Слайд 2: ВАЖНО !
Минимальное количество баллов по русскому языку : для получения аттестата - 24 балла ; для поступления в вуз - 36 баллов. На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут). Особое внимание уделите качеству заполнения бланков!
Слайд 3: Заполнение бланков
Пишем буквы и цифры СТРОГО ПО ОБРАЗЦУ (дан на бланке) Внимание к буквам Д, Е, Ё и цифре 1 (без хвостика!)
Слайд 4: Заполнение бланков
Пишем только ЧЕРНОЙ ГЕЛЕВОЙ РУЧКОЙ, иначе бланк будет недействительным!
Слайд 5: Заполнение бланков
Ответы, состоящие из нескольких слов или цифр пишем БЕЗ ПРОБЕЛОВ БЕЗ ЗАПЯТЫХ! Печатными буквами!
Слайд 6: Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом
задания тестового типа (с выбором одного верного ответа из предложенных). задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного ответа; Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Слайд 8: Задания 1-3
Связаны с пониманием НАУЧНОГО текста. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ: Внимательно прочитать! Определить главную информацию ( ФАКТЫ: даты, имена, события и т.д. !) Найти причинно-следственные связи.
Слайд 9: ПРИМЕР
( 1)Средняя температура на поверхности Земли не перестаёт расти с 1861 года, когда впервые стали производиться замеры. (2)Учёные считают, что это в значительной мере обусловлено промышленными выбросами углекислого газа и метана в атмосферу, усиливающими « парниковый эффект », который и должен привести к изменению климата. (3)<…> в 1997 г. был принят международный договор, известный под названием « Киотский протокол », в котором предусматриваются ограничения на выброс промышленных газов.
Слайд 10: З адание 1: Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений
1) С 1861 года, когда впервые стали производиться замеры, средняя температура на поверхности Земли не перестаёт расти, однако научные данные пока не позволяют делать какие-либо выводы о глобальном потеплении и «парниковом эффекте». 2) Непрерывный рост средней температуры на поверхности Земли учёные связывают с усилением «парникового эффекта», способного привести к изменению климата, поэтому был принят международный договор «Киотский протокол», ограничивающий выброс промышленных газов. 3) Международный договор «Киотский протокол», в котором предусматриваются ограничения на выброс промышленных газов, был принят в рамках борьбы с «парниковым эффектом», приводящим, по мнению учёных, к изменению климата на Земле. 4) Согласно международному договору, известному под названием «Киотский протокол», следует уменьшить выбросы в атмосферу «парниковых» газов, большое скопление которых может привести к понижению температуры на Земле. 5) Проводимые с 1861 года измерения средней температуры на поверхности Земли свидетельствуют о том, что Земле угрожает глобальное потепление климата, вызванное, по мнению ряда специалистов, не только «парниковым эффектом», но и другими, не изученными пока причинами. Максимум – 2 балла!
Слайд 11: З адание 1: Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений
С 1861 года, когда впервые стали производиться замеры, средняя температура на поверхности Земли не перестаёт расти, однако научные данные пока не позволяют делать какие-либо выводы о глобальном потеплении и «парниковом эффекте». ЭТОЙ ИНФОРМАЦИИ НЕТ В ТЕКСТЕ!
Слайд 12: З адание 1: Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений
2) Непрерывный рост средней температуры на поверхности Земли учёные связывают с усилением « парникового эффекта », способного привести к изменению климата, поэтому был принят международный договор «Киотский протокол », ограничивающий выброс промышленных газов. ДАНЫ ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ТЕКСТА! Указаны причины и следствия описанного в тексте научного явления в границах данного предложения!
Слайд 13: З адание 1: Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений
3) Международный договор «Киотский протокол», в котором предусматриваются ограничения на выброс промышленных газов, был принят в рамках борьбы с « парниковым эффектом », приводящим, по мнению учёных, к изменению климата на Земле. ЭТОЙ ИНФОРМАЦИИ НЕТ В ТЕКСТЕ!
Слайд 14: З адание 1: Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений
4) Согласно международному договору, известному под названием «Киотский протокол», следует уменьшить выбросы в атмосферу « парниковых » газов, большое скопление которых может привести к понижению температуры на Земле.
Слайд 15: З адание 1: Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений
5) Проводимые с 1861 года измерения средней температуры на поверхности Земли свидетельствуют о том, что Земле угрожает глобальное потепление климата, вызванное, по мнению ряда специалистов, не только «парниковым эффектом», но и другими, не изученными пока причинами. НЕТ МНОГИХ ФАКТОВ ИЗ ТЕКСТА!
Слайд 16: Задание 2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов)
однако несмотря на это в связи с этим ведь напротив
однако ( противопоставление ) несмотря на это (значение уступки, вопреки чему-то) в связи с этим (во 2 предложении названо явление, а в 3 – его следствие ). Пишем в бланк ВСВЯЗИСЭТИМ ведь (обоснование предшествующего утверждения) Напротив (противопоставление)
Слайд 18: Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАСТИ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ( 1)Средняя температура на поверхности Земли не перестаёт расти с 1861 года
Слайд 19: РАСТИ, -ту, - тёшь ; рос, росла; росший; росши; несов
1) О живых существах, организмах: живя, увеличиваться, становиться больше, выше, длиннее. Дети быстро растут. Трава растёт. 2) (1 и 2 л. не употр.). О растениях: быть, находиться, иметь распространение где-л. В саду растёт яблоня. 3) Проводить где-н. своё детство, ранние годы жизни. Рос в городе. Ребёнок растёт в дружной семье. 4) (1 и 2 л. не употр.). Увеличиваться количественно, в размерах, в объёме. Растёт интерес к искусству. Растёт спрос на товары. Город растёт. Новостройка растёт на глазах. Температурные показатели растут. 5) Развиваясь, совершенствоваться. Талант растёт. Художник растёт. Расти в чьих-н. глазах. Пишем в бланке: 4
Слайд 20: Задание 4
проверяет о рфоэпические нормы (ударения). Распечатайте орфоэпический словарь из ДЕМОВЕРСИИ! И читайте! Ежедневно записывайте по 10 слов и проверяйте свои знания. УЧИТЬ! ЗАПОМИНАТЬ!
Слайд 21: Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. пОручни насорИт прИданое щЁлкать свЁкла Пишем в бланк: ПРИДАНОЕ
Слайд 22: Орфоэпическая разминка (к заданию 4)
Аэропорты, баловать, вероисповедание, дешевизна, жалюзи, иксы, краны, нефтепровод, ловка, кухонный, сливовый, грушевый, клала, опошлить, оптовый, осведомиться, обеспечение, ободрить, ходатайство
Слайд 23: Проверим
аэропОрты, баловАть, вероисповЕдание, дешевИзна, жалюзИ, Иксы, крАны, нефтепровОд, ловкА, кУхонный, слИвовый, грУшевый, клАла, опОшлить, оптОвый, освЕдомиться, обеспЕчение, ободрИть, ходАтайство
Слайд 24: Задание 5
Работа с паронимами (слова ПОХОЖЕ ЗВУЧАТ!) Пример: ВДОХ-ВЗДОХ, ОБУЧИТЬ-ВЫУЧИТЬ, КОННЫЙ-КОНСКИЙ, НЕВЕЖСТВЕННО - НЕВЕЖЛИВО Работаем со словарем паронимов (распечатать из демоверсии) и практикуемся. Записывать надо ИСПРАВЛЕННЫЙ ВАРИАНТ !
Слайд 25: Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запиш ите подобранное слово.
Слайд 26: Задание 5
Федотыч хорошо знал своё дело, был ИСКУССТВЕННЫМ мастером. В историю музыки Дебюсси вошёл как ЗАЧИНАТЕЛЬ музыкального импрессионизма. ИЗБИРАЯ президиум, сельчане долго спорили о том, кто же должен сесть за стол, украшенный кумачовой скатертью. ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ возраст для начала занятий горными лыжами — до 7 лет. ВЕЛИКИЙ русский полководец Александр Васильевич Суворов не проиграл ни одного сражения.
