Первый слайд презентации: Домашние животные в античном мире
Юлия Лейбенсон Георгий Чебышев Домашние животные в античном мире
Слайд 2: Басня Эзопа
Конь, бык, собака и человек Зевс сотворил человека, но жизнь ему дал недолгую. А человек, по своей сообразительности, с наступлением холодов построил себе дом и поселился там. Стужа была сильная, лил дождь; и вот конь не мог больше это выдержать, прискакал к человеку и попросил приютить его. А человек сказал, что пустит коня, лишь если тот подарит ему часть своей жизни: и конь охотно согласился. Немного спустя появился и бык, тоже не в силах более терпеть непогоду, и человек опять сказал, что пустит его, лишь если тот отдаст ему столько-то лет своей жизни; бык отдал, и человек его пустил. Наконец, прибежала собака, измучась на холоду, тоже отдала частицу своего века и тоже нашла приют. Так и получилось, что только назначенные Зевсом годы живет человек по-хорошему и по-настоящему; дожив до конских лет, делается хвастливым и чванным; в бычьи годы становится тружеником и страдальцем; а в собачьи годы оказывается сварливым и ворчливым. Эту басню можно применить к человеку старому, злонравному и несносному. Басня Эзопа
Слайд 5: Группа из Карточето-ди-Пергола. Позолоченная бронза.50—30 гг. до н. э. Анкона, Национальный археологический музей Марке
Мужи- коннодоспешные : ἀνέρες ἱπποκορυσταὶ М ногие названы ἱππόδαμος – укротителями коней или ἱππότης – конниками (всадниками) Некоторые страны – напр., Троя - εὔπωλος (богатый конями, жеребятами) Кони как бы сами норовят воевать, такова их природа: «Кони, носящие в битвах Пелида героя. Но бездействовал он при своих кораблях мореходных, Пламенный гнев на владыку народов, Атреева сына, В сердце питая; дружины его на береге моря Дисков, и сулиц, и стрел забавлялися праздным метаньем. Рьяные кони вождей при своих колесницах стояли, Праздные, лотос один и селину болотную щипля. Все колесницы и сбруя, заботно покрыты, лежали В сенях владык; а они, предводителя храброго алча, Праздные, с края на край по широкому стану бродили.(Илиада. II. 770-779) У Гомера кони сопровождают героев на протяжении всей Илиады
Слайд 16: Кони Ахилла:
Сей Автомедон подвел под ярмо Ахиллесовых коней, Ксанфа и Балия, быстрых, летающих с ветрами вместе. Гарпия оных Подарга роди́ла от Зефира ветра, Им посещенная в пастве, при бурных струях Океана. (Ил. 16, 145-151) Перед решительным боем кони предсказывают ему близкую кончину, назначенную роком, но это его нисколько не останавливает (XIX, 400 сл.): Ксанф ; понуривши морду и пышною гривой своею, Выпавшей вон из ярма, досягнув до земли, провещал он (Вещим его сотворила лилейнораменная Гера): «Вынесем, быстрый Пелид, тебя еще ныне живого; Но приближается день твой последний! Не мы, повелитель Будем виною, но бог всемогущий и рок самовластный. Нет, не медленность наша, не леность дала сопостатам С персей Патрокла героя доспех знаменитый похитить; Бог многомощный, рожденный прекрасною Летой, Патрокла Свернул в передних рядах и Гектора славой украсил. Мы же, хотя бы летать, как дыхание Зефира, стали, Ветра быстрейшего всех, но и сам ты, назначено роком, Должен от мощного бога и смертного мужа погибнуть!» Кони Ахилла:
Слайд 17: Семонид Аморгский. О нравах женщин
…Иная род ведет от пышного коня: Заботы, черный труд — ей это не под стать, Коснуться мельницы, взять в руки решето, Куда там! — труд велик из дому выместь сор. К печи подсесть — ни-ни! От копоти бежит. Насильно мил ей муж. Привычку завела Купаться дважды в день и трижды, коль досуг. А умащениям — ни меры, ни числа. Распустит локонов гривастую волну, Цветами обовьет и ходит целый день. Пожалуй, зрелище прекрасное жена, Как эта, для иных; для мужа — сущий бич! Конечно, если он не царь или богач, Чтоб тешиться такой ненужной мишурой… Семонид Аморгский. О нравах женщин
