Первый слайд презентации: Тема: Античная философия
Проблема первоначала мира в натурфилософии античности. Философия Элейской школы. Философия Сократа. Объективный идеализм Платона. Философская система Аристотеля.
Слайд 2: Этапы развития античной философии
Натурфилософский (ионийский) – VI-V вв. до н.э. Классический (афинский) – сер. V-IV вв. до н.э. ( Сократ, Платон, Аристотель ) Эллинистический – конец IV – I век до н.э. Римский – I в. до.н.э. – V-VI вв. н.э.
Космоцентризм Тесная связь с мифологией в ее рационализированном варианте Умозрительный характер Плюрализм
Слайд 4: Натурфилософия античности
Центральный вопрос натурфилософии античности - вопрос о сущности и первоначале мира. Основу мира натурфилософы усматривали в определенном материальном принципе.
Слайд 5: Милетская школа
Фалес Анаксимандр Анаксимен (ок.625—ок.547 до н.э.) (ок.610—после 540 до н.э.) (585—525 до н.э.)
Слайд 6: Философия Гераклита
Родоначальник объективной диалектики – учения о развитии Вводит представление об объективно-логической закономерности Разрабатывает элементарную теорию познания Гераклит из Эфеса (ок.520-ок.460 до н.э.)
Слайд 7: Атомистика
Левкипп ( ок. 500 – 440 до н. э.) Демокрит (ок. 460 до н.э. - ?) Эпикур (341-270 до н.э.)
Слайд 8: Атомистика
– учение об атомах, согласно которому все в мире состоит из мельчайших и далее неразложимых частиц (атомов). Атом – предел делимости сущего. Основа атомистической философии - принцип дискретности.
Слайд 9: Структура мироздания
Включает два начала: Атомы – сущее, бытие, «абсолютно полное». Характеризуются вечностью, неизменностью, обладают величиной, формой и тяжестью, находятся в постоянном движении. Пустота – не-сущее, небытие, «абсолютно пустое». Выступает условием движения.
Слайд 10: Детерминизм Демокрита
Детерминизм – учение, согласно которому все события в мире обусловлены причинно- следственными связями, а потому исключена всякая случайность. Демокрит: «Люди сами создали образ случайности, чтобы скрыть собственную нерасторопность».
Слайд 11: Теория познания Демокрита
Главная цель познания – причинно-следственное объяснение. Виды познания: чувственное (источник – действия органов чувств; не дает подлинного знания); рациональное (источник – деятельность разума, способного доходить до знания сущности и причинных взаимосвязей).
Слайд 12: Философия элейской школы
Основатель – Парменид (ок. 540-470 до н.э.) Центральное понятие – бытие. Структура мира: Бытие (сущее) – едино, неподвижно, неизменно, носит умопостигаемый характер. Не-сущее – видимый мир, воспринимаемый с помощью органов чувств, изменчивый и многообразный.
Слайд 13: Зенон (около 490 г. - около 430 г. до нашей эры)
Предложил оригинальные доказательства концепции Парменида («апории»). Основной метод – «диалектика» (искусство выявление истины путем обнаружения противоречий в рассуждениях противника)
Слайд 14: Апории Зенона
«Летящая стрела» - доказывает невозможность мыслить без противоречия движение отдельно взятого тела «Ахилл» - доказывает невозможность мыслить без противоречия движение двух тел друг относительно друга «Стадий» - немыслимость движения доказывается из рассмотрения времени, понимаемого как множество дискретных элементов (мгновений)
Слайд 15: Философия софистов – антропологический поворот в философии
Изменение философской проблематики: считали центральными проблемами философии не вопросы познания природы, а науки, касающиеся человека (политику, ораторское искусство, логику) Релятивизм в гносеологии: возвели в абсолют идею относительности всякого знания Релятивизм в этике: утверждали относительность этических норм и оценок
Слайд 16: Периоды развития софистики
«Старшие» софисты - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик В центре внимания – правовые и общественно политические вопросы; наряду с ними сохраняется онтологическая проблематика. «Младшие» софисты – Ликофрон, Алкидамант, Антифонт, Фразимах Проблематика: этические и социальные идеи. Распространили релятивизм на социально этические нормы
Слайд 17: Философия Сократа
Проблематика Отрицает натурфилософские вопросы о первоначале мира, о возникновении и строении мироздания. Считает принципиально невозможным объяснение природных явлений Полагает главной задачей философии обоснование религиозно-нравственного мировоззрения Центральная проблема философии – проблема человека Считает, что философия должна быть сосредоточена на вопросах этики, права, политики и воспитания 470. - 399 гг. до н.э.
Слайд 18: Понимание философии
Философия – не умозрительное рассмотрение природы, а практическое учение о том, как следует жить. Своим признанием Сократ считал воспитание людей методом дискуссий и бесед.
