Первый слайд презентации
Деколонизация Африки и Азии, часть 1. Раздел Британской Индии. Начало индо-пакистанского конфликта. Новейшая история
Слайд 2
К началу 1820-х гг. Англия распространила свой контроль на всю Индию, включая территории, которые позднее вошли в состав Пакистана. Бенгалия была завоевана в 1764 г., Синд в 1843 г. Пенджаб – в 1845 г. (Найдите на карте эти области) Британская Индия Территории, перешедшие под британское управление к 1909 году Земли Ост-Индской компании в 1819 году Зависимые туземные княжества в 1909 году Расширение Британской Индии в XIX веке:
Слайд 3
В 1857 г. вспыхнуло антианглийское восстание сипаев, настаивавших на передаче власти номинальному правителю Индии Бахадур -шаху II. Восстание было жестоко подавлено, Бахадур -шах II осужден и отправлен в Рангун в пожизненную ссылку, династия Великих Моголов прекратила свое существование. Восстание показало неэффективность управления Индией через Британскую Ост-Индскую компанию ; она была ликвидирована. Индия стала полноценной колонией – владением британской короны. Во главе управления Британской Индии оказался британский наместник с титулом вице-короля. Восстание сипаев 1857-1859 гг. Восставшие княжества Княжества, лояльные Британии, армии которых участвовали в восстании Княжества, помогавшие Британии Британские владения, пораженные восстанием Нейтральные княжества Пределы британских территорий Мятежные княжества: 1 - Джаджар, Дадри, Фарухнагар и Бахадургар 2 - Амжера 3 - Шагарх 4 - Биай Рагхогарх 5 - Сингхбум 6 - Наргунд 7 - Шорапур Княжества, помогающие англичанам : A - Кашмир (Независимое Королевство) B - Капуртала C - Патиала D - Сирмур E - Биканер F - Джайпур G - Алвар H - Бхаратхпур I - Рампур J - Непал (Независимое Королевство) K - Сирохи L - Мьюар M - Бунди N - Jaora O - Биджавар P - Аджайгар Q - Rewa R - Удайпур S - Кеонджхар T - Хайдарабад Индийские государства в ходе восстания сипаев 1857-1859 гг.
Слайд 4
В 1875 г. Ахмад-хан основал мусульманский университет в Алигархе. В 1883 г. ему удалось убедить британские колониальные власти организовать раздельные избирательные курии (разряды) для индусов и мусульман. Ахмад-хан также является одним из авторов «теории двух наций», согласно которой религиозное самосознание является основным для индийских мусульман, а язык и этничность при этом особой роли не играют. «Теория двух наций» фактически стала в будущем теоретической основой для образования мусульманского государства Пакистан на территории Индии. Мусульмане Индии в конце XIX века После восстания 1857-1859 гг. бесспорным лидером исламской общины в Индии стал Саид Ахмад-хан, который настаивал на мирных отношениях с Британией и принятии западной системы образования. Саид Ахмад-хан (1817–1898 ) мусульманский реформатор и государственный деятель XIX века, один из авторов «теории двух наций». Алигархский мусульманский университет
Слайд 5
В декабре 1885 года в Бомбее состоялся учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК), первой в истории древней страны нерелигиозной политической общенациональной организации. Основатели Конгресса были отнюдь не против сохранения британского господства в Индии. Первые требования конгрессистов к британскому правительству и парламенту сводились к расширению состава действующего в Индии Центрального законодательного совета при вице-короле за счёт индийцев. В 1892 г. британский парламент принял закон, расширявший права индийцев на участие в выборах в законодательные органы Британской Индии. Теперь индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей в состав нижней палаты британского парламента и добиваться через него для Индии статуса, близкого к статусу британского доминиона. Флаг Индийского национального конгресса Индийский национальный конгресс
Слайд 6
В 1887 г. Саид Ахмад-хан настоял, чтобы приверженцы ислама обособились от партии Индийский национальный конгресс. В 1898 г. Саид Ахмад-хан умер, и у мусульман появились новые лидеры, которые взяли курс на более последовательное давление на британские власти. Последователи Ахмад-хана во главе с Мухаммадом Али Джинной образовали в декабре 1906 г. в Дакке всеиндийскую Мусульманскую лигу, которая в дальнейшем начала борьбу за образование Пакистана. Принятый в 1909 г. английским парламентом закон «Реформа Морли Минто » предусматривал специальное представительство мусульман и других меньшинств в выборных органах. Всеиндийская мусульманская лига Мухаммад Али Джинна (1876-1948) мусульманский политик, который почитается в Пакистане в качестве отца-основателя национальной государственности Всеиндийская образовательная конференция в Дакке (1906), которая привела к созданию Мусульманской лиги. 30 декабря 1906 года.
