Первый слайд презентации: Дизайн США ( 1950-н.в)
ЧОУ ВПО «НЕВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ДИЗАЙНА» Студент Шуманова А. М Преподаватель Изюмова М. В. Группа ДИ-09111 Санкт-Петербург 2012
Слайд 3
Государства-победители, и в первую очередь США захватили лидерство в экономике и стали с 50-ых годов ведущей нацией дизайна. Лидеры Баухауза эмигрировали в США еще во время господства национал-социалистов, продолжая там развивать идеи интернационального стиля в архитектуре и дизайна. После второй мировой войны уже из США в Европу реимпортировалось «современное движение» и одновременно распространялось американское понимание дизайна, как инструмента торговли. Американский образ жизни оказал значительное влияние на такие области культуры, как музыка, изобразительное искусство, а также и на повседневную жизнь европейцев. Американские фильмы и реклама принесли с собой в Европу новые идеалы красоты и моду. «Кока-кола» и «Лаки- страйт » стали символами нового жизнеощущения. Введение «Кока-кола» и « Лаки-страйт » стали символами нового жизнеощущения. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 4
Реклам сигарет в США 50-хх годов Логотип компании « Coca-cola » с 1958 по 1965 гг. Введение http://inet-reklama.su/?p=149
Слайд 5
21 июля 1969 г. в 3 часа 56 мин. по среднеевропейскому времени американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, ступил на лунную поверхность. Вслед за ним из спускаемого аппарата вышел и Эдвин Олдрин. Третий член экипажа Майкл Коллинз в это время совершал облет Луны в командном отсеке корабля Научная фантастика, мечты о полетах в космос стали всеобщими страстями, которые оказали влияние на работу дизайнеров. Введение «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 6
Введение После реформ к началу 50-х гг. индустрия США выдвинула цель оживить потребительский спрос новыми моделями, формами и техническими новаторствами, При поддержке маркетинга и рекламы стали создаваться недолговечные модели, сменяемые вместе с модой. Реклама стиральных машин от Вестинг-хойзе, 50-е гг. Быстрое развитие телевидения и транзисторной техники обещало непрерывно растущий рынок. Радиоприемник " Sonora Excellence 301", ок. 1950 г. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 7
Введение Кодак. Фотокамера Bantan Colorsnap, 1955-1959 гг. Экспериментальный цветной телевизор от RCA Victor, 1951 «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 8
Программу американского дизайна, пожалуй, точнее всего выразил общепризнанный авторитет в этой области Раймонд Лоуи : « Дизайн - это то, что заставляет чаще звонить магазинную кассу ». Норман Белл Геддес вынужден был на страницах «Нью-Йорк Тайме» опровергать обвинения в предательстве искусства: «Мы живем в эпоху промышленности и бизнеса» Введение Образцы коммерческого дизайна и дизайна транспорта Раймонда Лоуи «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 9
«История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г. Предпосылки возникновения американского дизайна Предпосылки возникновения американского дизайна: Быстрый технический прогресс, Развитие массового производства + отсутствие глубоких национальных культурных традиций. Один из двигателей американского дизайна - реклама, рекламный плакат. Развитие американского дизайна связано прежде всего с желанием продать товар ( стайлинг - чисто внешнее облагораживание предмета). Дизайн в Америке возник позже, чем в Европе, но именно там он получил наиболее широкое распространение, прочно укоренился в экономике и промышленности. Сам термин «индустриальный дизайн» был предложен в Соединенных Штатах Америки Джозефом Синеллом в 1919 г., когда профессия дизайнера в этой стране еще не появилась и когда Америка была еще дизайнерской провинцией.
Слайд 10
«История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г. Предпосылки возникновения американского дизайна Такие потребительские товары, как автомобили, стиральные машины, холодильники, радиоприемники, бытовые электроприборы, в 20-е гг. XX в. стали доступными большинству американцев, благодаря чему значительно ускорился темп жизни. Однако с приближением кризиса 30-х гг. производители сталкивались с растущими трудностями при продаже своих товаров. Именно кризис показал, что стабильность экономики определяется потреблением не только эксклюзивных дорогих изделий, но и сбытом массовой продукции. Бизнесмены стали нанимать художников, графиков и даже театральных декораторов для придания своим товарам внешнего вида, который привлекал бы покупателей.
Слайд 11
«История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г. Стилеобразующие принципы Ар- Деко Возникший в Париже и просуществовавший между двумя мировыми войнами, стиль "Ар- деко " приобрел особую популярность в США как "стиль звезд", превратившись из чисто французского явления во всемирно признанный символ эффектности. Ар- деко был также известен в США как "Джазовый модерн", "Зигзаг-модерн", "Обтекаемый модерн ". В отличие от аскетичного функционализма, богатый орнаментами Ар- деко значительно легче прижился в архитектуре фасадов и интерьере. С конца 20-х годов в стиле Ар- деко были воздвигнуты большие репрезентативные здания крупных фирм. Примеры американского Ар- деко можно обнаружить и в других постройках в Нью-Йорке и Майами того времени. Для него характерны: обтекаемые геометрические формы(силуэты автомобилей, кораблей и самолетов, трансокеанских лайнеров, отражая напор и скорость века машин) стремление совместить элегантность и тонкое ремесленное мастерство с промышленными технологиями
Слайд 12
Стилеобразующие принципы Ар- Деко создание иллюзии благополучия; использование ценных и дорогих материалов (слоновая кость, перламутр, бронза, экзотическая древесина); ориентация на декоративность, монументальность ; интерес к экзотике ; в позднем ар деко - использование приемов формообразования Баухауза в чисто декоративных целях; контрастные цветовые сочетания, энергичный, суховатый, резкий женский образ в графике http://www.artyou.ru/content/view/94/105/ Эмпайр Стейт-Билдинг (Нью-Йорк, США). Высота здания - 443,2 м. 1931 г. Shreve, Lamb and Harmon
Слайд 13
Периодизация промышленного дизайна США Импульс развитию современного дизайна Первые дизайнерские подразделения в США (У.Д. Тиг, Н. Бел Геддес, Р. Лоуи и др.) 20-е г. XX в. 30-е г. XX в Становление дизайнерской практики, обобщение теоретических концепций Коммерческий дизайн Америки : «Самая важная цель дизайна — заставить звенеть кассу, выбивающую чеки ». «Дизайн является хорошим в той степени, в какой он способствует сбыту» Р. Лоуи, Г. Дрейфус и др. Рациональный стайлинг — основной принцип формообразования Дизайн — неотъемлемая часть производства 1950-е- 1960-е гг. Практика в США Распространение опыта в Европе, Японии Рунге В.Ф. - История дизайна, науки и техники. В 2-х тт. 2006 г.
Слайд 14
Периодизация промышленного дизайна США Новая концепция американского дизайна Проектирование не изделия или объекта, а эффекта, достигаемого с их помощью. Конструкция и функция изделия «жестко » не определяют форму изделия (миниатюризация элементной базы, новые материалы и технологии) Системный подход к проектированию в связи со сложностью объектов и взаимосвязей их элементов (акцент на научно-экспериментальные аспекты). Особое внимание уделяется использованию данных эргономики как в объектах сложной техники, так и в изделиях культурного и бытового назначения: оптимальный комфорт, достаточная безопасность. Недостаточное внимание интуитивно-художественному началу 1970-е- начало 1980-х гг. Смена рынка покупок «по необходимости» рынком « эмоциональных покупок». Международная концепция создания изделий удобных, надежных, пленяющих воображение и приносящих наслаждение. Создание концепт-моделей оригинальной формы и отделки ( единичные образцы для выставок и рекламы). Особое внимание рекламным кампаниям : « Превратим искусство в бизнес, а бизнес — в искусство» Рунге В.Ф. - История дизайна, науки и техники. В 2-х тт. 2006 г.