Слайд 18: И впрямь, содержание лошади дорого обходится
Плутарх. Жизнь Солона …вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер ( медимнов ); этих называли «принадлежащими к всадникам»… И впрямь, содержание лошади дорого обходится
Слайд 19: Аристофан. Облака
… Только знай: долги мои Когда-нибудь падут тебе на голову. Ох, ох! Пускай бы удавилась сваха подлая, На матери твоей меня женившая. Чудесной, тихой жил я жизнью сельскою, В уюте, и в достатке, и в спокойствии Средь пчел, вина, оливок и овечьих стад. Тут в жены взял племянницу Мегаклову, Родню Кесиры, важную, надутую. Женился, спать пошел с ней, от меня землей Воняло, сеном, стойлом и достатками. От барышни — помадой, поцелуями, И Афродитой пахло, и расходами… … Позднее сын вот этот родился у нас, Ох, у меня и у любезной женушки. Тут начались раздоры из-за имени. Жене хотелось конно-ипподромное Придумать имя: Каллиппид, Харипп, Ксантипп. Я ж Фидонидом звать хотел, в честь дедушки. Так спорили мы долго; согласясь потом, Совместно Фидиппидом сына на́звали. Ласкала мать мальчишку и баюкала: «Вот вырастешь, и на четверке, в пурпуре, Поедешь в город, как Мегакл, твой дяденька». Я ж говорил: «Вот вырастешь, и коз в горах Пасти пойдешь, как твой отец, кожух надев». Но слов моих сыночек не послушался, В мой дом занес он лихорадку конскую Аристофан. Облака
Слайд 20: Ксенофонт. О верховой езде. О начальнике конницы
Мне пришлось много времени провести вместе с лошадьми и, имея в этом деле полезный опыт, хотелось бы передать эти знания новичкам, дабы изначально привить правильные представления о подходе с лошадьми. Об этом уже писал Симон, который поставил в Афинах, около Елевсиния медный памятник коня, на котором изобразил свои деяния. Но я не буду исключать из своего текста того в чём согласен с ним, поскольку знания такого всадника дадут этому тексту большую достоверность, а то что им не было сказано я постараюсь добавить…. Необходимо отдавать в подготовку молодую лошадь, что бы она изначально была расположена к людям и спокойна. Обычно это прививается ещё в домашних условиях при помощи грамотной работы конюха, который умеет поставить дело так, что бы голод, жажда, беспокойство насекомых окружали бы молодую лошадь в одиночестве, без присутствия людей, а сытость, комфорт она получала бы от человека. Если это сделано правильно, то лошадь будет искать общества человека, положительно воспринимать его. Необходимо так же оглаживать молодую лошадь там, где ей наиболее приятно, обычно это места, наиболее покрытые шерстью, а так же те до которых лошадь не может дотянуться. Следует так же выводить молодую лошадь в людные, необычные места приучая ко всяким неожиданностям и шуму. Если лошадь испуганна, то необходимо дать ей наиболее корректно понять, не раздражая, что опасности нет. Всё перечисленное является достаточным минимумом в подготовке молодой лошади. Ксенофонт. О верховой езде. О начальнике конницы
Слайд 22: Из лекции Дж.Й.Тайлор My Family and Other Animals: Pets in Ancient Greek Art
Слайд 27: Породы и функции собак: Мальтийские и молосские Охота Охрана Война Компаньонство
Слайд 29: Ойнохоя IV в. до н.э., Британский музей Девушка дразнит мальтийскую собачку черепахой, привязанной за заднюю лапу
Слайд 31: В «Илиаде» «собака» - это ругательство,символ бесстыдства
Псы пожирают тела героев – с этого начинается Илиада « Грузный вином, пса имеющий очи, а сердце еленя ! – ругает Ахилл Агамемнона В «Илиаде» «собака» - это ругательство,символ бесстыдства
Слайд 32: Зато в Одиссее пес – символ преданности
