение слайда

Слайд 54

Реформы Никона Что разделило верующих при церковном расколе XVII века Старый обряд Новый обряд Саккос патриарха Никона Клобук патриарха Никона «на греческое дело». В домашней переписной книге патриарха Никона этот клобук значится как «клобук новый на греческое дело». По форме тульи и намёта он заметно отличается от клобуков, которые носили русские патриархи до середины XVII в. Скорее всего, появление клобука «на греческое дело» связано со стремлением Никона к сближению с восточными православными церквами.

Изображение слайда

Слайд 55

Но Никон видел Москву не только Третьим Римом, но и Вторым Иерусалимом, не только столицей ведущей православной державы, но и местом пребывания Божьей Благодати. Под Москвой на Истре Никон выстроил Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Только поддержка восточных, греческих церквей могла превратить Россию в настоящий Третий Рим – центр православного мира. Москва – Второй Иерусалим Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Карта-схема. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Современная фотография.

Изображение слайда

Слайд 56

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Все местные географические названия были заменены на иерусалимские Река Истра в пределах монастырских владений стала именоваться Иорданом. Главный монастырский собор Воскресения Христова в плане повторял иерусалимский храм Гроба Господня, хотя и не был похож на него внешне (см. фотографии и схемы). Тем самым провозглашалась духовная преемственность старого и нового Иерусалима, Святой Земли и Святой Руси. Храм Гроба Господня в Иерусалиме Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря План Воскресенского собора План Храма Гроба Господня

Изображение слайда

Слайд 57

Иверский монастырь на Валдае (1653) Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь (1656) Монастыри, основанные Никоном Онежский Крестный монастырь (1656)

Изображение слайда

Слайд 58

Если патриарх Никон, исходя из теории «Москва – Третий Рим», считал необходимым сближение с греческим православием, то его противники, исходя из той же теории, полагали, что русское православие – единственно правильное, и презирали греческое православие, испорченное Флорентийской унией с католиками. Реформы Никона вызвали сопротивление. Патриарха обвиняли в том, что он вводит «новую веру», «латинство». Злейшими врагами Никона стали «ревнители древнего благочестия», особенно Иван Неронов и Аввакум Петров. Церковный раскол XVII века Протопоп Аввакум. Художник Татьяна Быкова. Защитники «старого обряда» были уверены в порочности всего иноземного. Священнический крест протопопа Аввакума

Изображение слайда

Слайд 59

Протопоп Аввакум Протопоп Аввакум Петров (25.11.1620-14.4.1682, Пустозёрск ) Биография протопопа Аввакума Петрова: Аввакум родился неподалеку от Нижнего Новгорода в семье священника. Став священником, а потом и протопопом, он фанатично обличал грехи паствы, осуждал мирские развлечения, не боялся вступать в спор с «начальниками». Прямолинейный и неумолимый, Аввакум никак не мог ужиться с паствой. Дело доходило до того, что прихожане не раз жестоко избивали и изгоняли его. Правда, Аввакум и сам не отличался мирным нравом. Однажды он в одиночку разогнал ватагу скоморохов, а одного из плясовых медведей «ушиб… а другова отпустил в поле ». В 1651 г. Аввакум перебрался в Москву, где сблизился с придворным духовенством и вошел в кружок ревнителей древнего благочестия, служил вместе с Иваном Нероновым в Казанском соборе, был известен государю. В 1653 г. Аввакум подал царю челобитную с жалобой на «еретические» нововведения Никона, за что был брошен в церковную тюрьму. Никон хотел расстричь неуступчивого протопопа, но Алексей Михайлович заступился за него, и Аввакума отправили в ссылку в Сибирь. С 1653-го года начинаются гонения Аввакума, продолжавшиеся почти 30 лет – до его смерти.

Изображение слайда

Слайд 60

Протопоп Аввакум Аввакума в 1653 г. сослали в Тобольск, затем в Якутск и Енисейский острог, а оттуда – в Даурию, в Нерчинск. Всю дорогу он прошел пешком, через горы, по льду рек и озер, терпел голод, холод, побои. В пути умерли два его сына. В 1664 г., после 10-летней ссылки Аввакум был возвращен в Москву, но за восстановление старых обрядов вновь сослан в Пустозерск. Протопоп Аввакум в Братске. Художник Владимир Никишин.