Слайд 16
Дизайн в США в 1950-ые годы Новые материалы В условиях послевоенного дефицита материальных ресурсов все больше внимания стали обращать на искусственные материалы. Активное использование пластмассы Плексиглас пришел на смену стеклу. Одним из новшеств было применение искусственных материалов в изготовлении стульев. К пионерам в этой области относились американские дизайнеры супруги Чарльз и Рэй Имз и Ееро Сааринен Прозрачная фольга, прежде всего ПВХ, была переработана на производство водонепроницаемых резиновых сапог и зонтов Использованный для парашютов вооруженными силами США нейлон нашел применение в чулочной индустрии. 1942 г. Эрл Таппер «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 17
Дизайн в США в 1950-ые годы Новые материалы http://www.flickr.com/photos/narisa/162585487/ «Пластмассовый рай», сотворенный дизайном 30-50-х
Слайд 18
Дизайн в США в 1950-ые годы Новые материалы Относится к поколению архитекторов и дизайнеров, благодаря которому США после второй мировой войны стали центром современного формообразования. Один из пионеров течения "органический дизайн" родился в Финляндии в городе Киркконумми. Сын выдающегося финского архитектора, Элиэля Сааринена. Ээро Сааринен (Eero Saarinen, 1910-1961 гг.) 1929-1930 годах учился на скульптора в Академии Гранд Шомьер в Париже, в 1934 закончил Йельский университет по специальности "архитектура". «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 19
Дизайн в США в 1950-ые годы Новые материалы В 1937 году он основал собственную мастерскую вместе с Чарльзом Имсом [ Charles Eames ]. Он вскоре прославился своими оригинальными проектами дизайна мебели органических форм. Как архитектор Сааринен получил известность в 1948 году своим проектом Национального мемориала Джефферсона в Сент-Луисе. Огромная арка из нержавеющей стали демонстрирует приверженность архитектора к криволинейным, обтекаемым формам. Эта же тенденция проявилась в знаменитом проекте терминала авиакомпании TWA в Аэропорту Дж. Ф. Кеннеди в Нью-Йорке (1956-1962), "Аудитории Кресдж " Массачусетского института технологии (1950-1955) и многих других. Также очень интересны его новаторские проекты офисных комплексов, таких, как Технический центр "Дженерал моторс" в Уоррене, штат Мичиган (1946-1955) и исследовательский центр IBM в Йорктауне, штат Нью-Йорк (1957-1961). Только после его ранней смерти в 1961 году был по достоинству оценен вклад Эро Сааринена в архитектуру 20 века. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 20
Дизайн в США в 1950-ые годы Новые материалы Ээро Сааринен. Кресло Модель № 70 " Вомб ", 1947-1948 гг. Ээро Сааринен. Кресло Модель № 150 «Пьедестал", 1955-1956 гг. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 21
Дизайн в США в 1950-ые годы Новые материалы Технический центр компании 'Дженерал моторс' в Уоррене (близ Детройта), США. 1951-1955 гг Терминал TWA, аэропорт им. Дж. Ф. Кеннеди (JFK), г. Нью-Йорк, США http://blog.oktogo.ru/blog/tabid/69/Article/82/1.aspx
Слайд 22
Дизайн в США в 1950-ые годы Американские дизайнеры-новаторы середины XX века. Самая известная супружеская чета в истории дизайна, Чарльз (1907–1978) и Рэй (1912-1988 )(скульптор) сочетали в своем творчестве утопические решения и изобретательность. За сорок лет совместной работы они создали самую инновационную мебель своего времени, ставшую классикой дизайна XX столетия. Имз были первооткрывателями технологии формовки прессованной фанеры, создавая как абстрактные композиции, так и промышленные изделия высокого качества. Также они сделали существенный вклад в архитектурный дизайн, кинематограф, графику. http://www.djournal.com.ua/?page_id=162 Чарльз и Рэй Имз (Charles and Ray Eames) Чарльз и Рэй Имз
Слайд 23
Дизайн в США в 1950-ые годы http://www.djournal.com.ua/?page_id=162 Чарльз и Рэй Имз
Слайд 24
Дизайн в США в 1950-ые годы http://mebelcat.ru/charles-and-ray-eames-m3.html Чарлз и Рей Имз. Кресло, Модель "ЕА107", 1958 Чарльз и Рэй Имз
Слайд 25
Дизайн в США в 1950-ые годы http://mebelcat.ru/charles-and-ray-eames-m3.html К ресло-шезлонг с оттоманкой (модель "670", 1951 Стул из коллекции, созданной для выставки "Органический дизайн жилой среды", 1940 Чарльз и Рэй Имз
Слайд 26
Дизайн в США в 1950-ые годы http://www.designstory.ru/designers/eames/ Стул из гнутой клееной фанеры, 1946 Стул " La Chaise ", пластик, усиленный стекловолокном, 1948 Стул из пластика, усиленного стекловолокном, 1948 Первый пластиковый стул, выпущенный в массовое производство Чарльз и Рэй Имз
Слайд 27
Дизайн в США в 1950-ые годы http://figure-ground.com/eames_house/0011/ Eames House - Charles and Ray Eames Чарльз и Рэй Имз
Слайд 28
Дизайн в США в 1950-ые годы http://www.flickr.com/photos/narisa/162585487/ Чарльз и Рэй Имз
Слайд 29
Дизайн в США в 1950-ые годы http://www.fembio.org/english/biography.php/woman/biography/ray-eames/ Eames table - Charles & Ray Eames - Vitra Чарльз и Рэй Имз
Слайд 30
Дизайн в США в послевоенные годы В послевоенной истории дизайна США оформились две тенденции, представители которых с трудом находили общий язык. Сторонники первой отстаивали концепцию чистого, некоммерческого искусства и высоких моральных требований к профессии, сознательно культивировали элитарность, подчеркивая, что моральный долг дизайнера - способствовать эстетическому развитию публики, вносить в предметный мир внешнюю упорядоченность и социальную гармонию. Подобная точка зрения сложилась не без влияния эмигрантов из Европы: Вальтера Гропиуса, Марселя Брейера, Ласло Мохой -Надя. Представители второй, более «демократичной» позиции стремились дать публике то, что она, скорее всего, желала получить и что определялось коммерческим успехом. Вальтер Гропиус Элитарный дизайн. Стайлинг http://fotograf-lib.com/book/101-dizajn-istoriya-i-teoriya/25-dizajn-v-ssha-v-poslevoennye-gody.html
Слайд 31
Дизайн в США в 1950-ые годы Дизайнеры мечтали придать индустриальному веку внешнюю упорядоченность и социальную гармонию Стайлинг — особый тип формально-эстетической модернизации, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Стайлинг придает изделию новый, коммерчески выгодный вид. Он тесно связан с конкретными характерными чертами образа жизни, с модой и изменением предпочтений. Определение стайлинга «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 32
Дизайн в США в 1950-ые годы Определение стайлинга Теоретики дизайна считают: Д изайн и стайлинг - противоположности ("внешние свойства" изделий vs функциональность ) С уществует круговорот в промышленном формообразовании : Стайлинг внедрялся в США не только для того, чтобы сделать изделие более привлекательным, но и как маркетинговая стратегия американской индустрии, чтобы значительно ускорить цикличность смены внешнего вида продукта. дизайн (рационализм) выходит на передний план во время упадка экономики, стайлинг (анти-рационализм) - в период ее роста. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 33
В 1950-е гг. критики и теоретики присвоили работам нескольких мастеров дизайна статус произведений искусства, а остальных обвиняли в том, что они наполняют рынок безвкусными поделками. Лишь немногим дизайнерам удалось удовлетворить и критиков, и широкую публику – например, Рассел Райт. Обычно законодатели высокого вкуса, такие как Нью-Йоркский музей современного искусства, признавали только элитарный дизайн. Здесь, однако, таилось противоречие. Высокие достоинства кресел Чарльза Имса из клееной фанеры или кресел Эро Сааринена несомненны, но их дороговизна не позволяла им распространиться за пределы офисов крупных компаний и богатых домов. С другой стороны, у широкой публики в 1950-е гг. огромной популярностью пользовался стиль, вызывавший возмущение у ревнителей хорошего вкуса. Стул из гнутой клееной фанеры, 1946 Чарьлз Имс Эро Сааринен. Кресло Tulip, 1955 Дизайн в США в 1950-ые годы http://www.ielastic.ru/node/337
Слайд 34
Рассел Райт Его обеденные сервизы из керамики отличались теплыми терракотовыми тонами и скульптурными формами Дизайн в США в 1950-ые годы «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 35
Дизайн в США в 1950-ые годы В середине ХХ века американцы внезапно осознали, что хотят ездить на изысканных, длинных и роскошных автомобилях. Помимо роста объемов двигателей менялись и кузова машин, они обрастали хромированными накладками, причудливыми фарами и принимали самые вычурные формы. 1959 Cadillac Eldorado Автомобильный стиль «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 36
Дизайн в США в 1950-ые годы С легкой руки дизайнера компании «Дженерал моторс» Харли Эрла автостроители из Детройта позволили обычным людям приобщиться к фантастическому миру скорости и полета. Для автомобилей 50-х гг. были характерны длинные плавные линии, передние бамперы с выступающими «клыками», опоясывающие ветровые стекла, широкие задние крылья, яркая двухцветная раскраска, хромированные ободы и множество приборов на передней панели, отделанной металлизированным пластиком. Создатели других изделий массового спроса охотно использовали идеи автомобильного дизайна. Так, панели управления посудомоечных машин стали походить на приборные доски автомобилей, причем для полноты картины дисковые таймеры делались в форме миниатюрного рулевого колеса. Даже скромный настольный радиоприемник приобрел линии мчащегося автомобиля, обрамленного, правда, не хромированной сталью, а пластиком «под золото». «Ультрасовременные», то есть кричащие, формы пришлись по вкусу массовому потребителю. Автомобильный стиль «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 37
Дизайн в США в 1950-ые годы Автомобильный стиль «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г. Кухонная плита, корпорация Филко, 1950г.
