Первый слайд презентации: ДИСЛАЛИЯ общее понятие, этиология, механизмы нарушения, классификация
Слайд 2: Определение
Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата
Слайд 4: Этиология дислалии :
Социальные причины: подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность, двуязычие в семье; Биологические причины: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей; минимальная мозговая дисфункция, способствующая запаздыванию речевого развития; несформированность фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.
Слайд 5: Механизм расстройства при дислалии :
Слайд 6: Слабость нейродинамических процессов
Нейродинамические процессы в коре головного мозга : возбуждение, торможение, концентрация. Полноценная деятельность коры мозга необходима в образовании условно-рефлекторных связей. Слабость нейродинамических процессов влияет на ход речевого развития, замедляет его.
Слайд 7: Расстройства в согласовании речеслухового и речедвигательного анализаторов
Расстройство взаимоотношения речеслухового и речедвигательного анализаторов. У детей здоровый артикуляционный аппарат, нет ни анатомических ни функциональных расстройств. Недоразвитие речеслухового анализатора. Поздно появляется чувство языковой нормы, из-за этого закрепляются недостатки произношения звуков, которые ребенок не замечает и самостоятельно не исправляет.
Слайд 8
Нарушение анатомического строения речевого аппарата Органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Дефекты строения костной основы речевого аппарата
Слайд 10: Органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ,зубов, челюстей)
В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата : А) короткая уздечка языка или верхней губы Б) макроглоссия (массивный, язык) В) микроглоссия (узкий, маленький язык) Г) толстые, малоподвижные губы
Слайд 11: Дефекты строения костной основы речевого аппарата
А) Неправильный прикус (глубокий, перекрестный, открытый, прогения, прогнатия ), Б ) Аномалия зубных рядов ( диастемы, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.), высокое узкое (готическое) или низкое плоское нёбо. В) Анатомические дефекты, обуславливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.
Слайд 14: Классификация дислалии
Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч) Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш) Физиологическая (возрастная) — нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата. Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
Последний слайд презентации: ДИСЛАЛИЯ общее понятие, этиология, механизмы нарушения, классификация: Список литературы:
Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой, СП. Шаховской. — М., 2003. Логопедия. Методическое наследие. Книга I. Ч. 1. Дислалия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 2010. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М., 2005. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. - М., 2004.