Слайд 19: Философский метод Сократа
Диалектика – способ достижения истины путем обнаружения противоречий в рассуждениях противника. Способом выявления противоречий в рассуждении служит ирония, призванная не высмеять собеседника, а зародить у него сомнение. Диалектическое исследование предмета есть определение понятия об этом предмете.
Слайд 20: Метод Сократа
Главная цель метода – обнаружение нравственной основы отдельных случаев человеческого поведения. Для этого он считает необходимым установить определения этических категорий. Процесс обретения истинного знания о предмете - майевтика.
Слайд 21: Индукция как путь к получению общих понятий
На основе выделения общих черт между единичными случаями человеческого поведения необходимо обнаружить то общее, что является основой человеческого поведения вообще. В результате должна быть найдена соответствующая дефиниция, представляющая собой понятийную фиксацию общего.
Слайд 22: Совпадение морали и знания
Истинная нравственность – это знание того, что есть благое, прекрасное и одновременно полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и истинного счастья. Человек не может быть нравственным, если он не знает, что есть добродетель. Следовательно, знание добродетели является предпосылкой нравственной жизни.
Слайд 23: Философия Платона
(427 - 347 гг. до н.э.) Центральное понятие – идеи (эйдосы), которые представляют собой подлинную реальность и сущность всех вещей.
Слайд 24: Работы Платона
«Апология Сократа» «Протагор» «Пир» «Государство» «Федр» «Законы» Работы Платона
Слайд 25: Идеи в философии Платона
Понимаются в качестве идеальных прообразов (образцов) всех вещей Выступают причинами существования чувственных вещей, своего рода порождающими моделями Являются неизменными, неподвижными, вечными Представляют собой единственный предмет истинного познания
Слайд 26: Виды бытия у Платона
Подлинное бытие – мир идей (первичный, нематериальный, неподвижный, вечный, умопостигаемый). Неподлинное бытие – мир вещей (производный, материальный, подвижный, изменчивый, чувственно воспринимаемый). Вещи – единство идеи и материи, бытия и небытия. Небытие – материя (область непрекращающегося движения и изменения, принимающая на себя идеи и превращающая каждую из них в множество чувственных вещей).
Слайд 27: Пирамида бытия»
«Единое» (благо) Мир идей Мир вещей Материя (хора) «Пирамида бытия»
Слайд 28: Теория познания Платона
Виды познания: Чувственное познание имеет своим предметом мир вещей. Не дает подлинного знания. Разумное познание – знание о сущности вещей, доходящее до постижения идей как подлинного знания. Ядро гносеологии Платона – концепция воспоминания
Слайд 29: Понятие души в философии Платона
Бестелесна, бессмертна Состоит из 3-х упорядоченных частей: разум; воля и благородные желания; влечения и чувственность.
Слайд 30: Идеальное государство
Сословные группы Части (уровни) души Добродетели 1 Философы (правители) Разумная мудрость 2 Воины (стражи) Воля и благородная страсть храбрость 3 Земледельцы, ремесленники (производители) Чувственность и влечение умеренность
Слайд 31: Философия Аристотеля
C очинения Аристотеля охватывают все современные отрасли ему отрасли знания: Логику – науку о доказательстве и формах мышления; Физику – науку о вещах чувственного мира и природных явлениях; Метафизику – учение об умопостигаемых началах бытия; Этику и политику; Эстетику и теорию поэзии. 384-322 до н.э.
Слайд 32: Произведения Аристотеля
«О небе» «О душе» «Метафизика» (сложилась из 14 разных книг) «Никомахова этика» «Политика» «Риторика» Произведения Аристотеля
Слайд 33: Критика Аристотелем платоновского учения об идеях
Возражения Аристотеля: Идеи бесполезны для познания вещей. Идеи бесполезны для существования вещей. Признание иерархии идей приводит к логическим противоречиям. Теория идей не объясняет движения и становления, изменчивости мира вещей.
Слайд 34: Онтология Аристотеля: учение о форме и материи
Основные положения: Реальны только вещи. Вещь представляет собой единство формы и материи. Форма – сущность предмета и понятие о предмете; является вечной и неизменной. Материя – неопределенный субстрат, в котором форма становится определенностью другого бытия.
Слайд 35: Учение о причинах
Виды причин: материальная – то, из чего что-либо возникает; формальная – то, в силу чего всякая вещь, именно такова, какова она есть; движущая причина – источник движения; целевая – то, ради чего что-либо осуществляется.
Слайд 36: Проблема отношения понятий к чувственным вещам
Понятия - средство познания существенных и неизменных свойств бытия (по этому пункту солидарен с Платоном). Понятия не обладают самостоятельным бытием и являются общими признаками вещей (в этом пункте выступает как противник Платона).