Слайд 38: Харли Эрл ( Earl, Harley, 1893-1969)
Дизайн в США в 1950-ые годы американский мастер автомобильного дизайна, один из родоначальников стайлинга создание автомобиля - американской мечты бьюик " Ле Сабр ", понтиак " Страто-Стрейк ” кадиллак "Эльдорадо" Харли Эрл ( Earl, Harley, 1893-1969). Автомобильный стиль http://avtohistory.net/harley-earl-tailfin-era-50s
Слайд 39
Дизайн в США в 1950-ые годы Харли Эрл за рулем Cadillac LaSalle 1927-го года Автомобильный стиль http://avtohistory.net/harley-earl-tailfin-era-50s
Слайд 40
Дизайн в США в 1950-ые годы 1933 Cadillac V16 купе Автомобильный стиль http://avtohistory.net/harley-earl-tailfin-era-50s
Слайд 41
Дизайн в США в 1950-ые годы Харли Эрл за рулем Buick Y- Job Автомобильный стиль http://avtohistory.net/harley-earl-tailfin-era-50s
Слайд 42
Дизайн в США в 1950-ые годы Раймонд Лоуи после войны, возглавляя дизайнерское бюро работает сразу над целым рядом значительных проектов для автомобильных компаний, большое внимание уделяет промышленной графике, выполняет проекты для Управления по космическим исследованиям США (НАСА). Его работы отличает безупречная графика, тонкое чувство материала, легкость единой стилистической проработки деталей, любовь к скруглениям, обводам, чистым, открытым цветам. Благодаря Лоуи характерные линии стримлайна в дизайне автобусов стали широкораспространенными в США Мастер промышленного дизайна, автор логотипов ( Exxon, Shell, Lucky Strike и пр.), промышленных образцов и почтовых марок. Автомобильный стиль «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 43
Дизайн в США в 1950-ые годы 1.Рейсовый автобус Scenicruiser,1954 Питьевой автомат для кока-колы Dole Deluxe, 1947 Студебеккер Commander. 1950 Он говорил, что , и одинаково тщательно прорабатывал все составляющие машины. Автомобильный стиль «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 44
Дизайн в США в 1950-ые годы Автомобильный стиль В 1936 году модель холодильника фирмы Sears Roebuck поступила в продажу под названием Coldspot. О всей важности проведенных Раймондом Лоуи мероприятий коммерческого дизайна говорит тот факт, что новый холодильник был раскуплен в количестве свыше 275 000 штук. Модель, предшествующая Coldspot, была продана в количестве всего 60 000. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 45
Дизайн в США в 1950-ые годы Автомобильный стиль «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 46: Жорж Нельсон ( George Nelson, 1908-1986)
Дизайн в США в 1950-ые годы американский дизайнер, архитектор, критик и теоретик дизайна борец с «визуальной неграмотностью» Проектировал осветительную арматуру, часы, мебель, упаковку, занимался выставочным дизайном. Родился в 1908 Хартфорде, США Умер в 1986 Нью-Йорке, США 1931: получил степень в Йельском Университете 1934: закончил обучение в Американской Академии в Риме Открывает архитектурную студию в Нью-Йорке вместе с Уильямом Ханби 1935-1944: главный редактор журнала « Architectural Forum » 1946: основывает свою архитектурную и дизайн студию С 1957начинается сотрудничество с Vitra 1968: проектирует пишущую машинку « Editor » для Olivetti 1983: создает выставку « Design since 1945» в Филадельфийском художественном музее 1988: переиздание Coconut Chair и Marshmallow Sofa на фабрике Vitra 1999: переиздание Nelson Perch для Vitra Жорж Нельсон ( George Nelson, 1908-1986) http://www.studio-object.ru/catalog/designers/george_nelson/
Слайд 47
Дизайн в США в 1950-ые годы George Nelson Ball Clock, 1947 George Nelson Omar the Owl Clock, 1965 George Nelson Asterisk Clock, 1950 George Nelson Sunflower Clock, 1958 George Nelson Sunburst Clock Clock, 1949 George Nelson Diamond Clock, 1965 http://hqroom.ru/chasy-ot-dizajnera-george-nelson.html
Слайд 48
Дизайн в США в 1950-ые годы http://hqroom.ru/chasy-ot-dizajnera-george-nelson.html Диван « Слинг софа », 1949 Софа Marshmellow, 1956 Кресло «Кокос », 1955
Слайд 49
Дизайн в США в 1950-ые годы http://hqroom.ru/chasy-ot-dizajnera-george-nelson.html Посуда из меламина серии Рго l оп, 1952-1955 гг. Жорж Нельсон Мобильное кресло для бюро, 1958 г.