( XVII, 290 сл.) Так меж собой разговоры вели Одиссей с свинопасом. Пес, лежавший близ двери, вдруг голову поднял и уши, — Аргус, пес Одиссея, которого некогда сам он Выкормил, но, к Илиону отправясь священному, в дело Употребить не успел. Молодые охотники раньше Коз нередко гоняли с ним диких, и зайцев, и ланей. В пренебреженьи теперь, без хозяйского глаза, лежал он В куче огромной навоза, который обильно навален Был от коров и от мулов пред дврью, чтоб вывезти после В поле, удабривать им Одиссеев пространный участок. Там он на куче лежал, собачьими вшами покрытый. Только почувствовал близость хозяина пес, как сейчас же Оба уха прижал к голове, хвостом повилявши. Ближе, однако, не мог подползти к своему господину. Тот на него покосился и слезы утер потихоньку, … Аргуса ж черная смертная участь постигла, едва лишь Он на двадцатом году увидал своего господина. Зато в Одиссее пес – символ преданности
Слайд 33: Гесиод о κύνες καρχαρόδοντες
Псом заведись острозубым, да с кормом ему не скупися, Спящего днем человека ты можешь тогда не бояться. (Труды и дни. 604-605) Гесиод о κύνες καρχαρόδοντες
Слайд 34: Семонид Аморгский
Иной передала собака верткий нрав. Проныра — ей бы все разведать, разузнать, Повсюду нос сует, снует по всем углам, Знай лает, хоть кругом не видно ни души. И не унять ее: пусть муж угрозы шлет, Пусть зубы вышибет булыжником в сердцах, Пусть кротко, ласково упрашивает он — Она и у чужих в гостях свое несет. Попробуй одолеть ее крикливый нрав! Семонид Аморгский
Слайд 36: Ксенофонт. О псовой охоте
Охота и собаки — изобретение богов, Аполлона и Артемиды, которые почтили этим Хирона за его справедливость. Хирон с радостью принял дар и пользовался им. Учениками его в охоте и других прекрасных занятиях были: Кефал, Асклепий, Меланион, Нестор, Амфиарай, Пелей, Теламон, Мелеагр, Тисей, Ипполит, Паламед, Одиссей, Менесфей, Диомед, Кастор, Полидевк, Махаон, Подалирий, Антилох, Эней, Ахилл, из которых каждый, по времени, почтен был богами… За свои заслуги в уходе за собаками, в охоте и проч. они получили особенную признательность. Ксенофонт. О псовой охоте
Слайд 37
Существует две породы собак: касторовая и лисья. Первая порода называется так потому, что ее вывел Кастор, большой любитель этих собак, вторая же получила свое название вследствие того, что произошла от скрещивания собак и лисиц. Много времени спустя, оба вида (собак) смешались, и большинство вымесков выродились в плохих собак, к число которых относятся: малые ростом, горбоносые, светлоглазые, близорукие, безобразные по внешнему виду, тупые, слабые, голые, высокопередые, неуклюжие, вялые, безчутые и с плохими ногами. …Для охоты на кабана нужно запастись индийскими, критскими, локрийскими и лаконскими собаками, а кроме того, опускными сетями, метательными копьями, пиками (рогатинами) и ловушками…
Слайд 43
Прежде всего они (собаки) должны быть большого роста с легким складом тупоносой, мускулистой головы, жилистой внизу лба (на переломе); затем глаза у них должны быть высоко поставленные, черные, блестящие; лоб – большой и плоский с глубоким разрезом; уши – длинные, тонкие, с задней стороны голые; шея – долгая, гибкая и округленная; грудь – широкая, у плечей довольно мясистая; лопатки – не далеко отстоящие друг от друга; передние ноги – короткие, прямые, круглые, крепкие; коленки – прямые; ребра – не слишком бочковатые; ляжки – средней длины, не слишком мягкие и не слишком сухие; подрыв – не очень большой, но и не очень малый; бедра – сзади мясистые, на верху (между маклаками) просторная; нижние части пахов и самые пахи – тощие; гон – длинный, прямой, тонкий (без подвеса); черные мяса — плотные; пазанки – длинные, круглые и крепкие; задние ноги – гораздо более высокие чем передние и слегка лучковатые ;] лапы – круглые (кошачьи). Когда собаки сложены таким образом, то они обыкновенно бывают сильны, поворотливы, соразмерны, крепколапы, ретивы и чутьисты.