Слайд 7
13 апреля 1919 г. в Амритсаре (Северная Индия) колониальные войска Британской империи без предупреждения открыли огонь по собранию мирных жителей в парке Джаллианвала в центре города. Среди собравшихся значительную часть составляли женщины и дети. Командовал этой бесчеловечной акцией генерал Реджинальд Дайер. Число жертв, согласно британским подсчётам, составило 379 убитых и 1 100 раненых. Индийский Национальный Конгресс заявил о 1 000 убитых и 1 500 раненых. Расстрел этого митинга, вошедший в историю как « Амритсарская бойня», вызвал взрыв возмущения в Индии и за её пределами. Площадь Джаллианвалабагх в 1919 году, спустя несколько месяцев после бойни. Амритсарская бойня 1919 года В апреле 1919 г. на территории Индии произошли мирные демонстрации против принятых английской администрацией «законов Роулетта ». Согласно этим законам, британские власти снимали с себя все юридические ограничения в преследовании потенциальных индийских мятежников. Для их ареста и осуждения отныне не нужно было доказывать конкретное преступление, достаточно было подозрения в нелояльных умыслах.
Слайд 8
Майкл О‘Дуайер, вице-губернатор Пенджаба, где произошла бойня, поначалу полностью поддержал действия Реджинальда Дайера. Реакция британских властей была вызвана тем, что накануне в ходе демонстраций погибло пятеро англичан. Однако «мясник Амритсара » Дайер стрелял в невинных безоружных людей, среди которых не было виновников тех происшествий. Слова Майкла О ’ Дуайера о том, что Дайер «все правильно сделал», были сказаны, когда волна возмущения еще не накрыла все индийское и британское общество. Позже О'Уайер отказался от своих слов и осудил Дайера. Тем не менее, в 1940-м, спустя 21 год после событий в Амритсаре, его убил житель Пенджаба Махомед Сингх Азад. « Мясник Амритсара » Дайер, если не считать отставку, никакой ответственности не понес. Амритсарская бойня 1919 года Майкл О‘Дуайер (1864-1940) Вице-губернатор Пенджаба Реджинальд Дайер (1864-1927) Бригадный генерал, ответственный за Амритсарскую бойню 1919 г. Амритсарская бойня. Из художественного фильма «Ганди» (1982 г.)
Слайд 9
Уинстон Черчилль, в то время госсекретарь Великобритании по военным вопросам, во время дебатов в палате общин назвал Амритсарскую резню «беспрецедентным в современной истории Британской империи <... > экстраординарным, чудовищным событием <... > » В письме, адресованном лидеру либералов Маркизу Кру, Черчилль писал : «Мое мнение состоит в том, что это преступление равносильно убийству». Историки считают, что Амритсарская бойня сделала необратимым процесс освобождения Индии от колониальной зависимости. Действительно, даже умеренные индийские политики после Амритсара взяли курс на борьбу с колониальной администрацией. Великий индийский поэт Рабиндранат Тагор в знак протеста отказался от рыцарского звания, пожалованного ему британским правителсьтвом в 1915 году. « Амритсарская бойня» привела к резкой радикализации лидеров Индийского национального конгресса, чьи надежды на мирные договорённости с властями были серьёзно подорваны. Амритсарская бойня 1919 года Обложка книги историка Найджела Коллетта «Мясник Амритсара : генерал Реджинальд Дайер ». 2006 г. Историк Найджел Коллетт о генерале Реджинальде Дайере : «Он провел остаток своей жизни, пытаясь оправдаться. Он убедил свой разум в том, что он должен был действовать именно так, но он не мог убедить свою душу».