Слайд 50
Дизайн в США в 1950-ые годы В эпоху экономического бума 1950-1960-х гг. деятели промышленного Дизайна преуспевали, несмотря на критику. По мере усиления деловой активности процветала и профессия дизайнера. С 1951 по 1969 г. число членов Общества индустриальных дизайнеров Америки возросло с 99 человек до более чем 600. Причем, если в первые послевоенные годы дизайнеры работали в основном как независимые консультанты, то к 60-м гг. они, как правило, были штатными сотрудниками фирм. Благодаря этому прежнее недоверие к дизайнерам со стороны инженеров-производственников не только развеялось, но и сама эстетическая сторона дела стала играть важную роль даже в таких отраслях промышленности, как медицинское оборудование и тяжелое машиностроение, хотя раньше их производителей редко беспокоил внешний вид изделий. Развитие профессии "дизайнер". Большие заказы http://www.ielastic.ru/node/337
Слайд 51
Дизайн в США в 1950-ые годы Развитие профессии "дизайнер". Большие заказы Пионер индустриального дизайна, мастер стримлайна, эстетики ясных целесообразных форм. Автор легендарного автоприцепа для жилья Гарольд ван Дорен ( Harojd van Doren, 1895-1957 гг.) В Филадельфии основывает собственное бюро и проектирует многочисленные изделия в стиле " стримлайн " для фирм Maytag, Goodyear, Ergy. У ван Дорена был особенный талант - по-новому представлять товар, не меняя его конструкции. Родился в Чикаго, штат Иллинойс, США «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 52
Дизайн в США в 1950-ые годы Развитие профессии "дизайнер". Большие заказы Гарольд ван Дорен. Чайник МадпаМе, 1940 г. Кухонная плита, произведена впервые корпорацией Филко в 1950 году. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 53
Дизайн в США в 1950-ые годы Развитие профессии "дизайнер". Большие заказы Вилли Бим ( Wally Byam, 1896-1962 гг.) назвал его " Airstream ", поскольку тот стремительно передвигался как ветер (1934 г.) Вилли Бим. Жилой автоприцеп " Airstream-Bambi", 1961-1962 гг. http://inhabitat.com/prefab-mobile-friday-airstream-bambi-trailer/airstream-bambi-kitchen/
Слайд 54
Дизайн в США в 1950-ые годы Развитие профессии "дизайнер". Большие заказы http://inhabitat.com/prefab-mobile-friday-airstream-bambi-trailer/airstream-bambi-kitchen/ После второй мировой войны с неповторимого автомобильного дизайна музыкальных автоматов Jukeboxes началось "золотое время музыки эры "рок-н-ролла". С того времени яркие светящиеся цвета ассоциируются с Jukeboxes Раймонд Лоуи. Музыкальный автомат Jukebox " United UPA 100" 1957 г. Символом американского индивидуализма стал легендарный мотоцикл "Харлей- Девидсон ", получивший титул "король улиц". Мотоцикл "Харлей- Девидсон ", выпускался в 1948-1965 гг.
Слайд 55
Дизайн в США в 1950-ые годы Развитие профессии "дизайнер". Большие заказы Барби была первая кукла в мире, которая выглядела как взрослая, но задумана для ребенка. Свыше миллиарда кукол было раскуплено в 140 странах. В Европе и Америке свыше 90% девочек имеют по крайней мере одну куклу Барби. Революционная идея моментальной фотографии пришла Лэнду во время рождественских каникул 1943 года после вопроса его дочери "почему я не могу увидеть фотографию сразу". После трех лет работы в феврале 1947 г. им была представлена на "Оптический Совет Америки" первая моментальная фотография. Vintage Camera: Polaroid Land Camera 95 1948 г. Фирма игрушек « Маттель ». Кукла Барби 1959 г. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 56
Независимые дизайнерские фирмы Независимые дизайнерские фирмы после войны расширялись еще быстрее. Нередко такие фирмы нанимали больше ста чертежников, модельщиков, инженеров, делопроизводителей, секретарш, специалистов по контактам с заказчиками и рекламе. Дизайнеры использовали свой талант не только для оформления товара, но и для его упаковки, для оформления интерьеров торговых помещений, витрин и выставок, средств общественного транспорта, для изготовления фирменных знаков, логотипов, фирменных канцелярских бланков и, что особенно важно, для разработки общей концепции имиджа корпорации-заказчика. Подобно штатным дизайнерам корпораций, они часто добавляли изделию только внешние украшения, за что им крепко доставалось от критиков, но что нравилось публике. Однако их большие возможности способствовали развитию более серьезного дизайна в самых разных направлениях. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 57
Пассажирский авиалайнер "Боинг Б-707", 1955-1957 гг. В 1957 г. Уолтер Дорвин Тиг построил модель пассажирского самолета «Боинг-707» в натуральную величину, чтобы определить для пассажиров нормы физического и психологического комфорта, которые до сих пор остаются неизменными в авиапромышленности. Независимые дизайнерские фирмы «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г. http://www.ielastic.ru/design/nezavisimye-dizainerskie-firmy
Слайд 58
Генри Дрейфус, один из самых упорных и трудолюбивых мастеров из поколения основателей дизайнерской профессии, фактически создал науку эргономику, начав широкое изучение человека и групп людей в целях оптимизации процесса труда. Независимые дизайнерские фирмы Генри Дрейфус в своем дизайнерском творчестве особое внимание уделял идеям человеческих движений. Он развил дизайн-теорию о связи между человеком и машиной и был убежден, что машина должна соответствовать требованиям человека, и никак не наоборот. Исходя из этих позиций он строил теории об эргономике и антропометрии. Определенной кульминацией поисков Дрейфусса стал телефон для компании Bell "Модель 300 «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г. http://www.ielastic.ru/design/nezavisimye-dizainerskie-firmy
Слайд 59
Независимые дизайнерские фирмы Телефон-трубка AT&T Trimline, 1965 Телефонный аппарат "Белл " ("Модель 300", 1937) http://www.dorohouse.com/info/realty:Famous/Znamenitye/news:D11
Слайд 60
Независимые дизайнерские фирмы Локомотив New York Central Railroad (дизайн-проект Дрейфуса) с 15 июня 1938 года возил флагманский пассажирский поезд Нью-Йорк-Чикаго. Одновременно на том же маршруте ходил поезд конкурентов из Pennsylvania Railroad, дизайн которого выполнил Раймонд Лоуи. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 61
Независимые дизайнерские фирмы Рунге В.Ф. - История дизайна, науки и техники. В 2-х тт. 2006 г.
Слайд 62
Независимые дизайнерские фирмы Среди дизайнеров-консультантов второго поколения, получивших специальное образование в области дизайна и начавших свою профессиональную деятельность после Второй мировой войны, чаще других высокой оценки со стороны критиков удостаивался Элиот Нойс. Он был куратором отдела дизайна Музея современного искусства, но высокую репутацию и известность Нойс завоевал благодаря приданию строгой целесообразной формы множеству компонентов компьютеров фирмы IBM, а также другим промышленным символам 60-х гг., таким как пишущая машинка «1ВМ- селектрик ». http://www.preservationnation.org/travel-and-sites/sites/northeast-region/new-canaan-ct/architects/eliot-noyes.html
Слайд 63
Независимые дизайнерские фирмы Элиот Нойс. Пишущая машинка для IBM " Selectric ", 1961 г. Шаровая головка к пишущей машинке " Selectric " К концу 60-х годов многие дизайнеры в США достигли значительных успехов и профессия в целом вышла на передовые рубежи. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 64