Изображение слайда

Слайд 61

Тюмень Тобольск Омск Тара Березов Обдорск Мангазея Сургут Енисейский волок Туруханск Томск Нарым Кузнецк Красноярск Барнаул Енисейск Братск Якутск Охотск Чита Нерчинск Киренск Иркутск Селенгинск Верхнеудинск Селякино зим. Олекминск Жиганское зим. Верхоянск Верхнеколымское зим. Нижнеколымское зим. Анадырь Зашиверское Вилюйское нижнее зим. Вилюйскок Верхнее Оленёкское зим. Усть-Цильма Окладникова Слобода Ишим Самоеды (ненцы) Остяки (ханты) Вогулы (манси) Башкиры Буряты Дауры Нанайцы Тунгусы (эвенки) Ульчи Удск Камчадалы Ительмены Якуты Эвены Юкагиры Чукчи Коряки Первая ссылка Аввакума Тобольск Енисейск Братск Нерчинск Всю дорогу протопоп с женой прошли пешком, через горы, по льду рек и озер, терпя голод, холод, побои. В пути умерли два их сына. Сибирская ссылка Аввакума (1653-1660). Карта. Албазин Пустозерск

Изображение слайда

Слайд 62

В 1663 г. Аввакум был возвращён в Москву. Обратный путь длился три года. Возвращение из ссылки было связано с многочисленными просьбами явных и тайных сторонников старообрядчества в среде московской элиты. Кроме того, в опале к тому моменту оказался главный враг Аввакума – патриарх Никон. Протопоп Аввакум Путешествие Аввакума по Сибири. Художник Сергей Милорадович. Из «Жития протопопа Аввакума, написанного им самим»: « В ыную пору протопопица, бедная, брела, брела, да и повалилась, и встать не может. А иной томной же тут же повалился : оба карамкаются, а встать не могут. Опосле на меня, бедная, пеняет: “Долго ль-де, протопоп, сего мучения будет ?” И я ей сказал: “Марковна, до самыя до смерти ”. Она же против тово : “Добро, Петрович. И мы еще побредем впред ”».

Изображение слайда

Слайд 63

В 1666 г. Аввакума привезли на церковный собор 1666-1667 годов. На этом соборе осужден был сам Никон, его лишили сана. Аввакума пытались принудить отказаться от своих взглядов. Его сподвижник Иван Неронов «сломался» и был прощен. Но Аввакум не покаялся. Соборным решением Аввакум был расстрижен, предан анафеме и вновь сослан в Пустозерск. Протопоп Аввакум Русское царство в XVII веке. Легенда карты: 1652 Засечные черты Территории, присоединенные к Русскому царству в XVII в. Даты основания поселений, острогов, городов Граница между Россией и Китаем по Нерчинскому договору 1689 г. Пустозерск Москва

Изображение слайда

Слайд 64

Протопоп Аввакум Уже в Пустозерске В 1670 г. Аввакума и его спутников Епифания, Лазаря и Федора посадили в земляную тюрьму. Соратникам Аввакума вырезали языки и отрубили пальцы на правой руке. Тюмень Тобольск Омск Тара Березов Обдорск Мангазея Сургут Енисейский волок Туруханск Томск Нарым Кузнецк Красноярск Барнаул Енисейск Братск Якутск Охотск Чита Нерчинск Киренск Иркутск Селенгинск Верхнеудинск Селякино зим. Олекминск Жиганское зим. Верхоянск Верхнеколымское зим. Нижнеколымское зим. Анадырь Зашиверское Вилюйское нижнее зим. Вилюйскок Верхнее Оленёкское зим. Усть-Цильма Окладникова Слобода Ишим Самоеды (ненцы) Остяки (ханты) Вогулы (манси) Башкиры Буряты Дауры Нанайцы Тунгусы (эвенки) Ульчи Удск Камчадалы Ительмены Якуты Эвены Юкагиры Чукчи Коряки Албазин Пустозерск Ссылка Аввакума в Пустозерск. Карта.

