Первый слайд презентации: Центр композиции особенности выделения
На листах А4 выполните несколько заданий, которые даются по ходу презентации
Слайд 2
От мудрецов древности мы восприняли идею о красоте и гармонии природы. Свои философские трактаты посвятили этой проблеме Пифагор, Платон, Леонардо да Винчи и многие другие мыслители. Мир – это гармония и ритмика, считали греки. Законы музыкальной гармонии они переносили на всю Вселенную. Порядок и красота царствуют в космосе.
Слайд 3
А как же художнику в своем изобразительном произведении создать визуальный центр? С помощью каких средств выделить среди нагромождения витиеватой мебели, бутылочек разнообразной формы и т. п. фигуру Плюшкина, или среди группы зайчиков выделить главного – зайку-зазнайку, или в запутанном городском пейзаже повести взгляд зрителя в нужном направлении к главному элементу?
Слайд 4
Законы визуального восприятия плоскости предполагают расположение композиционного центра в ее активной части, т. е. ближе к геометрическому центру композиции. Правда в современном искусстве наблюдаются отступления от традиционной композиционной организации плоскости изобразительного произведения, но это может быть вызвано замыслом автора и оригинальностью решения
Первый Используя различные художественные приемы, выделение одного или группы предметов, тем самым образовывая доминанту художественного произведения. При этом окружающая среда видится как бы боковым зрением и визуально деформируется
Второй Организация композиции без выделения визуального ( композиционного) центра, при этом все детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного, она воспринимается как единый ансамбль.
Слайд 7
Примеры организации декоративных композиций с использованием композиционного центра (слева) и без него, где изобразительные элементы равноправны в своем звучании (справа).
Слайд 8
1. мелкий элемент на фоне крупных; 2. композиционная пауза; 3. выделение доминанты тоном (другим цветом); 4. выделение главного элемента с помощью изменения его формы; 5. наличие двух композиционных центров; Схемы различных вариантов организации композиционных центров
Слайд 10: ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ В РАЗМЕРАХ ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГИХ
Один из самых простых способов привлечения внимания к композиционному центру. В станковой композиции можно использовать кинемотографический прием (как бы наезд камеры на главный элемент).
Слайд 11: Задание Создайте 2-3 варианта композиции с одним набором элементов разных размеров, например: 2 круга, 2 квадрата, 3 треугольника. В каждой композиции выделяйте крупным размером один из элементов, тем самым перенося акцент из оного места композиции в другое
Слайд 14: СРЕДИ БОЛЕЕ КРУПНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РАСПОЛАГАЕТСЯ МЕЛКИЙ
Во всех примерах, связанных с мелким элементом доминирующим в композиционном построении, присутствуют еще, как минимум два вспомогательных момента: главный элемент, как правило, выделяется еще тоном или цветом и его окружает пустое поле
Слайд 15: Задание Задание 2. : выполнить эскиз к сказке, где главный персонаж маленький по сюжету ( Дюймовочка, Домовенок, Бибигон, Герда в царстве снежной королевы и т. п.)
Слайд 16: СГУЩЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НА ОДНОМ УЧАСТКЕ ПЛОСКОСТИ
По сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.
Слайд 17: ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ ГЛАВНОГО ЭЛЕМЕНТА
Как правило, такие композиции выстраиваются на основе определенных ритмических конструкций ( повторяющихся линий, плоскостей), а Главный элемент резко отличается по форме.
Слайд 18: КОМПОЗИЦИОННАЯ ПАУЗА
Образовавшаяся пустота в композиционном построении визуально будет доминировать над другими участками плоскости более или менее заполненными элементами.
Слайд 19: КОМПОЗИЦИОННАЯ ПАУЗА
В данных примерах – либо разверзшееся небо, либо бездна (расплавленный металл, огненная бездна). Взгляд в небо может быть из трав, из леса, из застроенного небоскребами города. Также в качестве композиционной паузы может быть изображение большой воды, поля, площади в помещении, например – сцена
Слайд 20: ЛУЧИ (СТРЕМЯЩИЕСЯ ЛИНИИ)
Визуально линии стремятся к композиционному центру и ведут туда взгляд зрителя.
Слайд 21: ВЫДЕЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА ТОНОМ
В основном это два противоположных приема: выделение на темном фоне визуального центра светом или наоборот, на светлом фоне темным силуэтом. Этот прием наиболее часто используется художниками, а молодыми художниками бессознательно, особенно если присутствуют в сюжете положительные или отрицательные герои.
Слайд 23: ВЫДЕЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА ТОНОМ
В картине В.Сурикова – светлое на темном – противопоставление светской открытой, «радостной» жизни монашеской, замкнутой, отрешенной и в то же время намек на будущее, ожидающее большинство царевен
Слайд 24: Задание Задание 3. : выполнить эскиз на тему «добро и зло», главное – выделить композиционный центр тоном
Слайд 25: ДВА КОМПОЗИЦИОННЫХ ЦЕНТРА
Следует отметить, что в картине могут присутствовать и ДВА КОМПОЗИЦИОННЫХ ЦЕНТРА, но один из них должен быть ведущим, главным, а другой подчиненным, чтобы не возникало ощущение неопределенности
Слайд 26: СМЫСЛОВОЙ ЦЕНТР ИЗОБРАЖЕНИЯ
Например: в картине Джеймса Энсора «Автопортрет с масками» (визуальный центр – реалистичное лицо на фоне искаженных экспрессионистических форм).
Слайд 27: СМЫСЛОВОЙ ЦЕНТР ИЗОБРАЖЕНИЯ
На фотографии Карла Кунца цифра 16 становится визуальным центром.