Слайд 27: Ответ
ИСКУССТВЕННЫЙ = ненастоящий, неестественный! (например, искусственный снег, искусственное освещение) ИСКУСНЫЙ = хороший, талантливый, опытный (ИСКУСНЫЙ мастер) Пишем в бланк: ИСКУСНЫЙ
Слайд 28: Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
известные ПРОФЕССОРЫ более ДВУХСОТ участников ОБЕИМИ руками более КРАСИВЫЙ не МАШИТЕ руками Выписываем в бланк: ПРОФЕССОРА
Слайд 29: Алгоритм выполнения задания 6
Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку. Определите части речи выделенных слов. Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть. Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на "десерт" оставить существительные, так как там большее количество информации. После того, как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант. Только выделенное слово, а не всё словосочетание!!!
Слайд 30: ТЕОРИЯ К ЗАДАНИЮ 6
1) Формы прилагательных: Степени сравнения прилагательных СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ ПРОСТАЯ: Начальная форма + -ее, -ей, -е, - ше умнЕЕ, глубжЕ ПРОСТАЯ: Начальная форма + - айш -, - ейш - умнЕЙШий СОСТАВНАЯ: Более/менее + начальная форма более умный, менее глубокий Самый/ наиболее/ наименее + начальная форма САМЫЙ умный, САМЫЙ глубокий Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения: НЕПРАВИЛЬНО «БОЛ ЕЕ УМН ЕЕ »! Записать в бланк : БОЛЕЕУМНЫЙ или УМНЕЕ НЕПРАВИЛЬНО: « САМЫЙ УМН ЕЙШ ИЙ»! Исправить: САМЫЙУМНЫЙ
Слайд 31: ТЕОРИЯ К ЗАДАНИЮ 6
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ Числительные: 5-20, 30: Склоняются как существительное «степь» (степь – степ и, пять – пят и, тридцать-тридцат и ) 40, 90, 100 : Имеют только две падежные формы : И.п. = В.п ; в остальных падежах - окончание А (вижу СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО машин; нет СОРОК А, ДЕВЯНОСТ А, СТ А машин, забыть о СТ А рублях); 50, 60, 70, 80: Меняются обе части, как существительное «степь»: СТЕПЬ – СТЕП И – СТЕП ЬЮ ; ПЯТЬДЕСЯТ – ПЯТ И ДЕСЯТ И, ПЯТ ЬЮ ДЕСЯТ ЬЮ; 200, 300, 400: Меняются обе части. Первая часть как два, три, четыре. Вторая часть как слово " ноты " во мн.ч.: Двести, двух сот (нот), двум стам (нотам), двумя стами (нотами), двух стах (нотах); 500-900: Меняются обе части. Первая часть - как «степь». Вторая часть - как «ноты» во мн.ч : пять сот, пяти сот, пяти стам, пятью стами, пяти стах.
Слайд 32: Склонение числительных
Числительные полтора, полторы, полтораста : И.п.= В.п. имеют одинаковые формы, в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста. Склонение порядковых числительных (вопрос «какой по счету») : меняется только окончание последнего слова (две тысячи семнадцат ый, нет две тысячи семнадцат ого, доволен две тысячи семнадцат ым ) Склонение дробных числительных : числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное (Пять четвертых –Пяти четвертых –Пятью четвертыми)
Слайд 33: Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
А) с сущ., обозн. лиц мужского пола (НЕ ЖЕНСКОГО!). Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки Б) с детенышами животных. ТРОЕ медвежат, но три медыедя ; В) с сущ, употреб только во мн.ч. Трое ножниц Г) с парными предметами (Двое сапог) Д) с личными местоимениями (Их трое, нас четверо)
Слайд 34: Числительные оба обе
оба - с сущ. мужского и среднего рода. Об о их мужчин, об о ими друзьями обе - с сущ. женского рода. По об е им сторонам, об е ими девушками
Слайд 35: Формы глаголов
Неопределенная форма Повелительное наклонение Лечь Ехать Ездить Положить Класть Бежать Лазать Выйти Выложить Выверить Вывесить Выдвинуть Клянчить Махать Нянчить Погодить Портить Тронуть Чистить Ляг(те) Поезжай(те) Езди(те) Положи(те) Клади(те) Беги(те) Лазай(те) Выйди(те) Выложи(те) Вывери(те) Вывеси(те) Выдвини(те) Клянчи(те) Маши(те) Нянчи(те) Погоди(те) Порти(те) Тронь(те) Чисти(те)
Слайд 36: Глаголы-паронимы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ
Одеть кого-то (одеть ребенка в школу) Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто )
Слайд 37: Образование формы НАСТОЯЩЕГО времени
ездить лазить печь хотеть полоскать махать ездим лазим печем хотим полощем машем
Слайд 38: Образование формы прошедшего времени
Сохнуть Просохнуть Замерзнуть Окрепнуть Промокнуть Намокнуть Сох Просох Замерз Окреп Промок Намок
Слайд 39: Образование формы будущего времени
Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.
Слайд 40: Формы существительных
инструктор ы редактор ы лектор ы ректор ы конструктор ы прожектор ы сектор ы инженер ы шофёр ы бухгалтер ы диспетчер ы договор ы драйвер ы принтер ы Ы
Слайд 41: Формы существительных
директора профессора инспектора доктора катера фельдшера флюгера хутора шулера веера повара А
Слайд 42: Окончание ОВ в Р.п
апельсинов бананов бананов томатов помидоров абрикосов ананасов лимонов мандаринов баклажанов НО! Яблок
Слайд 43: Окончание в национальностях в Р.п
казахов калмыков киргизов монголов таджиков узбеков хорватов якутов армян башкир болгар грузин лезгин осетин румын татар туркмен цыган турок бурят ОВ Нулевое Окончание!
Слайд 44: Окончание в единицах измерений в Р.п
байтов гектаров граммов децибелов каратов килограммов километров ампер аршин бит ватт вольт рентген ОВ Нулевое Окончание!
Слайд 45: Окончание в парных предметах в Р.п
носков гольфов рельсов бронхов джинсов кедов ботинок чулок шорт туфель сапог тапок бахил бутс валенок клипс ОВ Нулевое Окончание!
Слайд 46: Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
известные ПРОФЕССОРЫ более ДВУХСОТ участников ОБЕИМИ руками более КРАСИВЫЙ не МАШИТЕ руками
Слайд 47: Задание 6 Найдите все грамматические ошибки
СЕМИСТАМИ солдатами пара ДЖИНС мы ЕЗДИМ пара НОСОК ЗАСОХНУЛ на ветру пять КИЛОГРАММ около ПОЛУТОРАСТОВ метров десять ПОМИДОРОВ петь более КРАСИВЕЕ Нет ДВУХСТА рублей ПОМАХАЙ мне ОДЕТЬ ребенка
Слайд 48: Задание 6 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!
СЕМЬЮСТАМИ солдатами пара ДЖИНСОВ мы ЕЗДИМ пара НОСКОВ ЗАСОХ на ветру пять КИЛОГРАММОВ около ПОЛУТОРАСТА метров десять ПОМИДОРОВ петь более КРАСИВО Нет ДВУХСОТ рублей ПОМАШИ мне ОДЕТЬ ребенка
Слайд 49: Задание 7 – поиск грамматических ошибок в предложениях!
За это задание Вы можете получить 5 баллов. Всего предложений 9, а нужно найти 5 ошибок! Ищем именно СВОИ ОШИБКИ ! Во всех 9 предложениях могут быть ошибки, но не те, которые озвучены в задании! Алгоритм выполнения задания : ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПИШИТЕ В ЧЕРНОВИК ОШИБКИ, КОТОРЫЕ ВАМ НУЖНО НАЙТИ. Ищите названные в задании явления (причастные и причастные обороты, косвенную речь и т.д.) Выпишите номер предложения, ГДЕ ЕСТЬ нужное вам явление, но предложение построено ошибочно.
