Первый слайд презентации: Человек – творец и носитель культуры
Основы духовно-нравственной культуры
Слайд 2
Объясни, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа?
Слайд 6: Обсудим вместе
Когда выдающему английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они». Оцени слова Ньютона. Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? Сравни свои суждения с текстом.
Слайд 7
Вне культуры жизнь человека невозможна. По отношению к культуре человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он творит культуру: создаёт материальные ценности, совершает научные открытия, устанавливает традиции и обычаи. С другой стороны, он усваивает созданную ранее культуру: использует различные материальные ценности, приобщается к принятым в обществе традициям, обычаям, нормам поведения. Человек- одновременно и творец, и носитель культуры. С самого раннего детства мы начинаем познавать культуру своего народа- слушаем сказки, песенки, играем с пирамидками матрёшками, участвуем в народных праздниках. Став взрослыми, мы своим трудом можем обогащать культуру общества – писать книги, сочинять музыку, возводить памятники, совершать научные открытия. Так постепенно культура общества становится богаче и разнообразнее. Вклад каждого человека различен. Это зависит от его таланта, способностей, упорства.
Слайд 8
Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? Сверьте свои суждения с текстом
Слайд 12: Работа с текстом учебника (чтение)
Слайд 13: Обсудим вместе
Почему, уходя из камеры убийцы своего мужа, Елизавета Федоровна оставила там Евангелие и икону?
Слайд 14
Назови нравственные ценности о которых мы говорили на уроках «Основы православной культуры
Слайд 16
Один водитель сбил человека насмерть и уехал. Никто происшествия не видел, свидетелей не было. Прошло достаточно много времени. И этот человек пришел в милицию и сдался. Он сказал: «Я не могу так больше жить». Случай на дороге
Слайд 20: Сравните двух по возрасту мальчиков
Каким ты видишь будущее этих мальчиков? Что необходимо сделать, чтобы будущее мальчика с картины «Опять двойка» стала достойной? Какой бы вы дали ему совет? Как вы считаете, человек обязан думать о том, что правила жизни людей в обществе необходимы для сохранения культуры народа.
Слайд 22: Проанализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены
Не тот друг, кто на празднике гуляет, а тот, кто в беде помогает. ( Осетинская пословица ); Друг в лицо смотрит, а враг – в спину. ( Татарская пословица ); Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид. ( Татарская пословица ); Скрывай ошибки других, а на собственные смотри ( Татарская пословица ); Богач не насытится, а богатырь не отступиться. ( Бурятская поговорка); В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова. (Бурятская поговорка).
Слайд 23: Живительные воды нравственности
О каких общечеловеческих ценностях мы говорили в курсе «Основы православной культуры» в 4 классе? Какие нравственные ценности ты можешь ещё назвать?
Слайд 24
Чтобы понять всю глубину и значение духовно-нравственной культуры, представим её в виде живописного озера с чистейшей водой.
Слайд 26
Уже многие тысячелетия воды озера утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании. Множество рек питают это озеро, не давая ему пересохнуть, но две из них делают его более глубокими и прекрасными. Имя одной из них – Нравственные традиции, другой Религиозная вера.Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей.
Слайд 27: Апостол Павел
Носил еврейское имя Савл. В юности он даже учасв гонениях на христиан, но встрева с воскресшим Иисусом Христом изменила его жизнь. Он покаялся и стал одним из наиболее ярких проповедников новой веры, основателем многих христианских общин. Его послания христианам составляют значительную часть Нового Завета. Апостол Павел пострадал за Христа, приняв мученическую смерть в Риме.
Слайд 28
Справедливы ли для нашего времени слова апостола Павла: Любовь да будет непритворна; отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте…»
Слайд 29: Рефлексия
Какое общество может считаться нравственно здоровым? Какие качества характеризуют нравственного человека?
Слайд 30: Вывод:
Мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе оздания и восприятия культурных ценностей. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Разобраться в том, что такое нравственность, помогает наука этика.