Слайд 44
Лучшая пора для размножения собак – зима; в эту пору года их следует случать, причем они должны быть свободны от всякой работы, чтобы на покое иметь возможность произвести к весне хороших и чистопородных щенков... Когда же щенки появятся на свет, то пусть они останутся при матери, не следует подкладывать их к другой ощенившейся суке, ибо уход и попечение чужой щенкам собаки не влияет так благотворно, как заботы матери, ее молоко и даже ее дыхание и ласки. Когда щенки начинают уже ползать, нужно кормить их молоком, а также мало помалу, приучать их и к той пище, которой они будут питаться всю последующую жизнь. Кроме такого корма не должно давать ничего более, потому что кормление тяжелой жирной пищей изменяет склад ног щенков, подготовляет в организации почву, благоприятную для развития разных болезней в более зрелый период возраста. Клички собак должны быть кратки, чтобы их можно было легко произносить. Вот такие клички: Психе (душа), Тимос (отвага), Порпакс (ручка, за которую держали щит), Стиракс (копье), Лонхе (пика), Лохос (засада), Фрура (стража, пост), Фюлакс (сторож), Таксис (строй), Ксифос (меч), Фонакс (убийца), Флегон ( зажога ), Альке (сила), Тевхон (строитель), Гилевс (лесник), Медос (хитрец), Портон (разрушитель), Сперхон (быстрый), Орге (пыль, гнев), Бремон ( Шумило ), Гюбрис (обида, гордость), Таллон (цветущий), Роме (крепость, сила), Антевс (цветок), Геба (юность), Гетевс (веселый), Хара (радость), Левсон (блестящий), Авго (луч), Палюс (многий), Биа (насилие), Стихон (ряд), Спудэ (усердие), Брюас (кипящий жизнью), Ойнас (лоза), Стеррос (твердый), Кравге (крик), Кайнон (зарез), Тюрбас (тревога), Стенон (мощный), Айтер (воздух), Актис (луч), Айхме (острие), Поэс (зоркий), Гноме (ум), Стибон (бегун), Горме (порыв). Наганивать же щенков нужно: сук – с восьмимесячного возраста, кобелей – с десятимесячного.
Слайд 45
Украшения собаки — ошейник, привязь и пояс. Ошейник должен быть мягкий, широкий, чтобы не рвать шерсти; привязь должна иметь петлю для руки и больше ничего, так как не хорошо смотрит за своими собаками тот, кто из привязи делает ошейник; пояс должен быть из широкого ремня, чтобы не натирал живота; нужно пришивать еще к поясу острые шипы, чтобы сохранять породу (несмешанною).