Слайд 50: Задание 7
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Слайд 51: Нарушение построения предложения с несогласованным приложением
ИЩЕМ НАЗВАНИЯ (чаще всего в КАВЫЧКАХ!). Название должно быть в И.п.! В фильм е « Война и мир » Бондарчук сыграл Пьера Безухова. В « Войне и мире » Бондарчук сыграл Пьера Безухова. В фильм е «Войн е и мире» Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. ОШИБКА! Правильно так:
Слайд 52: Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже. - определяемое слово не должно входить в причастный оборот. - не должно быть замены действительного причастия на страдательное.
Слайд 53: Предложения с причастным оборотом
ОШИБКИ 1. Мы гордимся нашими футболист ами (Т.П.), победивш их (Р.П.) английскую команду. 2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. 3. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. КАК ПРАВИЛЬНО 1. Мы гордимся нашими футболист ами (Т.П.), победивш ими (Т.П.) английскую команду 2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. 3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
Слайд 54: Нарушение в построении предложения с депричастным оборотом
1. Деепричастие и сказуемое должны обозначать действия ОДНОГО ЛИЦА! А значит относиться к ПОДЛЕЖАЩЕМУ! 2. Подлежащее может быть выражено неопределенной формой (инфинитивом). Деепричастный оборот НЕ употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом. 3. Деепричастный оборот НЕ употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.
Слайд 55: Предложения с деепричастным оборотом
ОШИБКИ 1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. ( ветер не может подъезжать к городу ) 2. Приехав в Москву, мне стало грустно. ( безличное предложение) 3. Сдав экзамены, я был принят в вуз ( кем-то принят ). КАК ПРАВИЛЬНО 1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер. 2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно. 3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.
Слайд 56: Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.) 2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного. 3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.
Слайд 57: Предложения с деепричастным оборотом
ОШИБКИ 1.ТЮЗ поставило спектакль. 2. Кофе остыло. 3. [Все, (кто интересуются музыкой), знает имя Чайковского.] КАК ПРАВИЛЬНО 1.ТЮЗ (театр – м.р.) поставил ( м.р.) спектакль. 2. Кофе ( м.р.) остыл ( м.р.). 3. [Все, (кто интересу ет ся музыкой), знает имя Чайковского.]
Слайд 58: Неправильное построение предложения с косвенной речью
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица. Андрей сказал, что я иду в театр. Андрей сказал, что он идет в театр. Ошибка! Правильно:
Слайд 59: Ошибки в построении предложения с однородными членами
1. Каждый из однородных членов до лжен быть связан по смыслу и грамматически с общим словом. 2. Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой). 3. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать. 4. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
Слайд 60: Ошибки в построении предложения с однородными членами
6. Нельзя смешивать родо -видовые понятия в ряду однородных членов. 7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов ( Как…, так и … Не только…, но и … Если не…, то … Не столько…, сколько … Не то чтобы…, а …. ), повторяющихся союзов ( то... то ; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять рядом с однородными членами ! Части двойного союза нельзя заменять другими словами!
Слайд 61: ОШИБКИ в употреблении однородных членов
1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. ( глаголы сочетаются с существительными в разных падежах ) 2. Книги эти интересны ( крат.форма ) и иллюстрированные (полн. форма). 3. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. 4. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков ( Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой ( И.п.). 5. В пакете лежали апельсины, бананы, фрукты. 6. Я не столько устал, но просто хотел спать.
Слайд 62: Ошибки при построении сложного предложения
1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит. 2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.
Слайд 63: Ошибки при построении сложного предложения
ОШИБКА 1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет городничий.) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что городничий управляет ревизором, а не городом ) 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, ( что написал ли он своё завещание). Как правильно 1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет городничий), едет ревизор). 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).
Слайд 64: Неправильное употребление сущ. и мест. с предлогом
1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?) Предлог ПО в значении « после чего-либо, в результате чего-либо » употребляется с П. п. (по ком? чём?) в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.
Слайд 65: Ошибки при построении сложного предложения
ОШИБКА Вопреки обстоятельств благодаря старания По окончанию срока По истечению срока По прибытию поезда По приезду с города Как правильно Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельств ам благодаря (кому? чему? Д.п.) старани ю По окончан ии срока По истечен ии срока По прибыт ии поезда По приезд е в город – из города
Слайд 66: Определите ошибки
Мистер Томпсон спросил, правильно ли я понял то, что вы сказали. Присутствующие зрители в зале аплодировали стоя. В романе “ Обломове” главным героем является не только Илья Ильич, но и его лень. Он умел говорить не только по-английски, но и писать статьи по-немецки. Все, кто участвовали в конкурсе, получили памятные подарки. На минуту Арсений остановился, задержал дыхание и идет дальше. Прочитав статью, у меня появилась новая идея. Прочитав статью, я стал еще больше гордиться за свою школу. Необходимо то, чтобы ты больше читал.
Слайд 67
Мистер Томпсон спросил, правильно ли я понял то, что вы сказали. НАРУШЕНИЯ В КОСВЕННОЙ РЕЧИ Присутствующие зрители в зале аплодировали стоя. НАРУШЕНИЯ В ПРИЧ.ОБОРОТЕ В роман е “ Обломов е ” главным героем является не только Илья Ильич, но и его лень. НЕСОГЛАС.ПРИЛОЖЕНИЕ Он умел говорить не только по-английски, но и писать статьи по-немецки. ОШИБКА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНЫ Все, кто участвовал и в конкурсе, получили памятные подарки. НАРУШЕНА СВЯЗЬ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО На минуту Арсений остановился, задержал дыхание и идет дальше. НАРУШЕНИЕ ВИДО-ВРЕМЕННОЕ Прочитав статью, у меня появилась новая идея. НАРУШЕНИЕ В ДЕЕПРИЧ.ОБОРОТЕ Прочитав статью, я стал еще больше гордиться за свою школу. ОШИБКА В УПОТРЕБЛЕНИИ СУЩ. С ПРЕДЛОГОМ Необходимо то, чтобы ты больше читал. НАРУШЕНИЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Слайд 68: Задание 8 – правописание корней
Проверяемые корни (можно подобрать однокоренное слово, чтобы буква стала ударной, но не менялась!!!) Чередующиеся корни (есть вероятность написания этого же корня с другой гласной – о//а, е//и) Непроверяемые корни (словарные слова) Внимательно читай задание!
Слайд 69: Задание 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву
пл.. вчиха ск.. чок ванд.. лизм обм.. кнуть эг.. ист Выписываем в бланк: ВАНДАЛИЗМ
Слайд 70: Задание 8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву
ед.. нение отм.. рающий пом.. риться по.. вились к.. личество Выписываем в бланк: ОТМИРАЮЩИЙ
Слайд 71: Задание 8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву
пол..гать расст..гнуть лаб.. ратория з.. рница к.. снувшийся Выписываем в бланк: ЛАБОРАТОРИЯ
Слайд 72: Чередование Е // И
-бир-а // -бер- (собИрать — забЕрёшь) -пир-а // -пер- (запИрает — подпЕреть) -дир-а //-дер- (сдИрать — дЕрёт) -тир-а // -тер- (стИрать — вытЕреть) -жиг-а //-жеч- (сжИгать — сжЕчь) -блист-а // -блест- ( блИстать — блЕстеть) -стил-а // -стел- (перестИлать — застЕлешь) -чит-а //-чест- (почИтать — почЕсти) -мир-а //-мер- ( замИрал — замЕреть)ни с чередованием
Слайд 73: Чередование О// А
-кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться) -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить) **** -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный - вы рОс ли). Исключения: рост ок, от рас ль, Рост ислав, рост овщик, Рост ов.