Изображение слайда

Слайд 65

Смерть Аввакума В течение 14 лет Аввакум пребывал в земляной тюрьме. Сочинения Аввакума, написанные в Пустозерске : Житие протопопа Аввакума Письма Послания В 1682 г. одно из бранных писем попало к царю Федору Алексеевичу. В том же году по государеву указу Аввакум был сожжен заживо в срубе. Сожжение Аввакума в Пустозерске. Художник Григорий Мясоедов

Изображение слайда

Слайд 66

Однако Никон не сложил патриаршего сана и не позволил избрать нового патриарха. Низложить патриарха не мог ни царь, ни собор русского духовенства. Россия оставалась без патриаршей власти восемь лет. В 1658 г. между царем и патриархом произошел конфликт. Алексей Михайлович потребовал, чтобы Никон впредь не именовался Великим Государем. Возмущенный Никон заявил, что не желает быть патриархом «на Москве», и уехал в Новый Иерусалим. Конфликт Никона с царем Патриарх Никон. Художник Сергей Милорадович. Патриарх Никон в Новом Иерусалиме. Художник Вячеслав Шварц.

Изображение слайда

Слайд 67

Патриарха могли низложить только на вселенском соборе, с санкции вселенских патриархов. В 1666-1667 гг. такой собор состоялся. Присутствовали патриархи александрийский и антиохийский. Они имели также полномочия от иерусалимского и константинопольского патриархов. Церковный собор 1666-1667 гг. лишил Никона сана патриарха и предписал ему впредь именоваться просто монахом Никоном, а не патриархом Московским. На этот раз Никона сослали в отдаленный Ферапонтов монастырь. Низложение патриарха Никона Суд над патриархом Никоном. Художник Сергей Милорадович.

Изображение слайда

Слайд 68

Низложение патриарха Никона В Ферапонтовом монастыре Никон прожил до 1676 г. Лишь в 1672 г. бывшему патриарху разрешили выходить из кельи и монастыря. В 1676 г. новый царь Федор Алексеевич просил Никона простить Алексея Михайловича, но тот отказался дать прощение «на письме» и заявил, что будет судиться с царем «в страшное пришествие Господне». Ферапонтов монастырь зимой. Современная фотография.

Изображение слайда

Слайд 69

В июне 1676 г. Никона перевели в суровое заточение в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 г. царь Федор Алексеевич, вопреки вражде патриарха Иоакима к Никону, приказал перевести опального патриарха в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Никон не успел вернуться в любимую обитель. 17 августа 1681 года он умер в дороге, на реке Которосли в Ярославле. Низложение патриарха Никона Кирилло-Белозерский монастырь. М есто последнего заключения патриарха Никона. Современная фотография.

Изображение слайда

Слайд 70

Старообрядцы основывали свои скиты в глухих местах на Севере, в Заволжье, на Урале. После низвержения Никона гонения на приверженцев старой веры не прекратились. Борьбу против них возглавил сам Алексей Михайлович. Собор 1666–1667 г. проклял староверие как «хулу на Господа». Начались жестокие преследования старообрядцев. Низложение патриарха Никона Комаровский скит Нижегородской губернии. Ф отография 1897 г. Староверы в Шарпанском скиту. Ф отография 1897 г.

Изображение слайда

Слайд 71

Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Не признали никонианской реформы монахи самой северной российской обители – Соловецкого монастыря. Восстание на Соловках началось после того, как в монастырь пришли новые богослужебные книги. Монахи отказались по ним служить. Из приговора монахов Соловецкого монастыря, 1668 г.: «Привыкли мы божественные литургии служить по старым служебникам ». Восемь лет – с января 1668 г. по январь 1676 г. – мятежные монахи, отказавшиеся даже молиться за царя, обороняли монастырь против царских войск. Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг. Художник Сергей Милорадович.