Слайд 47: Плиний Старший. Естественная история.кн.8
– Мы знаем о собаке, которая, защищая своего хозяина, сражалась с разбойниками и, уже израненная, не отходила от его тела, отгоняя птиц и диких зверей. – Знаем мы и о другой собаке, из Эпира, которая узнала в толпе убийцу своего хозяина и своими укусами и лаем вынудила его сознаться в совершенном преступлении. – Когда был убит (некий) Ясон из Ликии, его собака отказывалась брать пищу и умерла от голода. – А собака, которую Дурис называет Гирканом, бросилась в огонь после того, как на костре был сожжен царь Лисимах ; подобное же случилось и на похоронах царя Гиерона. […] – Но самый замечательный случай произошел на памяти нашего поколения: его подтверждают Хроники римского народа. Во время консульства Аппия Юлия и Публия Силия в результате разбирательства дела Нерона, сына Германика и Тита Сабина, на последнего и всех его рабов было наложено наказание.Собаку одного из этих рабов сначала никак не могли оттащить в тюрьме от ее хозяина; затем, когда труп поволокли по ступеням Лестницы Стонов, собака, жалобно скуля, не отходила от его тела, — и всё это на глазах огромной толпы римских граждан.Кто-то из толпы бросил ей кусок мяса, и собака поднесла его ко рту умершего хозяина, а когда его труп сбросили в Тибр, подплыла к нему, пытаясь удержать на воде, — и огромная толпа бросилась, чтобы увидеть преданность животного Плиний Старший. Естественная история.кн.8
Слайд 48: Клавдий Элиан. Пестрые рассказы
Когда магнесийцы, живущие на Меандре, выступили против эфесян, каждый их всадник имел при себе помощников, охотничьего пса и раба-копейщика. В начале битвы магнесийцы пустили вперед псов, которые внесли смятение во вражеское войско, так как были страшно свирепы и дики, а вслед за ними — рабов-копейщиков. Их действия были весьма успешны, так как псы уже расстроили неприятельские ряды. Только после этого вступили в бой сами магнесийцы. Клавдий Элиан. Пестрые рассказы
Слайд 49: Филокинег - эпитафия, найденная в Пергаме и относящаяся к II-III в. н.э.,
Οὔνομα φιλοκύνηγος ἔμοί· τοῖος γὰρ ὑπάρχων θηρσὶν ἐπὶ φοβεροῖς κραιπνὸν ἔθηκα πόδα Имя мне Филокинег, я таков от начала: против опасного зверя быстрый свой шаг направлял.
Слайд 50
Эпитафия Партенопы. Происхождение: Митилены ( Лесбос ). Датировка: II–III вв. н.э. Παρθενόπην κύνα θάψεν ἄναξ ἑὸς ᾗ συνάθυρεν, ταύτην τερπωλῆς ἀντιδιδοὺς χάριτα. ἔστ’ ἆθλον στοργῆς ἄρα καὶ κυσίν, ὥς νυ καὶ ἥδε εὔνους οὖσα τροφεῖ σῆμα λέλονχε τόδε. ἐς τόδ’ ὁρῶν χρηστὸν ποιοῦ φίλον, ὅς σε προθύμως καὶ ζῶντα στέργοι καὶ νεκρὸν ἀμφιέποι. Перевод: Похоронил собаку Партенопу, с которой играл, ее хозяин, воздавая таким образом благодарность за эту радость. Ведь есть награда за любовь и для собак: так и она, будучи доброй по отношению к своему кормильцу, получила это надгробие. Смотрящий на него, заведи себе такого хорошего друга, который охотно тебя и живого бы любил, и о мертвом бы позаботился!