Слайд 74: Чередование О// А
-скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ). -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать) -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться) -зОр-//-зар- ( зар я – зОрь ка) Исключения: зор янка, зор евать.
Слайд 75: Корни с чередованием
1) зависят от ударения: Гар - /гор- Клан-/ клон- Твар - / твор - (без ударения О); Зар - / зор - В безударном положении пишется а Исключения : пригарь, выгарки, утварь, зоревать, зорянка.
Слайд 76: Корни с чередованием
2) зависят от суффикса А: лаг-/лож- кас -/кос- (есть суффикс А – в корне пишем А); Бер - / бир - Дер- / дир - Мер- /мир- Пер - / пир- Тер- /тир- Блест - / блист - Жег- /жиг- Стел- / стил - Чет- / чит - -Им- //-а-(-я-) -Ин- //-а-(-я-) Исключения: сочетать, сочетание
Слайд 77: Корни с чередованием
3) От согласных в корне Скак- / скоч - (скакать, выскочка) раст - /рос-/ ращ - (расти, вырос, выращенный) Исключения : скачок, скачу. Росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль
Слайд 78: Корни с чередованием
4) От значения мак- /мок- (макать, погружать в жидкость; мокнуть, пропускать жидкость) Равн = равный, одинаковый Ровн = ровный, гладкий Исключения : равнина, ровесник, поровну, уровень. Источник: http://rustutors.ru/zadanie-8.html
Слайд 79: Корни с чередованием
4 ) плав-/плов-/плыв- Запомнить : плов пишется в словах: пловец, пловчиха ; плав пишется в слова: плавники, поплавок, жук-плавунец ; плыв пишется в слове: плывун.
Слайд 80: ЗАДАНИЕ 9
Правописание приставок Правописание на стыке морфем (приставки и корня, двух приставок) Правописание сложных существительных с корнями ПОЛ- и ПОЛУ-
Слайд 81: Задание 9
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. о..ходить, на..писать ра..потрошить, и..жить под..брать, н..рисовать пр..сесть, пр.. кусить вз..мать, от.. скать
Слайд 82: Задание 9
о т ходить, на д писать ра с потрошить, и з жить под о брать, н а рисовать пр и сесть, пр и кусить вз и мать, от ы скать Выписываем в бланк: ПРИСЕСТЬПРИКУСИТЬ Выписываем без пробелов и запятых! ПИШЕМ ПОДРЯД!
Слайд 83: 1. Приставки традиционные
О-: остановка ДО- : добраться, ПО- : порезать ПРО- : пробел (ПРА- в особом значении : прабабушка) НА-: нападение ЗА- : задаваться НАД- (НАДО-): надкусить, надорвать ПОД- (ПОДО-): подтаять, подогнать ОТ- (ОТО-): отдать, отодвинуть ОБ- (ОБО-):обстричь, обознаться В- (ВО-): вшить, воспеть ПРЕД- (ПРЕДО-): председатель ПЕРЕ- : перегной С- (СО-): сдвинуть Знать!
Слайд 84: 2. приставки на –з, -с, зависят от глухости/звонкости последующего согласного
Без-/ бес- ( бездумный * бесполезный ) Воз- ( вз -)/ вос -( вс -) ( возлагать * воспеть ) Из- / ис - ( избежать * иссохнуть ) Низ- / нис - ( низвергаться * ниспадать ) Раз- (роз-)/рас-(рос-) ( разгрызть * рассвет ) Через- (чрез-)/ черес ( чрезмерный*чересполосица ) Запомните : нет приставки з ( несговорчивый, сбить, сжигать)
Слайд 85: 3. приставки ПРЕ/ПРИ зависят от значения
ПРИ- 1. присоединение, приближение (пришить, приехать, приумножить) 2. неполнота действия (приоткрыть, присесть) 3. пространственная близость (приморский, пришкольный) ПРЕ- 1. = очень (премилый, презабавный) 2. = приставка пере- (преградить, преступник, преобразовать)
Слайд 86: Существует группа омонимов, в которых написание зависит от лексического значения
прибывать (приезжать) призреть ( приютить) притворить (закрыть) приклонить (наклонить ) придать (добавить) приходящий (являющийся) притерпеться (привыкнуть) приемник (радио) приставить (поставить рядом) привратник (сторож) пребывать (находиться) презреть (пренебречь) претворить (воплотить) преклонить (выразить уважение) предать (выдать) преходящий (временный) претерпеть (пережить) преемник (последователь) преставиться (умереть) превратности (неприятности) при пре
Слайд 87: Надо запомнить (ПРИ – часть корня)
Приоритет, привилегия прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключения, прикорнуть, присяга, притеснять, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, приятный, приватный, принцип, примат, примитив, пригодный, присниться, приключение, присудить, призвание, присмотреть, приспособить
Слайд 88: Надо запомнить (ПРЕ – часть корня)
Прерогатива, преамбула препятствия, президент, препятствие, преимущество, пренебрегать, не прекословить, препираться, престол, превратный, знак препинания, преследовать, преподаватель, предел, камень преткновения, пресмыкаться, премьера, престиж, претензия, презумпция, превалировать, президиум, претендент, прецедент, препарат, преодолеть
Слайд 89: ЧАСТИЦА ПОЛ- пишется через дефис:
- далее следует гласная (пол-апельсина, пол-урока) - далее следует Л (пол-лимона, пол-литра) – далее следует имя собственное (Пол-России, пол-Африки )
Слайд 90: Ъ после приставок
1) После приставок, оканчивающихся на согласную перед Е, Ё, Ю, Я. Подъем, разъезд. 2 ) После числительных двух- трех-, четырех-, перед Е, Ё, Ю, Я. Трехъярусный.
Слайд 91: И / Ы после приставок
1) После приставок, оканч. на гласную (поискать). 2 ) После пр иставок МЕЖ- и СВЕРХ- (Сверхинтересный, межинститутский). 3 ) В слове ВЗИМАТЬ 4 ) В сложносокращенных словах. (Пединститут, спортинвентарь). 5 ) После иноязычных приставок и частиц (пан-, суб -, транс-, контр- и т.п.) (контригра, дезинформация). 6) После числительных двух-, трех-, четырех- ( трехимпульный ). После приставок, оканчивающихся на согласную ( искл. МЕЖ, СВЕРХ, контр,дез ), если слово начиналось с И: Бе з ынтересный (от и нтерес), По д ыграть (от и грать). Ы И
Слайд 92: Задание 10
правописание суффиксов : - глаголов - причастий - деепричастий - прилагательных - существительных;
Слайд 93: Задание 10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. буш.. вать голуб.. нький дожд.. вой накле.. вать яблон..вый Выписываем в бланк: НАКЛЕИВАТЬ
Слайд 94: Суффиксы глаголов
- ова -, - ева - : Если в 1 л. ед ч. наст. или буд.вр. оканч. на - ую, - юю (завид ова ть – завид ую, командовать – командую); - ыва -, - ива-: Если в 1 л. ед ч. наст. или буд.вр. оканч. На – ываю / иваю (заигр ыва ть – заигр ываю ) Суффикс в глаголах прошедшего времени как и в Н.ф.: кле и ть – кле и л, та я ть – та я л. Запомните глаголы на -ять : лаять (ср. лает), таять, каяться, веять, надеяться, лелеять, сеять, затеять, чуять
Слайд 95: Суффиксы причастий и деепричастий прошедшего времени
Чтобы безошибочно определить гласную перед суффиксом причастий и деепричастий, необходимо понять, от какого глагола они образованы. Понаде я вшийся, понаде я вшись – от понаде я ться. Важно ! Обратите внимание на вид глагола, от которого образовано причастие или деепричастию.