Слайд 10
В декабре 1919 года Индийский национальный конгресс собрался в Амритсаре. Этот город был намечен для следующего заседания Конгресса ещё годом ранее, но после « Амритсарской бойни» съезд приобрёл символическое значение. Было принято несколько резолюций, осуждавших лиц, конкретно виновных в трагедии. Ещё до съезда один из лидеров ИНК Махатма Ганди выступил с программой полного бойкота англичан и их власти. Программа Ганди предусматривала: Отказ индийцев от титулов и званий, полученных от англичан Бойкот выборов в законодательные собрания Бойкот судов, правительственных учреждений и английских учебных заведений Отказ от одежды европейского образца Поощрение ручного ткачества и ручного прядения Отказ от уплаты налогов Каждый последующий пункт рассматривался как более высокая степень бойкота; считалось что отказ от уплаты налога должен вызвать полную капитуляцию правительства (хотя на само деле более 50 % доходов казны составляли не прямые, а косвенные налоги). Официально ещё не приняв эту программу, Конгресс начал претворять её в жизнь. Махатма Ганди и движение несотрудничества Махатма Ганди (1869-1948) индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании.
Слайд 11
Махатма Ганди разработал целую философию принципиально ненасильственного сопротивления. Основной идеей было стремление воздействовать на благоразумие и совесть противника. Воздействие на совесть, считал Ганди, возможно только в случае полного отказа от насилия ( ахимса ) В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом. Целью сатьяграхи (в буквальном переводе – «упорство в истине») является превращение соперника в союзника и друга. Наивные на первый взгляд идеи Ганди сработали и превратили его в одного из самых влиятельных деятелей мировой истории. Сатьяграха Ганди и Рабиндранат Тагор в 1920 году Сатьяграха разработанная Махатмой Ганди тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения.
Слайд 12
Махатма Ганди же был резким противником разделения Индии на мусульманскую и индуистскую. В 1920-е годы индусы и мусульмане выступили единым фронтом под идейным руководством Махатмы Ганди. Индусы и мусульмане Махатма Ганди (1869-1948) индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании. Мухаммад Икбал (1877-1938) общественный деятель Британской Индии, ключевая фигура в литературе урду и мыслитель, считающийся духовным отцом Пакистана, провозвестником создания этой страны. Из речи Мухаммада Икбала на сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде, 1930 г.: « Я хотел бы видеть Панджаб, Северо-Западную пограничную провинцию, Синд и Белуджистан объединенными в одно государство. Самоуправляемое в рамках Британской империи или без Британской империи консолидированное мусульманское государство северо-западной Индии представляется конечной судьбой мусульман, во всяком случае северо-западной Индии » В 1920–1930-х гг. возрос политический авторитет Мухаммада Али Джинны и поэта-мыслителя Мухаммада Икбала, которые подготовили исламскую общественность к восприятию идеи раздела Индии. Обращаясь к участникам сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде 29 декабря 1930 г., Икбал высказался в пользу существования отдельного исламского государства на субконтиненте, но не затронул вопроса о будущем Бенгалии.
Слайд 13
12 марта – 6 апреля 1930 года состоялся знаменитый соляной марш сторонников Махатмы Ганди. Марш был частью кампании гражданского неповиновения (сатьяграхи) против колониальной соляной монополии. Английская монополия на производство и продажу некоторых жизненно необходимых продуктов, в том числе соли, больно затрагивала интересы всего населения страны, особенно ее беднейших слоев. Соляной марш 1930 года Соляной марш 1930 года. Карта.
Слайд 14
Ганди объявил о своем намерении лично возглавить отряд сатьяграхов и повести его из обители на реке Сабармати в Данди, к побережью, где выпарить из морской воды символическую щепотку соли. Соляной марш 1930 года Ганди во время Соляного похода. 1930 г.