Изображение слайда

Слайд 72

Мощные монастырские стены и богатые запасы продовольствия позволили монахам выдержать длительную осаду. Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Соловецкий монастырь Орешек Балтийское море Ладога Хельсинки Ревель Новгород Чудское озеро Ладожское озеро Финский залив озеро Ильмень Онежское озеро Белозеро Архангельск Белое море Псков Тверь Ярославль Вологда Кострома Ростов Нижний Новгород Москва Казань Чебоксары Симбирск Самара Саратов Царицын Астрахань Дербент Гурьев Каспийское море Уфа Яицкий городок Владимир Воронеж Орел Азов Черное море Азовское море Гянджа Тифлис Баку Ереван Табриз Карс Эрзерум Казвин Сивас Трабзон Самсун Синоп Анкара Стамбул Эгейское море Эдирне Салоники София Бухарест Ниш Скопье Дуррес Сараево Белград Пловдив Темешвар Буда Россия Польша Персия Османская империя Запорожские казаки Киев Львов Люблин Варшава Краков Лодзь Торунь Кенигсберг Гданьск Мемель Каунас Вильно Минск Смоленск Рига Рижский залив Стокгольм Швеция Габсбурги Пруссия Дерпт Полоцк Вязьма Чернигов Переяславль Молдавия Сучава Трансильвания Валахия Едисан Феодосия Судак Крымское ханство Курск Коломна Калуга Тула Донские казаки Яицкие казаки Терские казаки Выборг Олонец Белое озеро Волга Волга Дон Яик Днепр Днестр Дунай Висла Дунай Одер Корела Ока Восточная Европа в 1670-е гг. Карта. Правобережная Украина Левобережная Украина Соловецкий монастырь. Современная фотография.

Изображение слайда

Слайд 73

Соловецкое восстание 1668-1676 гг. В монастырь стекались приверженцы старой веры со всей России. После подавления восстания Степана Разина ряды монастырских сидельцев пополнились его участниками. Мятежники, считая, что Алексей Михайлович подчинился Антихристу, отказались от традиционной молитвы за царя. Осада оставалась безрезультатной, пока в 1676 г. не нашелся предатель, выдавший царским воеводам тайный лаз. Из 500 защитников монастыря в живых остались лишь 60. Подавление восстания на Соловках. Лубок XVII века.

Изображение слайда

Слайд 74

После смерти мужа и его брата располагала громадным состоянием, щедро помогала староверам. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем Феодосия Морозова была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево -Боровский монастырь и помещена в земляную яму, в которой по приказу царя уморена голодом Старообрядцы Среди старообрядцев было много крестьян, посадских, купцов и священников, но практически не было бояр и дворян. Лишь боярыня Феодосия Морозова и ее сестра княгиня Евдокия Урусова, дочери окольничего Прокопия Соковнина, присоединились к старообрядчеству. Феодосия – вдова Глеба Морозова, брата боярина Бориса Морозова. Боярыня Морозова. Художник Василий Суриков.

Изображение слайда

Слайд 75

Крестьяне, скрываясь в старообрядческих лесных скитах, уходили не только от гонений на старую веру, но и от десятины и других повинностей. Для них борьба за старую веру стала и борьбой против угнетения. Посадские ненавидели Никона, пытавшегося, вопреки Уложению 1649 г., сохранить церковные «белые слободы», возмущались активным участием церкви в торговле и промыслах. Рядовое духовенство, раздраженное гордыней и высокомерием патриарха, было привержено тем церковным правилам и книгам, по которым служило всю жизнь. Для дворян же участие в расколе означало опалу, потерю службы, утрату поместий и вотчин. Старообрядцы Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра XIX века. Уставщицы в Комаровском старообрядческом скиту. Фотография конца XIX в.

Изображение слайда

Слайд 76

После его смерти рукополагать старообрядческих священнослужителей стало некому. Старообрядчество разделилось на « поповцев » и «беспоповцев ». Первые (« поповцы » или « беглопоповцы ») принимали и «перекрещивали» беглых « никонианских » священников. Вторые («беспоповцы») сочли, что «священство погибло». Священников им заменили «наставники » («начетчики») – люди, сведущие в Писании, умеющие вести церковную службу. Однако наставники не могли совершать таинства. Поэтому старообрядцы-беспоповцы отказались от большей части таинств (кроме крещения ). Церковные иерархи практически не присоединились к расколу. За «старую веру» выступил лишь один епископ Павел Коломенский. Старообрядцы Часовня беспоповцев. 1910 год. Построена в с. Ключи, Иволгинский район Бурятии. Экспонат Этнографического музея народов Забайкалья. Сожжение Павла Коломенского. С тароообрядческая миниатюра XIX в.