Слайд 96: Суффиксы прилагательных
- чив -, -лив- Всегда пишется И : Заботливый, заносчивый -ив-, -ев- Под ударением пишется И: Красивый, правдивый Без ударения пишется Е : Боевой, сиреневый Искл. милостивый, юродивый - ов -, - оват -, -овит- Пишутся после твердых согласных Деловой, красноватый, деловитый -ев-, - еват -, - евит - Пишутся после мягких согласных и Ц: Вечевой, сиреневатый, глянцевитый
Слайд 97: Суффиксы существительных
- ик - (-ник-, -чик-) - ек - ИК пишем, если при изменении по падежам сохраняет И : Столик – столика, пальчик - пальчика ЕК пишем, если изменении по падежам имеет беглый гласный: Листочек- листочка, платочек - платочка - оньк - - еньк - После твёрдых согласных пишем - оньк - лисонька После мягких согласных, шипящих и гласных - еньк - тученька, Зоенька -чик - щик -ЧИК - После согласных т, д, с, з, ж : Перевозчик, разносчик -ЩИК - После остальных согласных : Банщик, фонарщик - ен - пишем в разносклоняемых существительных : Время, бремя, семя, вымя, стремя, пламя, племя, темя, знамя, имя Например: семени, времени.
Слайд 98: Задание 11
Алгоритм выполнения задания Внимательно читаем задание и варианты; Определяем время слов, т.к. от времени зависит выбор правила; Для глаголов настоящего и будущего времени, подбираем инфинитивы, от которых они образованы (не забываем о виде); Определяем спряжение инфинитива. В зависимости от спряжения ставим в окончания и суффиксы У,Ю,Е или А,Я, И. Для действительных причастий настоящего времени тоже нужно определить спряжение. Если слово прошедшего времени буква инфинитива сохраняется и в личной форме.
Слайд 99: Задание 11
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. вытерп.. шь раска.. вшийся завис.. мый навар.. шь выкач.. нная (бочка) Выписываем в бланк: ВЫКАЧЕННАЯ
Слайд 100: Спряжения глаголов наст. и буд. вр
1 спряжение Остальные глаголы (+ брить стелить, зиждиться) 2 спряжение Все глаголы на – ить (кроме брить, стелить), + 7 гл. на - еть : Терпеть Вертеть Обидеть Ненавидеть Зависеть Смотреть Видеть + 4 гл. на - ать : Гнать Держать Дышать Слышать I спряжение ( У,Ю,Е в окончаниях ) II спряжение (А,Я,И в окончаниях )
Слайд 101: Глаголы прош.вр
Если глагол прошедшего времени, то ставим перед суффиксом "Л" ту букву, которая была в неопределенной форме глагола перед - ть Например : раста..ла Ставим глагол в неопределенную форму. (Что сделать?) растаять, значит, перед "Л" пишем букву "Я" - расстаЯл
Слайд 102: Причастия настоящего и прошедшего времени
Действительные прич.: - ущ -, - ющ - - от гл. 1 спр. (бормочущий) - ащ -, - ящ - от гл. 2 спр. (дышащий) 2. Страдательные прич.: -ом-, -ем- от гл. 1 спр. (читаемый) - им- от гл. 2 спр ( клеимый )
Слайд 103: Помним про омонимы
Ковры развеш а ны во дворе (развеш а ть) – продукты в магазине развеш ен ы (развес ить ) Замеш а нные в преступлении (замеш а ть) – замеш енн ое тесто (замес ить ) Расстрел я нные партизаны (расстрел я ть) – подстрел енн ые охотниками (подстрел ить ) Выкач а нная из бака вода (выкач а ть) – выкач енн ая из подвала бочка (выкат ить ) Если на – ИТЬ -, то будет ЕНН
Слайд 104: Где пропущена А?
Скач..щий Движ..щийся Колыш..щийся Они бормоч…т Они слыш..т Выписываем в бланк: СЛЫШАТ
Слайд 105: Где пропущена Е ?
Брод.. шь Выуч.. шь Замеш.. нное (тесто) Увид.. шься Наве.. нный Выписываем в бланк: замешенное
Слайд 106: Где пропущена Я?
(Они) кол..т (снега) та..т Ненавид.. щий (журавли) курлыч..т Они се…т Выписываем в бланк: ненавидящий
Слайд 107: Задание 12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Ещё (НЕ)ОБДУМАННОЕ решение превратилось в план. Шлюзы подняли воды (НЕ)широкой, но быстрой реки. До ближайшей деревни путь отнюдь (НЕ)БЛИЗКИЙ. Турок сидел, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на часовых. Отцу, (НЕ)ПОЛАДИВШЕМУ с губернатором, пришлось выйти в отставку. Выписываем в бланк: НЕШИРОКОЙ
Слайд 108: Раздельное написание НЕ с разными частями речи
С глаголами и дееприч. (если употребл. без НЕ): не думать, не думая С числительными (не два, не пять) С любой частью речи, если есть противопоставление с союзом «А » (не правда, а ложь; не открыто, а закрыто) С прил, нареч. на -о при наличии ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ ( вовсе не интересно, далеко не умно); Со сравн. степенью прил., наречий в большинстве случаев. ( не хуже, не лучше ) С местоимениями, с отрицательными местоимениями с предлогом ( не со мной, не у кого ) С краткими причастиями (не написано, не решено) С причастиями в прич.обороте ( еще не прочитанное письмо )
Слайд 109: Укажите слитное написание
(НЕ)МЕНЕЕ мощно звучал Никогда (НЕ)ВСТРЕЧАЛ охватила (НЕ)ВЕДОМАЯ жалость ей (НЕ)ДОСТАВАЛО выдержки поглядела (НЕ)ВИДЯЩИМИ глазами это (НЕ)ПОХОЖЕ на тебя (НЕ)ВЗИРАЯ на строгие взгляды на образах (НЕ)ВПЕРВЫЕ спрашивал ее об этом еще ( НЕ)СПЕТАЯ песня нам было ( НЕ)КОГДА Статья (НЕ)ОТРЕДАКТИРОВАНА
Слайд 110: ПРОВЕРИМ слитное написание
охватила НЕВЕДОМАЯ жалость ей НЕДОСТАВАЛО выдержки поглядела НЕВИДЯЩИМИ глазами НЕВЗИРАЯ на строгие взгляды на образах нам было НЕКОГДА
Слайд 111: ЗАДАНИЕ 13
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Было (ОТ)ЧЕГО печалиться: (ПО)ЭТОМУ дому уже не бегали наши выросшие дети. Казаки бросились (В)СЛЕД за отступающими и настигли их (ПО)СРЕДИ поля. ( В)ДАЛЬ широкую и неоглядную (В)СКОРЕ конница помчит. Если говорить (В)ОТКРЫТУЮ, то я поступил бы ТАК(ЖЕ). Трава И(ТАК) по весне пробивается (ПО)ВСЮДУ: в оврагах и перелесках, по обочинам дорог и троп. Выписываем в бланк: ВСЛЕДПОСРЕДИ
Слайд 112: 2. Запомни правописание наречий!
Вдребезги Натощак Исподтишка Вдогонку Насмарку Спозаранку Наспех Наугад Начеку Невдомёк Невзначай Дотла Слитно!
Слайд 113: 2. Запомни правописание наречий!
Впотьмах Впопыхах Второпях Навсегда Наскоро Позавчера Отовсюду Зачастую Впустую Вплотную Напрямую Вручную Слитно!
Слайд 114: 2. Запомни правописание наречий!
Врассыпную Врукопашную Сначала Вдаль Вглубь Втроем Всемером Поодиночке Вдогонку Всухомятку Вприпрыжку Вприкуску Слитно!
Слайд 115: 2. Запомни правописание наречий!
Вслух Назло Подчас Вправе Насилу Напролом Наперебой Напрокат Сбоку Подчас Поневоле Наотрез Нараспев Наудачу Вмиг Слитно!
Слайд 116: 3. Запомни правописание наречий!