Дизайн в США в 1950-ые годы Стиль молодых. Прет-а-порте "Мода в 50-е повернулась к молодым, а молодость сделалась культом. Новая, живая, бесконечно изобретательная мода перестала считаться с общепринятыми стандартами и нормами. Новое поколение могло надевать что угодно и когда угодно" Молодежь послевоенного поколения ценила в одежде практичность и искала возможности самовыражения. В результате потребность в вещах не очень дорогих, но модных, выросла. Фабрики и небольшие фирмы стали ориентироваться на молодых покупателей и перешли к массовому производству готового платья. К концу 60-х гг. больше половины всей одежды в мире было куплено людьми моложе 25 лет. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 65
Дизайн в США в 1950-ые годы Такие певцы, как Элвис Пресли и звезды кино, как Джеймс Дин, стали идолами молодого поколения. Король Рок-н-ролла Элвис Пресли. Кадр из фильма с Джеймсом Дином. Стиль молодых. Прет-а-порте «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 66
Дизайн в США в 1950-ые годы Клер Мак- Карделл. Пляжный костюм, 1946 г. Клер Мак- Карделл (1905-1958 гг.) Законодатель стиля американ -лук ( American look ), который позволил американкам отойти от рабского подражания европейским образцам. Она задавала тон в американской моде 40-х. Мак- Кардел понимала, что требуется современной женщине: удобная одежда, сдержанная, плоского силуэта, без оборок и буфов, модных в 40-х гг. Ее платье " pop over " (1941 г.), платье для ужина и кухни, шикарное и недорогое, продавалось тысячами экземпляров. Клер Мак- Карделл всегда сама носила то, что придумывала. Клер Мак- Кардел. Платье "pop over" (1941 г.) Стиль молодых. Прет-а-порте «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 67
Дизайн в США в 1960-ые годы В 60-е годы вместе с расцветом общества происходят радикальные изменения во всех областях его жизни. Теория функционализма больше не могла дать ответов на происходящие перемены. На смену эйфории массового производства и рационализма в формообразовании пришла его критика. Дизайнеры не хотят больше видеть себя "лишь продолжением рук индустрии". Вопрос о задачах дизайна в обществе в начале 70-х ставился уже по-новому - "вопрос о функции предмета в чисто техническом аспекте перерос в символическое и социальное". Эстетические образцы искались теперь в собственных областях дизайна. В США появились первые теории, которые ставили в центр культурные, психологические и семантические аспекты, и в критическом разделении с "Современным движением" предвосхитили зарождающуюся теорию постмодернизма. Поп-культура и поп-дизайн 60-х. Альтернативы сильно раскритикованному функционализму появились в 60-х гг. и были усилены молодежной культурой: британская поп-музыка, американское движение "хиппи" принесли язык формы " Flower-power " (сила цветов), который вместе с поп-артом повлиял на графический дизайн, моду и экспериментальную мебель многих дизайнеров. Молодежная культура 60-х как и поп-музыка была протестом против традиционных способов существования. Смена приоритетов «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 68
Дизайн в США в 1960-ые годы Поп-культура и поп-дизайн 60-х Выступление ливерпульского квартета Битлз на стадионе "Ши" в Нью-Йорке во время второго американского турне, собравшее 55 000 зрителей, август 1965 г. Демонстрация против Вьетнамской войны во Франкфурте Студенческие волнения. Париж, 1968 г. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 69
Дизайн в США в 1960-ые годы В конце 50-х в обстановке процветающего "американского общества потребления" возникло новое течение в искусстве "Поп-арт". Считается, что первое произведение поп-арта принадлежит кисти английского художника Ричарда Хамилтона "Что же делает наши современные дома такими особенными, такими привлекательми ?". Оно было показано на выставке " This is tomorrow " ("Это завтра") в небольшой лондонской галерее « Уайтчепл » в 1956 году. В нем мелькнуло слово "поп" (англ. - "сухой звук взрыва, удара, хлопка вылетающей из бутылки пробки), давшее имя новому художественному течению. Большинство критиков, однако, считают, что речь идет скорее о словосочетании "популярное искусство" Поп-арт http://parillo.livejournal.com/653820.html Р. Хамильтон. «Что же делает наши современные дома такими особенными, такими привлекательными? », 1956
Слайд 70
Дизайн в США в 1960-ые годы Поп-арт http://parillo.livejournal.com/653820.html Хамилтон утверждал, что "поп-арт" обращается к массовой, преимущественно молодежной публике и что ему присущи эфемерность и быстротечность, виртуозное мастерство и превращения. Сторонники поп арта стремились создать антиискусство, выведя на сцену цивилизацию потребления, возвышая ее самые обыденные, ординарные предметы, которых фабрикуются миллионы. Они черпали вдохновение из так называемого "низменного искусства". Тщательно изучая рекламу, мир средств массовой информации, они вдохновлялись комиксами, представляли в своих работах машины, электронику, консервные банки, страницы журналов, фотографии, банковские билеты. Взятые отдельно или вмонтированные в коллажи и в ассамбляжи, эти предметы словно насмехались над зрителем, сбивали его с толку своими порой чудовищными размерами, производя впечатление отстраненности, анонимности, свойственным новой городской культуре. Самыми известными представителями поп-арта были Роберт Рашенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс и Джеймс Розенквист. Но бесспорным отцом поп-арта остается Энди Уорхол с его знаменитыми шелкографиями, прославляющими как Мерлин Монро, так и банк кэмпеловских супов. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 71
Дизайн в США в 1960-ые годы Поп-арт Энди Уорхол ( Andy Warhol ).Один из самых известных художников американского поп-арта. Уорхол воспроизводил вещи общества потребления, чтобы они говорили сами за себя. Основным средством выражения была шелкография. Его техника зачастую напоминает плохие газетные репродукции. Уорхол известен своими картинами популярных знаменитостей. Энди Уорхол. Мерлин Монро, 1962 г. http://lifeglobe.net/entry/1420
Слайд 72
Дизайн в США в 1960-ые годы Поп-арт Энди Уорхол. Банка томатного супа, 1961-62 Одежда из бумаги Томатный суп", 1966-1967 гг. http://lifeglobe.net/entry/1420
Слайд 73
Дизайн в США в 1960-ые годы Поп-арт http://lifeglobe.net/entry/1420 Муза Энди Уорхола. Эди Сэджвик. «Она была восхитительное, красивое пустое место»
Слайд 74
Дизайн в США в 1960-ые годы Поп-арт http://www.designstory.ru/style/pop-art/ Поп-дизайн был неотделимо связан с американской мечтой абсолютно потребительского мировоззрения, которая в начале 60-х овладела всем западным миром. Идея производства долговечных, добротных товаров сменилась лозунгом "сегодня использовал - завтра выбросил". Это был прорыв в философии промышленного производства и дизайна. Детский стул из гофрокартона Петера Мурдока, цветное пневматическое кресло из поливинилхлорида Ди Паса, Д Урбино, П. Ломази стали символами распространяющейся "культуры недолговечности". Поп-дизайн с его яркими цветами, смелыми формами, дешевыми товарами стал стилем для молодых. Наиболее популярными материалами для поп-дизайнеров стали различные виды пластиков, процессы изготовления которых в 60-е годы были уже хорошо освоены. Пластик привлекал низкой ценой и разнообразием цветов. Энзо Мари одним из первых начал экспериментировать с пластиком.
Слайд 75
Дизайн в США в 1960-ые годы Поп-арт http://ec-dejavu.ru/p-2/pop-art-10.html Allen Jones Cut-a-Way 1976 Tate Collection Allen Jones Hutstander, Tisch und Stuhl 1969
Слайд 76
Дизайн в США в 1960-ые годы Поп-арт http://ec-dejavu.ru/p-2/pop-art-10.html Роберт Индиана ( Robert Indiana ). Украшение "Кольцо любви", металл с позолотой, 1966 г. Love Sculpture by Robert Indiana, 6th Avenue Обложка альбома Битлз «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера », 1967 г.