Слайд 53: Кошку долгое время греческий язык «не замечает»
"Подать кота для жертвоприношения!" Такие страшные слова произносит главная героиня аристофановых "Женщин в народном собрании" Праксагора (в переводе Адриана Пиотровского). в стк. 128-129: " ὁ περιστίαρχος, περιφέρειν χρὴ τὴν γαλῆν. πάριτ᾽ ἐς τὸ πρόσθεν". Существо, которое приносят в жертву - ἡ γαλῆ (ласка или хорек) В строках 791-792: "σεισμὸς εἰ γένοιτο πολλάκις / ἢ πῦρ ἀπότροπον, ἢ διᾴξειεν γαλῆ" - В переводе: "Случись землетрясение, Начнись пожар, по рынку пробеги хорек...". И в стк 924: "ᾆδ᾽ ὁπόσα βούλει καὶ παράκυφθ᾽ ὥσπερ γαλῆ" - "Пой, сколько хочешь! Изгибайся ласочкой!" Кошку долгое время греческий язык «не замечает»
Слайд 55: Семонид про женщину-ласку
Иную сотворил из ласки — жалкий род! У этой ни красы, ни прелести следа, Ни обаяния — ничем не привлечет. А к ложу похоти — неистовый порыв, Хоть мужу своему мерзка до тошноты. Да вороватостью соседям вред чинит И жертвы иногда не в храм несет, а в рот. Семонид про женщину-ласку
Слайд 56: Басни Эзопа о ласках
Ласка и Афродита Ласка влюбилась в прекрасного юношу и взмолилась к Афродите, чтобы та превратила ее в женщину. Богиня сжалилась над ее страданиями и преобразила ее в прекрасную девушку. И юноша с одного взгляда так в нее влюбился, что тут же привел ее к себе в дом. И вот, когда они были в опочивальне, Афродите захотелось узнать, переменила ли ласка вместе с телом и нрав, и пустила она на середину их комнаты мышь. Тут ласка, позабыв, где она и кто она, прямо с постели бросилась на мышь, чтобы ее сожрать. Рассердилась на нее богиня и вновь вернула ей прежний облик. Так и люди, дурные от природы, как ни меняют обличье, нрава изменить не могут. Змея, ласка и мыши В одном доме бились друг с другом змея и ласка. А мыши этого дома, которых и ласка и змея истребляли, выбежали посмотреть на их битву. Но, завидев это, ласка и змея перестали биться и набросились на них. Так и в государствах те граждане, которые вмешиваются в распри демагогов, сами того не желая, становятся их жертвами. Попугай и ласка Купил человек попугая и пустил его жить в своем доме. Попугай, привычный к домашней жизни, взлетел на очаг, примостился там и стал верещать своим звучным голосом. Увидела его ласка и спросила, кто он такой и откуда явился. Ответил попугай: "Меня только что купил хозяин". Сказала ласкм : "Наглая тварь! тебя только что купили, и ты так кричишь! А мне, хоть я и родилась в этом доме, хозяева и пикнуть не позволяют, и стоит мне подать голос, как они начинают сердиться и гонят меня прочь". Попугай на это отвечал: "Ступай себе, хозяюшка: мой-то ведь голос совсем не так противен хозяевам, как твой". Басня относится к человеку сварливому, который всегда бросается на других с обвинениями. Басни Эзопа о ласках
Слайд 57: Но в искусстве кошки присутствуют уже с конца VI в. до н.э. База статуи с рельефом. Афины
Слайд 59: Игрушечная (!) ойнохоя, на которой изображен мальчик, развлекающий игрой на лире своего кота. Беотия, V в. до н.э.Берлинский музей
Слайд 60: Басни Эзопа о кошках
Кошка и петух Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом. Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит людей, когда кричит по ночам, и не дает спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: "Но ты еще и нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и сестер". Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев - старается, чтобы у них было побольше яиц. Тогда вскричала кошка в замешательстве: "Так что же ты думаешь, из-за того, что у тебя на все есть отговорки, я тебя не съем?" Басня показывает, что когда дурной человек решит сделать зло, то он поступит по-своему, не под благовидным предлогом, так в открытую. Кошка и мыши В одном доме было много мышей. Кошка, узнав об этом, явилась туда и стала их ловить и пожирать одну за другою. Мыши, чтобы не погибнуть вконец, попрятались по норам, и кошка не могла до них там добраться. Тогда она решила выманить их хитростью. Для этого она ухватилась за гвоздь, повисла и притворилась мертвой. Но выглянула одна из мышей, увидела ее и сказала: "Нет, любезная, хоть и вовсе мешком обернись, а я к тебе не подойду". Басня показывает, что разумные люди, испытав чье-нибудь коварство, не дают больше ввести себя в обман. Басни Эзопа о кошках
Слайд 61: Напольная мозаика римской виллы. 1-я четверть I в. до н. э. Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах
Слайд 63
585 особей. Более 90% похороненных животных составляли кошки. 2/3 – котята и молодые кошки, одна кошка – пожилая. Остальные 10%- собаки и обезьяны. . Каждое животное располагалось в отдельной могиле, часть могил- с инвентарем. У некоторых кошек ученые обнаружили серьезные травмы (переломы шейки бедра, бедренных костей и передних конечностей) с признаками заживления. Телам придавалось положение, характерное для спящих животных, а сверху они нередко были накрыты фрагментами больших керамических сосудов. Одна из кошек была уложена на крыло крупной птицы. В захоронении индийской макаки нашли две большие раковины, фрагменты керамики с остатками погребальных приношений и залитую смолой корзину для травы.