В о хапку В о бтяжку Без о глядки Без у держу В у пор В о тместку раздельно! В сердцах В потёмках На боковую На попятную В рассрочку В насмешку
Слайд 117: 3. Запомни правописание наречий!
До упаду До смерти На глазок На лету На ходу С разбегу С размаху раздельно! На скаку Под силу За границу Под мышкой
Слайд 118: Правописание предлогов
СЛИТНО Ввиду Вместо Вроде Вследствие Наподобие Насчет Сверх Несмотря на Невзирая на Вслед Навстречу напротив РАЗДЕЛЬНО В виде В связи с В продолжение В течение В заключение В отличие В целях В силу В меру В области На протяжении За исключением За счет Не считая
Слайд 119: Различаем омонимы!
Ввиду (предлог) – в виду (предлог + сущ.) города Вроде (предлог) него – в роде (предлог+ сущ ) Романовых Вследствие (предлог) непогоды – в следствии (предлог + сущ ) по делу были допущены ошибки В течение, в продолжение, в заключение – производные предлоги при обозначении времени, на конце пишем Е – НО! В течениИ реки, в продолжениИ романа, в заключениИ реферата (простой предлог В+ сущ, на конце И) Поговорить насчет урока (насчет - предлог) – положить деньги на счет (предлог + сущ ) Внизу, вверху, посереди при отсутствии управляемого сущ. – наречия, но с управляемыми сущ. – предлоги (Внизу стоял человек(нар.) – внизу двери было отверстие (предлог)
Слайд 120: Отличие союзов от омонимичных частей речи
Союз – СЛИТНО!!! Местоимение с частицей, предлогом или союзом Чтобы Тоже Также Зато Притом Причём Оттого Итак Что бы То же Так же За то При том При чём От того И так
Слайд 121: ЕСЛИ ЭТО СОЮЗ :
Нельзя убрать или переставить его часть. Я пришел, ЧТОБЫ узнать всю правду. Я ТОЖЕ хочу в Японию. ЗАТО я пишу стихи! ЕСЛИ ЭТО местоимение : Можно убрать или переставить его часть Является членом предложения. ЧТО БЫ мне почитать? Я сегодня сделал ТО ЖЕ, что и вчера. Меня похвалили ЗА ТО, что я пишу стихи.
Слайд 122: ПОДСКАЗКИ! ЗАПОМНИ ВЫРАЖЕНИЯ!
ТО ЖЕ …., ЧТО… ТО ЖЕ САМОЕ… ОДНО И ТО ЖЕ ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК… ВСЁ ТО ЖЕ
Слайд 123: Правописание частиц
Раздельно Через дефис БЫ, ЛИ, ЖЕ Как будто, как раз, вряд ли, всё равно Всё-таки
Слайд 124: Задание 14 – Н и НН. ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ ЗАДАНИЕ!!!
Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Покраше(1) ая в зеле(2) ый цвет лавка была сдела (3)а на совесть: деревя (4) ая спинка и кова (5) ые подлокотники отличались особым удобством. Выписываем в бланк: 235
Слайд 125: Запоминайте исключения:
Искл. с Н : названый брат, посажёный отец, смышленый ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье, конченый человек; Искл. с НН : желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный, негаданный, священный, жеманный, медленный, долгожданный, недреманный, окаянный
Слайд 126: Задание 14
-НН- В прил. с суф. - енн, - онн (торжественный) Искл.: ветреный В прил. с основой на Н + суф.Н (старинный) В полных причастиях. с приставкой (кроме НЕ), в прич.обороте, сов.в., с суфф. – ова /- ева ( искл. кованый, жеваный) -Н- В прил.: суффиксы ан-, - ян -, -ин- : песчаный Искл : оловянный, стеклянный, деревянный В кратких причастиях (основано) В отглаг.прил. несов.в. (глаженые, крашеный)
Слайд 127: Важно!
В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же -н-, сколько было в слове, от которого они образовались: Воспитать – воспитанник – воспитанно; путать – путаный след, путаник, путано отвечал;
Слайд 128: Укажите цифры НН
Ране(1) ый в бою солдат шел по усыпа (2)ому си(3)ими и крас (4) ыми цветами полю со своим смышле (5) ым не по годам сыном. В да(1) ый момент со(2) ый Ваня лениво рассматривал свежекраше (3) ый пол гости(4)ой и раздраже (5)о вздыхал. В этот безветре (1) ый день было бы стра (2)о остаться дома, поэтому Павел надел льня(3) ые брюки, прихватив с собой кожа(4) ый рюкзак, купле(5) ый на прошлой неделе, и отправился в парк, чтобы насладиться весе(6)им днем.
Слайд 129: Укажите цифры НН
1. Ране(1) ый в бою солдат шел по усыпа (2)ому си(3)ими и крас (4) ыми цветами полю со своим смышле (5) ым не по годам сыном. 2. В да(1) ый момент со(2) ый Ваня лениво рассматривал свежекраше (3) ый пол гости(4)ой и раздраже (5)о вздыхал. 3. В этот безветре (1) ый день было бы стра (2)о остаться дома, поэтому Павел надел льня(3) ые брюки, прихватив с собой кожа(4) ый рюкзак, купле(5) ый на прошлой неделе, и отправился в парк, чтобы насладиться весе(6)им днем. 12 125 1256
Слайд 130: Задание 15 Максимум 2 балла!
- постановка запятой при однородных членах; - постановка запятой в ССП. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Слайд 131: Задание 15
1) Осенью улетели грачи и зимовать остались смелые воробьи. 2 ) Она снилась ему довольно часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал короткой детской памятью. 3 ) Хозяйка поглядела на нее и вспомнила свое невозвратное девичье время и свой первый бал. 4 ) Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. 5 ) Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили. Выписываем в бланк: 25
Слайд 132: Запятая при однородных членах (ОЧ) НЕ НУЖНА:
между двумя ОЧ, если они связаны одиночным союзом (Красные и синие шары); в устойчивых сочетаниях ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо и т.д.
Слайд 133: Запятая при однородных членах (ОЧ) НУЖНА:
между двумя ОЧ, если они связаны интонацией без союза ( красные, синие шары ); Перед противительными союзами А,НО, ДА (в значении но ), однако, зато; ( красивый, но глупый ) между ОЧ, связанными повторяющимися союзами : ни … ни, или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то ) ( то снег, то дождь ) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то (не только пели, но и танцевали) между парными ОЧ, связанными союзами И и ИЛИ: Ученики писали и читали, решали примеры и отвечали на вопросы.
Слайд 134: Запятая в ССП
В ССП между двумя грамматическими основами обычно ставится запятая. Осень наступила, и птицы приготовились к отлету.
Слайд 135: Запятая в СПП НЕ НУЖНА:
Если есть общий второстепенный член предложения : Осенью природа засыпает и звери готовятся к зиме. Если есть общее для частей вводное слово, частица, сравнительный оборот : К удивлению, погода резко переменилась и наступила жара. Да здравствует свет и скроется тьма.
Слайд 136: Запятая в ССП НЕ НУЖНА:
3. Если у частей ССП есть общее придаточное или общая бессоюзная часть: Когда мама вошла в комнату, осколки вазы валялись на полу и дети их собирали. Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее. 4. Если части ССП являются : вопросительными предложениями (Где я и что со мной?); побудительными предложениями ( Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится !) 3 ) восклицательными предложениями ( Как у вас хорошо и как мне всё нравится !)
Слайд 137: ВАЖНО!
При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзом И ставится, если союз повторяется : В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги. 2. Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом и простых предложения, поэтому запятая перед И ставится : Гроза прошла, и тучи рассеялись, но духота ещё сохранялась.
Слайд 138: Где 1 запятая?