Слайд 77
Дизайн в США в 1960-ые годы Поп-арт http ://vkontakte.ru Школа для детей с нарушениями. Идея - классы - дома вокруг главной галереи. Автор Майкл Грейвс
Слайд 78
Дизайн в США в 1960-ые годы Интерьер в стиле поп-арт http://ec-dejavu.ru/p-2/pop-art-10.html
Слайд 79
Дизайн в США в 1960-ые годы Американский живописец, график и скульптор, крупный представитель поп-арта. Родился в Нью-Йорке, учился в Студенческой Лиге искусств в Нью-Йорке, затем в университете Огайо. После периода абстрактного экспрессионизма, в 1961 году Лихтенштейн нашел тот стиль, который стал характерным для его творчества в целом. Он черпает свои темы в банальном стереотипном мире массового потребления, комиксов, рекламы; какая-либо деталь этих образов увеличивается, заботливо обрамляется и изображается вместе с огромной типографской сеткой, так называемой "Бен Дей ". Лихтенштейн энергично отвергает ярлык " антиискусства ": его работы - не простые воспроизведения: "я даю форму - вот что я делаю". Мощное увеличение и упрощение мотивов имеет эффект демистификации, который побуждает зрителя изменить способ видения. Рой Лихтенштейн ( Roy Lichtenstein, 1923 г.) «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 80
Дизайн в США в 1960-ые годы Рой Лихтенштейн, "Безнадежность" Рой Лихтенштейн, " Гррррррррррр !!" Рой Лихтенштейн, "Тонущая женщина" Рой Лихтенштейн, " BMW 320i" http://rupo.ru/m/2751/roy_lihtenshteyn.html
Слайд 81
Дизайн в США в 1960-ые годы Оп-арт Основным «соперником» поп-арта в модернистском искусстве 1960-1970-х годов считался оп-арт (оптическое искусство) - течение в авангардном искусстве, главным образом, графике и оформлении интерьеров. Течение основано на использовании оптических эффектов: иррадиации, «явлении фигуры и фона» и др. Поп-арт и оп-арт имеют не только этимологическое сходство в звучании. Их роднит однородность внутренних исходных позиций поп- и оп-художников, которая проявляется, прежде всего, в стремлении держать изобразительное искусство вне образной интерпретации реального мира, замене интеллектуально-гуманистического воздействия искусства элементами «чисто» визуального, оптического порядка. Вместо обращения к чувствам и разуму человека оп-арт, опираясь на определенные психологические особенности человеческого восприятия, атакует сетчатку глаза, раздражает мозг всеми мыслимыми комбинациями геометрических линий и форм, сочетаниями цветов и их оттенков. Архитектурные решения Виктор Вазарели «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 82
Дизайн в США в 1960-ые годы Оп-арт http://ec-dejavu.ru/p-2/pop-art-10.html Четкость форм, несомненная функциональная декоративность и общедоступность настолько усиливали близость двух псевдоантагонистов, что это позволило искусствоведам объединить два течения в «движение постабстракционизм », куда были отнесены также световое искусство, кинетическое искусство и некоторые другие течения. Виктор Вазарели. Вега. 1957 г. Интерьер Мексиканского павильона на олимпийских играх 1968 Интерьер кафе, созданный Тобиасом Ребергером «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 83
Дизайн в США в 1960-ые годы Оп-арт http://ec-dejavu.ru/p-2/pop-art-10.html Четкость форм, несомненная функциональная декоративность и общедоступность настолько усиливали близость двух псевдоантагонистов, что это позволило искусствоведам объединить два течения в «движение постабстракционизм », куда были отнесены также световое искусство, кинетическое искусство и некоторые другие течения. Оп-арт Виктора Вазарели Зебры, 1950 «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 84
Дизайн в США в 1960-ые годы Оп-арт http://www.wikipaintings.org/ru/m-c-escher Мауриц Корнелис Эшер Butterflies, 1950 М.К. Эшер "Картинная галерея"
Слайд 85
Дизайн в США в 1960-ые годы Оп-арт http://ec-dejavu.ru/p-2/pop-art-10.html Акиоши Китаока
Слайд 86
Дизайн в США в 1960-ые годы Гонка за овладение мировым пространством в середине 60-х гг. охватила всеобщее сознание людей, моду, стиль, дизайн. Представление, что покорение мира человечеству по плечу, усилило общий оптимизм и глубокое уважение перед Вселенной. Стартовый выстрел к покорению мирового пространства прогремел в 1957 году, когда советский космический спутник покинул Землю. Тремя годами спустя состоялся первый в мире полет человека в космос. Им был гражданин СССР Юрий Гагарин. Американский президент Кеннеди принял вызов, пообещав в 1962-ом году, что до конца десятилетия человек высадится на Луну. " Стилистические намеки" на космические полеты вскоре стали неотъемлемой частью моды и предметного формообразования. Эксперименты с новыми материалами и дизайн-утопии. Советский космонавт в открытом космосе. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 87
Дизайн в США в 1960-ые годы Футуристическая мода 60-х http://www.kinopoisk.ru/level/17/film/380/
Слайд 88
Дизайн в США в 1960-ые годы Геодезический купол Фуллера. Широкое распространение в 60-е гг. получили "геодезические купола" Бакминстера Фуллера - пространственные конструкции, собранные из небольших сборных элементов заводского изготовления в форме тетраэдра. Элементы, изготовленные из металла, пластмасс, картона, стекловолокна или бамбука, поддерживаются стальной сеткой. Геодезические купола могут достигать гигантских размеров. Фуллер предложил проект купола из просвечивающих пластмасс, покрывающего весь остров Манхэттен. Таким образом, инженерное решение геодезических куполов дает возможность покрыть колпаком целый город. Ричард Бакминстер Фуллер ( Richard Buckminster Fuller, 1895-1983 гг.) «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 89
Дизайн в США в 1960-ые годы Геодезический купол Фуллера. Пожалуй, наиболее "утопическим" предложеним Бакминстера Фуллера является светопропускающая сферическая оболочка вокруг земного шара, построенная по принципу геодезического купола. Центр тяжести оболочки, по замыслу автора, совпадал бы с центром тяжести Земли. Разумеется, воплощение этого фантастического проекта человечеству было не под силу. Наибольший геодезический купол диаметром 117 метров был построен Фуллером в Батон-Руже (штат Луизиана) в 1958 г. 1 958 Richard Buckminster Fuller- kupole Union Tank Car Company «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 90
Дизайн в США в 1960-ые годы Геодезический купол Фуллера. Вплоть до 50-х гг. Бакминстера Фуллера считали чудаком и фантазером. Со времененм его прозвища претерпели изменения, его чаще стали называть "первым поэтом техники", "величайшим гением в области индустриализации строительства". В 1952 г. Американская академия архитектуры награждает его медалью, а в 1959 г. избирает своим почетным членом. Бакминстер становится национальной гордостью США. Монреальская Биосфера (бывший Павильон США на Экспо-67) Элементы конструкции геодезического купола Оранжерея Climatron в Ботаническом саду Миссури, построенная в 1960 году. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 91
Несмотря на видную роль дизайна в американской экономике, к концу 60-х - началу 70-х гг. в сообществе дизайнеров наступил перелом. Новые социальные, политические и экологические проблемы, накопившиеся к этому периоду, побудили дизайнеров к пересмотру своего профессионального положения в обществе. В результате в их творчестве появились новые направления. Преподаватель Виктор Папанек стал обучать студентов приемам недорогого «гуманитарного дизайна» для развивающихся стран, бедных слоев населения, престарелых и инвалидов. Папанек призывал своих коллег уделять хотя бы часть времени подобной работе. Помимо этого, принятие строгого законодательства об ответственности за качество выпускаемых изделий заставило дизайнеров уделять больше внимания вопросам надежности и безопасности товаров, а не только их внешнему виду. Виктор Папанек — « Дизайн для реального мира» http://www.ielastic.ru/design/perelom-v-soobshchestve-dizainerov-v-970-kh
Слайд 92