Изображение слайда

Слайд 77

Но если кальвинисты отвергали священство принципиально, исходя из принципа «всеобщего священства», то беспоповцы отказались от священства вынужденно, из-за случайно возникшей ситуации. Впоследствии и поповцы, и беспоповцы разделились на целый ряд «согласий » (см. следующий слайд). Внешне беспоповщина напоминает некоторые направления протестантизма, в частности, кальвинизм. Старообрядцы Старообрядческое движение в России Поповцы, беглопоповцы Беспоповцы Принимали и перекрещивали «беглых» никонианских священников. Вместо священников – «начетчики», люди сведущие в писании. Отказ от всех таинств, кроме крещения. Поморская Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке. Москва.

Изображение слайда

Слайд 78

Старообрядческое движение в России Поповство Беспоповство Единоверие Беглопоповцы Белокриницкое согласие Окружники Неокружники Часовенные (стали в X IX беспоповцами) Федосеевцы Любушкино согласие Выгорецкое согласие Спасово согласие Самокрещенцы Дырники Рябиновцы Средники Аристовцы Поморское согласие Филиповцы Аароново согласие Пастухово согласие Бегуны

Изображение слайда

Слайд 79

Церковный раскол. Итоги. Раскол Русской православной церкви был вызван проведением церковной реформы патриарха Никона. Реформа преследовала цель укрепить единство церкви в централизованном государстве и повысить роль России и Русской церкви в православном мире. Проведение реформы по греческим образцам оттолкнуло значительную часть верующих и вызвало раскол церкви на никонианскую и старообрядческую, в свою очередь расколовшуюся на множество толков и согласий. С тарообрядцами становились многие купцы, посадские люди, крестьяне и рядовые священники. Патриарх Никон пытался утвердить преобладание церковной власти над светской, вернуться ко временам патриарха Филарета. Но в централизованном государстве, постепенно переходящем к абсолютизму, это было невозможно. К тому же авторитет церкви был подорван расколом. Никон опирался не на ресурсы церкви, а лишь на личные отношения с царем Алексеем Михайловичем. Поэтому его поражение было закономерно. Низвержение Никона окончательно утвердило превосходство светской власти над церковной, подчинение церкви государству.

Изображение слайда

Слайд 80

1) в подтверждение, например: — поддержка Алексеем Михайловичем церковной реформы патриарха Никона привела к церковному расколу, имевшему негативные политические и социальные последствия для страны (например, Соловецкое восстание) и для положения русской церкви; — усиление крепостничества и налогового бремени привело к многочисленным социальным конфликтам, провоцировало народные выступления (Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., восстание Стеньки Разина 1670–1671 гг. и др.); — прекращение созывов Земских соборов, усиление зависимости церкви от государства после победы царя в конфликте с патриархом Никоном способствовало росту проявления деспотизма власти, отдалению власти от управляемых; – ограничения на контакты русских с иностранцами (запрет посещать Немецкую слободу), преследование западных обычаев препятствовало контактам с Западом, а следовательно, восприятию важных для модернизации России достижений Запада; 2) в опровержение, например: — произошло укрепление самодержавия, что в те времена означало и укрепление государственности, продолжение политики централизации власти (появление Ближней думы, создание Приказа тайных дел); — дальнейшее развитие с принятием Соборного уложения 1649 г. получила правовая система, произошло новое упорядочение системы судопроизводства (уточнён порядок следственных действий); — произошло упорядочение социальной структуры российского общества, что способствовало укреплению внутреннего единства (ликвидация «белых слобод», способствовавшая объединению городских слоёв: установление наследственного характера поместного землевладения, что сближало дворян и бояр); — происходило укрепление российского войска (создание полков иноземного строя, до 50 % выросло число регулярных войск, развитие мануфактурного производства на нужды армии); — власть проводила в интересах страны протекционистскую политику (Новоторговый устав 1667 г., запрещавший иностранным купцам розничную торговлю в России).

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Внутренняя политика первых Романовых Период 1613-1676 гг. Автор разработки:

«Царствование Алексея Михайловича имело негативные последствия для развития России »?

Изображение слайда

Похожие презентации