1) Она проснулась ни свет ни заря и отправилась на прогулку. 2 ) Дорога переменилась показались леса и горы огромные реки и большие города. 3 ) Она стала проталкиваться вперед и Сане сделалось скучно. 4 ) Они уложили чемодан сумку с булками и пирогами. 5 ) Она была женственна и мягка и герой мой и вовсе потерял голову. 35
Слайд 139: Задание 16
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ). Однажды вечером (1) сидел я дома один (2) слушая вой осеннего ветра (3) и (4) смотря в окно (5) на тучи (6) бегущие (7) мимо луны. Выписываем в бланк: 26
Слайд 140: Обособление определения (запятая нужна)
Причастный оборот после определяемого слова (Ребёнок, заснувший у меня на руках, проснулся); Причастный оборот и до, и после определяемого слова, если относится к местоимению (Расстроившаяся из-за сына, она никак не могла взять себя в руки). Причастный оборот до определяемого слова, если он имеет добавочное обстоятельственное значение причины, условия, уступки (Пораженная новостью, мать медленно опустилась на стул). (почему? по какой причине?) Два и более одиночных согласованных определения, стоящие после определяемого слова (Ребёнок, сытый и довольный, заснул у меня на руках). Согласованное определение, возможно и одиночное, если определяемое слово – личное местоимение (Он, сытый, быстро заснул. Сытый, он быстро заснул). Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения (Благоухающая и красивая, выросла у нашего дома сирень).
Слайд 141: Обособление обстоятельства (запятая нужна)
Деепричастные обороты и деепричастия, сохранившие значение добавочного действия (Он бежал, крича мне что-то. Поев, ребёнок заснул). Обстоятельство с предлогом несмотря на ( Несмотря на дождь, дети убежали гулять). Сравнительные обороты с союзами как, будто, точно, словно, как будто, что, чем, нежели и др. ( Облака плыли над самой землёй низко, неспешно, как ватные).
Слайд 142: ВАЖНО!
Не обособляются деепричастия и деепричастный обороты 1 ) Если они потеряли свою глагольность и имеют значение образа действия (Не спеша бегут лошади. — бегут как? В метро я ехал стоя. (это положение в пространстве, а не добавочное действие) 2 ) Если включаются во фразеологический оборот (устойчивые словосочетания) В трудные дни он работал с нами не покладая рук. Он скрепя сердце отдал мне конфету.
Слайд 143: Где нужны запятые?
Анна Павловна (1) вздохнула с облегчением (2) отделавшись от молодого человека (3) не умеющего жить (4) возвратилась к своим занятиям хозяйки дома (5) и продолжала прислушиваться (6) и приглядываться (7) готовая подать помощь. 2347
Слайд 144: Задание 17
Знаки при вводные словах и обращениях. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ). Милостивая государыня (1) для вас (2) вероятно (3) это (4)вряд ли (5) большая новость. Пишем в бланк: 123
Слайд 145: Группы вводных слов
Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.): К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на буду, на радость и т.д. Степень уверенности : Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать и т.д. Связь мыслей, последовательность изложения: Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д. Источник сообщения : По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д. Приемы и способы оформления мыслей: Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д. Способ привлечь внимание : Знаешь (ли), знаете (ли),пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, пожалуйста и т.д. Оценка меры : По крайней мере, самое большее, самое меньшее Степень обычности: По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д. Выражение экспрессивности высказывания: Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.
Слайд 146: Отличаем вводные слова от членов предложения!
Вводное слово - ЗАПЯТАЯ Вы, верно, знаете этого человека. Казалось, дождя не будет конца. Член предложения – НЕТ ЗАПЯТОЙ Вы верно (как?) решили пример. Казалось (что?), что дождю не будет конца.
Слайд 147: Не являются вводными и не выделяются запятыми
Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы
Слайд 148: Где нужны запятые?
Язык — это (1) несомненно (2) наиболее стабильный инструмент управления и очевидный носитель общественного сознания. В целом (3) наш язык остаётся (4) по-прежнему (5) «великим и могучим». Пишем в бланк: 123
Слайд 149: Задание 18
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ). Он чувствовал (1) что за его вызволение из этого ада (2) была заплачена неимоверно высокая цена (3) на которую (4) он бы никогда не согласился. Пишем в бланк: 13
Слайд 150: Задание 18 Запятые в СПП
Алгоритм выполнения : Прочитайте внимательно задание и предложение. Найдите главное и определите, каким образом связаны с ним придаточные. Выделите грамматические основы. От этого зависит количество запятых.
Слайд 151: СПП с одним придаточным
Придаточное предложение стоит до, после или внутри главного. Я пришел туда, куда меня звали. Если пойдет дождь, я не приду. Дорога, которую показал проводник, была пустая. Он позвал меня на мероприятие, в целесообразности которого я сильно сомневался.
Слайд 152: 18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)
Путник (1) прибл..жение (2) которого (3) я слышал ранее (4) соблазнился моим веселым огнем.
Слайд 153: 18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)
Путник (1) прибл.. жение (2) которого (3) я слышал ранее (4) соблазнился моим веселым огнем. Пишем в бланк: 14
Слайд 154: ВАЖНО!
Если придаточное соединено с главным при помощи сложных подчинительных союзов ( благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, потому что, несмотря на то что, вместо того чтобы, с тем чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, так же как и др. ), то запятая ставится один раз [ ], (по мере того как ….) Вследствие того что погода испортилась, поход пришлось отложить.
Слайд 155
Сложный союз может расчленяться, если перед союзом есть отрицание с частицей НЕ : Я пришел не потому, что звали. 2 ) есть усилительные или ограничительные частицы : Стоило ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное? 3 ) есть вводное слово : Я грущу, может быть, оттого, что я уже не увижу их
Слайд 156: ВАЖНО !
Сложные союзы тогда как, словно как, в то время как, между тем как не расчленяются! В то время как решался вопрос, я ходил из угла в угол.
Слайд 157: СПП с несколькими придаточными
Я люблю утро, потому что можно увидеть рассвет, который навевает мне приятные мысли. (три части! 2 запятые!) ВАЖНО! Если придаточные однородные – запятую НЕ СТАВИМ! Я считаю, что вы устали и что вам необходимо подкрепиться.
Слайд 158: Задание 19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ). Проводники объяснили мне (1) что (2) если во время штиля туман перестаёт моросить и начинает подниматься кверху (3) и если при этом эхо исчезает (4) надо ждать весьма сильного дождя. Пишем в бланк: 124
Слайд 159: Задание 19 СП с разными видами связи
Алгоритм выполнения : Выделяем грамматические основы, находим границы предложений. Находим главное (одно должно быть без союза!). Ищем придаточные. Если их несколько, смотрим как связаны между собой Расставляем запятые ВНИМАНИЕ! Стык союзов (два союза рядом). На стыке двух союзов если в предложении есть ТО, ТАК, запятая НЕ СТАВИТСЯ!
Слайд 160: ВАЖНО! Роль союза И
Соединяет однородные члены запятая не ставится : Я посмотрел в небо и заметил летящий самолет. Соединяет части сложного предложения Запятая ставится : Я долго смотрел в небо, и самолет успел скрыться.
