Первый слайд презентации: Духовность
Сделал студент 2 курса СПО Группы правоохранительная деятельность Калабин И.А Проверил преподаватель философии Галлимулина Нилия
Слайд 2
Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы. В марксизме духовность ассоциируется с идеологией. В современном западном религиоведении духовность в наиболее общих чертах характеризуют как «жизнь, проживаемую в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы» и другие значимые для человека образы. Как отмечает Айлин Баркер, духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека.
Слайд 3: Духовная жизнь человека
К духовной жизни человека относят: знания, чувства, потребности, переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели. Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание. Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия. Мораль - это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения. Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме понятий, теорий, законов) н основанные на результатах научных исследований. Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Религия - это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь ).
Слайд 4
В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имею принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственным ограничителем такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении. Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. К результатам духовного производства относятся: - идеи, теории, образы, ценности - общественные связи индивидов - уровень развития самого человека Ученые выделяют три вида духовного производства: - наука и образование - искусство и культура - религия
Слайд 5: Духовный мир личности
Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой: 1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.; 2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе; 3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек; 4) представления; 5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах; 6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы; 7) способности к тем или иным формам социальной деятельности; 8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом; 9) цели, которые он сознательно ставит перед собой. Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрения: 1) обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт; 2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека; 3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, резул
Слайд 10: Человек как духовное существо
На тему духовного мира человека можно рассуждать бесконечно, так как эта тема остается изученной довольно поверхностно. В чем заключается духовность, а в чем – бездуховность ? Почему один человек считается духовно развитым, а другой – нет?
Слайд 11: Человека как духовное существо и духовный мир
Чем взрослее становится человек, тем чаще задумывается о своем саморазвитии и об уровне осознанности в своей жизни. Чем больше опыта и впечатлений получает сознание человека, тем шире и ярче становится его духовным мир. Дать конкретное определение понятию «духовный мир» практически невозможно. Духовный мир означает его внутреннюю духовную жизнь, включающую в себя чувства, знания, веру и высокие цели человека. Можно описать духовную жизнь людей, как богатство достижений разума и чувств, которые объединены в духовные ценности и ведут к созиданию новых и более высоких ценностей. Если говорить о человеке, который духовно развит, то о нем можно сказать, что он стремится к высоте помыслов и идеалов, и соответственно своему духовному развитию и поступает. Потому что о духовности нельзя говорить только в сознательном ключе, духовность также означает и практику. А человек, который слабо развит духовно, не может оценить красоту окружающего мира, и его внутренняя жизнь бедна и бесцветна. Таким образом, духовность означает высший уровень развития человека и саморегуляцию зрелой личности. Он руководствуется высшими духовными ценностями, а не своими личными потребностями и желаниями.
Слайд 12: Мировоззрение
Мировоззрением называют совокупность взглядов человека на мир, окружающий его. От других элементов духовного мира человека мировоззрение отличается тем, что оно представляет собой взгляд на целый мир, а не только на какую-то его часть. В мировоззрении заключается отношение человека ко всему окружающему, мировоззрение отображает те чувства, которые мир дает человеку. Поэтому мировоззрение можно назвать целостным представлением человека об обществе, человеке, природе и то, в какие моральные ценности и идеалы эти представления формируются. Каждому историческому периоду присуще определенно мировоззрение, как и каждому отдельному человеку – тоже. Так как каждой эпохе были свойственны определенные проблемы и доступны лишь некоторые знания, но и общее мировоззрение людей отвечало этим параметрам. Но независимо от общества или вида государства, в котором живет человек, его мировоззрение – это индивидуально. Но люди могут быть со сходными мировоззрениями, ведь есть факторы, которые обстоятельственно объединяют людей и их представления о жизни становятся похожими.
Слайд 14: Ценностные ориентиры человека
Если говорить о духовности человека и о его духовном мире, то следует обратить внимание и на ценностные ориентиры человека. Это как раз то, что является наиболее дорогим и даже святым для определенного человека. Ценностные ориентиры отражают отношение человека к событиям, явлениями и фактам, ко всей действительности. Поэтому ценностные ориентиры совершенно разные для различных обществ, наций и стран. При помощи ценностных ориентиров формируются жизненные приоритеты и цели деятельности. Выделяют такие виды ценностей, как нравственные, политические, религиозные, профессиональные и художественные.