Первый слайд презентации: ДИСЛАЛИЯ
Нарушения фонетической стороны речи и их преодоление.
Понятие “произносительная сторона речи” охватывает следующие аспекты : фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии Произносительная сторона речи объединяет следующие компоненты речевой деятельности: звукопроизношение, речевое дыхание, голосовые функции и просодику (темп, ритм, мелодика и интонация речи). Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Слайд 9: Процессы изменения звуков в речи
Слайд 10: Взаимосвязь звуков речи (в системе фонем русского языка) как основа для логопедического воздействия
Слайд 11: Основные закономерности формирования звукопроизношения Сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков (таблица Л.Г. Парамоновой)
Слайд 12: Нарушения фонетической стороны речи. Учение о дислалии. Понятие о недостатках фонетической стороны речи у детей
Слайд 13: Характеристика нарушений звукопроизношения по основным формам проявления
Замена (субституция) звуков, при которой вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости. Смешение звуков, при котором ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи. Искажение звуков, при котором вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе данного языка. Пропуск (элизия) звуков, при котором звук не опознается, выпадает.
Слайд 15: Три уровня нарушенного произношения
О.В.Правдина выделяет три уровня нарушенного произношения: 1) неумение правильно произносить звук или группу звуков; 2) неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; 3) недостаточное дифференцирование двух близких по звучанию или артикуляции звуков при умении их правильно произносить.
Слайд 16: Недостатки звукопроизношения в психолого-педагогической и клинико-педагогической классификациях речевых нарушений
Слайд 19: Этиология возникновения нарушений звукопроизношения при дислалии
Биологические причины : ●общая физиологическая ослабленность ребенка в следствие соматических заболеваний в период активного формирования речи; ●задержка психического развития; ●задержка речевого развития; ●избирательная несформированность фонематического восприятия; ●патология анатомического строения органов артикуляции и т.п. Социальные причины : неблагоприятная социальная речевая среда (социальная депривация; неправильные образцы речи; культивирование родителями несовершенств детского произношения) и т.п.
Слайд 20: Формы дислалии
Функциональная дислалия – нарушение звукопроизношения, при котором не имеется ни каких дефектов органов артикуляции. Функциональная дислалия может быть обусловлена слабостью основных нейродинамических процессов при нормальном физическом слухе и нормальном строении периферического речевого аппарата, при этом фонематический слух ребенка может быть снижен. (О.А.Токарева, 1967; Л.В.Мелихова, 1969). При функциональной дислалии нарушается произношение только согласных звуков. Механическая (органическая) дислалия – нарушение звукопроизношениия, обусловленное анатомическими дефектами строения артикуляционного аппарата ( при сохранной целостности твердых (костных) и мягких (мышечных) тканей зубочелюстной системы и ротовой полости): патологическими изменения прикуса, формы и размера языка, уздечки языка, губ (Л.В.Нейман, 1977; М.А.Пискунов, 1962; и др.)
Слайд 21: Виды дислалии (выделяются в зависимости от различных критериев, учитывавшихся при анализе произносительных нарушений)
При моторной форме дислалии, моторная готовность органов артикуляции у ребенка своевременно не формируется, в связи с чем проявляется некоторая неловкость и недифференцированность артикуляционных движений. При сенсорной форме дислалии у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками. В результате таких затруднений фонематическая система языка у ребенка полностью не формируется. Возникновение сенсомоторной дислалии обусловлено взаимосвязанностью деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Слайд 22
По количеству звуков, нарушающихся при произнесении, дислалии подразделяют на простые ( когда отмечается до четырех дефектных звуков ), и сложные ( когда в речи ребенка отмечается свыше пяти дефектных звуков ) (Б.М.Гриншпун, О.А.Токарева, Н.А.Чевелева и др.)
Слайд 23
В зависимости от количества нарушенных артикуляционных групп звуков, выделяют мономорфную дислалию ( несовершенства произношения одной артикуляционной группы звуков ) и полиморфную дислалию ( нарушения двух и более артикуляционных групп ). (Б.М.Гриншпун, О.А.Токарева, Н.А.Чевелева и др.)
Слайд 25
Акустико-фонематическая форма дислалии обуславливается избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. Причина появления артикуляторно-фонематической формы заключается в несформированности операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Артикуляторно-фонетическая форма дислалии обусловлена неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.