Известен тем, что проповедовал взгляд на дизайн как на возможность облегчить и улучшить жизнь людей, а не как на забаву богатых. В западном мире получил прозвище «Дизайнер мусорного бачка» после того как спроектировал радиоприемник для стран третьего мира, умещающийся в использованной консервной банке. Проповедовал следующие принципы при проектировании изделий: максимальная полезность, дешевизна изготовления, возможность изготовления в регионе конечного использования, максимальная простота конструкции и экономия ресурсов при изготовлении. Спроектировал множество изделий для медицинских нужд, для нужд инвалидов, для развивающихся стран, игры для развития детей, функциональную мебель. Позже написал несколько теоретических трудов, среди которых наибольшую известность приобрела книга «Дизайн для реального мира». Умер Папанек 14 января 1999 года. Ви́ктор Папа́нек (англ. Victor J. Papanek ; 1927—1999) — американский промышленный дизайнер, антрополог, философ и теоретик дизайна. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 93
Обложка первого издания книги «Убеждать людей приобрести то, что им не нужно, на деньги, которых у них нет, чтобы произвести впечатление на тех, кому до этого нет никакого дела, — сегодня это мошенничество стало поистине виртуозным.» Виктор Папанек Виктор Папанек — «Дизайн для реального мира» «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 94
Борьба против авторитетов привела даже к революции в стиле: молодые дизайнеры, отвергнув превозносимые критиками принципы утонченной чистой формы, стали черпать вдохновение в самых крайних элементах массовой культуры - комиксах, архитектурных формах придорожных закусочных, оформленных хромированным металлом и пластиком, автомобилях 50-х гг. с их хвостовым «оперением» огромных размеров. Когда страсти 60-70-х гг. утихли, оказалось, что они способствовали значительному расширению сферы американского дизайна по сравнению с периодом 1930-1950-х гг. Неограниченный рамками двух противоположных, но довольно однобоких принципов - чистого искусства и стремления к коммерческому успеху, - промышленный дизайн в последние десятилетия принял новые, плюралистические концепции. Новые материалы с их широкими возможностями дали дизайнерам больше свободы в экспериментах с формой, цветом и текстурой материалов. Компьютерный дизайн предоставил маленьким независимым фирмам возможность генерировать идеи и Моделировать ситуации такого уровня, которые раньше были по плечу лишь крупным бюро, имевшим в штате десятки чертежников. http://www.ielastic.ru/design/perelom-v-soobshchestve-dizainerov-v-970-kh
Слайд 95
В постиндустриальном обществе 80-х была окончательно разрушена господствовавшая до этого доктрина современного движения «форма следует за функцией» и семантическое значение объекта теперь стало столь же важным, как и его практический смысл. Постмодернизм На смену функциональному диктату модерна (современного движения) пришли поп-культура и различные течения радикального дизайна, подготовив почву для появления нового стиля - постмодернизм. Плюрализм стилистических течений и эстетических взглядов стал общественным феноменом 70-80-х. Корни постмодернизма берут свое начало в пол—культуре и радикальных течениях дизайна. Во многом благодаря поп—культуре в конце 60—х возникли новые художественные направления, которые перестали делить категорично дизайн на «плохой» и «хороший», на «хорошую форму» и «кич», на «высокую культуру» и «обыденную». «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 96
Постмодернизм Д. Белл заявляет, что в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет развитие нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Компьютер, по мнению американского социолога, является символом и одновременно материальным носителем технологической революции. Именно компьютер коренным образом трансформирует общество второй половины XX века. Таким образом, ключевая роль в новом обществе отводится информации и электронным средствам, обеспечивающим техническую базу для ее использования и распространения.
Слайд 97
Постмодернизм Родился в Индианаполисе в 1934 году. Закончил университет Цинциннати и Гарвардский университет. В 1964 основал собственную мастерскую в Принстоне. Начав с работ в русле модернизма, Грейвс затем перешел на позиции постмодернизма, став одним из ключевых архитекторов этого направления. Грейвс также приобрел известность как дизайнер. Майкл Грейвс входил в группу "Нью-Йоркская пятерка" (вместе с Дж. Хейдуком, Ч. Гуотми, П. Айзенманом и Р. Майером). Майкл Грейвс ( Michael Graves, 1934 г.) Известный архитектор и дизайнер - ведущий мастер американского постмодернизма «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 98
Постмодернизм Мельница для перца, 1988 г. Майкл Грейвс. Чайник с птичкой, сахарница и молочник для " Alessi ", 1985 г Кресло "MG 3", 1984 г. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 99
Постмодернизм Благодаря такому множеству эстетических течений в искусстве и дизайне у потребителя расширился вкус, формировалась многогранность восприятия, плюрализм эстетических взглядов: к существовавшему до этого единственному направлению хороший дизайн добавились стилевые течения. В обществе конца 70-х - 80-х гг. сформировалось сложная социологическая структура, которую практически невозможно было четко разделить на средние, низшие и высшие сословия. Вкус и стиль в различных слоях населения был также многогранен. Этот плюрализм эстетических взглядов и мнений стал общественным феноменом 70-х, приведшем в итоге к возникновению нового художественного стиля, оппозиционного современному движению, получившего название постмодернизм. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 100
Постмодернизм Роберт Вентури ( Robert Venturi, 1925 г.) Родился в Филадельфии (США). В 1943-1950 гг. изучал архитектуру в Принстонском университете и работал позднее в бюро Ееро Сааринена и Луиса Кана. Как лауреат Римской премии окончил Американскую академию в Риме (1954-1956 гг.). По возвращении преподавал архитектуру в Пенсильванском университете (1957-1965 гг.). В 1964 г. вместе с Дж. Раухом открыл собственную фирму. В 1967 г. выходит книга Вентури "Сложность и противоречия в архитектуре", в которой он формулирует свои принципы подхода к проектированию. Благодаря книге получил широкую известность. Она появилась в период активных поисков новых путей в архитектуре и кризиса Современного движения. Его предметный дизайн - "коллекция Вентури " (1984 г.) для фирмы " Кнолл " и чайно-кофейный сервиз " Пияцца " для " Алесси " (1983 г.) стали символами и сущностью постмодернизма. Роберт Вентури ( Robert Venturi, 1925 г.) «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 101
Постмодернизм Чайный сервиз "" из четырех предметов, 1986 г. "QUEEN ANNE" SIDE CHAIR Robert Venturi 1984 "ART DECO" SIDE CHAIR Robert Venturi 1979–84 http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections?ft=Venturi,+Robert+%28America,+born+1925%29
Слайд 102
Постмодернизм Яркими представителями постмодернизма стали архитекторы: Роберт Вентури ( Robert Venturi ), Хельмут Джан ( Helmut Jahn ), Рикардо Бофилл ( Ricardo Bofill ), Чарлз Мур ( Charles Moore ), Роб Криер ( Rob Krier ), Майкл Грейвс (М1сЬае1 Michael Graves ), Альдо Росси ( Aldo Rossi ), Ханс Холляйн ( Hans Hollein ). Многие из них работали и в области дизайна, пополнив мировую галерею икон дизайна произведениями в стиле постмодернизм. Постмодернизм создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Без постмодернизма в конце XX века не стали бы возможными последующие за ним поиски яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью. «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 103
Хартмут Эслингер ( Hartmut Esslinger, 1945 г.) Родился в Альтенштайге. Получил образование инженера-электрика в Штудгардском университете, позднее учился промышленному дизайну в Гмунде. В 1969 г. получает национальную премию "Хорошая форма" и возглавляет собственное дизайн-агентство. После выполнения заказа фирмы " Wega " (позже вошедшей в корпорацию Sony ) стал известным в Японии. Его функциональный дизайн стереосистем принес международную известность. В 1982 г. фирма Эслингера получает название " Frogdesign " ( frog-Federal Republic of Germany ). В этом же году открывает в Калифорнии проектное бюро со специализацией в области компьютерной индустрии. Позже аналогичное бюро открывается в Токио (1986 г.). В 1984 г. создает классический образец компьютера Макинтош для фирмы Эппел и становится лидером эстетики новых компьютеров. Кроме того, Frogdesign разрабатывает фотоаппараты, бинокли, синтезаторы, коммуникаторы для таких известных фирм, как ВСА, Кодак, Полароид, Моторолла, Сейко, Сони, Олимпус, AEG, Ямаха. Новый дизайн «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г.