Слайд 15
Соляной марш 1930 года Соляной поход был назначен на 12 марта 1930 года. Участники должны были пройти путь в 400 километров до берега Индийского океана, а там устроить показательное выпаривание соли из морской воды. Английские власти акцию всерьез не восприняли. 12 марта Махатма Ганди и 70 его сторонников вышли из города Ахмадабад в Гуджарате (Западная Индия). Они останавливались в каждой деревне и устраивали митинги, призывая поддержать кампанию неповиновения. Марш сразу приобрел необычайную популярность, чему способствовала и британская пресса, подробно освещавшая «Соляной поход». К Ганди присоединились сотни тысяч сторонников. Некоторое затишье в борьбе за независимость, наблюдавшееся в 1920-е годы, было преодолено. Соляной поход. Март-апрель 1930 г. Индия. Видеохроника.
Слайд 16
Результатом пропагандистской акции стал арест в апреле-мае 1930 года около 60 тысяч членов ИНК, расстрел мирных демонстраций. В ночь на 5 мая 1930 г. был арестован Махатма Ганди. Ответом на это стала всеобщая забастовка. При этом участники движения принципиально не прибегало к насилию. Симпатии всего цивилизованного мира оказались на стороне сатьяграхов. Акции неповиновения приносили колоссальные убытки британской экономике. 25 января 1931 г. Махатма Ганди и еще 30 членов ИНК были освобождены из тюрьмы. Вице-король Ирвин предложил индийскому лидеру сесть за стол переговоров. Ганди согласился на предложение Ирвина. Условия компромисса были таковы: ИНК должен был свернуть кампанию гражданского неповиновения и бойкота, а взамен англичане должны были амнистировать всех политических заключенных, отменить монополию на соль, разрешить вести пропаганду за независимость Индии, признать ИНК официальной политической партией. 4 марта 1931 года «пакт Ганди – Ирвина» был подписан. Соляной марш 1930 года Махатма Ганди прибывает в Великобританию. 1931 г. Видеохроника.
Слайд 17
При этом в движении за независимость Индии появилось и радикальное крыло, предпочитавшее сантьяграхе военные меры борьбы с англичанами (лидер – Субхас Чандра Бос ). Чандра Бос искал контактов сначала с СССР, а позже с нацистами, желая привлечь их помощь в получении независимости Индии. Соляной марш сделал Ганди не просто непререкаемым авторитетом в Индии. Лидер сантьяграхи стал мировой знаменитостью. Сантьяграха Индийские рабочие во время акции сатьяграхи в поддержку Ганди. 1930 г. Уинстон Черчилль о визите Ганди в Великобританию в 1931 г.: «Вызывает тревогу и отвращение зрелище Ганди, этого бунтаря из мелких адвокатов, выступающего в роли полуголого факира, разгуливающего по ступеням дворца вице-короля»
Слайд 18
К 1938 году численность ИНК возросла до 5 млн человек, увеличившись более чем в 10 раз. Руководителем ИНК стал Джавахарлал Неру, ученик Ганди. Руководство Мусульманской лиги во главе с Джинной до 1940 года призывало к предоставлению Индии права самоуправления. К огда эта перспектива стала реальной, лидеры движения осознали, что в новом государстве будут доминировать индуисты. В связи с этим на повестку дня был поставлен вопрос о выделении из Британской Индии областей, населённых мусульманами. Индусы и мусульмане Другой проблемой Ганди стал стремительно усугублявшийся разрыв мусульман и индуистов. Ганди до последних дней был сторонником единой Индии. Однако даже в Индийском национальном конгрессе далеко не все с ним были согласны. Мухаммад Али Джинна (1876-1948) мусульманский политик, который почитается в Пакистане в качестве отца-основателя национальной государственности Джавахарлал Неру (1889-1964) один из самых видных политических деятелей мира, был лидером левого крыла индийского национально-освободительного движения.
Слайд 19
Вслед за появлением мусульманского национализма появился и индуистский национализм. Логика национализма Мусульманской лиги аппелировала к «теории двух наций» (согласно которой религиозное самосознание является основным для индийских мусульман, а язык и этничность при этом особой роли не играют). Индусы и мусульмане Винаяк Дамодар Саваркар (1883-1966) индийский политик, революционер, борец за независимость Индии, поэт, писатель и драматург. Считается автором индуистской националистической идеологии хиндутвы Мухаммад Али Джинна на Лахорской конференции Мусульманской лиги, 1940 г.: « Мусульмане не является меньшинством. Мусульмане являются нацией по любому определению... Если британское правительство действительно честно и искренне желает обеспечить мир и счастье населению субконтинента, единственный путь, открывающийся для всех нас, – предоставить основным народам отдельные земли, разделив Индию на “автономные национальные государства”» Из выступления Винаяка Дамодара Саваркара, 1941 г.: «Я нисколько не оспариваю теорию двух наций господина Джинны. Индусы суть нация по праву. Индусы и мусульмане - две нации. Таков факт истории»
Слайд 20
Индусы и мусульмане Идеологией индуистского национализма стала « хиндутва » ( индуизация ). Она основана на догмах философии индуизма, ее задачей является сплочение разобщенного индийского народа. Ее основные идеи были сформулированы в 1930-х гг. руководителем Хинду Махасабхи Бхаем Парманандом в лозунге «Одна нация, одна религия, один язык и одна культура». Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру также придавал национализму важное значение: « Национализм в современной Индии остается неизбежным; он представляет собой естественное и здоровое явление. Это положение вполне справедливо именно в отношении Индии с ее острым ощущением своей индивидуальности и своего прошлого » Единственным влиятельным лидером, выступавшим за единство мусульман и индусов, остался Ганди. Многие годы Ганди и его сторонники боролись за то, чтобы удержать мусульман в партии «Индийский национальный конгресс» (массовый исход мусульманских активистов из партии начался в 1930-е гг. ). Джавахарлал Неру (1889-1964) один из самых видных политических деятелей мира, был лидером левого крыла индийского национально-освободительного движения. Махатма Ганди о разделении мусульман и индуистов: «Вся моя душа восстаёт против идеи, что индуизм и ислам представляют две антагонистические культуры и доктрины. Принять такую доктрину – для меня всё равно что отвергнуть Бога».
Слайд 21
В августе 1942 г. была начата очередная массовая кампания отказа от сотрудничества, итогом которой стал арест Ганди и других лидеров ИНК, которые были освобождены лишь в мае 1944 г. В 1942-1943 гг. территорию Бенгалии, север и восток Индии охватил голод жертвами которого стало 5,5 миллиона человек. Голод был результатом реквизиций риса и прочего зерна, предпринятого английской администрацией. Под давлением непрекращающихся забастовок Британия к середине 1940-х гг. решилась на предоставление Индии самостоятельности. Никакие репрессивные меры не помогали. Держать дальше мятежную колонию было уже просто невыгодно. Теперь мусульмане и индуисты Индии ждали от Великобритании решения о будущем независимого государства (или государств). Индия в начале 1940-х гг.
Слайд 22
Наиболее сложной была обстановка в тех регионах Индии, где мусульман и индуистов было примерно поровну. Таких регионов было несколько. Особенно тяжелая конфессиональная картина сложилась в Бенгалии (см. карту). 56 % населения составляли мусульмане, против 42 % индусов, и были сконцентрированы в основном в восточной части. В крупнейшем городе Бенгалии Калькутте население разделялось на 73 % индуистов и 23 % мусульман ; отношения между ними были крайне враждебными. П редставители Мусульманской лиги в Бенгалии противостояли активистам ИНК и индуистской националистической партии Хинду Махасабха. 16 августа 1946 г. в Калькутте произошел т.н. « день прямого действия» – день массовых беспорядков, сопровождавшихся взаимной резней мусульман и индуистов. День прямого действия 1946 г.