Слайд 68: Семонид Аморгский
…Иной дал нрав осел, облезлый от плетей; Под брань, из-под кнута, с большим трудом она Берется за дела — кой-как исполнить долг. Пока же ест в углу подальше от людей — И ночью ест и днем, не свят ей и очаг, А вместе с тем, гляди, для дел любовных к ней Приятелю-дружку любому вход открыт. Семонид Аморгский
Слайд 69: Басни Эзопа
Осел, навьюченный солью Осел, навьюченный солью, переходил через реку, но поскользнулся и упал в воду; соль растаяла, и ослу стало легче. Обрадовался осел, и когда в следующий раз подошел к реке, навьюченный губками, то подумал, что если он опять упадет, то снова встанет с облегченной ношей; и поскользнулся уже нарочно. Но вышло так, что губки от воды разбухли, поднять их было уже невмочь, и осел утонул. Так не следует завидовать выгодам, которые сопряжены с опасностями и несчастьями. Жрецы Кибелы У жрецов Кибелы был осел, на которого они навьючивали поклажу в своих странствиях. А когда осел измучился и околел, они содрали с него шкуру и сделали из нее бубны для своих плясок. Встретили их однажды другие бродячие жрецы и спросили, где же их осел; а они ответили: "Он умер, но побоев ему, мертвому, достается столько, сколько и живому не доставалось". Так иные рабы хоть и получают вольную, но от рабской своей доли избавиться не могут. Басни Эзопа
Слайд 70: Тень осла – περὴ ὄνου σκιᾶς μάχεσθαι De asini umbra disceptare
Бабрий : Афинянин какой-то в жаркий день летний В соседние Мегары собрался ехать И у погонщика себе осла нанял. Когда в дороге путников застал полдень, И солнце жаркие рассыпало стрелы, Афинянин хотел в тени осла скрыться, Чтобы найти защиту от лучей знойных. Погонщик крикнул: «Не имеешь ты права На эту тень — ты нанимал осла только». Афинянин заспорил: «Я осла нанял Со всем, что есть при нём — а стало быть, с тенью». Вот так-то из-за тени началась ссора. Тень осла – περὴ ὄνου σκιᾶς μάχεσθαι De asini umbra disceptare
Слайд 72: Свинья ὁ / ἡ σῦς, porcus
Басни Эзопа: Поросенок и овцы В одном овечьем стаде пасся поросенок. Однажды схватил его пастух, а он стал визжать и упираться. Стали овцы укорять его за такой крик: "Мы ведь не кричим, когда он то и дело хватает нас!" Ответил им поросенок: "Меня он не так хватает, как вас; от вас ему нужна шерсть или молоко, а от меня ему нужно мясо". Басня показывает, что недаром плачутся те, кто рискует потерять не деньги, а жизнь. Свинья и собака Свинья и собака бранились. Свинья поклялась Афродитою, что если собака не замолчит, она ей выбьет все зубы. Собака возразила, что свинья и тут неправа: ведь Афродита свинью ненавидит, да так, что не позволяет входить в свои храмы тем, кто отведал свиного мяса. Свинья в ответ: "Не из ненависти, а из любви ко мне она это делает, чтобы люди меня не убивали". Так искусные риторы даже оскорбление, услышанное от противников, часто умеют обратить в похвалу. Свинья ὁ / ἡ σῦς, porcus
Слайд 73: Семонид Аморгский