Слайд 104
Персональный компьютер фирмы " Apple " " Macintosh SE", 1987 г. MacBook Air 29 января 2008 (первая модель) Стив Джобс представляет ноутбук на конференции Macworld 2008 «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г. http:// www.apple.com/ Новый дизайн
Слайд 105
Американский дизайн сегодня Американский дизайн в 90-е гг. вступил в пору зрелости. Больше он не пасынок масс-медиа и не внучатый племянник искусства. Дизайнеры стали ценными, высокообразованными профессионалами, уважаемыми бизнесом, признанными в культуре, востребованными обществом. Мы раньше других узнали, что нерезкий монитор в 15 дюймов плох, и убедили инженеров и техников придумать новые программные продукты. Теперь мы можем создавать трехмерные виртуальные ландшафты с громом и музыкой. Мы сделали слово «фонт» привычным и понятным каждому. Мы стали гуру коммуникации. Вместе с Macintosh, появившимся на ТВ, дизайнеры-графики изменили нашу жизнь, позволив нам говорить с миром через телевидение в конце 80-х. Графический дизайн изменил Америку, и Америка изменила графический дизайн. http://kak.ru/magazine/18/a389/
Слайд 106
Американский дизайн сегодня Лучший американский дизайн 2010 года Дизайн логотипов 1-е место Marsh, Inc Cincinnati, OH USA 2-е место Jon Briggs Design Oceanside, CA USA 3-е место Ali McCarley United Kingdom http://natalydesign.ru/?p=2047
Слайд 107
Американский дизайн сегодня Лучший американский дизайн 2010 года Фирменный стиль 1-е место Jon Briggs Design Oceanside, CA USA 2-е место Christopher Blackwell Jr. College Park, GA USA 3-е место Fire Station Agency Los Angeles, CA USA
Слайд 108
Американский дизайн сегодня Лучший американский дизайн 2010 года Веб-дизайн ( Flash) 1-е место LIDC | Simon Fraser University Canada 2-е место Doug Buseman Designs | AKA Manhattan, KS USA 3-е место Plumbline Studios | Highflyer Wines Napa, CA USA http://natalydesign.ru/?p=2047
Слайд 109
Американский дизайн сегодня Лучший американский дизайн 2010 года http://natalydesign.ru/?p=2047 Дизайн упаковки 1-е место Sterling Brands New York, NY USA 2-е место Marsh, Inc Cincinnati, OH USA 3-е место Sterling Brands New York, NY USA
Слайд 110
Американский дизайн сегодня Лучший американский дизайн 2010 года http://natalydesign.ru/?p=2047 Дизайн брошюр 1-е место Carlo Magnoli — MMG Design Italy 2-е место Plumbline Studios Napa, CA USA 3-е место Developers Diversified Realty Beachwood, OH USA
Слайд 111
Американский дизайн сегодня Лучший американский дизайн 2010 года http://natalydesign.ru/?p=2047 Дизайн плакатов 1-е место Visual Arms Canada 2-е место Plumbline Studios Napa, CA USA 3-е место Jon Robbins Calabasas, CA USA
Слайд 112
Американский дизайн сегодня Лучший американский дизайн 2010 года http://natalydesign.ru/?p=2047 Дизайн каталогов 1-е место Carlo Magnoli — MMG Design Italy 2-е место Nagel Werbeagentur Germany
Слайд 113
Американский дизайн сегодня Лучший американский дизайн 2010 года http://natalydesign.ru/?p=2047 Дизайн книг и журналов 1-е место Appleton Creative, Inc. Orlando, FL USA 2-е место Suzanne Naudin | H.O. Zimman, Inc. Lynn, MA USA 2-е место Plumbline Studios Napa, CA USA 3-е место Developers Diversified Realty Beachwood, OH USA
Слайд 114
Американский дизайн сегодня Лучший американский дизайн 2010 года http://natalydesign.ru/?p=2047 Дизайн рекламы 1-е место Marsh, Inc Cincinnati, OH USA 2-е место Marsh, Inc Cincinnati, OH USA 3-е место Plumbline Studios Napa, CA USA
Слайд 115
Американский дизайн сегодня Лучший американский дизайн 2010 года http://natalydesign.ru/?p=2047 Дизайн приглашений 1-е место Appleton Creative, Inc. Orlando, FL USA 2-е место AMOS San Jose, CA USA
Слайд 116
Американский дизайн сегодня Лучший американский дизайн 2010 года http://natalydesign.ru/?p=2047 Иллюстрации 1-е место Francisco Martins Portugal 2-е место Francisco Martins Portugal 3-е место André Letria Portugal
Слайд 117
Американский дизайн сегодня Лучший американский дизайн 2010 года http://natalydesign.ru/?p=2047 Дизайн рекламных наборов 1-е место Jurczyk Design Poland 2-е место AMOS San Jose, CA USA 3-е место AMOS San Jose, CA USA
Слайд 118
Заключение Дизайн США стал органичной частью как коммерческой, так и проектно-художественной деятельности. В результате можно сформулировать следующие выводы: 1. Американским коммерческим дизайном 30-х годов были заложены основы для внедрения в производство многих идей, принадлежащих лидерам европейского функционализма. 2. Стайлинг был выработан в американском дизайне как особый инструмент адаптации изделия к массовому вкусу. Стайлинг способствовал удовлетворению потребности человека в ориентации в мире вещей. 3. Впервые в истории дизайна художественная форма изделия стала определяться не только конструкцией и функцией, но и технологией изготовления вещи в условиях массового промышленного производства.
Слайд 119
Заключение 4. Высокая технологическая грамотность американского дизайнера, знание и учет нужд промышленности позволяют внедрять в производство самые „острые" по художественному образу проектные решения. 5. Воплощение идеи движения. Оно соответствует -постоянным изменениям, происходящим в предметно-пространственной среде, динамике американского образа жизни. Это подтверждается проектированием форм определенных изделий, воплотивших разнообразные виды движения, таких, как устремленный ввысь небоскореб, ставший архитектурным символом страны, автомобиль как олицетворение движения по горизонтали; мебель постмодернизма — результат освоения исторического наследия „больших стилей", персональный компьютер — обобщенный символ поступательного движения высокой технологии. 6. В связи с тем, что многие дизайнеры Америки в своем творчестве опираются на опыт изучения пластических искусств, дизайн США становится все более артистичным.
Слайд 120
Заключение Сегодня американский дизайн стремится к одухотворению мира техники. Все больше ценятся оригинальные решения предметно-пространственной среды. Мир символов и мир предметов обретают новые связи. „Американская мечта" раньше воплощалась в автомобиле, космическом корабле, персональном компьютере. Сегодня взаимоотношения человека с изделием становятся более сложными и неоднозначными, требующими не просто восприятия, а переживания и осмысления. Можно сделать вывод, что ориентация на инновацию, в том числе проэктно -художественную, — норма культурной жизни США.
Слайд 121
Список литературы http://kak.ru/ Хай-тек, Ар Нуво, Поп-арт. С. Михайлов http://www.trinitas.ru http://www.idh.ru http://www.studio-object.ru http://inet-reklama.su/ «История дизайна» том 2, С.Михайлов, 2003 г. Рунге В.Ф. - История дизайна, науки и техники. В 2-х тт. 2006 г. http://ec-dejavu.ru http://www.fashionspace.ru http://www.forma.spb.ru http://www.ielastic.ru Сайты: Книги: http://www.designstory.ru Джордж Нельсон Дизайн США (1930-70 г.) Джордж Нельсон — борец с «визуальной неграмотностью ». Анна Фонарёва Реклама сигарет середины 20го века Мода и стиль: история и современность Энциклопедия культур Американский дизайн сегодня. Стивен Хеллер «Пластмассовой рай» Форум архитекторов
Слайд 122
Список литературы http://rosdesign.com/ http://fotograf-lib.com/ http://hqroom.ru http:// rupo.r u / http:// www.wikipaintings.org , http ://natalydesign.ru/ Биография Харли Эрла http://avtohistory.net Реклама сигарет середины 20го века http://inet-reklama.su Чарльз и Рэй Имз ( Charles & Ray Eames) http:// www.djournal.com.ua Рой Лихтенштейн Дизайнер: Виктор Папанек Часы от дизайнера George Nelson Оп-арт Дизайн в США в послевоенные годы Н.А. Ковешникова Лучший американский дизайн 2010 года Наталья Супрунова Сайты: