ЕГЭ задание 5 — презентация
logo
ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • Формулировка задания
  • Алгоритм выполнения задания 5
  • Теория задания 5
  • Суффиксальные паронимы
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • Значения суффиксов
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • Приставочные паронимы
  • значение приставок
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
  • ЕГЭ задание 5
1/27

Первый слайд презентации: ЕГЭ задание 5

Изображение слайда

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Самый обычный обед можно превратить в ПРАЗДНЫЙ, если правильно украсить стол. Предварительное изучение ЛЕДОВОЙ обстановки в северных морях помогает избежать многих проблем в районе Крайнего Севера. За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей большой успех. ОТБОРОЧНЫЙ тур чемпионата Европы по футболу прошёл в столице Великобритании – родине этого вида спорта. В ПРОДУКТОВОЙ корзине жителя современного мегаполиса обязательно должны быть овощи и фрукты.

Изображение слайда

Слайд 3: Алгоритм выполнения задания 5

1. Внимательно прочитайте варианты ответов. 2. Определите тип паронима: приставочный, суффиксальный или корневой. 3. Подберите к каждому парониму его пару (или несколько слов). 4. Определите значение паронима. Это можно сделать, выучив все значения слов из словарика паронимов ЕГЭ: Словарь паронимов со значениями от РУСТЬЮТОРС 5. Также важно выделить суффиксы и приставки и определить их значение. 6. При выборе схожих по звучанию слов важно учитывать их смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску и употребление. 7. Не забудьте: в ответ необходимо вписать уже исправленный вариант паронима

Изображение слайда

Паронимы (от греч. para – возле, onyma – имя) - слова, схожие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению. Однокоренные паронимы в большинстве своем близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками. Паронимы могут совпадать не во всех, а лишь в некоторых значениях, по этому признаку их делят на: полные и неполные. При подготовке к ЕГЭ, а именно к заданию 5, мы будем классифицировать паронимы по морфеме, в которой происходит различение, поэтому делим паронимы на: 1) Корневые 2) Суффиксальные 3) Приставочные

Изображение слайда

Слайд 5: Суффиксальные паронимы

Суффиксальные паронимы - паронимы, которые отличаются в написании суффиксов или буквенных сочетаний в суффиксах. Прилагательные ИЧЕСК (ЕСК)-ЧН АРТИСТИЧЕСКИЙ – АРТИСТИЧНЫЙ Чередования суффиксов (2 и более) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - ЭКОНОМИЧНЫЙ – ЭКОНОМНЫЙ ТЕЛЬН – ТЕЛЬ+СК, Н, НН, ИМ, ЧИВ ЗРИТЕЛЬНЫЙ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ, УНИЗИТЕЛЬНЫЙ - УНИЖЕННЫЙ,СРАВНИТЕЛЬНЫЙ – СРАВНИМЫЙ,ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ —ДОВЕРЧИВЫЙ АБЕЛЬН - значение пригодности КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ – КОМФОРТНЫЙ Существительны с с суффиксами ТЕЛЬ, АБЕЛЬ РАЗДРАЖЕНИЕ – РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

Изображение слайда

Слайд 6

СТВЕНН – Н/СК/ЮЩ БЕЗОТВЕТНЫЙ - БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ, ЦАРСКИЙ – ЦАРСТВЕННЫЙ – ЦАРСТВУЮЩИЙ ЕСК(СК) – Н, НН ЗВЕРСКИЙ – ЗВЕРИНЫЙ ИСТ БОЛОТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙ Прилагательные, образованные при помощи суффиксов ЛИВ, ЧИВ, ИВ, (Т)ИВН ДОЖДЛИВЫЙ - ДОЖДЕВОЙ, ПРОДУКТИВНЫЙ – ПРОДУКТОВЫЙ ЧН – ОВ, Н, ОТБОРОЧНЫЙ - ОТБОРНЫЙ ОСТ – Н ЛИЧНОСТНЫЙ – ЛИЧНЫЙ Образовано при помощи суффиксов ОТ+Н ДОБРЫЙ – ДОБРОТНЫЙ ЯН ЛЕДЯНОЙ – ЛЕДОВЫЙ

Изображение слайда

Слайд 7

Отглагольные прилагательные и причастия МОРОЖЕНЫЙ – МОРОЗИЛЬНЫЙ – МОРОЗНЫЙ КРАШЕНЫЙ – КРАСОЧНЫЙ – КРАСЯЩИЙ ЛАКИРОВАННЫЙ – ЛАКОВЫЙ Л БЫЛОЙ – БЫВШИЙ ЖИЛОЙ – ЖИЛИЩНЫЙ

Изображение слайда

Слайд 8

Паронимы-существительные АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНСуществительные на ОСТЬ Суффикс ОСТЬ образует существительные со значением абстрактного признака, свойства или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость). ВЫГОДНОСТЬ – ВЫГОДА ГОРДОСТЬ – ГОРДЫНЯ

Изображение слайда

Слайд 9: Значения суффиксов

Суффикс ИЧЕСК при добавлении к основе имен существительных образует имена прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом, в качестве которого выступают нарицательные имена существительные, обозначающие область науки, искусства, литературы, а также отвлеченные понятия ◆ символ → символический ◆ артист → артистический ◆ гигиена → гигиенический ◆ куб → кубический ◆ логика → логический

Изображение слайда

Слайд 10

Суффикс -ЕСК- в безударной позиции при добавлении к основе существительных образует прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом ◆ друг → дружеский ◆ творец → творческий Суффикс -ТЕЛЬН - образует прилагательные со значением: 1) производящий или способный произвести действие (наблюдательный); 2) являющийся объектом действия или способный им стать ( желательный); 3) предназначенный для выполнения действия ( летательный);

Изображение слайда

Слайд 11

Суффикс -ИСТ - образует прилагательные со значением: 1) похожий на что-то (серебристый, бархатистый); 2) обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый); 3) имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый) Суффикс -ЛИВ - образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый).

Изображение слайда

Слайд 12

Суффикс -ИВ - образует прилагательные со значением: 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый). Суффикс АНТ имеет значение ЛИЦА: лицо по производимому действию или по роду деятельности (адресант, диверсант, квартирант, симулянт и т.п.);

Изображение слайда

Слайд 13

Корневые паронимы СЛОВАРНЫЙ – СЛОВЕСНЫЙ ЖЕСТОКИЙ - ЖЕСТКИЙ КОРЕНАСТЫЙ – КОРЕННОЙ – КОРНЕВОЙ

Изображение слайда

Слайд 14: Приставочные паронимы

Приставочные паронимы (однокоренные паронимы с разными приставками) Поскольку каждая приставка имеет свое значение, то при образовании слов с теми же корнями, но новыми приставками, меняется и значение слова. ВДОХ – ВЗДОХ ВЫБИРАТЬ - ИЗБИРАЯ ВЫПЛАТА - ОПЛАТА - ПЛАТА - УПЛАТА ВЫПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ - ОПЛАТИТЬ - ОТПЛАТИТЬ – УПЛАТИТЬ

Изображение слайда

Слайд 15: значение приставок

Приставка ВЫ- употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть); б) доведение действия до нужного предела (вылечить); в) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать); г) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять)

Изображение слайда

Слайд 16

Приставка О- (ОБ-, ОБО-) употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета(облететь); б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать); в) произведение действия до нужного предела (обыскать); г) доведение действия до излишнего предела (обкормить); д) доведение действия до естественного предела (обеднеть); е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить); ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).

Изображение слайда

Слайд 17

Приставка ЗА - употребляется при образовании: 1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный). 2. Глаголов и обозначает: а) начало действия (заблестеть, заговорить); б) достижение результата действия, состояния (завоевать); в) чрезмерность действия (замучить, заморозить); г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести); д) направленность внутрь (закатить); е) попутное действие (зайти, занести); ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять); з) совершение действия заранее (засолить, заготовить); и) ограничение пространства чем-либо (завязать). 3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).

Изображение слайда

Слайд 18

Приставка У - употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать); б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить); в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь); г) уменьшение количества чего-либо (ушить); д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить); е) доведение действия до нужного предела (упаковать); ж) доведение действия до естественного предела (увидеть).

Изображение слайда

Слайд 19

Приставки РАЗ- (РАЗО-, РАС-), РОЗ- (РОС-) употребляется при образовании: 1.Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый). 2. Глаголов и обозначает: а) раздробление, разделение на части (разорвать); б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить); в) распространение действия в разные стороны (разбросать); г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).

Изображение слайда

Слайд 20

Приставка ПЕРЕ - употребляется при образовании: 1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет). 2. Глаголов и обозначает: а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть); б) направленность действия или движения из одного места в другое (передвинуть, передача); в) совершение действия вновь (переделать, перешить); г) распространение действия на ряд предметов (переложить); д) доведение действия до нужного предела (перезимовать); е) доведение действия до излишнего предела (перекормить)

Изображение слайда

Слайд 21

Приставка В- (ВО-) употребляется при образовании: 1. Глаголов со значением: а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться); б) доведения действия до нужного предела (влезть). 2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).

Изображение слайда

Слайд 22

Приставка ОТ- (ОТО-) употребляется при образовании: 1. Существительных и обозначает: а) частичное проявление признака (оттепель). 2. Глаголов и обозначает: а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть); б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить); в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести); г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить).

Изображение слайда

Слайд 23

Приставка НА- употребляется при образовании: 1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный). 2. Глаголов и обозначает: а) направленность действия на поверхность извне (наклеить); б) направленность внутрь (налить); в) действие в большом количестве (наварить); г) доведение действия до естественного предела (намусорить); д) доведение действия до нужного предела (написать). 3. Наречий со значением: а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко); б) обстоятельства времени, направления и образа действия (наверх, назавтра, напрокат).

Изображение слайда

Слайд 24

Приставка ДО - употребляется при образовании: 1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный). 2. Глаголов со значением: а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить); б) совершения недостающего действия (доплатить); в) совершения действия дополнительно (догрузить)

Изображение слайда

Слайд 25

Приставка ВОЗ- (ВОС-) употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность движения или действия вверх (возвести, воспарить); б) совершение действия вновь, заново (воссоздать); в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать); г) начало действия (воссиять, возликовать). Приставка ВЗ- (ВЗО-, ВС-) употребляется при образовании 1. Глаголов со значением: а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться); б) доведения действия до нужного предела (влезть). 2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).

Изображение слайда

Слайд 26

Приставка ИЗ- (ИЗО-, ИС-) употребляется при образовании: 1. Глаголов и обозначает: а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь); б) распространение движения по всем направлениям (изъездить); в) доведение действия до нужного предела (изготовить); г) доведение действия до излишнего предела (износить); д) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить); е) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать). 2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса).

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ЕГЭ задание 5

Приставка С- (СО-) употребляется при образовании: 1. Существительных и прилагательных и обозначает: а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие); б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие). 2. Глаголов и обозначает: а) движение сверху вниз (сбросить); б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить); в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать); г) воспроизведение чего-либо (срисовать); д) доведение действия до нужного предела (сыграть). 3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).

Изображение слайда

Похожие презентации