Слайд 161: 19. Расставьте все знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)
Мы готовились к экзамену (1) и (2) когда пришло время испытания(3) то мы с уверенностью справились с заданиями. Пишем в бланк: 13
Слайд 162: Задание 20
Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова (найти плеоназм) замена слова (неправильное по смыслу или по стилю слово)
Слайд 163: Задание 20
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово Он быстро спустился вниз по лестнице. Выписываем в бланк: ВНИЗ
Слайд 164: ПЛЕОНАЗМ
ГЛАВНАЯ СУТЬ ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОДВИГ ВНУТРЕННИЙ ИНТЕРЬЕР ВОДНАЯ АКВАТОРИЯ ЖЕСТИКУЛИРОВАЛ РУКАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БОНУС АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС АРСЕНАЛ ОРУЖИЯ КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Слайд 165: ПЛЕОНАЗМ
ВЕДУЩИЙ ЛЕЙТМОТИВ МАРШРУТ ДВИЖЕНИЯ ПОЛНОЕ ФИАСКО ПЕРСПЕКТИВА НА БУДУЩЕЕ ОЧЕНЬ КРОХОТНЫЙ СМС- СООБЩЕНИЕ ЭКСПОНАТЫ ВЫСТАВКИ ТАЙНЫЙ АНОНИМ ТРУДОУСТРОЙСТВО НА РАБОТУ
Слайд 166: Задание 20
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка Количество читателей в библиотеке непрерывно прогрессирует. Выписываем в бланк: увеличивается
Слайд 167: Примеры нарушения лексической сочетаемости
это не играет никакого значения (ВЫПИСЫВАЕМ В БЛАНК: НЕИМЕЕТ) это несёт (играет) определённую функцию (ВЫПИСЫВАЕМ В БЛАНК: ВЫПОЛНЯЕТ) Несет главную роль (выписываем в бланк: ИГРАЕТ)
Слайд 169: Задание 21
ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ ЗАДАНИЕ!!! Возможные формулировки: Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Какие из высказываний не противоречат содержанию текста? И др.
Слайд 170: Задание 22
ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ ЗАДАНИЕ!!! Возможные формулировки: определить тип речи в указанных фрагментах: Повествование; Описание; рассуждение. 2 ) понять, какое из высказываний верно, а какое — нет.
Слайд 171: Повествование
рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Обычно построено на глаголах. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм.
Слайд 172: Описание
Это обычно характеристика человека, места, явления, предмета. Строится на прилагательных, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, вы можете представить картину и детали.
Слайд 173: Рассуждение
последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей. Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис. Чаще всего встречается в научном стиле( например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе.
Слайд 174: ВАЖНО!
Если написано, что в предложении 10 представлено повествование, значит, мы ищем повествование в чистом виде. Если написано, что предложение 10 содержит повествование, то в нем могут содержаться элементы рассуждения или описания.
Слайд 175: Задание 23
ПОВТОРИТЬ ПОНЯТИЯ : прямое/переносное значение слова синонимы (контекстный синоним) антонимы (контекстный антоним) омонимы фразеологизмы заимствованные слова лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы) ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы) стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика
Слайд 176: ЗАДАНИЕ 23
Из предложений №… выпишите слово со значением: «_________». Из предложений №… выпишите фразеологизм.
Слайд 177: ВАЖНО!
СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, Синонимы - разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Путь – дорога); Антонимы – противоположные по значению слова (черный – белый); Омонимы – одинаково звучащие слова, но с разным значением (ключ от двери – разводной ключ)
Слайд 178: Лексика пассивного запаса
Историзмы – устарело слово, т.к. устарело или исчезло совсем явление (опричнина) Архаизмы – устарело слово, и его но заменили современным синонимом. (Ланиты – щёки), Неологизмы - это новые слова (смартфон)
Слайд 179: Ограниченная в употреблении лексика
Диалектизмы - это слова определенной местности (векша - белка). Профессионализмы – термины определенных профессий. Жаргонизм - слова, которые использую в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: малява (записка - уголовное арго) клёвый (молодежь) Просторечная лексика - слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком (" свистнуть" - в значении "украсть", "харя, морда" - в значении " лицо«)
Слайд 180: Эмоциональная окраска
Нейтральная - есть Высокая (книжная) – вкушать Разговорная – кушать, хавать Просторечная – жрать
Слайд 181: Фразеологизмы
Устойчивое словосочетание! Нельзя изменять! Лексическое значение = значению 1-2 слов
Слайд 182: Фразеологические обороты
Беречь как зеницу ока Бубнит как пономарь Вертится как белка в колесе Дрожит как осиновый лист Льет как из ведра Спал как убитый Пристал как банный лист Бежал во весь дух
Слайд 183: Выпишите фразеологизмы
Для любимого можно перевернуть весь мир, за ним можно пойти на край света. Старуха, у которой денег куры не клюют, согнулась в три погибели. Василий Тёркин – тертый калач, весельчак, который за словом в карман не полезет.
Слайд 184: проверим
Для любимого можно пер евернуть весь мир, за ним можно пойти на край света. Старуха, у которой денег куры не клюют, согнулась в три погибели. Василий Тёркин – тертый калач, весельчак, который за словом в карман не полезет.
Слайд 185: Задание 24 – средства связи предложений в тексте
Может быть от 1 до 3 ответов!!! Среди предложении №…. найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим с помощью.... Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(- ии ?).
Слайд 186: Алгоритм выполнения задания 23
1) Внимательно прочитайте задание. Если написано: найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩ ИМ, то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано : найдите предложение связанное с ПРЕДЫДУЩ ИМИ, то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом. 2 ) Внимательно прочитайте фрагмент текста. 3 ) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находит в любой части предложения. 4 ) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании. УКАЗЫВАЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ(Я), ГДЕ ЕСТЬ СРЕДСТВО СВЯЗИ !!!
Слайд 187: Средства связи (задание 24)
Среди предложений… найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью…
Слайд 189: Сочинительные союзы
1. Соединительные ( И, ДА(=И), НЕ ТОЛЬКО - НО И, КАК – ТАК И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ) 2. Противительные (А, НО, ДА(=НО), ОДНАКО(ЖЕ), ЗАТО) 3. Разделительные (ИЛИ, ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО)
Слайд 190: Подчинительные союзы
1. Причинные (ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ВВИДУ ТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО…) 2. Целевые (ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ) 3. Временные (КОГДА, ЕДВА, ЛИШЬ, ПОКА…) 4. Условные (ЕСЛИ, ЕСЛИ БЫ, РАЗ, ЛИ,КАК СКОРО…) 5. Сравнительные (КАК, БУДТО, СЛОВНО, КАК БУДТО…) 6. Изъяснительные (ЧТО, ЧТОБЫ, КАК…)
Слайд 191: МЕСТОИМЕНИЯ
1) Личные (я, мы, ты, вы, он, они и их падежные формы) 2) Притяжательные (его, ее, их, наш, ваш) 3) Указательные (тот, этот, такой)
Слайд 192: Разряды местоимений
1. Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они); 2. Возвратные (себя); 3. Вопросительные ( кто? что? каков? чей?); 4. Относительные (кто, что, каков, чей); 5. Неопределённые (некто, кое-кто, что-нибудь); 6. Отрицательные (никто, ничей, никого); 7. Притяжательные (мой, твой, свой, их, наш); 8. Указательные (тот, те, этот, столько); 9. Определительные (весь, самый, иной, другой):
Слайд 193: ЧАСТИЦЫ
Формообразующие Смыслообразующие Условное и повелительное наклонение (хотел бы, да здравствует солнце!, давай уйдем, пусть светит ) степени сравнения ( более аккуратный) Вносят оттенки смысла ( Неужели завтра экзамен?) 2) выражают чувства ( Вряд ли я приду)
Слайд 194: Разряды частиц
1) Указательные (Вот, вон) 2) Уточняющие (именно, как раз, точно, ровно) 3) Выделительно-ограничительные (Лишь, только, почти, единственно, исключительно) 4) Усилительные (даже, же, ведь, всё-таки, ни, всё же) 5) Утвердительные (да, так, ага) 6) Вопросительные (ли, разве, неужели) 7) Отрицательные (не, ни, нет) 8)Выражающие сомнение (вряд ли, едва ли) 9) Восклицательные (что за, как)
Слайд 195: Синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов)
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. ( Д.С. Лихачев)
Слайд 196: Парцелляция (неполное предложение
Я был болен и чувствовал себя разбитым. Поэтому решил пропустить занятие.
Слайд 197: Вводные слова
Что нужно, чтобы сдать экзамен? Во-первых, усердно трудиться. Во-вторых, верить в свои силы.
Слайд 198: Задание 25 Средства выразительности
Максимум 4 балла!!! Внимательно прочитайте задание. Там бывают подсказки: Лексические средства – это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, Тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.