Слайд 23
Чудовищные акты насилия в Бенгалии многих убедили в том, что мусульмане и индуисты должны жить в разных государствах.. День прямого действия 1946 г. Трупы на улице Калькутты. Август 1946 г.
Слайд 24
Раздел Индии в 1947 году В 1946 г. направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения (именно автономию, а не самостоятельное государство!) Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман : одна из них должна была охватить Северо-Западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая – Северо-Восточный Ассам и Бенгалию (см. эти области на карте). Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индуистским большинством. Мусульманская Лига поддержала этот проект. Но предоставление таких широких автономий мусульманам не устроила ИНК.
Слайд 25
Когда ИНК отверг план предоставления мусульманам широких автономий, раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 года на политической карте мира появились два новых независимых государства – Индия и Пакистан. Граница между Индией и Пакистаном была определена на основании отчёта британской правительственной комиссии и первоначально называлась «линия Рэдклиффа » (по имени лондонского юриста Сирила Рэдклиффа ). Пакистан возник как два не соединённых друг с другом анклава – Восточный Пакистан (ныне Бангладеш) и Западный Пакистан (ныне собственно Пакистан), между которыми лежала Индия. Пакистан был образован из территорий, населённых преимущественно мусульманами, а Индия – преимущественно индусами. Раздел Британской Индии в 1947 году
Слайд 26
«Обмен населением» Сразу же после официального раздела начался массовый «обмен населением» между двумя государствами, который продолжался несколько месяцев. После утверждения официальных границ около 14,5 миллиона людей пересекли их, надеясь обрести относительную безопасность среди единоверцев. Разделение враждующих общностей государственной границей и аккуратное перемещение «к своим» населения, оказавшегося в чужой для него стране, в принципе нормальное явление. Однако цивилизованный «развод» не получился. Новообразованные правительства Индии и Бангладеша были совершенно не готовы справляться с миграциями такого масштаба, что привело к массовому насилию по обеим сторонам границы. Количество жертв, по разным оценкам, колеблется в районе 500 тысяч человек (!).
Слайд 27
К сожалению, 1947 год стал годом свободы и одновременно годом начала длительного конфликта на территории Индостана, продолжающегося по сей день. «Обмен населением» Индия в 1947 г. Видеохроника.
Слайд 28
26 октября 1947 г. махараджа Кашмира Хари Сингх, индус по вероисповеданию, сделал выбор в пользу Индии. Между тем, большинством в Кашмире были мусульмане. Пакистан не признал Кашмир за Индией, т.к. счел, что присоединение было совершено против воли большинства населения. Начавшиеся в 1947 г. вооруженные столкновения между индийскими и пакистанскими вооруженными силами происходили до конца 1948-го, пока с помощью ООН не была установлена линия прекращения огня. Начало индо-пакистанского конфликта Нормализации обстановки на субконтиненте воспрепятствовал также кашмирский конфликт. До 1947 г. в Британской Индии насчитывалось 584 княжества, которым предоставили возможность решить вопрос о вхождении в мусульманский Пакистан либо в индуистскую Индию. Хари Сингх (1895-1961) Махараджа Джамму и Кашмира в 1925-1952 гг.
Слайд 29
Кашмирская война получила название первой индо-пакистанской войны 1947-1948 гг. О бщее число жертв с обеих сторон конфликта составило 7,5 тыс. В соответствии с решением ООН северо-западная часть Кашмира (около трети территории) оказалась под контролем Пакистана, остальные территории остались под юрисдикцией Индии. Кашмирский конфликт привёл к возникновению напряжённости в отношениях между двумя странами, в целом сохраняющейся до сих пор. Начало индо-пакистанского конфликта Пакистан Индия Афганистан Часть Кашмира, занятая Пакистаном Часть Кашмира, занятая Китаем Часть Кашмира, занятая Индией Дели Исламабад Китай Непал
Слайд 30
Первым генерал-губернатором Пакистана в качестве самостоятельной административной единицы стал лидер Мусульманской Лиги Мухаммад Джинна. В 1948-м году в разгар индо-пакистанской войны 71-летний Джинна умер. Провозглашение республики в Пакистане произошло лишь в 1956 году, после чего главой государства стал президент. Индию с 1947 по 1964 г. возглавлял руководитель Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру. В январе 1950 года по инициативе Неру Индия была провозглашена светской и демократической республикой. Конституция Индии включала в себя гарантии основных демократических свобод и запрет дискриминации по признакам религии, национальности или касты. Индия и Пакистан Джавахарлал Неру (1889-1964) Премьер-министр Индии в период 15 августа 1947- 27 мая 1964 гг. Мухаммад Али Джинна (1876-1948) Генерал-губернатор Пакистана в период 15 августа 1947 – 11 сентября 1948 гг.