Различно женщин нрав сложил вначале Зевс: Одну из хрюшки он щетинистой слепил — Все в доме у такой валяется в грязи, Разбросано кругом, — что где, не разберешь. Сама ж — немытая, в засаленном плаще, В навозе дни сидит, нагуливая жир... У Пиндара в «Олимпийских одах» упоминается ругательство «беотийская свинья»
Слайд 74: Из Афинея Пир мудрецов
О том, что свинья у критян священна, Агафокл Вавилонский говорит в первой книге сочинения "О Кизике »: "Мифы гласят, что рождение Зевса произошло на Крите, на горе Дикте, где и (376) совершаются жертвоприношения. Говорят, что Зевсу дала свое вымя свинья и, заглушая своим хрюканьем крик младенца, скрывала его от проходящих. Потому у всех это животное в великом почете, и нельзя, - говорит он, - употреблять его мясо в пищу. А в Пресе свинье даже приносят жертву перед всякими начинаниями". Из Афинея Пир мудрецов
Слайд 75: Рельеф с Диоскурами. Эпоха Адриана. Нач. II в. Нью-Йорк, Метрополитен музей
Слайд 77: Эпитафия свиньи из македонской Эдессы, II-III в. н.э
χοῖρος ὁ πᾶσι φίλος, τετρά- πους νέος, ἐνθάδε κεῖ- μαι | Δαλματίης δά- πεδον προλιπὼν δῶρον προσενε- χθείς· | καὶ Δυρρά- χιν δὲ ἐπάτησα Ἀπολλωνίαν τε π- οθήσας | καὶ πᾶσαν γαίην διέβην ποσὶ μοῦ- νος ἄλιπτος· | νῦν δὲ τροχοῖο βίῃ τὸ φά- ος προλέλοιπα· | Ἠμαθίην δὲ ποθῶν κατιδεῖν φαλλοῖο δὲ ἅρμα | ἐνθάδε νῦν κεῖμαι τῷ θανάτῳ μηκέτ’ ὀφ- ειλόμενος. Поросенок, всякому друг, четвероногий малыш, здесь я лежу. Принесенный в дар, я покинул землю Далмации, и в Диррахий вступил, тоскуя по Аполлонии, и каждую местность прошел я ногами один, невредимый. Ныне же покинул свет из-за силы колеса, Эмафию желая увидеть и колесницу фаллического шествия. Теперь здесь лежу, больше ничем не обязанный смерти. Эпитафия свиньи из македонской Эдессы, II-III в. н.э.
Слайд 82: Боевые петухи ὁ α ̉λέκτωρ, gallus
Упоминаются уже в «Олимпийских одах» у Пиндара. Боевые петухи – на монетах Гимеры Это имя α ̉ λέκτωρ дано петуху, потому что он поднимает нас с постели ( λέκτρον ). ( Афиней. Пир мудрецов)
Слайд 83: Клавдий Элиан. Пестрые рассказы
После победы афинян над персами ( Саламин ) было постановлено ежегодно в течение одного дня устраивать в театре петушиные бои. Я поясню происхождение этого постановления. Ведя своих воинов на врага, Фемистокл заметил схватившихся друг с другом петухов; он не остался равнодушен к этому зрелищу, но заставил свое войско остановиться и сказал: «Смотрите, они сражаются не за родину, не за отчих богов, не за гроба своих предков, принимают муку не ради славы, свободы или блага детей, но единственно ради того, чтобы победить и превзойти мужеством противника». Этими словами Фемистокл воодушевил афинян. Было решено сохранить петушиный бой, воспламенивший дух афинских воинов, дабы и впредь он служил подобным целям.
Слайд 85: Эроты перед гермой наблюдают за боем петухов. I в. до н. э. Гос.Эрмитаж
Слайд 87: Клавдий Элиан. Пестрые рассказы
Рассказывают, что афинянин Полиарх дошел до такого сумасбродства, что, как людей, предавал земле собак и петухов, которые при жизни были особенно милы ему: приглашал друзей на вынос, богато хоронил своих любимцев и ставил им надгробия, снабженные надписями Клавдий Элиан. Пестрые рассказы