Слайд 31
Убийство Махатмы Ганди (1948 г.) Махатма Ганди пользовался огромным влиянием, как среди индусов, так и среди мусульман Индии и старался примирить эти враждующие группировки. Он крайне отрицательно отнесся к разделу Индии в 1947 году. Вскоре началось самое страшное – война между Индией и Пакистаном. Таким образом, 1947 год для Ганди закончился горьким разочарованием. 78-летний Махатма Ганди сидит на матрасе, на полу в окружении людей в конце своей последней голодовки. 1948 г. 15 августа 1947 г. Ганди начал очередную голодовку, чтобы выразить свое горе и попытаться приостановить столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Жертвенная акция Ганди оказала необходимое воздействие на общество. Лидеры религиозных групп согласились пойти на компромисс. Но Ганди добился лишь частичного примирения индусов и мусульман. Индуистские националисты были в принципе против сотрудничества с мусульманами. Ганди, пропагандирующий мир, стал для них символом предательства. Лидер «Хинду Махасабха » Саваркар объявил Ганди «коварным врагом» индусов, а идею ненасилия назвал безнравственной. Махатма Ганди: «Одни из них считают меня изменником. Другие полагают, что я усвоил свои нынешние убеждения против неприкасаемости и тому подобное от христианства и ислама»
Слайд 32
Убийство Махатмы Ганди (1948 г.) Пользуясь возникшей суматохой, националист из « Хинду Махасабха » Натхурам Годзе в числе прочих поклоняющихся приблизился к Ганди и трижды выстрелил в него. Слабеющий Ганди, поддерживаемый с обеих сторон племянницами, прошептал: «О, Рама! О, Рама!» (хинди हे ! राम ). Э ти слова написаны на мемориале, воздвигнутом на месте выстрела. Затем Ганди показал жестами, что прощает убийцу, после чего скончался на месте. Махатма Ганди умер 30 января 1948 г. в 17 часов 17 минут. 30 января 1948 г. Ганди проснулся на рассвете и принялся за работу над проектом конституции Индии, который надо было представить конгрессу. Вскоре пришло время вечерней молитвы, и в сопровождении своей племянницы Ганди вышел на лужайку перед домом. Как обычно, собравшаяся толпа бурно приветствовала «отца нации». Мемориал Махатмы Ганди. Дели. Индия. Строгий постамент из чёрного мрамора с последними словами Ганди «О, Бог !», покрытый живыми цветами.
Слайд 33
Неру объявляет о смерти Ганди. 1948 г. Фотограф : Анри Картье- Брессон. Одна из самых знаменитых фотографий 1940-х годов.
Последний слайд презентации: Деколонизация Африки и Азии, часть 1. Раздел Британской Индии. Начало
1945 Декларация независимости Индонезии. Начало войны за независимость Индонезии (1945-1949 гг.) 1950 Признание Голландией независимости Индонезии 1947 Раздел Британской Индии. Независимость Индии и Пакистана. 1960 Год Африки. 17 новых суверенных стран на карте мира 1956 Независимость Марокко и Туниса 1955 Бандунгская конференция 1954-1962 Алжирская война 1945 1958 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек 1960 1959 янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек Азия и Африка в 1945-1960 гг. Деколонизация. 1946-1954 Первая Индокитайская война 1951 Независимость Ливии 1950 Провозглашение Индии республикой. Формирование правительства Джавахарлала Неру